Технологическая карта занятия («Речевое развитие. Развитие речи», подготовительная группа компенсирующей направленности)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Тема: «Зимующие птицы. Звук и буква «Ц».

Автор-разработчик: Меркушева В.А., Деменкова О.С, воспитатели ГБДОУ детского сада № 73 Приморского района Санкт-Петербурга

Возрастная адресованность: 6-7 лет

Цель: закрепление правильного, отчетливого произнесения звука Ц.

Педагогический замысел:

  1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща заниматься, стремление радовать старших своими достижениями.
  2. Дальнейшее расширение и систематизация знаний о предметном и окружающем мире.
  3. Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа, упражнять в словообразовании и словоизменении, упражнять выделять из текста слов с заданным звуком.
  4. Развивать мелкую моторику рук.
  5. Совершенствовать навыки конструирования.

 

Длительность мероприятия: 25 минут.

Предварительная работа: беседы на тему «Зимующие птицы», раскраски, штриховки, обводки на лексическую тему.

Материалы к занятию:  аудиозапись с птичьими голосами, предметные картинки со звуком Ц, картинка с буквой Ц, фишки на каждого ребенка, мяч, счетные палочки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zimuyushchie_ptitsy._zvuk_ts.docx30.96 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

(«Речевое развитие. Развитие речи», подготовительная группа компенсирующей направленности)

Тема: «Зимующие птицы. Звук и буква «Ц».

Автор-разработчик: Меркушева В.А., Деменкова О.С, воспитатели ГБДОУ детского сада № 73 Приморского района Санкт-Петербурга

Возрастная адресованность: 6-7 лет

Цель: закрепление правильного, отчетливого произнесения звука Ц.

Педагогический замысел:

  1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща заниматься, стремление радовать старших своими достижениями.
  2. Дальнейшее расширение и систематизация знаний о предметном и окружающем мире.
  3. Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа, упражнять в словообразовании и словоизменении, упражнять выделять из текста слов с заданным звуком.
  4. Развивать мелкую моторику рук.
  5. Совершенствовать навыки конструирования.

Длительность мероприятия: 25 минут.

Предварительная работа: беседы на тему «Зимующие птицы», раскраски, штриховки, обводки на лексическую тему.

Материалы к занятию: аудиозапись с птичьими голосами, предметные картинки со звуком Ц, картинка с буквой Ц, фишки на каждого ребенка, мяч, счетные палочки.

Этап, его

продолжи-

тельность

Задачи этапа

Деятельность

педагога

Деятельность

воспитанников

Методы,

формы,
приемы,

виды

деятельности

Результат

1

2

3

4

5

6

  1. Вводная часть

Организационный момент.

1 мин.

Создание атмосферы психологической безопасности.

Установление зрительного контакта и позитивного настроения. Воспитатель с детьми встают в круг, держатся за руки. Упражнение «Передай сигнал!». Воспитатель выбирает начинающего, и по команде он слегка сжимает руку стоящему слева, а тот следующему. И так несколько раз, пока скорость передачи «сигнала» не станет максимально быстрой.

Воспитатель: «Отлично. Давайте пройдем за столы и начнем наше занятие».

Приветствуют друг друга.

Проявляют эмоции.

Психологический этюд.

Психологическая готовность к совместной деятельности.

Мотивационно-побудительный

4 мин.

Развитие речевого слуха, произвольного внимания, мышления.

Воспитатель включает запись голосов зимующих птиц, на доске вывешены предметные картинки птиц: вороны, кукушки, воробья. Последней включается запись голоса синицы.

Воспитатель загадывает загадку:

Как в лесу похолодает,

Птички в город прилетают.

Грудкой жёлтой всем знакомы,

Ищут сало на балконах.

Часто в окна к нам стучат,

И пронзительно свистят!

Всем известны эти птицы, Называются… (синицы)

Воспитатель выставляет картинку синицы в центр и предлагает поиграть в игру «Сосчитай до пяти»: одна синицы, две …, пять синиц. Воспитатель повторяет словосочетание «пять синиЦ» и выделяет голосом последний звук: «Ребята, в слове синиц, какой последний звук? Правильно звук Ц. Мы сегодня поиграем со звуком Ц»

Дети прослушивают и называют птицу, отгадывают загадку

Дети хором считают синиц.

Метод: словесный, наглядный,

Прием: прослушивание аудиозаписи, чтение загадок.

Форма: аудиозапись, загадки.

Настрой на занятие. Воспитатель подводит детей к цели занятия.

  1. Основная часть

Организационно-поисковый

6 мин.

Актуализация имеющихся знаний. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений.

Воспитатель показывает детям артикуляцию звука «Ц»:

губки в улыбке;

зубки сближены, но не сомкнуты;

передняя часть язычка сначала смыкается с верхними зубками, затем образуется щель между ними;

сильная короткая воздушная струя идет по язычку;

горлышко «молчит».

Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Фонетическое упражнение «Мама спит. Девочка просит детей не шуметь: «Ц! Ц! Ц! Тихо! Не шумите!» (Звук произносится отрывисто.)

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ц]»:

ц, п, ц, ц...; ца, фа, пу, цу...; цирк, цифра, курица, молоко, рука, заяц, огурец, медведь...

Закончить слово звуком [Ц]:

дворе..., молоде..., жиле..., леве..., плове..., ледене..., продаве...

Закончить слово слогом ЦА:

мельни..., води..., певи..., кури..., ули..., больни...

Дидактическое упражнение «Один — много» — упражнение в словообразовании (обратить внимание детей на изменение последнего слога в словах).

Курица — курицы, мельница — ..., больница — ..., рукавица — ...,

пуговица — ..., луковица — ..., граница — ...

Дидактическое упражнение «Большой — маленький» — упражнение в словообразовании (обратить внимание детей на появление звука [Ц] в новом слове).

Дерево — деревце, блюдо — ..., болото — ..., зеркало — ...,

тело — ..., масло — ..., дело — ..., мыло — ...

Дидактическое упражнение «Назови женскую профессию» — упражнение в словообразовании (обратить внимание детей на появление звука [Ц] в новом слове).

Учитель — учительница, воспитатель — ..., писатель — ...,

художник — ..., охотник — ..., укротитель — ...

Дидактическое упражнение «Во что положим?» — упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом слове).

Вафли положим в вафельницу, хлеб — ..., конфеты — ..., пепел — ..., мыло — ...

Повторить чистоговорки:

Ца-ца-ца — вот идет овца,

Цу-цу-цу — не боюсь овцу,

Цы-цы-цы — нет овцы.

Цо-цо-цо — мы вымыли лицо.

Ец-ец-ец — мы ели огурец.

Ац-ац-ац — у меня матрац.

Дети произносят вместе с воспитателем и индивидуально.

Метод: словесный, показательный,наглядный, практический

Приемы: показ способа действия.

Форма: совместная, фронтальная.

Форма: игры с мячом.

Познакомить с артикуляцией и характеристикой звука Ц.

Развитие фотематического слуха.

Совершенствование навыков словообразования.

Динамическая пауза

1 мин.

Снять мышечное напряжение.

Пальчиковая гимнастика «Считалка для ворон»

Я решил ворон считать: раз, два, три, четыре, пять.

Шесть ворона – на столбе,

Семь ворона – на трубе,

Восемь – села на плакат

Девять – кормит воронят,

Ну а десять – это галка.

Вот и кончилась считалка

Воспитатель читает текст, а дети выполняют движения. (Михеева, Взаимосвязь)

Метод: наглядный, словесный.

Прием: показ, демонстрация.

Форма: пальчиковая гимнастика.

Снятие напряжения, активизация внимания, развитие мелкой моторики рук

Практическая работа

12 мин.

Самостоятельное применение новых знаний на практике.

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке, разделить слова-отгадки на слоги, составить с ними предложения.

Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают,

Медом угощают. (Цветы)

Явился в желтой шубке,

Прощайте, две скорлупки. (Цыпленок)

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и соленый. (Огурец)

На гору бегом,

С горы кувырком. (Заяц)

Работа с фишками. Звуковой анализ слов ЦОКОТ, ЦЫП, ЦАП.

Прослушать отрывок из сказки. Назвать все слова со звуком [Ц]:

Курица гуляла с цыплятами. Она нашла в траве кольцо. Курица положила кольцо на крыльцо. На крыльцо вышла бабушка. Она надела кольцо на палец.

Знакомство с буквой Ц.

Что за хвостик на конце —

На конце у буквы Ц?

Этот хвостик не виляет,

Комаров не отгоняет.

О. Гофман

На что похожа буква Ц?

Упражнение «Кто скорее?» Выкладывание буквы Ц из счетных палочек.

Дети отгадывают загадки, определяют место звука Ц в слове, «хлопками» делят слова –отгадки на слоги, составляют с ними предложения.

Дети находят все слова на звук Ц. 1-2 человека пересказывают текст.

Метод: словесный,

Прием: загадки,

Форма: отгадывание загадок, составление предложений.

Определить место звука Ц в слове. Развитие фонематических представлений. Продолжать учить составлять предложения с заданным словом.

Развивать зрительные и пространственные навыки, совершенствовать навыки конструирования.

  1. Заключительная часть

Заключительный

1 мин.

Подведение итогов занятия.

Воспитатель: «С каким звуком мы сегодня играли?

Вспомните как можно больше слов со звуком [Ц].

Ребята, возьмите солнышко, если на занятии вы чувствовали себя комфортно и, вам все было понятно.

Если, что-то осталось неясно, возьмите тучку».

Рефлексия.

Положительный эмоциональный настрой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной группе

Технологическая карта занятия, это очень удобный документ, для проведения как открытого, так и традиционного занятия с детьми по той или иной области. В технологической карте отображены: тема, вид зан...

Технологическая карта интегрированной образовательной деятельности для детей старшей группы компенсирующей направленности «Почемучка».

Технологическая карта интегрированной образовательной деятельности для  детей старшей группы компенсирующей направленности «Почемучка».Тема: «Путешествие в фиолетовый лес»...

Технологическая карта занятия по ФЭМП для детей средней группы компенсирующей направленности с умственной отсталостью (легкой степени)

Технологическая карта занятия по ФЭМП для детей средней группы компенсирующей направленности с умственной отсталостью (легкой степени)Тема занятия: «В гостях у сказки»Возрастная группа:...

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, старшего дошкольного возраста

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАорганизации совместной непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детейс тяжелыми нарушениями речи, старшего дошкольного возраста на о...

Технологическая карта занятия («Речевое развитие. Развитие речи», подготовительная группа компенсирующей направленности)

Тема: «Дифференциация с - з». Автор-разработчик: Меркушева В.А, Деменкова О.С, воспитатели ГБДОУ д/с № 73 Приморского района СПб. Возрастная адресованность: 5-6 лет Цель: закрепление прави...

Технологическая карта «Весна пришла» по развитию речи подготовительная группа

Технологическая карта «Весна пришла» по развитию речи подготовительная  группа...