Использование современных образовательных технологий в коррекционной работе учителя-дефектолога (тифлопедагога)
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа)

Литвиненко Инна Сергеевна

Мир, в котором живет и воспитывается ребенок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать. И нам, учителям-дефектологам, необходимо помочь ему в этом, применяя в учебном процессе современные образовательные технологии.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД  №7 «ЯРОСЛАВНА»

Алтайский край  город Рубцовск

_____________________________________________________________________________

658223  г.Рубцовск , проспект Рубцовский, 55

Тел.(38557) 4-68-59, 4-60-18, 4-58-00

e-mail: crr-ds7@mail.ru

Консультация

тема: «Использование современных образовательных технологий в коррекционной работе учителя-дефектолога (тифлопедагога)»

                            подготовила:

учитель-дефектолог Литвиненко И.С.

2023г.

http://protasova.nios.ru/sites/protasova.nios.ru/files/styles/panopoly_image_full/public/97724896.jpg?itok=NzHcXcCl

Использование современных образовательных технологий в коррекционной работе учителя-дефектолога (тифлопедагога).

Мир, в котором живет и воспитывается ребенок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать. И нам, учителям-дефектологам, необходимо помочь ему в этом, применяя в учебном процессе современные образовательные технологии.

Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий.

Назрела необходимость овладеть спектром инновационных образовательных технологий и применять их в своей практической профессиональной деятельности.

Найти актуальное и значимое, здесь и сейчас, для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – вот главная,  коммуникативная, задача современного учителя-дефектолога. Для каждого педагога очень важны эмоционально-ценностная и творческая сфера деятельности, а также, знания и компетентность. В настоящее время дети могут получить практически любую информацию самостоятельно, поэтому нам просто необходимо обновлять и расширять свои знания.

Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален в наше время. Ребёнка - представителя нового поколения практически невозможно заставить что-то сделать, если с ним не договоришься или не заинтересуешь. Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить.  Данные технологии, описанные ниже, способствуют развитию ключевых компетенций детей: исследовательских, социально–личностных, коммуникативных, организаторских, личностно–адаптивных, информационных и ключевых компетентностей: способность работать без постоянного руководства, способность брать на себя ответственность по собственной инициативе, способность осваивать какие – либо знания по собственной инициативе, умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для анализа и обобщения.

В своей профессиональной деятельности  использую и владею следующими видами образовательных технологий: технология проектов, дифференцированного подхода, информационно-коммуникативными технологиями, здоровьесберегающими технологиями.

Технология проектов

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители.

Внедряя в педагогическую практику технологию проектной деятельности, обращаю внимание на всестороннее развитие личности воспитанника и преследую следующие цели: 

- активизация познавательных процессов;

- формирование у воспитанников интереса к творческому решению задачи:

- развитие и обогащение сенсорного опыта детей.

Технология дифференцированного подхода.

У многих детей с нарушениями зрения неустойчивое внимание, недостаточно развита память, испытывают трудности в выполнении традиционных заданий - в этом случае требуется особая форма предъявления материала, т.е. дифференцированный подход к обучению. Реализация данного подхода в воспитательно-образовательном процессе позволяет мне в результате всестороннего изучения своих воспитанников создать представление о каждом из них, о его интересах, способностях. Создаются разноуровневые ИПР, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов развития.

Информационно-коммуникативные технологии.

В настоящее время правительство Российской Федерации уделяет большое внимание воспитанию информационной и коммуникационной культуры подрастающего поколения.

Понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, стараюсь активно использовать современные информационно – компьютерные технологии в профессиональной деятельности.

Моя цель использования информационных технологий в работе с дошкольниками: - повысить наглядность материала;

- разнообразить содержание материала;

- разнообразить формы подачи материала.

Активное внедрение компьютерных технологий расширяет возможности слабовидящих детей в получении информации. Но еще в большей степени создает условия для вербализации обучения, так как мультимедийные технологии используют визуальный и слуховой каналы получения информации и способны сформировать адекватный зрительный образ и стать эффективным средством наглядности в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения.

По сравнению с традиционными формами обучения и коррекции компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
  • позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
  • компьютер позволяет ребенку самостоятельно исправить ошибки.

Используя информационно - коммуникационные технологий формирую собственные средства обучения, составляя свои проекты и презентации: «Компьютер – друг или враг?», «Здоровые глазки».

В коррекционной работе тифлопедагога с детьми с нарушениями зрения важно уделять внимание формированию целостного и полного восприятия. Современные технические средства обучения помогают визуализировать невидимые объекты и явления, частицы, звук, абстрактные теоретические понятия, т.е. создать определенный дидактический образ-модель.

Информационные  компьютерные технологии позволяют заменить многие традиционные технические средства обучения,  адаптировать  наглядный  материал  соответственно    требованиям  для  дошкольников  со  зрительной  депривацией. Одной  из доступных и удобных в применении приложений является программа “Power Point”. Она позволяет педагогу самостоятельно готовить  пособия к занятиям с учетом всех дидактических и коррекционных принципов.

Основа любой презентации –  облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят от содержания, целей и задач коррекционной работы.  

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

  • осуществление полисенсорного восприятия материала;
  • знакомство детей с объектами, предметами и явлениями, восприятие которых затруднено в естественном  опыте  ребёнка;
  • возможность демонстрации объектов, более доступных для восприятия сохранной сенсорной системы;
  • активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
  • материалы компьютерных  презентационных слайд-фильмов  удобно использовать для вывода информации  в виде распечаток на принтере в качестве индивидуального раздаточного материала для  занятий с ребёнком, учитывая характер зрительной нагрузки.

Информационные  компьютерные технологии  включаются в структуру традиционного коррекционного  тифлопедагогического  занятия. Время не превышает 5-7 минут, в зависимости от возраста ребенка, в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога.

Применение информационно  -  коммуникативных технологий  в  детском саду позволяет оптимизировать коррекционно - педагогический процесс, индивидуализировать и дифференцировать обучение детей с нарушениями зрения и значительно повысить эффективность коррекционно-развивающей работы.

Здоровьесберегающие технологии.

Наша задача сегодня - научить ребенка различным приемам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в школу и далее ребята могли уже самостоятельно их применять. Свою коррекционную непосредственно образовательную деятельность я стараюсь строить, ставя перед собой именно эту цель: как сделать их здоровьесберегающими?

В своей практике здоровьесберегающее обучение включаю: проведение тематических физминуток на каждом занятии, динамических пауз, кинезиологических упражнений (для межполушарного взаимодействия), пальчиковой гимнастики с применением массажного шарика су-джок.

Нагрузка на глаза у ребенка с нарушениями зрения огромная, а отдыхают они лишь во время сна. Поэтому выполнение гимнастики для глаз  необходимо во время занятий для гигиены и профилактики нарушений зрения. В своей работе использую игры и упражнения, разработанные специалистами по охране зрения детей В.Ф.Базарным, Э.С.Аветисовым. Они проводятся в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки во время занятий.

Я считаю, что применяя в коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями зрения здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, поможет сформировать у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие, сохранит и укрепит здоровье воспитанников.

Заключение

Педагог, умело и эффективно владеющий современными образовательными технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.

Наряду с этим, появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей, значительно возросла эмоциональная заинтересованность воспитанников в занятиях.

Такое построение обучения с использованием конкретных современных образовательных технологий в моей педагогической практике не только намного облегчает труд учителя-дефектолога, но и позволяет добиться значительно лучших и более устойчивых результатов в работе с воспитанниками с нарушениями зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА В ДОУ

С целью повышения эффективности коррекционного воздействия в нашей работе мы используем различные современные технологии. Среди них важная роль отводится внедрению в практику здоровьесберегающих техно...

«Применение современных образовательных технологий в практической деятельности учителя – дефектолога»

Вся наша страна переживает этап модернизации, этап изменения и обновления системы образования. Содержание образования усложняется, на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и вос...

Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-дефектолога в ДОУ

В статье представлена проблема применения информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-дефектолога с дошкольниками с ОВЗ. Рассматриваются направления коррекционной работы уч...

Современные образовательные технологии в коррекционной работе учителя — дефектолога в группе компенсирующей направленности ДОУ.

Современные образовательные технологии в коррекционной работе учителя — дефектолога в группе компенсирующей направленности ДОУ. Ю.А. Поздеева , воспитатель, учитель — дефектолог...

«Использование приёмов сенсорной интеграции в коррекционной работе учителя-дефектолога»

В материале содержится описание метода сенсорной интеграции. Игры использхуемые на мастер-классе для педагогов и родителей...