Проект по формированию социальной компетентности, как условие социальной адаптации и интеграции детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР) «Я-ты-мы!»
проект (средняя, старшая, подготовительная группа)

Киселева Валентина Леонидовна

 

Проект

по формированию социальной компетентности, как условие социальной адаптации и интеграции детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

«Я-ты-мы!»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»

Проект

по формированию социальной компетентности, как условие социальной адаптации и интеграции детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

«Я-ты-мы!»

педагог - психолог

В.Л. Киселева

г. Советский, 2021 г.

Актуальность. Проблема социализации, адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья к современному миру, постоянно меняющимся условиям жизни является одной из актуальнейших  на сегодняшний день. Одной из целей современного дошкольного образования для детей с ОВЗ можно считать не только всестороннее развитие ребенка, но и помощь ему в успешном вхождении в систему социальных отношений и развитие навыков преодоления жизненных трудностей и достижения социально-значимых целей.

Цель: формирование у детей с ОВЗ социально-адаптивных навыков для успешного взаимодействия с окружающим миром и ориентировки в нем средствами проектной деятельности.

Задачи:

  1. Формирование опыта социального взаимодействия, повышение успешности детей с ограниченными возможностями в области адаптации и самореализации через применение социо-игровой технологии.
  2. Развитие зрительного восприятия как наиважнейшей формы социальной адаптации ребенка в обществе.
  3. 4. побуждение дошкольников к проявлению внимания и сочувствия к сверстникам, поиску справедливых способов решения возникающих в группе проблем.
  4. Развитие у детей умения самостоятельно применять полученные навыки в практической деятельности.
  5.   Помощь дошкольникам в освоении форм выражения доброжелательного отношения к сверстникам.
  6. Выявление и развитие представлений старших дошкольников с ЗПР о сущности проявления дружеских взаимоотношений.

Вид проекта: краткосрочный, творческий, групповой.

Планируемые результаты: проектная деятельность способствует развитию стремления к проявлению себя в социальной деятельности, преобладанию мотивов достижение успеха, ценности творчества, ценностного отношения к себе и другой личности. Помогает овладеть знаниями норм и правил поведения в обществе, способов взаимодействия, собственных личностных особенностей, способствующих достижению успеха.

Возможные риски

Пути преодоления

Дети

Недостаточный уровень развития психических структур (познавательных, эмоционально-волевых)

Выявление сильных сторон детей.

Многократное повторение некоторых заданий.

Индивидуальное взаимодействие.

Сотрудничество с родителями по созданию единого «воспитательного пространства».

Утомляемость детей (индивидуальные особенности)

Учет возрастных, индивидуальных особенностей детей с нарушением зрения.

Использование игровых форм работы.

Четкое соблюдение временных рамок.

Родители

Недостаточная заинтересованность, активность родителей при взаимодействии с педагогами

Активное участие в коррекционно-развивающих мероприятиях интеграционного процесса.

Индивидуальное консультирование родителей об успешности прохождения курса занятий по проекту.

Уровни сформированности социальной компетенции старших дошкольников с ОВЗ (ЗПР):

Дети с низким уровнем сформированности социальных компетенций не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды.

Дети со средним уровнем социальных компетенций имеют следующие особенности: не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение. Они не теряются в новой обстановке, проявляют инициативу в общении, принимают участие в мероприятиях группе. Однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью. Они быстро меняют своё решение, круг друзей постоянно меняется. Такие дети непостоянны, что отражается на культуре поведения.

Высокий уровень сформированности социальных компетенций имеет свои особенности: дошкольники быстро ориентируются в ситуациях, непринужденно ведут себя в коллективе. Могут внести оживление в незнакомую компанию, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Свободно ориентируются в окружающем мире.

В рамках становления социальной компетенции у детей с ЗПР применяются методы, использование которых в комплексе позволяет обеспечить построение процесса с опорой на сильные стороны детей данной нозологии.

Социально-педагогические методы: словесные, наглядные, практические.

Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, чтение художественной литературы, словесные инструкции. Рассказ и беседа должны быть лаконичными, четкими изложение материала требует эмоциональной выразительности. Для достижения большего эффекта словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических методов.

Наглядные методы: наблюдение, демонстрация.

Практические методы: игры, упражнения, различные виды предметной и продуктивной деятельности.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста имеющие статус дети с ОВЗ (прошедшие ПМПК и имеющие рекомендации о предоставлении специальных условий обучающемуся с ОВЗ: обучение и воспитание по АООП ДО для детей с ЗПР), педагог – психолог, учитель – дефектолог, воспитатели, родители.

Этапы проектных мероприятий:

1. Информационно-подготовительный – направлен на решение организационных вопросов деятельности и создание условий для реализации комплексного подхода.

2. Практический этап – направлен на использование комплексного подхода в ходе реализации мероприятий.

3. Аналитический этап – предусматривает оценку эффективности использования комплексного подхода.

Информационно-подготовительный этап

- Изучение теоретического и методического материала по данному направлению.

- Составление перспективного плана мероприятий.

Практический этап

В рамках реализации компетентностного подхода на основном этапе деятельность осуществляется по двум направлениям:

-        формирование социальной компетентности у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста;

-        вовлечение родителей в процесс формирования социальной компетентности детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.

Игровые познавательные занятия формируют у ребенка когнитивный компонент социальной компетентности, который связан с познанием окружающего мира и других людей (взрослых, сверстников), способностью понять их особенности, интересы, потребности; увидеть возникшие перед ними трудности; заметить изменения настроения, эмоционального состояния и так далее.

Игровые практические занятия позволяют сформировать и усовершенствовать личностно-коммуникативный компонент социальной компетентности, который связан с самостоятельностью в самообслуживании, выбором способов общения с окружающими людьми, адекватных ситуации, этически ценных образцов поведения – проявление доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия.

Продолжительность подгруппового и/или индивидуального занятия с детьми старшего дошкольного возраста от 5-ти до 6-ти лет – 20 мин.

Каждое занятие начинается с вводной части.  В вводной части занятия используются  игры для рабочего настроя. Начало занятия должно стать определенным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение. Этому способствуют коммуникативные игры «Волшебный клубочек», «Доброе животное», «Дружба начинается с улыбки», «Комплименты» и другие.

В этой же части используются игры – разминки, целью которых является развитие не только ВПФ, но и пробуждение интереса друг к другу, постановка участников в какие-то зависимости друг от друга или обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела. Игровые разминки направлены на соблюдение правил игры, умение слушать сигнал ведущего (взрослого или сверстника). Например: «Ходим кругом друг за другом», «Запрещенное движение», «Встать по пальцам», «Стою, на кого-то смотрю», «Слухачи»  и др.

На основную часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети получают новые знания и представления об окружающем мире или актуализируют уже известные. Мы используем интеллектуально-развивающие игры и упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия, пространственных ориентировок, памяти, внимания, мышления, воображения, речи.

В заключительной части занятия мы используем релаксационные упражнения, для снятия зрительного, физического и эмоционального напряжения под музыкальное сопровождение с использованием сенсорного оборудования.

Здесь так же проводится ритуал прощания. Подводим итоги, что запомнилось, что больше всего понравилось, что нового узнали.

Предлагаемый цикл занятий  позволяет педагогам помочь ребенку с ОВЗ овладеть специальными навыками, обеспечить формирование единой, целостной картины мира и стройной системы его взаимосвязей, самореализацию и успешную адаптацию ребенка данной категории в социальной среде.  

Мероприятия, по реализации проекта с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР) «Я-ты-мы!»

Форма организации деятельности,

тема

Задачи

Информационно-подготовительный этап

1

Проведение круглого стола со специалистами: «Особенности формирования социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Организовать комплексный подход в вопросах формирования социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

2

Родительское собрание: «Важность формирования социальной компетенции детей с ОВЗ»

Организовать системный подход по информированности родителей в вопросах обучения и воспитания детей. Обогащать процессы общения между детьми и взрослыми, между родителями и педагогами.

3

Анкетирование  родителей по проблеме социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Определение степени осведомленности родителей о необходимости социального воспитания дошкольников с задержкой психического развития, определения форм работы, которые родители считают для себя приемлемыми и приоритетными.

4

Размещение в родительских уголках информации, памяток, папок-передвижек по вопросам социального воспитания детей

Повышать педагогическую компетентность родителей (законных представителей) по вопросам нравственного воспитания и формированию мировоззрения детей дошкольного возраста.

5

Семинар-практикум для педагогов «Проектная деятельность как средство формирования социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития».

Организовать ознакомление педагогов с методическими приемами и техниками по формированию социальной компетенции дошкольников.

Основной этап

Блок из 10 занятий по формированию социальной компетентности, адаптации и интеграции у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Аналитический этап

1

Итоговое

познавательное

занятие

Определить уровень усвоения детьми знаний по изученным темам.

2

Детско-родительский конкурс «Дружная семья»

Привлекать родителей к активному участию в мероприятиях ДО, предусматривающих совместную деятельность педагогов, воспитателей, родителей и детей – творческие конкурсы, праздники, мастер-классы и другие специальные мероприятия.

Аналитический этап

Предполагается, что в результате реализации комплекса мероприятий у ребенка с ЗПР будут сформированы основы социальной компетентности, необходимые ему для успешной интеграции в общество здоровых сверстников, если ребенок с ЗПР обладает нижеследующими знаниями, умениями, навыками и качествами компонентов социальной компетентности:

• Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.

• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.

Таким образом, использование проектной деятельности в целях формирования социальной компетентности как условие социальной адаптации и интеграции детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР) становится плодотворным тогда, когда каждый ребёнок имеет возможность проявить себя в какой-то роли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Настольно-печатная игра по социально-личностному развитию для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у сказки"..

•Важно отметить, что социально-эмоциональное развитие детей происходит благоприятно при условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и по...

Использование педагогических технологий в проекте развития социально-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста "Уроки Доброты"

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребёнка, когда формируются ощущения  собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающе...

Роль социального интеллекта и социальных эмоций в социализации детей старшего дошкольного возраста

Данная работа освещает проблему успешной социализации детей старшего дошкольного возраста.  Одной из главных особенностей социальной ситуации, в которой формируется и развивается личность сегодня...

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе...

Индивидуальный план развития профессиональной компетентности «Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Актуальностью данной темы является то, что лэпбук - это отличный способ закрепления и повторения материалов проекта, тематической недели или предмета исследования.Цель:  1. Изучение нов...

Проект "Моя семья" как условие формирования первичных представлений о семье и ее истории для детей старшего дошкольного возраста

Паспорт проекта «Моя семья», для детей старшего возрастаТема проекта «Моя семья»Вид проекта Детско-родительский, исследовательский, творческий.Возраст детей6-7 летАкт...