Нетрадиционные игровые пособия, как средство развития зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике

Светлова Юлия Викторовна

Комплекс коррекционно-развивающих игр

«ПАЛОЧКИ-ВЫРУЧАЛОЧКИ»

Цель: Развитие зрительно-моторной координации и сенсомоторики у детей с нарушением зрения.

Возрастная категория: дошкольники 3-7 лет

Возможность использования:  на индивидуальных занятиях, на тифлопедагогических коррекционных занятиях, при подготовке к  коррекции зрения на офтальмологических тренажерах

Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_netraditsionnye_igry.pptx1.65 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нетрадиционные игровые пособия, как средство развития зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения

Слайд 2

Комплекс коррекционно-развивающих игр «ПАЛОЧКИ-ВЫРУЧАЛОЧКИ» Цель : Развитие зрительно-моторной координации и сенсомоторики у детей с нарушением зрения. Возрастная категория : дошкольники 3-7 лет Возможность использования : на индивидуальных занятиях, на тифлопедагогических коррекционных занятиях, при подготовке к коррекции зрения на офтальмологических тренажерах Форма работы : фронтальная, групповая, индивидуальная

Слайд 3

Рекомендации к комплексу игр: При подборе и предъявлении дидактического материала рекомендуется учитывать зрительные возможности детей с амблиопией и косоглазием и типы зрительных нагрузок, разработанные Л. А. Григорян Детям 2-4 лет с амблиопией и косоглазием при остроте зрения до 0.3 предъявляются объекты и изображения с контрастностью по отношению к фону. Детям с центральной фиксацией трудно реализовать взор на определенном объекте, это должно учитываться при использовании дидактического материала. Старшим дошкольникам с остротой зрения от 0.4 и выше с центральной устойчивой фиксацией с монокулярным, монокулярно-альтернирующим и одновременным характером зрения, со сходящим косоглазием можно предъявлять разнообразные объекты различных цветов и размеров. Знакомя детей с амблиопией и косоглазием с игровым пособием, использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме.

Слайд 4

Краткая характеристика игр Игра «Зоркий глаз» Задачи: 1.Учить осозновать , понимать процесс слияния, зрительно соотносить, выделять нужную конфигурацию. 2.Учить определять местоположение предмета в микропространстве в зависимости от точки отсчета. Закрепление знаний основных цветов и оттенков 3.Развитие умения удерживать в поле зрения зрительный стимул при выполнении зрительной задачи. 4.Развивать умение выполнять координированные движения руки, точно соотнося действия руки и глаза.. 5.Активизировать зрительные функции концентрации, локализации. 6.Подготовить ребенка к работе на макулостимуляторе , синаптофоре 7.Развитие концентрации и распределения внимания, самоконтроля.

Слайд 5

Краткое описание игры: Вариант 1: : Ребенку предлагается игровое поле, светлого или темного фона, в зависимости от зрительного диагноза и палочки с цветовым рядом. Задача ребенка способом наложения соотнести цветовой ряд на палочке с аналогичным на игровом поле . Вариант 2 : Ребенку предлагается игровое поле и палочки без цветового ряда. Задача ребенка с помощью зрения выделить любой цветовой ряд на игровом поле и визомоторно самому воспроизвести его на пустой палочке. Возможен вариант с взаимоконтролем детей друг друга.

Слайд 6

Игра «Веселые гусенички » Задачи: 1.Учить диференцировать предметы по внешним признакам. 2.Учить группировать предметы , выделять принцип группировки. 3.Формирование цветовосприятия и цветоразличения. 4.Активизировать зрительные функции фиксации и прослеживания. 5. Подготовить ребенка к работе на амблиотренере , макулотестере . 6. Развивать совместную деятельность зрительного и двигательного анализаторов . 7.Развивать зрительное внимание и логическое мышление.

Слайд 7

Краткое описание игры: Вариант 1: : Ребенку предлагается из многообразия « гусеничек » выбрать две одинаковые. « Гусенички » могут отличаться по : - цвету ; -форме глаз; -цвету лапок; -форме носика; -размеру глаз; Вариант 2: Детям предлагается карточка с сочетанием нескольких цветов. Из многообразия « гусеничек » необходимо выбрать тех, у которых присутсвуют все цвета заявленные в карточке-образце

Слайд 8

Игра «Собери картинку» Задачи : 1.Фомирование представление о целостном образе предмета. 2.Учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета. 3. Развивать координированность зрительно-двигательных функций. 4.Активизировать зрительные функции концентрации, фиксации, локализации. 5.Развивать зрительное внимание и зрительную память. 6.Подготовить ребенка к работе на макулотестрере , синаптофоре , бивизиотренере . 7.Развивать мелкую моторику и логическое мышление.

Слайд 9

Краткое описание игры: Вариант 1 : Ребенку предлагается набор палочек с частями картинки и образец картинки которую он должен из них собрать. Ребенок собирает с опорой на образец. Вариант 2 : Ребенку предлагается набор палочек с частями картинки. Палочки двусторонние, каждая сторона промаркирована своим цветом (красная/зеленая).Ребенок сам выбирает какую ему собрать работая без образца. Вариант3: Ребенку предлагается несколько смешанных наборов одновременно, ребенок должен выбрать сам необходимые ему элементы и собрать картинку .

Слайд 10

Игра «Палочки- липучки» Задачи : 1. Учить различать, называть геометрические фигуры. 2.Учить диференцировать геометические фигуры по внешним признакам из множества других предметов окружающего мира. 3.Учить узнавать эталоны формы в разных модальностях. 4.Закрепить знания названия цветов спектра и умения диференцировать цвета. 5.Развитие тактильно-кинестической чувствительности. 6.Формировать зрительно-пространственное восприятие. 7.Развивать координированность зрительно-двигательных функций. 8.Развивать бинокулярное зрение 9.Подготовить к работе на макулотестере

Слайд 11

Краткое описание игры: Вариант 1 : Ребенку предлагается тактильно обследовать плоскостную геометрическую фигуру, выделить ее основные характеристики и самому из предложенных деталей (палочек с липучками) собрать эту фигуру. Вариант2 : Ребенку предлагается схематическое изображение эталона формы ( на темном или светлом фоне в зависимости от зрительного диагноза), он должен собрать по образцу такой же. - приемом наложения или с опорой на образец. - с опорой на цвет; - без опоры на цвет. Детям 5-7 лет предлагается воспроизвести простешие предметы из геометрически фигур (дом, машина грузовая, елочка)

Слайд 12

Игра «Попробуй повтори» Задачи : 1. Учить осознавать процесс слияния, зрительно соотносить нужную конфигурацию. 2.Учить определять местоположение предмета в пространстве в зависимости от точки отсчета. 3. Учить выполнять координированные движения руки, точно соотнося действие руки и глаза. 4. Формировать зрительно-пространственное восприятие; 5. Развивать механизм программирования сложнокоординированных действий. 6. Закрепить знания названия цветов спектра и умения диференцировать цвета. 7. Развивать бинокулярное зрение и глазодвигательные функции глаза. 8. Подготовить ребенка к работе на макулотестере , синаптофоре . 9.Разивать познавательные функции и мелкую моторику.

Слайд 13

Краткое описание игры: Вариант 1 : Предназначен для детей 3-4 лет. Ребенку предлагается сюжетная картинка с цветным контурным изобажением палочек. Задача ребенка правильно подобрать и наложить цветную палочку к контуру аналогичного цвета . Вариант 2 : Предназначена для детей 4-7 лет. Ребенку предлагается цветная схема предмета, он должен опираясь на образец изобразить такую же фигуру, не используя прием наложения . Вариант 3: Ребенку предлагается цветная схема на темном или светлом фоне, в зависимости от зрительного диагноза. Задача ребенка повторить схему с помощью цветных палочек. 3-4 года- используем метод наложения; 4-7 лет- опора на образец.

Слайд 14

Игра « Укрась гусеничку » Задачи: 1.Учить продолжать заданный узор подбирая и чередуя фишки с элементам узора. 2.Учить определять направление движения относительно себя, словесно обозначать направление. 3.Разивать умение анализировать. 4.Развивать представление о сенсорных эталонах величины, формы, цвета . 5 .Развивать умение ориентироваться на плоскости. 6 .Учить выполнять координированные движения руки, точно соотнося действия руки и глаза. 7 .Активизироать глозодвигательные функции глаза. 8 .Подготовить к работе на макулостимулятору , офтальмотренажере 9. Развивать мелкую моторику

Слайд 15

Краткое описание игры: Вариант 1 : Ребенку предлагается рассмотреть схему, выделить ее основные элементы и воспроизвести или продолжить схему самому. В схеме могут чередоваться: - цвета; - геометрические фигуры; - различные предметы Вариант2 : Ребенку предлагается набор фигур/фишек/предметов он должен сам составить простейшую чередующуюся комбинацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование графического планшета с целью развития зрительно-моторной координации у детей с нарушениями зрения.

В данной статье описывается система использования графических планшетов в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения в детском саду компенсирующего вида № 37 «Хрусталик» г. Таганрога....

статья "Практические рекомендации педагогам для занятий по развитию зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения".

В этой статье я хочу дать несколько практических рекомендаций для развития зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения  на занятиях по ручному труду....

мастер - класс "Развитие зрительно - моторной координации у детей с нарушением зрения"

мастер - класс "Развитие зрительно - моторной координации у детей с нарушением зрения дошкольного возраста"...

Развитие зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения в процессе групповой и индивидуальной деятельности

Развитие зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения в процессе групповой и индивидуальной деятельности...

Развитие зрительно- моторной координации у детей с нарушением зрения 4-5 лет.

Данный материал может использоваться как статья для педагогов, работающих в условиях инклюзивного образования, так и как консультация для родителей....

Развитие зрительно-моторной координации у детей с нарушениями зрения посредством методического пособия «Дары Фребеля».

Обучение и воспитание детей с нарушением зрения, обязательно должна включать в себя систему упражнений, направленных на развитие и совершенствование зрительно-моторной координации. Скоординированная р...