Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина, Ю.М.  Горвиц и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 5-7 лет.  Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребёнка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Мышление, в соответствии с выдвинутой А.В. Запорожцем концепцией амплификации (обогащения), является интеллектуальной базой развития деятельности, а сам процесс овладения обобщенными способами решения задач деятельности ведет к её осуществлению на всё более высоком уровне. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ИКТ39.59 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникационных технологий

в работе учителя-логопеда

Актуальность

Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ.  Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования С.Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.).

Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина, Ю.М.  Горвиц и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 5-7 лет.  Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребёнка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Мышление, в соответствии с выдвинутой А.В. Запорожцем концепцией амплификации (обогащения), является интеллектуальной базой развития деятельности, а сам процесс овладения обобщенными способами решения задач деятельности ведет к её осуществлению на всё более высоком уровне. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности.

Все исследователи данного вопроса говорят о том, что в  современном мире с каждым годом  возрастает  значимость использования новейших информационных технологий в решении образовательных задач,  они становятся мощнейшим средством в процессе развития психических познавательных процессов, и в решении воспитательных задач. Особо подчёркиваются возможности, которые дают новые технологии в развитии не только интеллектуальных, но и художественно-творческих способностей детей. Современные компьютерные технологии позволяют ребёнку выразить себя, шире раскрыть свои возможности  в рамках образовательных программ.

Рассматривая задачу преемственности ДОУ и школы, педагоги-исследователи  видят проблему информатизации обучения как целостный процесс, обеспечивающий полноценное развитие личности, взаимосвязь содержания и образовательной работы, передачу детей с таким уровнем знаний и навыков, который стал бы в школе опорой для дальнейшего всестороннего развития личности ребёнка.

Активное и эффективное внедрение  ИКТ ускоряет передачу знаний и накопленного социального  опыта человечества, повышает качество обучения и образования, позволяет человеку более успешно адаптироваться к происходящим социальным изменениям и  требованиям современного общества, повышает компетентность и уровень самореализации педагога.  В настоящее время в сети Интернет существует много детских сайтов, образовательных программ, электронных ресурсов, которые может использовать учитель-логопед в своей деятельности. Но качество предлагаемых материалов различно и не всегда соответствует ФГТ, требованиям специалиста, особенностям речевой патологии, возрастным и психологическим особенностям дошкольников, эстетическим и техническим требованиям.

Практика и психологические исследования показывают, что наиболее эффективно знакомство с компьютером в дошкольном возрасте может происходить в процессе использования специально разработанных учебно-игровых и развивающих компьютерных программ (Бондарчук Е.И., Горвиц Ю.М.).

Новизна опыта.

Опыт можно обозначить как коллективный, новаторский, поскольку  он соответствует тенденциям общественного развития, социальному заказу, т.к. в нём представлены эффективные пути совершенствования, модернизации педагогического процесса в соответствии с ФГТ. Использование опыта в работе учителя-логопеда показало повышение результативности и эффективности. Введение ИКТ значительно сократило время для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития без перегрузки детей дополнительными занятиями.

Адресность опыта.

Данный опыт  может быть использован педагогами детского сада, учителями-логопедами, родителями дошкольников.

Технология опыта

Изучив информацию о ИК технологиях и их использовании в сфере образования, проанализировав личный опыт и опыт работы коллег, можно прийти к выводу о  необходимости внедрения в свою деятельность ИКТ, систематизации готовых электронных продуктов и разработки новых ЭОР, отвечающих нашим профессиональным запросам. Результатом проведённой  работы явилось обобщение опыта, цель которого представить систему использования ИК технологий в различных направлениях профессиональной деятельности учителя-логопеда.

В ходе работы по обобщению опыта решались следующие задачи:

  • Изучить сферы и формы использования ИКТ в обучении дошкольников.
  • Разработать систему использования ИКТ в деятельности учителя-логопеда.
  • Проанализировать готовые ОЭР с целью использования их в коррекционной работе.
  • Разработать собственные ЭОР в различных направлениях деятельности для коррекции нарушений речи.
  • Создать медиатеку ЭОР для работы учителя-логопеда.
  • Ввести инновационные  методы (использование ИК технологий) во все формы деятельности учителя-логопеда.

Система работы по внедрению ИКТ в работу учителя-логопеда.

Система работы по внедрению ИК технологии включает три направления:

  • использование ИКТ в научно-методической деятельности учителя-логопеда,
  • во взаимодействии учителя-логопеда с педагогами и родителями,
  • в коррекционной работе с детьми.

Использование ИКТ в научно-методической деятельности учителя-логопеда.

Информационно-компьютерные технологии могут использоваться в  научно-методической работе учителя-логопеда, что облегчает организацию деятельности учителя-логопеда. Появилась возможность:

  • оформления всех видов документации по организации коррекционно-образовательного процесса и средствами MicrosoftOffice (рабочая программа, планирование, отчёты, конспекты, консультации и рекомендации для педагогов и родителей, задания с материалом для закрепления дома, буклеты, памятки, брошюры и т.д.);
  • создания информационного банка нормативной базы, банка сведений о детях, имеющих речевые нарушения.
  • использования программы Excel для составления графиков и диаграмм, обработки результатов диагностических исследований.

Также появилась возможность:

  • создания электронного портфолио  педагога.

В этом случае ИКТ помогает систематизировать наработанный педагогический опыт,  обобщить его,  проанализировать собранный материал, определить направления работы с педагогами, родителями и детьми.

Пользование информационной сетью Интернет привело к тому, что  педагог получил возможность:

  • узнавать из Интернета самые последние новости в сфереобразования;
  • знакомиться с новинками педагогической литературы;
  • обмениваться профессиональным опытом в Сети;
  • находить нужные материалы для работы;
  • презентовать себя в Сети, ведя личный блог, создавая сайт или

страницу на сайте учреждения.

Использование ИКТ  во взаимодействии учителя-логопеда с педагогами и родителями.

ИКТ позволили изменить условия взаимодействия с педагогами и родителями. Эффективность работы учителя-логопеда во многом зависит от взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, в том числе с педагогами и родителями. Одно из направлений работы учителя-логопеда: информирование и консультирование педагогов и родителей о нормах речевого развития, об особенностях формирования речи на всех возрастных этапах дошкольного детства, о речевых нарушениях, их профилактике, путях коррекции.

Проведение педагогических мероприятий (родительских собраний, консультаций, тренингов и т.д.) с использованием мультимедийной техники является современной формой информирования и консультирования, позволяющей представить материал красочнее, информативнее и увлекательнее, помогает выделить его основные аспекты и дает возможность их проиллюстрировать.

  • Мультимедиа - презентация может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию. Учитель-логопед, владеющий всеми программами, позволяющими создать полноценную презентацию, может  привнести эффект наглядности и усилить качество усвоения материала.
  • Создаются видеоролики, отражающие жизнь ребенка в ДОУ.  Подборка видеозарисовок о повседневной жизни детского сада и ее воспитанников интересна родителям, поскольку она позволяют  увидеть ребенка вне дома.
  • Создаются презентации с целью введения родителей в проблему  тематических консультаций, обучающие фильмы с целью формирования представлений о предмете консультирования.

Одной из новых форм работы с родителями стало информирование родителей через сайт или страницу определенной группы. На сайте ДОУ родители могут познакомиться с планами работы учителя-логопеда, узнать о проводимых мероприятиях, получить консультацию, найти ссылку ни другие полезные сайты и полезную литературу.

  На странице группы родители узнают о текущей работе группы, занятиях, рекомендациях, могут сделать запрос об индивидуальной консультации на интересующую их тему, задать вопрос.

В работу учителя-логопеда может быть введена следующая форма взаимодействия: адресное оперативное информирование родителей по электронной почте и в социальных сетях.

Общение с родителями с помощью современных сетевых сервисов  позволяет  наладить более тесный контакт, обсудить вопросы, которые не всегда можно озвучить при посторонних. Такой вид сотрудничества позволяет педагогу адресно конкретизировать необходимую информацию (например, дать конкретный речевой материал для закрепления, сообщить  о трудностях в усвоении материла, похвалить ребёнка за какие – либо достижения) оперативно организовать обратную связь. Для некоторых групп родителей такая форма взаимодействия является наиболее удобной.

Использование ИКТ в коррекционной работе с   детьми.

Основная цель работы учителя-логопеда – коррекция речевых нарушений, имеющих различную этиологию. В последние годы отмечается увеличение числа детей с проблемами речевого развития. У дошкольников, имеющих речевые нарушения различной степени тяжести, выявляется недостаточное понимание, различение и использование  грамматических форм; затруднения, а иногда и невозможность связно, последовательно, логично передать содержание текста; недостаточность объема и качество словаря; имеют место определенные сложности при постановке звуков и их автоматизации, а также сложности, связанные с нарушением фонематического слуха. Как правило, затруднения носят очень стойкий характер.

Возросло количество детей, у которых к нарушениям речи присоединяется  синдром дефицита внимания и гиперактивности. Все больше появляется детей со сниженной коммуникативной функцией речи. В связи с этим возникает необходимость поиска новых наиболее действенных путей воспитания и обучения детей, которые позволяли бы наряду с традиционными методами коррекции добиваться положительного результата. ИК технологии позволяют создать систему приемов компьютерно-опосредованного логопедического и психологического воздействия, способных повысить эффективность коррекционного процесса.

Замещать эти методы и приемы использованием ИКТ, конечно же, нет необходимости. Компьютерные средства, не являясь основными методами коррекции,  представляют для специалиста дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка, служат одним из средств оптимизации процесса коррекции речи. Но необходимо соблюдать следующие условия для сбережения здоровья ребенка: работа с компьютером на одном занятии должна проводиться в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю; до начала занятия и после него нужно  проводить гимнастику для глаз.

Этапы реализации опыта

Работа учителя-логопеда с детьми включает в себя диагностический

блок и профилактически-коррекционный.

  • Диагностический блок. Работа учителя-логопеда начинается с диагностики всех аспектов речевых проблем дошкольника. Есть множество традиционных логопедических методик и альбомов для обследования. Обследование с использованием электронной версии альбома, на мой взгляд, имеет множество плюсов и облегчает работу специалиста. Альбом составлен в том же алгоритме, что и традиционные альбомы, сделанные на бумажном носителе. Он представляет  собой систематизированный и иллюстрированный материал для стандартного логопедического обследования всех сторон устной речи детей среднего и старшего дошкольного возраста. Данный альбом имеет звуковое сопровождение: инструкции к заданиям, образцы ответов, аудиозапись текстов для пересказа. Картинный материал отвечает дидактическим требованиям. Пособие построено таким образом, что  учитель-логопед может  проводить, как полное обследование, так и частичное. Электронная версия позволяет более мобильно находить нужный материал для обследования, включать в него необходимые разделы, проводить при необходимости экспресс-диагностику.
  • Профилактически-коррекционный блок. Использование ИК технологии в коррекционном процессе с детьми, имеющими нарушения речи, возможно как в групповых, так и в индивидуальных формах работы.

Групповое занятие может сопровождаться мультимедийной презентацией в качестве иллюстративного компонента, для того, чтобы акцентировать внимание детей на основных аспектах нового материала. Презентация позволяет активизировать познавательную деятельность, создать условия для формирования активной учебной деятельности, способствует поддержанию стойкого интереса к учению. ММ компонент помогает педагогу четко структурировать занятие, повысить качество демонстрационного материала, позволяет ввести интерактивный метод в обучение.

Технология дифференцированного обучения предполагает проводить коррекционное воздействие через индивидуальные занятия. Процесс обучения ребенка с нарушением речи требует много времени и сил, как от ребенка, так и от педагога. Основной прием коррекционной работы – это повторяющиеся упражнения. В результате таких повторений возникает нужный навык. Но, если не проводить специальную психологическую работу, интерес к занятиям с логопедом у ребенка со временем утрачивается, так как эти занятия  носят монотонный характер,  вследствие чего падает результативность коррекции. Использование компьютерных средств на определенном этапе работы позволяет создать дополнительный интерес ребенка к коррекционному процессу, поддерживать его длительное время. Высокая мотивация приводит к большей эффективности в решении поставленных задач, к созданию психологического комфорта.

Использование мультимедийных средств в планировании фрагментарного индивидуального логопедического воздействия на ребенка позволяет преодолеть неуспех или затруднения в более быстрые сроки и является одним из методов технологии полного усвоения программы и дифференцированного подхода к коррекции.

Если при выполнении компьютерных заданий ребенок может пользоваться самопроверкой, то возрастает его активность, сознательность, самостоятельность в решении собственных проблем, что повышает самооценку и осознанное представление о динамике и успехах, и, в конечном счете, приводит каждого ребенка к высокому  уровню успешности.

В интернете есть  множество детских сайтов, на которых  можно получить информацию по воспитанию, развитию детей, найти игры для дошкольников, аудио-сказки, загадки, тесты, раскраски, детские пазлы, конкурсы, головоломки. Творческие педагоги всегда могут использовать предложенные образовательные ресурсы в той или иной степени в различных сферах деятельности. Но подходить к этому нужно тщательно анализируя возможности предложенного материала. Есть множество детских игр, которые не всегда позволяют решить обучающую задачу, поскольку не всегда отвечают  общедидактическим принципам обучения, возрастным и психологическим особенностям детей.

Часто бывает так, что ребенок не может справиться с поставленной задачей, поскольку не обладает знаниями и умениями, необходимыми для данной программы.

Все  ЭОР, представленные в сетях Интернет, как правило, направлены на закрепление того или иного навыка или умения. А коррекция речевого нарушения представляет собой многоэтапный процесс формирования данного умения или навыка. Поэтому использование готовых ЭОР происходит на заключительных этапах работы. Коррекционные задачи лучше дробить на более мелкие и составлять индивидуальные компьютерные задания для  каждого ребенка, исходя из его собственных затруднений. Использовать их для других детей можно в том случае, если все эти дети  испытывают одинаковые трудности. Такие задания составляют часть индивидуальной работы. Они могут выполняться, как совместно учителем-логопедом и ребенком, с частичной помощью учителя-логопеда либо самостоятельно ребенком.

Введение компьютера в коррекционную работу позволило воплотить мечту каждого логопеда о формировании самоконтроля ребенка через анализ собственной звучащей речи. При прослушивании воспроизведенного текста ребенок находит собственные ошибки и  исправляет их. Данная операция позволяет в более быстрые сроки формировать самоконтроль за правильным звукопроизношением.

Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования ИКТ в организацию образовательного процесса. Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Сегодня нет необходимости обсуждать, нужно ли использование компьютера в системе образования. Современное общество активно создает информационную культуру, в которой уже живут наши дети. И логопеды не должны оставаться в стороне.

Детям интересно все, что связано с компьютером. Таким образом, повышается учебная мотивация. Повышается и речевая, познавательная активность ребенка на логопедических занятиях.

 Компьютеризация образовательных учреждений способствует внедрению ИКТ и в учебный процесс детей с ОВЗ.

Компьютерная техника призвана помочь учителю-логопеду на коррекционных занятиях:

  • делать то, что без компьютера делать чрезвычайно сложно;
  • делать то, чего не делали раньше;
  • по-новому и более качественно делать то, что делали раньше.

На каких этапах коррекционно-педагогической деятельности у детей учитель-логопед может внедрять компьютер? Да практически на любых:

  • на подготовительном этапе узнавания речевых и неречевых звуков;
  • на этапе формирования и коррекции произносительной стороны устной речи;
  • на этапе постановки, автоматизации и развитии фонематического слуха;
  • на этапе формирования лексико-грамматического строя речи;
  • на этапе развития связной речи.

Еще К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Но часто возникает проблема, где найти материал и как лучше его продемонстрировать? Необходимость повышения качества наглядного материала самая веская причина задуматься об использовании компьютерных технологий. Эти технологии представляют для меня, как учителя-логопеда, большой интерес и являются не частью содержания коррекционного обучения, а дополнительным набором возможностей коррекции отклонений в развитии речи ребенка.

 

Одной из центральных проблем в коррекционной работе является мотивация. Очень часто ни желание логопеда, ни владение методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребенка утомляет ежедневное проговаривание слогов, слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков.

Таким образом, использование ИКТ для формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий дошкольника находят свое развитие на начальной ступени образования. И наша цель – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к начальной школе.

Компьютерные задания-игры развивающего и обучающего характера повышают познавательный интерес, уровень учебной мотивации у дошкольников и  результативность педагогического воздействия. Интегрирование обычного занятия с компьютером делает процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. Интерактивные возможности ИКТ, положительная мотивация и непроизвольное внимание детей позволяют повысить инициативность каждого ребенка на занятии.

Использование компьютерных технологий в учебном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения, позволяют оптимизировать процесс коррекционной работы, повысить мотивацию дошкольников к обучению, повышая тем самым эффективность логопедической помощи ребенку.

                 Конструирование образовательной деятельности с детьми с использованием ИКТ   требует соблюдения определенных дидактических принципов, которые   наполняются  новым содержанием:

1.  Принцип активности  ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, можно стимулировать познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к логопедическим занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.

2. Принцип научности предполагает помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (фотографии, видеофрагменты, звукозаписи).

3.  Принцип доступности.  Отбирать наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, так чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям, учитывать специфику детей с нарушениями речи.

4. Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе.

5. Принцип  наглядности.   Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта.

6. Принцип индивидуального обучения. ИКТ используются для индивидуальных и групповых занятий и позволяют построить коррекционную работу с учётом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.

7. Принцип объективной оценки результатов деятельности. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку в виде цифровых оценочных шкал, в устной форме.

8. Принцип воспитывающего обучения. Использование ИКТ позволяет воспитывать у детей логопатов волевые и нравственные качества.

9. Принцип интерактивности компьютерных средств. Использование компьютерных программ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов и оценки результатов.

Таким образом, соблюдение традиционных дидактических принципов создаст благожелательную атмосферу на занятиях, проводимых с использованием ИКТ.

Результативность опыта

Использование в своей практике готовых компьютерных программ увеличивает возможность логопеда применять разнообразные развивающие упражнения и игры для детей. Включать задания на развитие: памяти, - внимания, мелкой моторики рук, воображения, концентрации и устойчивости внимания, наглядно-образного и словесно-логического мышления, зрительного и слухового восприятия, связной речи. И не менее важное, развить у детей фантазию и воображение, знакомить с различными эмоциями и их выражением. Вводить в ход занятий специальные задания - для того, чтобы поднять ребенку настроение, показать ему его собственные положительные стороны, помочь победить страхи или же просто дать возможность отдохнуть. Все игры и упражнения четко систематизированы (в зависимости от уровня их сложности), что очень удобно для планирования занятий с ребенком. Занятия могут проводиться с любым видом речевых нарушений и возраста дошкольника, меняется лишь подход. Логопед, прежде всего, учитывает результаты диагностики, знает своих детей и легко сможет применить все задания на практике. Компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями  речи;


 – использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности;
     – способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, затем рисунки с компьютерными героями награждение грамотой от Бабы Яги ит.д.);

В дальнейшем возможно обучение родителей грамотному использованию компьютера, с целью, применения в домашних условиях развивающих программ. Тесное взаимодействие в данном направлении логопеда и родителей, является наиболее перспективным на современном этапе. Планируются шире использовать компьютер в диагностических целях, продолжать искать пути применения современных развивающих технологий в области логопедии, оптимизируя и повышая качество коррекционной работы с дошкольниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Внедрение информационных технологий в работу учителя-логопеда является в настоящее время актуальным направлением. Данная статья освещает эффективность использования презентаций, компьютерных игр в сов...

Статья «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ в условиях введения ФГОС»

  В данной статье представлены специализированные компьютерные инструменты обучения, способствующие успешному  развитию  дошкольника с нарушениями речи в новых условиях введения ...

Публикация "Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда"

Представление опыта работы по направлению "ИКТ в дошкольном образовании" в муниципальном форуме информатизации...

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда в рамках ФГОС

Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования ИКТ в организацию образовательного процесса. Современные информационные технологии являют...

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда"

Данная статья освещает эффективность использования ИКТ в работе учителя-логопеда ДОУ по трем направлениям: в работе с детьми, родителями и педагогами...

Опыт работы по самообразованию «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда»

В 2021-2022 учебном году работала по теме самообразования "Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда». В материале представлен план работы по самообр...

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда (из опыта работы)

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда(из опыта работы)...