ТЕМА "ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ.ЗВУК И БУКВА Ш"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Матвиенко Любовь  Викторовна

Знакомство  со звуком [Ш] и буквой " Ш"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_na_share._zvuk_sh.docx22.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Путешествие Ш на воздушном шаре».

Звук [Ш], буква « Ш».

Учитель-логопед: Матвиенко Л.В.

Задачи:

-  дать характеристику согласного звука [Ш];

- уметь точно определять местоположение звука[Ш]  в словах;

- развивать фонематическое восприятие, внимание , память;

- познакомить с буквой «Ш»;

- закрепить умение соотносить звук и его графический образ ;

-упражнять в чтении слогов и слов со звуком [Ш];

- развивать грамматический строй речи ;

- способствовать  развитию  согласованности  в работе левого и правого полушария (нейроигра);

 -воспитывать умение договариваться.

Организационный момент. 

Приветствие. Сегодня  мы  с вами отправимся  на  воздушном  шаре  в путешествие. С какого звука  начинается слово «ШАР»?

Объявление темы занятия.

 «Мы все тепло оделись в путешествие, а на голову мы надели  головной убор. Первый звук  в слове [Ш]. Что это?» («Это шапка»). Картинки вывешиваются).

«Назовите слово, которое обозначает предмет одежды из меха, надеваемый на туловище для удерживания тепла» («Это шуба»).

«Назовите слово, которое обозначает предмет круглой формы, наполненный воздухом, на котором мы сегодня отправились  в путешествие» («Это воздушный шар»).

«Прямо по курсу я вижу внизу  вдоль реки  растут  метёлки –это?» («Это камыш»).

« На двух берегах  реки я вижу предметы. На левом их много, а на правом по одному. Будьте  внимательны продолжите ответ.

Мишка-…            мишки

Кошка-…             кошки

Школа-…     школы

  • Игра «Назови ласково».

По  курсу страна  Лилипутия. У её жителей все  маленькое.

Не машина, а …    машинка

Не шишка, а…. шишечка

Не шкаф,  а…..шкафчик.

  • Игра «Кого не стало?»

Вот  мы  пролетаем над кошкиным домом. У неё  во дворе гости: Шарик, мышка, петушок, лягушка, кукушка, бабушка (показать картинки)

Ой,  мы  с вами  погрузились  в  туманное облако, закрывайте  глаза, а логопед в это время прячет 1 картинку (Дети отгадывают :кого не стало. «Не стало Шарика»…).

Звук выделяется из звучащей речи.

«Какой звук слышится во всех этих словах?» («Звук [Ш]»).

«Да. А мы  прибыли  в свой  детский  сад.

 «Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком [Ш]».

Дети с логопедом дают  характеристику  звуку [Ш].

Звук [Ш] гласный или согласный и почему?» («Звук [Ш] согласный, потому что воздух встречает преграду в ротовой полости. Он глухой,всегда твердый»).

Игра «Хлопни в ладоши  на  звук Ш»:

 звуковой ряд: у, и, а, ш, т,  р, ж, о, м, ш, х …;

 слоговой ряд: за, ча, ма, ба, фа , ля, ша,ша, ра, аш, са, жа, шу, ща, ач, ши, шо, сы,ты, ду …;

 слова: шкаф, шина, машина, сок, шар, корка, шуба, самовар, шапка, желудь, мышь».

«Определи место звука в слове» (начало, середина, конец слова): ШАПКА, ШУБА, МЫШЬ, ШАР.

«Придумайте свои слова со  звуком [Ш] и определите место звука в слове» (начало, середина, конец слова).

Физ. Минутка «ШАР»

Мне купили шарик синий.

Был он легкий и воздушный.

Ах, какой но был красивый,

Но  ужасно непослушный.

Он все время  в небо рвался,

 Быть покорным не хотел.

И,  едва я зазевался,

Шарик взял и улетел.

Помашу  ему  ладошкой,

Хоть и жаль его немножко.

Соотнесение звука с буквой.

Звуки мы слышим и говорим, буквы мы видим и пишем.

 Анализ образа буквы «Ш».

 (На выбор: лепка из пластилина, выкладывание из палочек буквы «Ш»,  рисование в интерактивной  песочнице,  выкладывание  из  прозрачных  цветных  камней.

Работа на интерактивной панели:

Раскрасить объемную букву Ш синим цветом.

Дописать  недостающие  элементы буквы «Ш».

Один  человек  работает  у панели,  остальные  на   своих  листках

Работа со звуковым домиком.

Чтение слогов: ша, шо, шу, ши. (чтение слогов с   пройденными гласными).

Нейроигра « Повтори».

На эти же  слоги  показывается  картинка с определенным  положением  пальцев на каждой руке (положение меняется на  каждый  слог).

Чтение слов: Ми-ша, шут, ши-пы (на  надутых воздушных  шарах).

- Почему слово Ми-ша написано с большой буквы? (Это имя девочки, имена пишутся с большой буквы)

 «Игра «Телеграф». Разделить  слова на слоги: шар, шары, шарик, Маша, Миша, шут, шапка, шуба».

Слогов столько, сколько гласных.

Итог:

- Наше занятие  подошло к концу.

- Какое задание для вас было самым интересным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-логопедическое занятие «Путешествие на воздушном шаре. Звуки С – З – Ш - Ж».

Конспект группового музыкально-логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы. Разработан по авторской программе коррекции речевой функциональной системы с использованием валеологи...

Спортивное развлечение с воздушными шарами для детей 3-5 лет. «Игры с воздушными шарами»

Спортивное развлечение с воздушными шарами на прогулке в условиях дома ребёнка специализированного....

Проект Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры с воздушными шарами с использованием ИКТ – технологий в условиях реализации ФГОС ДО. «Шарики воздушные, легкие летучие».

Проект для детей раннего возраста содержит игры для развития сенсорного восприятия окружающего мира ребенком. Недельный проект, в котором каждый день проводится 6 различных игровых занятия. Среди них ...

Мастер-класс "Никто не может грустить, когда у него есть воздушный шарик" ( Воздушный шар, как нетрадиционный дидактический материал в работе с дошкольниками"

Данный мастер-класс показывает, как можно интересно, необычно с помощью воздушных шаров учить дошкольников открывать свойства и загадки окружающих их предметов....