"Библиотека коррекционной помощи для педагогов" консультация по теме: " Игры, задания и упражнения, способствующие развитию пространственно-временных представлений у детей дошкольников"".
консультация по коррекционной педагогике

Леонова Наталья Викторовна

игры на развитие пространственно-временных представлений у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prostrans_vremennye_igry.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Игры, задания и упражнения, способствующие развитию пространственно-временных представлений у детей дошкольников

Формирование пространственных и временных представлений

у старших дошкольников.

 

        Под пространственными представлениями понимаются представления об отношениях между объектами пространства или между пространственными признаками этих объектов. Они выражаются понятиями о таких пространственных признаках предметов как форма, их протяженность  (высокий-низкий, длинный-короткий),  понятиями о направлениях (вперед-назад, вверх-вниз, налево-направо), о расстояниях (близко-далеко), об их отношениях (ближе-дальше), о местоположении (в середине).  

      Представления о последовательности смены явлений и состояний материи называются временными. Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо самим научиться ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

     

Игра «Вот какие мы».

Дети выстраиваются в два ряда напротив друг друга и выполняют действия по инструкции: «Покажи правую – левую руку», «Покажи правый глаз, левое ухо», «Покажи правое ухо у товарища» и т.п. Параллельно уточняются те названия парных частей тела, которые с трудом закрепляются в словаре («голень», «бедро», «щиколотка», «запястье», «стопа», «кисть», «плечо» и т.д.).

Игра «Наводим порядок».

Перед детьми в произвольном порядке разложены варежки, перчатки, расставлены тапочки, чешки и т.д. предлагается найти пару, правильно поставить туфли, надеть перчатку на правую руку и т.п. Также можно предложить определить правый и левый рукава у блузки, лежащей спинкой вверх; потом спинкой вниз, определить левый и правый карманы у джинсов (вид спереди и сзади).

«Игра в «солдатики».

По приказу «командира» – взрослого «солдатики» – дети поворачиваются налево и направо, поднимает левую (правую) руку.                    Напоминаем, что правой (в общем случае) является та рука, которой он рисует или пишет.   

Игра «Ладошки и следы».

На ковре в произвольном порядке разложены изображения вырезанных по контуру ладоней и ступней. Дети находят пары, затем предлагается пройти по следам  с учетом асимметрии отпечатков следов. По мере усложнения игры предлагаются разные варианты дорожек: прямая, перекрестная, кривая.

Игра «Обезьянки».

Воспитатель поворачивается спиной к детям и выполняет движения руками (вверх, в сторону, вперед, за спину, за голову, на голову, на плечо, на пояс) и ногами (вперед, назад, в сторону, сгибание в колене). Дети повторяют движения.

Игра «Как мы здороваемся».

Воспитатель приглашает в гости Петрушку, предлагает детям с ним поздороваться правой (левой) рукой.

Игра   «Зарядка для кукол».

Перед детьми – куклы. Дети выполняют инструкцию:

 «Подними правую руку куклы вверх, отставь левую ногу куклы назад»; «Расскажи, что ты сделал». И т.д.

     

Игра «Стройся».

Дети выстраиваются в ряд в соответствии с инструкцией: «Лена, выйди вперед», «Катя, встань позади Лены» и т.п.

Игра  «Встань правильно» или «Найди свое место».

Перед детьми ставится задача на ориентировку в специально созданных пространственных ситуациях и определение своего места по заданному условию: «Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади – стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади - Дима».

Игра «Готовимся к занятию».

Детям предлагаются следующие инструкции: «Положить ручку справа от тетради; положить карандаш слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге и карандаш по отношению к тетради - слева или справа. Так же проводится определение пространственного расположения трех предметов: положить книгу перед собой, слева от нее поместить карандаш, справа - ручку».

Игра   «Живые вагончики».

 Дети выставляют игрушки в соответствии с инструкцией воспитателя, затем называют их пространственные позиции:  1) «Поставь ежика впереди мишки. Поставь лисичку позади мишки»; 2) «Расскажите, кто впереди мишки, кто позади мишки». И др.

Игра  «Собери сказку».

Перед ребенком – набор игрушек или предметов. Ребенок выполняет инструкции и отвечает на вопросы по выполненным действиям:  «Поставь лошадку близко к домику»; «Поставь елочку далеко от домика»; «Поставь машинку между домиком и елочкой», «Поставь человечка справа от домика», «Расскажи, что ты сделал».

Игра  «Строим город».

Перед детьми – разноцветные детали конструктора. Дети выполняют инструкции:  «Положи красный кирпичик вниз, а синий сверху»; «Возьми красный кубик, сверху положи синий конус, справа от кубика поставь в ряд три зеленых кирпичика». И др.

Игра  «Прятки».

По инструкции воспитателя ребенок прячет игрушку, остальные дети должны найти ее и сказать, куда была спрятана игрушка:  «Спрячь игрушку под стол (в шкаф, за кроватку, на полку)»; «Куда спрятал Вова мишку?».

 

Игра «Дополни рассказ».

 Воспитатель расставляет на столе игрушки: посередине избушка, перед нею садик, в саду дерево, под ним скамейка. Дети дополняют предложения, сказанные воспитателем, и расставляют предметы.

Вопросы:

- Дед вышел откуда? (из избушки).

- И сел куда? (на скамейку)

- Под чем? (под деревом)

- Птичка сидела где? (на дереве) и пела. Услышала ее кошка и прыгнула.

- За кем? (за птичкой)

- Куда? (на дерево)

- Но птичка улетела и села куда? (на крышу избушки)

- Кошка полезла за кем? (за птичкой) Но птичка улетела.

- Бабушка вышла откуда? (из избушки)

- Рассердилась на кого? (на кошку)

- И прогнала ее куда? (на чердак)

         

 

Игра  «Найди пакет».

 Воспитатель предлагает ребенку найти пакет, выполнив действия соответственно инструкции:  «Иди вперед, до стола; повернись направо, пройди пять шагов; повернись налево, пройди еще три шага» И т.п.

Игра «Подбери дорожку».

Воспитатель выстраивает на ковре ряд игрушек или предметов на разном расстоянии друг от друга. Детям предлагаются полоски разной длины – «дорожки». Дети выполняют инструкцию, затем объясняют свои действия:  «Подбери дорожку, чтобы собака смогла дойти до своей конуры». (Образец ответа: «Собака далеко от конуры, ей нужна длинная дорожка».) «Подбери дорожку, чтобы кошка смогла дойти до своей миски». (Образец ответа: «Кошка близко от миски, ей нужна короткая дорожка»).

         

Игра «Выложи гномика из фигур».

  Детям предлагается выложить изображение  на листе бумаги из  геометрических фигур соответственно инструкции: «В центр листа положите овал – это туловище», «Круг – это голова. Куда положите круг?», «Красный треугольник – это правая рука гномика», «Синий треугольник – это левая рука», «Желтый прямоугольник – левая нога гномика», «Зеленый прямоугольник – правая нога», «В левой руке у гномика мяч (круг)». По выполненной инструкции детям задают вопросы.

Игра «Раскрась Петрушку».

Детям предлагаются листы с контурным изображением игрушки, набор карандашей. Колпак и комбинезон Петрушки разделены по центру вертикальной линией. Дети раскрашивают изображение соответственно инструкции: «Нарисуйте лицо. Покажите правый-левый глаз», «Правую половину колпака закрасьте желтым цветом, а левую – зеленым», «Левую половину комбинезона закрасьте розовым цветом, а правую – голубым», «Правый ботинок у Петрушки красный, а левый коричневый», «В левой руке у Петрушки нарисуйте шарики».

   

Игра «Новый год».

На фланелеграфе – изображение елочки. Воспитатель прикрепляет      последовательно изображения предметов (звезду, шар, сосульку, зайчика) к фланелеграфу, задавая детям вопросы после каждого действия. Вопросы «Где висит звезда?», «Где висит шар?» «Что висит под шаром?», «Что висит справа от мишки?»

Игра «Составь картинку».

  Воспитатель предлагает детям поочередно выкладывать картинки с изображениями на фланелеграфе соответственно инструкции: «В центре стоит домик, справа от домика растет береза, под березой растет гриб, слева от домика стоит собачья будка, собака расположилась между будкой и домиком, в левом верхнем углу летит птичка и т.д.»; «Где растет гриб?»;  «Что находится в правом верхнем углу?» И т.п.

Игра «Новоселье у матрешек».

 У каждого ребенка карточка-домик с 6 окошками и 6 картинок с изображениями головок матрешек в платочках разного цвета: красного, синего, желтого, зеленого, оранжевого, голубого. Воспитатель предлагает детям расселить матрешек соответственно инструкции:   «Матрешка в красном платочке будет жить в комнате справа от двери»; «Матрешка в синем платочке живет тоже в комнате рядом с дверью»; «Матрешка в зеленом платочке будет жить в комнате над дверью»; «Матрешка в желтом платочке будет жить над комнатой матрешки в синем платочке»; «На самом верхнем этаже будет жить матрешка в голубом платочке». После выполнения задания детям задаются вопросы:  «Какая комната свободна?»; «Какую матрешку поселим в нее?»; «Какая матрешка живет справа от матрешки в зеленом платочке?»; «Какая матрешка живет между матрешками в желтом и оранжевом платочках?». Ит.п.

   

Игра «Где находится твой дом?».

 Воспитатель показывает детям картину, на которой изображена улица с жилыми домами, деревьями, другими зданиями. Предлагает мысленно выбрать себе любой дом. Воспитатель:  «Я каждому позвоню по телефону и узнаю, где находятся ваши дома». Примерный диалог: «Добрый день Леночка! Объясни  пожалуйста, как найти твой дом? Расскажи, далеко ли от твоего дома аптека? Что находится позади твоего дома? Есть ли рядом магазин? Справа или слева от твоего дома он находится?» И т.п.

Игра «Отгадай число».

 Работа с числовым рядом. Взрослый или ребенок задумывает число (в пределах одного или двух десятков, в зависимости от подготовки ребенка), а дети пытаются его отгадать. Задавая соответствующие вопросы.  Тот, кто загадал число, может отвечать только «да» или «нет». Вопросы: это число справа от пяти? (нет) Это число слева от пяти? (да) Оно между один и три? (нет) Оно между два и пять? (да) Это число четыре? (да).

Игра «Поиск клада».

Нарисуйте приблизительный план комнаты (с мебелью) или квартиры. На нем обозначьте место, где Вы спрятали для ребенка сюрприз. Пусть ребенок отыщет его по плану.  

Игра «Почта».

Разделить лист бумаги на 4 квадрата. Попросить ребенка нарисовать простую картинку (треугольник, кружок, цветок, рыбку и т.п.) по адресу, например: «Нарисуй красный кружок в левом верхнем углу нижнего правого квадрата». Начинать с наиболее простых адресов, заканчивая сложными.

Отыскивание букв по «Азбуке».

Работать можно с группой детей, тогда «Азбука» должна быть большая и висеть на доске. Воспитатель: « Найди  букву, которая находится на две буквы вниз и одну букву направо от буквы М» И т.п.

Игра «Угадай слово».

 Предлагается прямоугольник, разделенный на четыре квадрата. Дети выполняют задание по инструкции:  в третьем слева квадрате напиши букву «Ш», в третьем справа «И», слева от «И» - «М», в первом справа «А». Какое имя получилось? («Миша»)

Игра «Займи свой коврик».

Перед детьми ставится задача занять коврик с определенным расположением фигур: займи красный коврик с зеленым овалом в середине; займи желтый коврик с квадратом в правом верхнем углу и т.п.

Игра «Найди картинку».

 Детям предлагается лист, разделенный на 36 квадратов, в определенных квадратах нарисованы картинки, внизу листа стрелка. Дети находят картинку по инструкции: « От стрелки – 1 клетка вверх, 3 направо» и т.п.

«Лабиринты»   «В гости к клоуну».

Детям предлагается общая схема расположения домиков, каждому дается свое письмо со схемой движения. Ребенок должен определить, в  каком доме живет клоун. В заключении каждый ребенок рассказывает, как он добрался до домика клоуна.

Игра «Помоги кукле расставить мебель».

 Воспитатель предлагает детям расставить кукольную мебель соответственно графической схеме расположения предметов (схема предварительно анализируется).

   

Игра «Что нарисовал художник».

Воспитатель рассказывает детям о том, как один художник нарисовал их группу, но необычно: показывает план-схему. Предлагает найти в группе те предметы, которые изображены на рисунке.

   

Игра «Разведчики».

 Воспитатель сообщает детям, что им нужно найти важное письмо по плану-схеме, в котором стрелками указано направление пути. Педагог показывает детям план-схему, проводит его анализ – в групповой комнате, устанавливая соответствие между схемой расположения предметов и реальной обстановкой, а также анализирует путь, определяемый стрелками.

выложить  геометрические фигуры, производя преобразования над ними), при счете предметов (используется счет по диагонали, по кругу) и т.д.

Игра «Мячик прыгает по мне – по груди и по спине».

 Дети выполняют задания по инструкции воспитателя:

                               В правую руку свой мячик возьми,

                               Над головою его подними

                               И перед грудью его подержи.

                               К левой ступне не спеша положи.

                               За спину спрячь и затылка коснись.

                               Руку смени и другим улыбнись.

                               Правого плечика мячик коснется

                               И ненадолго за спину вернется.

                               С голени правой да к левой ступне,

                               Да на живот – не запутаться б мне.  

    «Вправо, влево прокати, только мяч не упусти» Дети садятся вокруг стола. Мяч прокатывается от одного ребенка к другому по инструкции воспитателя: «Саша, кати мяч влево (к Диме). Кати мяч вправо (к Оле). Куда надо катить мяч, чтобы он попал к Лене?».

Игра «Попади в ворота».

 По заданию воспитателя дети прокатывают мяч в ворота, которые расположены в разных направлениях (прямо, слева, справа, сзади ребенка).

Игра «Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг».

Дети стоят по кругу на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч, говоря при этом: «Мяч бросаю вправо, Лене. Лена, лови!», «Мяч бросаю влево, Саше. Саша, лови!».

Игра «Справа, слева, впереди в обруч точно попади».

 Ребенок с мячом становится между двумя обручами разного цвета, лежащими на полу. Воспитатель предлагает следующие задания:

    - Какой обруч находится слева (справа)?

    - Стукни три раза в правый обруч.

    - Стукни четыре раза мячом в левый обруч.

    - Стукни два раза перед собой и два раза в правый обруч.

    - Стукни мячом три раза в левый обруч и два раза перед собой.

Упражнение для ног с элементами самомассажа.

Выполняется сидя на стульчиках.

Вариант 1. Дети катают мяч вперед – назад стопой правой и левой ноги поочередно.

                            Разомнем мы ноги сами,

                            Покатаем мяч ногами.

                            Правой ногою туда и сюда –

                            Левая все повторяет всегда.

Вариант 2. Мяч катается одновременно двумя ногами вперед – назад. В каком направлении ты катаешь мяч?

                            Обе ноги мы на мячик поставим,

                            Взад и вперед покататься заставим.

   

Игра  «Я по стульчику стучу и по полу – где хочу!».

  Упражнение выполняется стоя перед стульчиком. Ребенок, по инструкции воспитателя, ударяет мячом по сиденью стульчика, по полу справа, по полу слева, в различных вариантах.

   

      

Игра «Закончи предложение»:

Завтракаем мы утром, а обедаем…

Солнце светит днем, а луна - …

Спим мы ночью, а зарядку делаем …

   

Игра «Расскажи о своем распорядке дня».

«Утром я встаю и делаю зарядку»

«Днем я хожу на прогулку» И т.п.

Игра «Продолжай!»

«В музыкальный зал мы ходили...» (вчера)  

 «Занятие по математике у нас было...» (сегодня)

 «Рисовать мы будем...» (завтра) И т. п.

Игра «Закончи предложение»: (предлагаются пары слов).

Черепаха ползет …, а заяц скачет…

Пешеход идет …, а машина едет …

 Жук летит…, а гусеница ползет…

 Поезд едет…, а машина…

Игра «Покажи соответствующую цифру».

 Воспитатель называет определенный день недели, дети должны показать соответствующую ему цифру (понедельник – цифра 1, четверг – цифра 4 и т.д.)  

Игра «Живая неделя».

 Для игры вызываются к доске семь детей, пересчитываются по порядку, даются  в руки кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т.д. можно использовать цифры или слова.

Игра «Назови соседей».

Воспитатель предлагает назвать рядом находящиеся дни недели к названному дню (среда – вторник и четверг и т.п.)

Игра «Закончить предложения».

 Воспитатель читает предложения и предлагает вставить пропущенные названия дней недели.

     Если сегодня понедельник, то завтра будет…  

     Если сегодня четверг, то завтра будет…

     Если сегодня суббота, то завтра будет …

     Если сегодня пятница, то вчера была…

     Если сегодня вторник, то вчера был…

Игра «Вставить в предложения пропущенные слова».

Воспитатель читает предложения и предлагает вставить пропущенные слова.

Золушка шила платье с понедельника по среду. Значит, она работала… дня.
Буратино и Пьеро выступали в театре с четверга по воскресенье. Значит, они выступали … дня.

Незнайка пошел в поход и шел четыре дня. Вышел он во вторник, а закончил свой поход в …

Чиполино копал грядку три дня. Начал он работу в среду, а закончил ее в …

Наф-Наф строил дом. С понедельника по четверг он возводил стены. А за следующие два дня он сделал крышу.  Сколько дней Наф-Наф возводил стены? В какой день недели Наф-Наф закончил делать крышу? Сколько всего дней строился дом?

Игра «Вычислить день недели».

 Воспитатель читает предложение и предлагает вычислить соответствующий день недели.

Если к сегодняшнему дню прибавить еще два, то наступит воскресенье. Какой это день недели?

Если от завтрашнего дня отнять два дня, то это был…  И т.п.

При знакомстве с временами года можно употребить модель времен года:

каждому времени года соответствует свой цвет: зимой все в снегу – белый кружок, лето красивое – красный кружок и т.д.

каждому времени года соответствует свой вид деятельности: зимой дети лепят снежную бабу или играют в снежки, весной вешают скворечники, летом купаются и загорают на солнце и т.п.

Игра «Догадайся, о каком времени года идет речь».

 Воспитатель читает небольшой текст, дети по содержанию определяют время года.

Сегодня плохая погода. На улице холодно. Дует сильный ветер, почти весь день идет дождь. С деревьев опадают листья. (осень)

Вокруг лежит снег. Люди одеты в теплую одежду. Дети катаются на лыжах и санках. (зима).

«Когда это бывает?» (загадки о временах года).

Игра «Составь картинку».

  Педагог предлагает нарисовать картинку с изображением явлений природы, характерных для того или иного времени года.

«Объясни  смысл пословиц о временах года».

Весенний дождь лишним не бывает.
Весна красна цветами, а осень пирогами.
Что летом родится, зимой пригодится.
Готовь сани летом, телегу - зимой.
Летний день за зимнюю неделю.
Лето со снопами, осень с пирогами.
Солнце на лето, зима на мороз.

     

«Угадай, какой месяц?».

Прослушав текст, догадаться, о каких месяцах в нем говорится.

В этом месяце все дети идут в школу.

Этим месяцем заканчивается осень.

С этого месяца начинается новый год.

С этого месяца начинается зима.

В этом месяце отмечаем женский день.

Этот месяц – середина лета.

Самый короткий месяц года…

Самые короткие световые дни в ...  И т.п.

     

«Вставить пропущенное число».

Времен года… Частей суток… Дней недели… Месяцев в году… В каждом времени года месяцев… В часе… минут.

Игра «Наоборот».

Дети дополняют начатую педагогом фразу, подбирают слова противоположного значения (утро — вечер, сначала — потом, быстро — медленно и т. п.), определяют, что дольше: день или неделя, неделя или месяц, месяц или год.

«Короче – длиннее».

Неделя или месяц, 5 часов или сутки, 7 суток или неделя, 20 месяцев или один год?

«Найди лишнее слово».

Вчера, завтра, вторник, послезавтра;

Вторник, пятница, вчера, среда, суббота;

Зима, сентябрь, весна, лето.

Игра «Продолжи ряд».

Утро – день - ….;

Зима – весна -….;

Декабря – январь - …..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: Игры и игровые упражнения, способствующие приобретению плавательных навыков

Игры и игровые упражнения, способствующие приобретению плавательных навыков...

Игры, задания и упражнения для развития памяти детей 7 лет

Игры, задания и упражнения для развития памяти детей 7 лет...

Тема: «Игры с прищепками как средство развития элементарных математических представлений у детей в младшем дошкольном возрасте».

Тема: «Игры с прищепками как средство развития элементарных математических представлений у детей в младшем дошкольном возрасте».1.Развитие элементарных математических представлений - это и...

Упражнения на развитие пространственно-временных представлений

Упражнения направлены на ориентировку во времени и на запоминание дней недели....