«Использование инновационной технологии «Криотерапия» в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Светлана Ивановна А.

В последнее время стремительно развивается крионика-наука о холоде. И уже сегодня с помощью криогенных камер могут поправить здоровье и улучшить самочувствие каждый из нас.

Закаливание холодной водой известно давно. В древней Руси это было традицией. Славяне после жаркой бани обтирались снегом. Легендарный Суворов каждое утро обливался холодной водой. Великая Екатерина II обтирала лицо и тело кусочками льда. Старец Распутин ходил всю зиму купаться в проруби. Холод помогает нам быть здоровыми и работоспособными.

Частичку этой технологии – этого чуда взяла себе и коррекционная педагогика, в том числе логопедия.

На сегодняшний день криотерапия - одна из наиболее современных нетрадиционных здоровьесберегающих технологий коррекционной педагогики.

В логопедических методиках для проведения терапии применяют лед. При воздействии холодом в области контакта с кожей (рук, ног) начинает активироваться рецепторный аппарат. На начальном этапе воздействия в коже и тканях сужаются сосуды. По прошествии времени стенки сосудистого русла расширяются, что повышает местный кровоток. Увеличение кровотока способствует стимуляции мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx30.86 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Тема: «Использование инновационной технологии «Криотерапия» в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

 Пояснительная записка.

За последние годы значительно возросло количество детей,  имеющих речевые нарушения. И с каждым годом возрастает число практически неговорящих детей. Причины этого явления разнообразны и многочисленны.

В основе логопедической работы лежит принцип многократного повторения материала, а что может быть скучнее для дошкольника, у которого ведущей деятельностью является игра? И для того чтобы вызвать у ребенка интерес к занятиям, учитель-логопед должен вводить максимальное количество дидактических игр.

Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.

Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.

 Игра – наш незаменимый помощник в обучении дошкольника. Итак, учить играя. Но как конкретно? Как выбрать самую нужную для данного занятия, для определенного этапа игру? Конечно, не может быть точного рецепта, где, когда и на сколько минут включать игровой материал. Здесь важно одно, чтобы игры помогали достичь цели. Количество их на занятии должно быть разумным. Необходимо продумать поэтапное распределение: в начале занятия игра должна помочь организовать, заинтересовать ребенка, в середине должна подвести к усвоению темы, в конце занятие может носить поисковый характер. Но на любом этапе она должна быть интересной, доступной, включающей разные виды.

Таким образом, можно сформулировать две основные задачи, стоящие перед логопедом в его работе с дошкольниками.

1. Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

2. При проведении игры логопеду необходимо учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.

Основное обучение у логопедов, идет через упражнения по произношению, развитию речи. Но необходимо помнить одно важное правило! Лучше ребенок уйдет с вашего занятия не доиграв, чем переиграв.

Таким образом, создается дефицит игры, и вопрос, какую новую инновационную технологию использовать в своей работе.

Актуальность

В последнее время стремительно развивается крионика-наука о холоде. И уже сегодня с помощью криогенных камер могут поправить здоровье и улучшить самочувствие каждый из нас.

Закаливание холодной водой известно давно. В древней Руси это было традицией. Славяне после жаркой бани обтирались снегом. Легендарный Суворов каждое утро обливался холодной водой. Великая Екатерина II обтирала лицо и тело кусочками льда. Старец Распутин ходил всю зиму купаться в проруби. Холод помогает нам быть здоровыми и работоспособными.

Частичку этой технологии – этого чуда взяла себе и коррекционная педагогика, в том числе логопедия.

На сегодняшний день криотерапия - одна из наиболее современных нетрадиционных здоровьесберегающих технологий коррекционной педагогики.

В логопедических методиках для проведения терапии применяют лед. При воздействии холодом в области контакта с кожей (рук, ног) начинает активироваться рецепторный аппарат. На начальном этапе воздействия в коже и тканях сужаются сосуды. По прошествии времени стенки сосудистого русла расширяются, что повышает местный кровоток. Увеличение кровотока способствует стимуляции мелкой моторики.

Развивающаяся мелкая моторная деятельность кистей ребенка способствует активации областей мозга, отвечающих за речевые функции. У ребенка помимо речевой функции повышается память, внимание, мышление, улучшается моторика рук. Методика помогает улучшить запоминание новой информации.

Элементы криотерапии я стала использовать в работе с детьми еще в прошлом учебном году. Ребята проявили большой интерес, и подробно изучив ее,  я стала активно использовать криотерапию на своих занятиях.

Ее проведение не требует специального оборудования, что является достаточно удобным и ценным в условиях дошкольного учреждения.

Для занятий использую ледовые фигурки, кубики. Чтобы приготовить различные форменный лед использую специальные формы для замораживания. В качестве формочек применяю стандартные квадратные отсеки, формы из-под конфет, формочки для выпечки и т.д.

Цель:

Использование инновационной технологии «Криотерапия» в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Задачи:

- познакомить с методикой проведения криотерапии;

- раскрыть значение использования криотерапии в работе учителя-логопеда по формированию различных аспектов речи и развитию мелкой моторики рук у детей с тяжелыми нарушениями речи;

- разработать  последовательность действий и приемов работы по развитию звукопроизношения, фонетико-фонематического восприятия, лексико-грамматического строя  и связной речи детей с ТНР с использованием элементов криотерапии.

Основная часть.

В основу этой методической разработки легла систематизация  игр и игровых пособий необходимых для обучения детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Здесь будут представлены авторские разработки апробированные на практике игр, с использованием « Криотерапии».

Все чаще в старшей и подготовительной к школе группе детского сада у детей встречается диагноз ТНР (тяжелое недоразвитие речи). Это системное нарушение, при котором нарушено звукопроизношение, фонематическое восприятие, слоговая структура и звукопроизношение слов, речь насыщена аграмматизмами. У детей бедный словарный запас. Страдает связная речь. А также наблюдаются отклонения в развитии моторики, как общие, так и артикуляционной.

Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникает необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренными программой и на помощь приходит игра и становится важным направление коррекционной работы. Преимущество игры состоит в том, что она позволяет более активно воздействовать на ребенка. С помощью игр поддерживается стойкий интерес к занятиям, желание узнать новое и усваивать знания и умение.

Криотерапия в логопедии имеет очень высокую эффективность. На фоне игр у детей улучшается четкость звукопроизнощения, увеличивается словарный запас, дети лучше выражают свои мысли, быстро запоминают новую информацию.

Криотерапия имеет свои показания и ограничения к использованию. Методика показана при детском церебральном параличе, синдроме Дауна, аутизме, задержке речевого развития на фоне стрессовых ситуаций.

Ограничения к назначению криотерапии следующие:

  • Наличие эпилептического синдрома.
  • Миопатия (нервно-мышечные заболевания)
  • Непереносимость холода.
  • Гипертермическое состояние (субфебрилитет, температура более 38°С).
  • Обострение хронических патологий.
  • Инфекционные болезни (вирусные, бактериальные).

Методику использую осторожно, с письменного разрешения законных представителей.

Лед, заготовленный заранее, можно хранить 10-12 часов без холодильника, в обычном термосе.

Криотерапия проводится по следующей схеме: одна процедура через 1-2 дня в течение месяца. Воздействие льдом на организм ребенка нужно начинать с 5-15 секунд постепенно прибавляя время воздействия.

1 этап:  Мелкая моторика

Растяжка пальцев рук с пальчиковой гимнастикой. В соответствии с  определенной лексической темой или звуку, с которым происходит работа на коррекционных занятиях педагога : «Зарядка для пальчиков»,, « Скажи и покажи пальчиками», «Поиграем ручками»

Развитие тактильной чувствительности, массаж руки с помощью шишек, Су-Джок шариков, колечек, щеток, поглаживание предметов разных фактур.

Массаж рук с помощью Су-Джок (пружинка).

Игры направленные на развитие мелкой моторики.

1. ЛАДОШКИ

На листе бумаги наносятся контуры ладоней. На каждой странице помещается разное положение ладоней (пальцы вместе, врозь, согнуты и т.д.) Ребенок прикладывая свои ладони, должен максимально точно повторить изображение.

2. ПРОКАТЫВАНИЕ  ШАРИКОВ        
          Дети катают маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали). Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони и должен прокатиться точно по дорожке. Шарики можно катать как ладонями (в первых играх), так и одним пальчиком (в последующих играх).

3. СОРТИРОВКА  МЕЛКИХ  ПРЕДМЕТОВ        
          Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата» (захватывал двумя пальчиками – большим и указательным).        

При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения.
Сортировать можно по цвету (если Вы перемешали бусины двух цветов), по форме, по размеру.

Сортировка мелких предметов очень важна на третьем году жизни ребенка.
           4. РАЗМИНАНИЕ  ПЛАСТИЛИНА

Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики.
            5. НАНИЗЫВАНИЕ  КОЛЕЦ НА  СТЕРЖЕНЬ  ПИРАМИДКИ        
           Сначала малыш учится разбирать игрушку-пирамидку (это легче), а уже потом собирать ее. Обратите внимание – даже самые маленькие дети легко запоминают последовательность цвета в пирамидке и собирают ее просто по памяти, а не по сопоставлению величин. Поэтому если Вы хотите научить их сравнивать величину колец и располагать их от самого большого к самому маленькому последовательно, то Вам нужна пирамидка с кольцами одного цвета!        
           6. ИГРЫ – ШНУРОВКИ        
           Эти игры быстро надоедают малышу. Поэтому лучше, если у Вас будет кукла, у которой ботиночки или одежда завязываются с помощью шнурка.
           7. ВДАВЛИВАНИЕ  МЕЛКИХ  ПРЕДМЕТОВ  В  ПЛАСТИЛИН (бусины, семена, ракушки, мелкие камушки)        
Так можно сделать картины – мозаики на пластилине.

8. ВОЛЧКИ        
          Сначала малыш учится запускать юлу, а затем волчки крупных размеров. И уже после этого дайте малышу волчки маленького размера. Вместо волчка используйте любые другие предметы: кольца пирамидок, шарики, пластиковые миски и т.д. Также полезно и заводить ключиком заводные игрушки.

            9. РАЗВОРАЧИВАНИЕ  ЗАВЕРНУТОГО  В  БУМАГУ  ПРЕДМЕТА - СЮРПРИЗА – «ЧТО ТАМ?»        
           Когда малыш развернет бумагу и найдет подарок, поиграет с ним, заверните его снова – спрячьте в другую бумагу. И снова попытайтесь найти. Научите малыша заворачивать – прятать предмет от старшей сестры или брата, папы, бабушки. Пусть они порадуются, когда развернут его сюрприз.
            10. НАПОЛНЕНИЕ  БУТЫЛКИ  МЕЛКИМИ  ПРЕДМЕТАМИ         
           В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики.

11. ПЕРЕЛИСТЫВАТЬ  СТРАНИЦЫ  КНИГИ  ПО  ОДНОЙ        
           Это упражнение доступно ребенку с года. Для этого страницы первой книги должны быть плотными, из картона.

12. КАТАНИЕ  КАРАНДАША  МЕЖДУ  ЛАДОШКАМИ        
            Сначала попробуйте покатать карандаш по столу ладонью. Затем покажите малышу, как катать карандаш между выпрямленными ладошками в руках (карандаш находится в вертикальном положении). На конец карандаша можно приклеить картинку, которая будет вертеться.        
           13. ПАЛЬЧИКОВЫЕ  НАРОДНЫЕ  ИГРЫ.

2 этап:  Криоконтраст.

Дети берут кусочки льда из миски и перебирают их 10-15 секунд. Затем разогревают руки, это делается в тазу с теплой водой или на пластиковых бутылках с горячей водой. Снова опускают руки в лед. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем. Данный этап включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории:

1 категория игр.  Погружение пальцев в бассейн с ледяными шариками (игра «Достань игрушку») на 5-8 секунд; «Тает льдинка»; «Пересчитай камешки».

2 категория игр. Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда «Выложи узор». Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд.

3 категория игр. Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд.

4 категория игр Выкладывание замков из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.

3 этап:  Речь на льдинке

Развитие артикуляционной моторики

Замораживаются льдинки с картинками артикуляционной гимнастики, ребенок достает льдинку –выполняет упражнение перед зеркалом.

Развитие фонетико-фонематического восприятия

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построение правильной слоговой структуры слова, основой овладения грамматическим строем языка, навыком письма и чтения.

Здоровьесберегающая технология « Криотерапия» помогает, с помощью замороженных льдинок с картинками и буквами, сформировать слуховое восприятие речи, фонем, овладеть звуковой стороной языка. Учит различать звуки речи, определять звуковой состав слова.

«Звучащая льдинка»

Замораживаются льдинки с изображенной буквой, ребенок достает льдинку, называет звук написанной буквы.

«Назови первый звук» (любой звук в слове: второй, третий, последний).

«Назови гласные звуки»

Замораживаются льдинки с картинкой, ребенок достает льдинку, называет звук слова.

«Прохлопай слово»

Замораживаются льдинки с картинкой, ребенок достает льдинку, прохлопывает слово, называет количество слогов.

«Назови первый; второй, слог»

Замораживаются льдинки с картинкой, ребенок достает льдинку, называет звук; слог слова.

«Собери бусы по цветам»

Замораживаются льдинки красного, синего и зеленого цвета, ребенок достает льдинку любого цвета, называет любой гласный звук ( красная льдинка), согласный твердый ( синяя льдинка), согласный мягкий ( зеленая льдинка) и выкладывает в виде бусы.

«Выложи букву»

Замораживаются льдинки, ребенок выкладывает букву из льдинок, придумывает слово на этот звук.

«Выложи слово»

Замораживаются льдинки синего, зеленого и красного цвета, ребенок выбирает любую картинку и выкладывает схему слова (фонетический разбор).

«Два озера»

Закрепление умения дифференцировать смешиваемые звуки.
Оборудование: две емкости, одна  с холодной водой (можно с кусочками льда), другая с теплой водой, игрушки на заданные звуки.
Ход игры: в одно озеро надо опустить игрушки со звуком [С], а в другое – со звуком [Ш].

«Водолаз»

Закрепление умения дифференцировать смешиваемые звуки. Оборудование емкость со льдом, игрушки на дифференциацию различных звуков.

Ход игры: Со дна таза ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы с дифференцируемыми звуками.        

Развитие лексико-грамматического строя  речи

Игры с  замороженными  льдинками с различными картинками из разных лексических тем учат правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже и координировать с глаголами и предлогами. («Какой?, Какая?, Какое?2, 2Кто что делает?», «Отгадай, что это?», «Расскажи о предмете»).

Игры и упражнения с льдинками на словообразование:

Можно разделить на 4 подгруппы:

  • Образование названий детенышей животных
  • Образование названий профессий
  • Образование названий посуды
  • Образование однокоренных слов

Игры с использованием «Криотерапии», помогают осознать изменение значения слова в зависимости от словообразовательных оттенков ( усы - усики - усищи; кот - котик – котище). 

«Назови ласково»

«Один и много»

«Посчитай до пяти»

«Мама и детеныш»

«Часть и целое»

«Кому что нужно для работы»

«Какой предмет»

Развитие связной речи

Важным условием для развития связной речи является правильно поставленная словарная работа и формирование грамматических навыков, т.к. характерные недостатки детских рассказов, короткие нераспространенные бессоюзные предложения, часто незаконченные, повторение одних и тех же слов, частей предложения и даже целых фраз.

Игры с использованием « Криотерапии» помогают детям  овладевать языковым материалом, характеризующим качественные стороны предметов и явлений, обозначающим отношение предметов по месту и времени, а также причинно-следственные связи.

Картинки замороженные в кусочках льда  учит детей пользоваться словарным материалом, характеризующим уровень обобщении

( обобщающие слова, существительные, обозначающие видовые и родовые понятия).

 «Герои из одной сказки»

В бассейне с льдинками, с замороженными героями сказок, ребенок находит героев одной сказки, описывает этих героев, высказывает свое отношение к ним, составляет пересказ сказки.

«Собери предложение»

В льдинках замораживаются картинки различных предметов, ребенок достает две, три и тд льдинки и составляет предложение.

«Придумай историю»

Используя льдинки с замороженными игрушками или картинками, ребенок достает льдинку и придумывает историю

Заключение

При регулярном использовании приемов криотерапии у детей значительно улучшается артикуляционная моторика, произносительные навыки и в целом состояние их речи.

Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Кусочки льда, формочки для замораживания льда, контейнеры, в которые мы помещаем лед,  бутылочки для теплой воды, тарелочки, клеенку, картинки, ламинатор, буквы и краски, то есть все, что мы используем в жизни и в быту.

В заключении я хочу сказать, что игры со льдом вызывают у детей радостное настроение, дают много эмоционально ярких впечатлений. У детей значительно улучшаются движения кисти руки и, как следствие, стимулируется развитие речи. Метод криотерапии способствует развитию интеллектуальной сферы детей, а также происходит оздоровление организма.

 Буду рада, если мои идеи были вам интересны, и вы будете использовать их в своей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Презентация педагога-психолога ДОУ на тему: "Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья "...

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Презентация педагога-психолога ДОУ на тему: "Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья "...

Использование инновационной технологии«Дидактический синквейн» в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР.

Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закреп...

Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе учителя-логопеда с заикающимися детьми.

Презентация предназначена для работы с дошкольниками 5-7 лет ,посещающими группы компенсирующей направленности (диагноз- заикание).Составлена специалистом высшей квалификационной категории....

«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Использование нетрадиционных методов и приёмовв коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...

«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

В настоящее время   существует множество традиционного  практического материала для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья,  применение которых способст...

Технология проектирования в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

В данной статье представлен опыт работы по проектной деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. На примере конкретного проекта рассмотрены основные принципы данной технологии....