Технологическая карта занятия («Речевое развитие. Развитие речи», подготовительная группа компенсирующей направленности)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Тема: «Дифференциация с - з». Автор-разработчик: Меркушева В.А, Деменкова О.С, воспитатели ГБДОУ д/с № 73 Приморского района СПб. Возрастная адресованность: 5-6 лет Цель: закрепление правильного, отчетливого произнесения звуков. Педагогический замысел: 1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща заниматься, стремление радовать старших своими достижениями. 2. Продолжать развивать в играх память, внимание, мышление, воображение и речь. 3. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з. 4. Продолжать развивать координацию движений. Длительность мероприятия: 25 минут. Предварительная работа: чтение стихотворений на звуки с – з, чистоговорки, загадки., Материалы к занятию: картинки на дифференциацию звуков с- з, фишки для звукового анализа слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

(«Речевое развитие. Развитие речи», подготовительная группа компенсирующей направленности)

Тема: «Дифференциация с - з».

Автор-разработчик: Меркушева В.А, Деменкова О.С, воспитатели ГБДОУ д/с № 73 Приморского района СПб.

Возрастная адресованность: 5-6 лет

Цель: закрепление правильного, отчетливого произнесения звуков.

Педагогический замысел:

  1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща заниматься, стремление радовать старших своими достижениями.
  2. Продолжать развивать в играх память, внимание, мышление, воображение и речь.
  3. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з.
  4. Продолжать развивать координацию движений.

Длительность мероприятия: 25 минут.

Предварительная работа: чтение стихотворений на звуки с – з, чистоговорки, загадки.,

Материалы к занятию: картинки на дифференциацию звуков с- з, фишки для звукового анализа слов.

Этап, его

продолжи-

тельность

Задачи этапа

Деятельность

педагога

Деятельность

воспитанников

Методы,

формы,
приемы,

виды

деятельности

Результат

1

2

3

4

5

6

  1. Вводная часть

Организационный момент.

1 мин.

Создание атмосферы психологической безопасности.

Установление зрительного контакта и позитивного настроения.

Воспитатель и дети в кругу: «Здравствуйте, ребята! Встаньте ровно, подтянитесь и конечно улыбнитесь.

Ребята, послушайте внимательно, я прочту вам девиз нашего занятия:

«Мы будем разговаривать,

И будем выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно».

Воспитатель: «Отлично. Давайте пройдем за столы и начнем наше занятие».

Приветствуют друг друга.

Проявляют эмоции.

Психологический этюд.

Психологическая готовность к совместной деятельности.

Мотивационно-побудительный

2 мин.

Развитие речевого слуха, произвольного внимания, мышления.

Воспитатель: «А чтобы хорошо выговаривать звуки разомнём язычок». Артикуляционные упражнения:

«Лопатка»

Язычок наш, как лопатка,

Закругленный, плоский, гладкий.

«Горка»

Кончик языка в зубки упирается,

Спинку выгибаем – горка получается,

Быстро-быстро с горки вниз,

На санках катится Денис.

«Чистим зубки»

Чищу зубки, чищу зубки

И снаружи, и внутри,

Не болели чтоб они.

Воспитатель: «Ребята, крокодил Гена и Чебурашка очень хотят, чтобы их приняли в школу, но они не умеют проговаривать некоторые звуки, а какие это звуки вы узнаете если отгадаете эти загадки. Слушайте внимательно:

«Солнца яркого боится,

Ночью хищник эта птица.

Ловко мышь найдет в траве,

Говорим мы о … (сове)» Какой первый звук в слове СОВА?

«Он защитит в дождливый день,

А в солнечный подарит тень (зонт)». Какой первый звук в слове ЗОНТ?

Кто догадался, с какими звуками мы будем сегодня играть? Правильно /С/, /З/.

Сегодня мы будем различать звуки с - з и чётко их произносить.

Дети выполняют артикуляционные упражнения. Отгадывают загадки.

Настрой на занятие. Постановка цели занятия.

  1. Основная часть

Организационно-поисковый

6 мин.

Актуализация имеющихся знаний. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений.

Дыхательное упражнение на звук /С, З/

«Чей ветерок сильнее?»

Воспитатель проговаривает и показывает: «Вытяни губы трубочкой, набери воздух и с силой дуй на руку себе. Выполним 3-4 раза и отдохнем».

Воспитатель: «Давайте произнесем звук [с], а теперь [з]. Как вы думаете, чем похожи эти звуки? Почувствуйте, когда мы произносим эти звуки, губы в улыбке, широкий кончик языка находится за нижними зубами, боковые края язычка прижаты к верхним зубам; холодный воздух идет по центру язычка (рука для контроля у рта), а зубы почти сжаты. Значит, во рту есть преграда из зубов.

А чем различаются эти звуки?

При произнесении звука /З/ горлышко «работает». Представьте, как муха звенит ЗЗЗЗЗ, комарики звенят: ЗЗЗЗЗ (произносить длительно на плавном выдохе). Звук /З/ согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение; синий кружок с колокольчиком.

Когда мы произносим звук /С/ горлышко не звенит. Как вы думаете, звук [с] — гласный или согласный? Верно, согласный. Его нельзя петь. Каким кружком мы будем обозначать этот звук? Верно, синим. Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определите: он звонкий или глухой. Верно, глухой. Это согласный твердый глухой звук.

Дети выполняют дыхательное упражнение.

Метод: словесный, показательный,наглядный.

Приемы:

Сравнить звуки с - з по акустико-артикуляционным признакам

Организационно-поисковый

2 мин.

«Открытие» детьми новых знаний

Дифференциация звуков [С] — [3]. Назвать первый звук в именах:

Саня, Соня, Софья;.Зоя, Захар.

Игра «Будь внимательным»

Воспитатель: «Я буду называть слова, а вы, если услышите слово, в названии которого есть звук С, делайте руками, как будто качаете насос, а если слово со звуком З – кистями рук делайте фонарики, как будто это будильник

Помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением. Произносит звуки: с, з, з, с, с, с, з, с, з, з, с, з, з, с, с.

Далее воспитатель произносит слова со звуком С – З: санки, золото, зубы, коса, коза, нос...

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот», нужно заменить звук С на звук З.

Са – за, суп - …, сайка - …, слой – злой,

Соя – Зоя.

Коса – коза, роса – роза, лиса – Лиза.

Дидактическое упражнение «Угадай слово» с фишками.

СУП, КОЗЫ.

Игра с картинками «Четвертый лишний»

Воспитатель выставляет на доску четыре картинки, дети находят картинку с лишним звуком в начале слова.

Метод: словесный, игровой

Прием: поисково-исследовательская деятельность.

Форма: игра

Дифференцировать звуки с –з на слух. Развивать навыки фонетического восприятия.

Динамическая пауза

1 мин.

Снять мышечное напряжение.

Физкультминутка «Самолет».

Произносится текст и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Руки в стороны - в полет

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед,

Полетел наш самолет.

Воспитатель читает текст, а дети выполняют движения.

Координация речи с движением.

Снятие напряжения, активизация внимания.

Практическая работа

6 мин.

Самостоятельное применение новых знаний на практике.

Послушайте рассказ.

«Зайка и коза»

У Зои Зайка и заводная коза. Заведут козу – она забегает по доске. Забавная такая! Зоя сама заводит козу. А о своем зайке совсем забыла. (пер. по Л. Успенскому).

Дети находят слова со звуками С – З, пересказывают текст.

Метод: словесный,

Прием: пересказ

Форма: продуктивная деятельность

Найти слова со звуками С-З. Пересказать рассказ

  1. Заключительная часть

Заключительный

2 мин.

Подведение итогов занятия.

Воспитатель: «С какими звуками мы сегодня играли?

Чем они похожи, чем отличаются? Вы молодцы! Теперь вы не будете путать звуки с - з. А как вы думаете? Помогли мы крокодилу Гене и Чебурашке, научили их произносить звуки правильно?

Ребята, возьмите солнышко, если на занятии вы чувствовали себя комфортно и, вам все было понятно.

Если, что-то осталось неясно, возьмите тучку».

Рефлексия.

Положительный эмоциональный настрой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной группе

Технологическая карта занятия, это очень удобный документ, для проведения как открытого, так и традиционного занятия с детьми по той или иной области. В технологической карте отображены: тема, вид зан...

Технологическая карта интегрированной образовательной деятельности для детей старшей группы компенсирующей направленности «Почемучка».

Технологическая карта интегрированной образовательной деятельности для  детей старшей группы компенсирующей направленности «Почемучка».Тема: «Путешествие в фиолетовый лес»...

Технологическая карта занятия по ФЭМП для детей средней группы компенсирующей направленности с умственной отсталостью (легкой степени)

Технологическая карта занятия по ФЭМП для детей средней группы компенсирующей направленности с умственной отсталостью (легкой степени)Тема занятия: «В гостях у сказки»Возрастная группа:...

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, старшего дошкольного возраста

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАорганизации совместной непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детейс тяжелыми нарушениями речи, старшего дошкольного возраста на о...

Технологическая карта «Весна пришла» по развитию речи подготовительная группа

Технологическая карта «Весна пришла» по развитию речи подготовительная  группа...

Технологическая карта занятия («Речевое развитие. Развитие речи», подготовительная группа компенсирующей направленности)

Тема: «Зимующие птицы. Звук и буква «Ц».Автор-разработчик: Меркушева В.А., Деменкова О.С, воспитатели ГБДОУ детского сада № 73 Приморского района Санкт-ПетербургаВозрастная адресован...