Мастер-класс "Никто не может грустить, когда у него есть воздушный шарик" ( Воздушный шар, как нетрадиционный дидактический материал в работе с дошкольниками"
методическая разработка по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Тесля Ирина Сергеевна

Данный мастер-класс показывает, как можно интересно, необычно с помощью воздушных шаров учить дошкольников открывать свойства и загадки окружающих их предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx17.35 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР КЛАСС «НИКТО НЕ МОЖЕТ ГРУСТИТЬ, КОГДА У НЕГО ЕСТЬ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК»

(региональный этап)

Под музыку из фильма «Мэри Поппинс» выхожу со связкой воздушных шариков и бросаю несколько шариков в зал (один оставляю себе) со словами : «Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада видеть ваши счастливые глаза и добрые улыбки на ваших лицах, вы радуетесь, как дети! Я еще раз убедилась, что у каждого человека, взрослого или ребенка, воздушные шары вызывают море эмоций.

А теперь разрешите представиться: Тесля Ирина Сергеевна. Я представляю Россошанский муниципальный район и приветствую Вас в нашей творческой мастерской!

Сегодня я хочу научить вас удивляться повседневному и находить в привычных вещах что-то новое, интересное и в дальнейшем применимое в вашей работе. А назвала свой мастер-класс «Никто не может грустить, когда у него есть воздушный шарик» -так говорил Винни-Пух, и он был прав.

Да, казалось бы, что тут такого? Обычный круглый резиновый шарик, который, чуть коснешься его, сразу лопается! (прокалываю шарик иглой). Но эта незамысловатая игрушка заключает в себе всю силу детства с его умением радоваться малому, удивляться новому, фантазировать и мечтать.

Дети на экране:

1.Шарики бывают большие и маленькие, красные, желтые, зеленые, в общем, разные-разные!

2.Они бывают толстые и тоненькие! Ещё у них есть хвостики!

3. А ещё к ним можно приклеить усики, ушки, носики, ротики, лапки, ручки!

4. С ними можно играть, с ними всегда весело!

5. Они умеют летать!

Каждый день мои воспитанники открывают для себя все новые и новые возможности, свойства и загадки воздушного шара. Посредством этого незамысловатого предмета, но в то же время многофункционального и применимого во всех образовательных областях ФГОС, развивается познавательная активность детей, умение самостоятельно находить ответы на вопрос «почему?», формируются такие качества, как любознательность, самостоятельность, произвольность и творческое самовыражение.

Используя здоровьесберегающие технологии, развиваем  мелкую моторику, с помощью гимнастики выполняем профилактику плоскостопия, участвуя в эстафетах и подвижных играх с шарами, стимулируем двигательную активность.

Воздушные шары-  это бесконечное количество различных опытов, где узнаем многие законы природы, считаем шары, сравниваем их по размеру и цвету, реализуя эту деятельность с помощью технологий проектной и исследовательской деятельности.

Применяя технологию ТРИЗ   придумываем разные истории о шаре, делимся с ним эмоциями, участвуем в театрализованных постановках, придумываем загадки.

Мы моделируем различные поделки, рисуем на шарах и с помощью шаров.

 Всех детей увлекает и завораживает рисование нетрадиционными способами. Поэтому я и стала использовать в своей работе необычную технику рисования — отпечаток воздушного шара.
В процессе такого творчества дети учатся фантазировать, развивать мелкую моторику рук (шарик отлично массажирует руку), координацию, а также различать и смешивать цвета.

С помощью  воздушного шара можно нарисовать, изобразить все, что угодно. Фантазии нет предела! Животные, насекомые,  шикарные  цветочные композиции, вот так мы с детьми украшали елочку, а здесь, с помощью оттиска шара, показали пожар в кошкином доме, на тематической неделе «Осень» наша художественная копилка пополнилась вот такими необычными деревьями.

Я приглашаю выйти ко мне два человека и мы будем изображать необычные цветочные композиции.  

 Для работы нам понадобится гуашь. Краску на шар можно наносить кисточкой или макать шар в  краску.. Цвета можно брать любые, сочетать несколько цветов, накладывая один отпечаток на другой. При вертикальном положении шара и надавливании на него получается круглый отпечаток.

Эффект махровых многослойных цветов, таких например, как мак или роза,  достигается путем прикладывания шара в любом направлении, вращая шар вокруг своей оси. Детали, такие как тычинки, стебли и листья дорисовываются кистью.

Я желаю вам творческого вдохновения. А пока вы будете работать, я приглашаю ко мне трех человек. Проходите, пожалуйста к этому столу.

Посмотрите, на столах лежат разнообразные предметы, с помощью этих предметов мы сможем исследовать некоторые свойства воздушных шаров. Обратите внимание, на этом столе лежит игольница с иголками, как вы думаете, какой эксперимент можно провести с этими предметами?

Свойства резины хотим мы узнать

С шариком злую шутку сыграть.

Вот мы иголочку в руки берём

И шарик, где хвостик,  быстро  проткнём. (протыкаем шарик возле основания, где резина не очень натянута)

Но ничего не выходит, друзья,

Шарик целехонький у меня.

Снова иголку в руки берем

С противоположной стороны,

Где черная точка

Шарик проткнем

 «Бах» - прозвучит.

Но ошиблась я

Снова не лопнул шар у меня.

В чем здесь секрет, я скажу не тая

От плотности и натяжения резины

Все зависит, друзья.

А вы когда-нибудь встречали прыгающие хлопья? А в стране воздушных шаров, это явление никого уже не удивляет. Хотите посмотреть и вы?

Шарик воздушный мы в руки берем,

Об меховой воротник  долго и сильно его мы потрем.

К хлопьям овсяным шар поднесем.

Хлопья запрыгали дружно подряд,

Ведь образовался статический заряд.

Скажите мне, пожалуйста, что произойдет с шаром, если его поднести к огню?

Проверим? У меня на столе лежат два шара, один наполнен водой, а другой пустой.  Сначала мы поэкспериментируем над шаром с водой.

1, 2, 3, 4, 5 – будем шар наш нагревать…

Лопнет шарик или нет,

Опыт даст на то ответ.

Нет, не лопнул шарик мой!

А теперь возьмем пустой.

Будем этот нагревать….

Лопнул шарик, вот беда –

Теплопроводимость подвела.

В первом случае вода все тепло в себя взяла.

-Следуем дальше

 Как вы думаете с помощью чего можно надуть шар? Я вам предлагаю надуть, с помощью соды и уксуса.

В бутылку уксус я уж  налила

Гуашь для цвета положила

Теперь мы в шарик соду насыпаем,

И на бутылку надеваем.

Сода в уксус высыпается

И реакция начинается:

Углекислый газ выделяется,

А шарик наш надувается!

Вы уже убедились, что воздушные шары – удивительные предметы. Их   исследуют и изучают законы природы,  с их помощью  рисуют. Давайте посмотрим, что же получилось у наших художников.

Вот мы какие яркие цветочные композиции  изобразили на бумаге, а теперь прошу подойти ко мне.  Давайте      продолжим цветочную тему и   смоделируем цветок из воздушных шаров.

Возьмите в руки длинный зеленый шар. Это будет стебель вашего цветка. Выберите себе серединку любого цвета. Соединим серединку со стеблем, связав их хвостики. Теперь отложите эту часть в сторону. Выберите, каким цветом будет ваш цветок и возьмите два одинаковых шара, цвета у вас между собой  не должны повторятся. Свяжите между собой хвостики этих  шаров. У вас получилась двойка. Сделайте еще такую двойку. Перекручиваем между собой две двойки. Получилась основа цветка. Вставляем стебель с серединкой между лепестков, а лепестки перекручиваем между собой. Цветок готов. Такой цветок вы можете подарить своему воспитаннику в день его рождения, украсить к празднику помещение, использовать на занятиях по теме цветы, лес, насекомые

 Если вам понравилось путешествие в страну воздушных шаров – помашите цветами, если вы узнали для себя что-то новое, похлопайте в ладоши.

Спасибо вам большое за участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактического материала по экологическому воспитанию дошкольников (из опыта работы)

«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и к...

Педагогическая концепция Тема: «Развитие познавательной активности у дошкольников посредством нетрадиционного дидактического материала».

Моя педагогическая деятельность направлена и сконцентрирована на современную Концепцию - всестороннее развитие ребенка с упором на формирование таких качеств, как любознательность, самостоятельность, ...

Описание опыта работы по теме "Воздушный шар, как нетрадиционный дидактический материал в работе с дошкольниками"

Коллеги, в данной работе я делюсь своим опытом по включению во многие виды деятельности такого простого, но многофункционального предмета, как воздушный шар....

ФОТОРЕПОРТАЖ «НИКТО НЕ МОЖЕТ ГРУСТИТЬ, КОГДА У НЕГО ЕСТЬ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК»

Фоторепортаж для регионального этапа конкурса "Воспитатель года России 2018"...

Опыт работы на тему "Развивающая книжка как дидактический материал по познавательному развитию дошкольников"

Опыт работы на тему "Развивающая книжка как дидактический материал по познавательному развитию дошкольников" будет полезен не тольк педагогом ДОУ , но и родителям....

«Кошка с воздушными шариками» Конспект ООД по нетрадиционному рисованию для детей средней группы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДетский сад №459  «Кошка с воздушными шариками»Конспект ООД по нетрадиционному рисованиюдля детей средней группы...