Технологическая карта занятия («Речевое развитие. Развитие речи», подготовительная группа компенсирующей направленности)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Тема: «Зимующие птицы. Звук и буква «Ц».
Автор-разработчик: Меркушева В.А., Деменкова О.С, воспитатели ГБДОУ детского сада № 73 Приморского района Санкт-Петербурга
Возрастная адресованность: 6-7 лет
Цель: закрепление правильного, отчетливого произнесения звука Ц.
Педагогический замысел:
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща заниматься, стремление радовать старших своими достижениями.
- Дальнейшее расширение и систематизация знаний о предметном и окружающем мире.
- Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа, упражнять в словообразовании и словоизменении, упражнять выделять из текста слов с заданным звуком.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Совершенствовать навыки конструирования.
Длительность мероприятия: 25 минут.
Предварительная работа: беседы на тему «Зимующие птицы», раскраски, штриховки, обводки на лексическую тему.
Материалы к занятию: аудиозапись с птичьими голосами, предметные картинки со звуком Ц, картинка с буквой Ц, фишки на каждого ребенка, мяч, счетные палочки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zimuyushchie_ptitsy._zvuk_ts.docx | 30.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
(«Речевое развитие. Развитие речи», подготовительная группа компенсирующей направленности)
Тема: «Зимующие птицы. Звук и буква «Ц».
Автор-разработчик: Меркушева В.А., Деменкова О.С, воспитатели ГБДОУ детского сада № 73 Приморского района Санкт-Петербурга
Возрастная адресованность: 6-7 лет
Цель: закрепление правильного, отчетливого произнесения звука Ц.
Педагогический замысел:
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща заниматься, стремление радовать старших своими достижениями.
- Дальнейшее расширение и систематизация знаний о предметном и окружающем мире.
- Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа, упражнять в словообразовании и словоизменении, упражнять выделять из текста слов с заданным звуком.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Совершенствовать навыки конструирования.
Длительность мероприятия: 25 минут.
Предварительная работа: беседы на тему «Зимующие птицы», раскраски, штриховки, обводки на лексическую тему.
Материалы к занятию: аудиозапись с птичьими голосами, предметные картинки со звуком Ц, картинка с буквой Ц, фишки на каждого ребенка, мяч, счетные палочки.
Этап, его продолжи- тельность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы, формы, виды деятельности | Результат |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| |||||
Организационный момент. 1 мин. | Создание атмосферы психологической безопасности. | Установление зрительного контакта и позитивного настроения. Воспитатель с детьми встают в круг, держатся за руки. Упражнение «Передай сигнал!». Воспитатель выбирает начинающего, и по команде он слегка сжимает руку стоящему слева, а тот следующему. И так несколько раз, пока скорость передачи «сигнала» не станет максимально быстрой. Воспитатель: «Отлично. Давайте пройдем за столы и начнем наше занятие». | Приветствуют друг друга. Проявляют эмоции. | Психологический этюд. | Психологическая готовность к совместной деятельности. |
Мотивационно-побудительный 4 мин. | Развитие речевого слуха, произвольного внимания, мышления. | Воспитатель включает запись голосов зимующих птиц, на доске вывешены предметные картинки птиц: вороны, кукушки, воробья. Последней включается запись голоса синицы. Воспитатель загадывает загадку: Как в лесу похолодает, Птички в город прилетают. Грудкой жёлтой всем знакомы, Ищут сало на балконах. Часто в окна к нам стучат, И пронзительно свистят! Всем известны эти птицы, Называются… (синицы) Воспитатель выставляет картинку синицы в центр и предлагает поиграть в игру «Сосчитай до пяти»: одна синицы, две …, пять синиц. Воспитатель повторяет словосочетание «пять синиЦ» и выделяет голосом последний звук: «Ребята, в слове синиц, какой последний звук? Правильно звук Ц. Мы сегодня поиграем со звуком Ц» | Дети прослушивают и называют птицу, отгадывают загадку Дети хором считают синиц. | Метод: словесный, наглядный, Прием: прослушивание аудиозаписи, чтение загадок. Форма: аудиозапись, загадки. | Настрой на занятие. Воспитатель подводит детей к цели занятия. |
| |||||
Организационно-поисковый 6 мин. | Актуализация имеющихся знаний. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений. | Воспитатель показывает детям артикуляцию звука «Ц»: губки в улыбке; зубки сближены, но не сомкнуты; передняя часть язычка сначала смыкается с верхними зубками, затем образуется щель между ними; сильная короткая воздушная струя идет по язычку; горлышко «молчит». Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, глухой. Обозначение: синий кружок. Фонетическое упражнение «Мама спит. Девочка просит детей не шуметь: «Ц! Ц! Ц! Тихо! Не шумите!» (Звук произносится отрывисто.) Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ц]»: ц, п, ц, ц...; ца, фа, пу, цу...; цирк, цифра, курица, молоко, рука, заяц, огурец, медведь... Закончить слово звуком [Ц]: дворе..., молоде..., жиле..., леве..., плове..., ледене..., продаве... Закончить слово слогом ЦА: мельни..., води..., певи..., кури..., ули..., больни... Дидактическое упражнение «Один — много» — упражнение в словообразовании (обратить внимание детей на изменение последнего слога в словах). Курица — курицы, мельница — ..., больница — ..., рукавица — ..., пуговица — ..., луковица — ..., граница — ... Дидактическое упражнение «Большой — маленький» — упражнение в словообразовании (обратить внимание детей на появление звука [Ц] в новом слове). Дерево — деревце, блюдо — ..., болото — ..., зеркало — ..., тело — ..., масло — ..., дело — ..., мыло — ... Дидактическое упражнение «Назови женскую профессию» — упражнение в словообразовании (обратить внимание детей на появление звука [Ц] в новом слове). Учитель — учительница, воспитатель — ..., писатель — ..., художник — ..., охотник — ..., укротитель — ... Дидактическое упражнение «Во что положим?» — упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом слове). Вафли положим в вафельницу, хлеб — ..., конфеты — ..., пепел — ..., мыло — ... Повторить чистоговорки: Ца-ца-ца — вот идет овца, Цу-цу-цу — не боюсь овцу, Цы-цы-цы — нет овцы. Цо-цо-цо — мы вымыли лицо. Ец-ец-ец — мы ели огурец. Ац-ац-ац — у меня матрац. | Дети произносят вместе с воспитателем и индивидуально. | Метод: словесный, показательный,наглядный, практический Приемы: показ способа действия. Форма: совместная, фронтальная. Форма: игры с мячом. | Познакомить с артикуляцией и характеристикой звука Ц. Развитие фотематического слуха. Совершенствование навыков словообразования. |
Динамическая пауза 1 мин. | Снять мышечное напряжение. | Пальчиковая гимнастика «Считалка для ворон» Я решил ворон считать: раз, два, три, четыре, пять. Шесть ворона – на столбе, Семь ворона – на трубе, Восемь – села на плакат Девять – кормит воронят, Ну а десять – это галка. Вот и кончилась считалка | Воспитатель читает текст, а дети выполняют движения. (Михеева, Взаимосвязь) | Метод: наглядный, словесный. Прием: показ, демонстрация. Форма: пальчиковая гимнастика. | Снятие напряжения, активизация внимания, развитие мелкой моторики рук |
Практическая работа 12 мин. | Самостоятельное применение новых знаний на практике. | Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке, разделить слова-отгадки на слоги, составить с ними предложения. Нарядные сестренки Весь день гостей встречают, Медом угощают. (Цветы) Явился в желтой шубке, Прощайте, две скорлупки. (Цыпленок) На грядке длинный и зеленый, А в кадке желтый и соленый. (Огурец) На гору бегом, С горы кувырком. (Заяц) Работа с фишками. Звуковой анализ слов ЦОКОТ, ЦЫП, ЦАП. Прослушать отрывок из сказки. Назвать все слова со звуком [Ц]: Курица гуляла с цыплятами. Она нашла в траве кольцо. Курица положила кольцо на крыльцо. На крыльцо вышла бабушка. Она надела кольцо на палец. Знакомство с буквой Ц. Что за хвостик на конце — На конце у буквы Ц? Этот хвостик не виляет, Комаров не отгоняет. О. Гофман На что похожа буква Ц? Упражнение «Кто скорее?» Выкладывание буквы Ц из счетных палочек. | Дети отгадывают загадки, определяют место звука Ц в слове, «хлопками» делят слова –отгадки на слоги, составляют с ними предложения. Дети находят все слова на звук Ц. 1-2 человека пересказывают текст. | Метод: словесный, Прием: загадки, Форма: отгадывание загадок, составление предложений. | Определить место звука Ц в слове. Развитие фонематических представлений. Продолжать учить составлять предложения с заданным словом. Развивать зрительные и пространственные навыки, совершенствовать навыки конструирования. |
| |||||
Заключительный 1 мин. | Подведение итогов занятия. | Воспитатель: «С каким звуком мы сегодня играли? Вспомните как можно больше слов со звуком [Ц]. Ребята, возьмите солнышко, если на занятии вы чувствовали себя комфортно и, вам все было понятно. Если, что-то осталось неясно, возьмите тучку». | Рефлексия. | Положительный эмоциональный настрой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи на основе методологического эскиза.
Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.Прилагается презентация....
Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной группе
Технологическая карта занятия, это очень удобный документ, для проведения как открытого, так и традиционного занятия с детьми по той или иной области. В технологической карте отображены: тема, вид зан...
Технологическая карта интегрированной образовательной деятельности для детей старшей группы компенсирующей направленности «Почемучка».
Технологическая карта интегрированной образовательной деятельности для детей старшей группы компенсирующей направленности «Почемучка».Тема: «Путешествие в фиолетовый лес»...
Технологическая карта занятия по ФЭМП для детей средней группы компенсирующей направленности с умственной отсталостью (легкой степени)
Технологическая карта занятия по ФЭМП для детей средней группы компенсирующей направленности с умственной отсталостью (легкой степени)Тема занятия: «В гостях у сказки»Возрастная группа:...
Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, старшего дошкольного возраста
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАорганизации совместной непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детейс тяжелыми нарушениями речи, старшего дошкольного возраста на о...
Технологическая карта занятия («Речевое развитие. Развитие речи», подготовительная группа компенсирующей направленности)
Тема: «Дифференциация с - з». Автор-разработчик: Меркушева В.А, Деменкова О.С, воспитатели ГБДОУ д/с № 73 Приморского района СПб. Возрастная адресованность: 5-6 лет Цель: закрепление прави...
Технологическая карта «Весна пришла» по развитию речи подготовительная группа
Технологическая карта «Весна пришла» по развитию речи подготовительная группа...