Технологическая карта коррекционного занятия для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста по теме "Домашние животные"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (младшая группа)

Технологическая карта коррекционного занятия

 

Группа: младшая группа детского сада

Контингент: дети с функциональными расстройствами зрения (амблиопией, косоглазием)

Тема занятия: «Домашние животные»

Тип занятия: Комбинированное подгрупповое занятие

Продолжительность: 15 минут

Технологии: здоровьесберегающие технологии

Фамилии и инициалы автора (авторов) работы: учитель-дефектолог (тифлопедагог) Купцова Екатерина Денисовна

Аннотация: Представленное занятие по развитию зрительного восприятия комбинированного типа было разработано и апробировано с детьми с функциональными расстройствами зрения (амблиопия, косоглазие) младшего дошкольного возраста. Наглядный и раздаточный дидактический материал был подготовлен согласно офтальмо-гигиеническим требованиям с учетом зрительных возможностей детей.

Цель занятия: формирование единичных и обобщённых представлений по лексической теме «Домашние животные»; формирование умений и навыков пространственной ориентировки на основе зрительного восприятия.

Оборудование: игрушка кошка, аудиозапись «Кошка»;  фланелеграф, поделенный на 4 части и предметные картинки домашних животных на нем: кошка, собака, корова, коза (по количеству детей); карточки с изображением силуэтов домашних животных (кошка, собака, корова, коза) с расположением сверху справа/сверху слева/ снизу справа/снизу слева (по количеству детей); зрительный стимул «Муха» для  зрительной гимнастики; д/и «Секретики» (прямоугольное поле с закрывающимися окошками 3 ряда, 4 столбца) с изображениями домашних животных (по количеству детей); клубки с нитками (по количеству детей); графомоторные дорожки «Помоги животному добраться до своего любимого лакомства» (индивидуальные листы по количеству детей).

 

Этапы

(содержание)

Цель деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Введение в ситуацию

Приветствие

 

Создание положительного эмоционального настроя на занятии

Педагог предлагает поприветствовать друг друга, пожелать всем доброго утра и подарить всем свою добрую улыбку.

 

Дети встают в круг, желают друг другу доброго утра и, держа щечки руками, улыбаются друг другу.

Вводная часть: сюрпризный момент

 

Создать условия увлеченности детей,  организация направленного внимания и формирование интереса к занятию;  обогащение слухового восприятия по выделению пространственного положения звучащего объекта

- Послушайте, кто это пришел сегодня с вами поиграть?

- Да, где-то мяукает кошка! А где она спряталась?

- Какие молодцы, ребятки! Нашли кошечку. Кошечка говорит вам здравствуйте, ребятки! Ее зовут Маруся. Давайте и мы с Марусей поздороваемся: и погладим ее по шёрстке. Какая у нее шерсть на ощупь? Какого цвета кошечка? Посмотрите, какие у нее ушки? Какие у нее глазки? Да, глазки круглые как бусинки! А какой у нее хвостик? Кошка — это домашнее животное или лесное?  Верно, кошка — это домашнее животное, она живет рядом с человеком, люди о кошках заботятся, их кормят, ухаживают за ними. Поиграем с кошечкой?

 

- Кошка

-Она спряталась под столом.

 

- Приготовлением пищи занимается повар.

Дети здороваются с кошкой, гладят ее и отвечают на вопросы педагога.

Основная часть:

1) «Кто где живет?»       

Закрепить в самостоятельной деятельности способность узнавать и называть точным словом объект восприятия;  обогащение зрительного опыта отражения пространственных отношений (оценка взаимоположения объектов)

- Сегодня Маруся предлагает вам поиграть и с другими домашними животными.

- Посмотрите, перед вами домики. Узнайте и назовите, кто в домиках живет?

- Верно! Кто живет наверху справа? Кто живет наверху слева? Кто живет внизу справа? Кто живет внизу слева?

Дети рассматривают изображения животных, размещенных на фланелеграфе (домике). Называют домашних животных.

 По очереди определяют местоположение животного в домике и называют животного.

2) «Расположи животных по схеме»    

 

Обогатить зрительный опыт отражения пространственных отношений (оценка взаимоположения объектов);  формирование умений и навыков выполнять ориентировочные действия в выполнении заданий на изменение пространственных отношений (выложить по схеме);  развивать способность узнавать объект по его силуэту

- Ребята, представляете, оказывается животные перепутали свои домики. Посмотрите на карточку и расположите животных как на схеме.

-Расскажите Марусе, ребята, где теперь живут наши друзья в домике?

Дети меняют местоположение животных в домиках по схеме из силуэтов.

Дети называют местоположение животного на плоскости.

3) Зрительная гимнастика «Муха»

 

Активизировать и развивать зрительные функции: глазодвигательные и прослеживающие функций глаз; снятие мышечного напряжения, создание ситуации для эмоциональной разрядки, повысить умственную работоспособность

 

- Ребята, вы знаете, наша Маруся очень любит следить за мухами и ловить их! Это любимое развлечение для кошек! Сегодня наша гостья хочет вам предложить сделать зарядку и проследить за мухой.

- Снимите очки, держите головку за щечки, чтобы она никуда не двигалась, двигаться будут только глазки. Куда летит муха? (наверх, вниз, налево, направо – проговариваем направление движения вместе с детьми, дети самостоятельно отвечают на вопрос «Куда летит муха?»)

- Муха летела-летела, и куда села? (детям: на голову, на спинку, на животик, на ручку – дети отвечают, куда села муха)

- Муха поиграла, покружилась да улетела!

Дети аккуратно снимают очки и следят за зрительным стимулом, называя направление движения объекта вместе с педагогом. Затем следят и называют местоположение, куда садится муха.

4) «Кто где спрятался?»

 

Учить ориентироваться в микропространстве;  развивать и активизировать речь, в том числе за счет обогащения словаря детей за счёт использования пространственной терминологии (сверху/снизу/справа/ слева над/под/за)выполнять действия согласно инструкции педагога

- Ребята, а у нас еще есть интересная игра. Поиграем вместе с Марусей?

- Эта игра называется «Секретики». Перед вами много разных кружочков, за ними спрятались разные домашние животные и птицы. Мы будем с вами кружочки убирать и смотреть, кто же спрятался в окошке. Но кружочки будет открыть все по очереди, только те, которые я буду называть. Договорились?

-  Посмотрите, кто спрятался за красным окошком? Кто спрятался над козой? Кто спрятался рядом с коровой? Кто спрятался за желтым кружочком? Кто спрятался между собакой и коровой? Кто спрятался слева от свиньи? Кто спрятался под лошдью? Кто рядом с собакой? Кто спрятался сверху от кошки?

- Умнички, всех животных нашли и назвали!

 Дети последовательно по инструкции педагога открывают разноцветные кружочки и называют животного, которое там спряталось и имитируют звук, который оно издает.

5) Упражнение «Моталочка»

 

  Развитие координации движений рук

- Ребята, а вы знаете, с чем еще любят играть кошки?

 

- Кошечки конечно же очень любят играть с клубочками! Вот Маруся играла и все клубочки размотала. Поможем ей смотать клубочки? Тогда вставайте на кружочки (зрительные ориентиры).

- Держите палочку двумя руками. Где клубочек? Надо нам ниточку намотать на палочку. Где теперь клубочек?

Дети отвечают на вопрос педагога, предлагают варианты ответа

Выполняют упражнение: наматывают нитку на палочки, тем самым поднимая клубочек. Дети вместе с педагогом проговаривают, что клубочек был внизу, а ребята поднимают его вверх.

6) «Помоги животным добраться до своего любимого лакомства»

 

Развивать зрительно-моторную координацию: проведение прямых линий; обогащать представления о жизни домашних животных; развивать речь.

- Маруся предлагает вам провести наших друзей по дорожке и узнать, что же они любят есть больше всего.

- Возьмите фломастер правильно. Будем проводить прямые линии по дорожке от животного к его любимому лакомству.

- Что любит жевать корова? Что любит грызть собака? проведем по дорожке кошку. Чем любит полакомиться кошка? Что любит жевать коза?

- У вас очень здорово получилось! Все животные добрались до своего лакомства.

Дети проверяют правильно ли они держат карандаш, проводят каждого животного по дорожке и отвечают на вопросы, что любят больше всего животные:

-корова любит жевать травку;

-собака любит грызть косточку;

-кошка любить полакомиться рыбкой;

-коза любит жевать капусту.

Заключительная часть

Рефлексия

 

 

Развитие умений вспоминать, выявлять и осознавать основные компоненты деятельности

- Ребятки, какие вы молодцы, Марусе очень понравилось с вами играть. А вам понравилось? Что понравилось больше всего?

- Пора нам прощаться с Марусей, до новых встреч!

Дети делятся с педагогом тем, что им понравилось больше всего и прощаются с кошкой.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuptsova_e.d._gbdou_133_spb_konspekt.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта коррекционного занятия

Группа: младшая группа детского сада

Контингент: дети с функциональными расстройствами зрения (амблиопией, косоглазием)

Тема занятия: «Домашние животные»

Тип занятия: Комбинированное подгрупповое занятие

Продолжительность: 15 минут

Технологии: здоровьесберегающие технологии

Фамилии и инициалы автора (авторов) работы: учитель-дефектолог (тифлопедагог) Купцова Екатерина Денисовна

Аннотация:         Представленное занятие по развитию зрительного восприятия комбинированного типа было разработано и апробировано с детьми с функциональными расстройствами зрения (амблиопия, косоглазие) младшего дошкольного возраста. Наглядный и раздаточный дидактический материал был подготовлен согласно офтальмо-гигиеническим требованиям с учетом зрительных возможностей детей.

Цель занятия: формирование единичных и обобщённых представлений по лексической теме «Домашние животные»; формирование умений и навыков пространственной ориентировки на основе зрительного восприятия.

Оборудование: игрушка кошка, аудиозапись «Кошка»;  фланелеграф, поделенный на 4 части и предметные картинки домашних животных на нем: кошка, собака, корова, коза (по количеству детей); карточки с изображением силуэтов домашних животных (кошка, собака, корова, коза) с расположением сверху справа/сверху слева/ снизу справа/снизу слева (по количеству детей); зрительный стимул «Муха» для  зрительной гимнастики; д/и «Секретики» (прямоугольное поле с закрывающимися окошками 3 ряда, 4 столбца) с изображениями домашних животных (по количеству детей); клубки с нитками (по количеству детей); графомоторные дорожки «Помоги животному добраться до своего любимого лакомства» (индивидуальные листы по количеству детей).

Этапы

(содержание)

Цель деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Введение в ситуацию

Приветствие

Создание положительного эмоционального настроя на занятии

Педагог предлагает поприветствовать друг друга, пожелать всем доброго утра и подарить всем свою добрую улыбку.

Дети встают в круг, желают друг другу доброго утра и, держа щечки руками, улыбаются друг другу.

Вводная часть: сюрпризный момент

Создать условия увлеченности детей,  организация направленного внимания и формирование интереса к занятию;  обогащение слухового восприятия по выделению пространственного положения звучащего объекта

- Послушайте, кто это пришел сегодня с вами поиграть?

- Да, где-то мяукает кошка! А где она спряталась?

- Какие молодцы, ребятки! Нашли кошечку. Кошечка говорит вам здравствуйте, ребятки! Ее зовут Маруся. Давайте и мы с Марусей поздороваемся: и погладим ее по шёрстке. Какая у нее шерсть на ощупь? Какого цвета кошечка? Посмотрите, какие у нее ушки? Какие у нее глазки? Да, глазки круглые как бусинки! А какой у нее хвостик? Кошка — это домашнее животное или лесное?  Верно, кошка — это домашнее животное, она живет рядом с человеком, люди о кошках заботятся, их кормят, ухаживают за ними. Поиграем с кошечкой?

- Кошка

-Она спряталась под столом.

- Приготовлением пищи занимается повар.

Дети здороваются с кошкой, гладят ее и отвечают на вопросы педагога.

Основная часть:

1) «Кто где живет?»        

Закрепить в самостоятельной деятельности способность узнавать и называть точным словом объект восприятия;  обогащение зрительного опыта отражения пространственных отношений (оценка взаимоположения объектов)

- Сегодня Маруся предлагает вам поиграть и с другими домашними животными.

- Посмотрите, перед вами домики. Узнайте и назовите, кто в домиках живет?

- Верно! Кто живет наверху справа? Кто живет наверху слева? Кто живет внизу справа? Кто живет внизу слева?

Дети рассматривают изображения животных, размещенных на фланелеграфе (домике). Называют домашних животных.

 По очереди определяют местоположение животного в домике и называют животного.

2) «Расположи животных по схеме»    

Обогатить зрительный опыт отражения пространственных отношений (оценка взаимоположения объектов);  формирование умений и навыков выполнять ориентировочные действия в выполнении заданий на изменение пространственных отношений (выложить по схеме);  развивать способность узнавать объект по его силуэту

- Ребята, представляете, оказывается животные перепутали свои домики. Посмотрите на карточку и расположите животных как на схеме.

-Расскажите Марусе, ребята, где теперь живут наши друзья в домике?

Дети меняют местоположение животных в домиках по схеме из силуэтов.

Дети называют местоположение животного на плоскости.

3) Зрительная гимнастика «Муха»

Активизировать и развивать зрительные функции: глазодвигательные и прослеживающие функций глаз; снятие мышечного напряжения, создание ситуации для эмоциональной разрядки, повысить умственную работоспособность

- Ребята, вы знаете, наша Маруся очень любит следить за мухами и ловить их! Это любимое развлечение для кошек! Сегодня наша гостья хочет вам предложить сделать зарядку и проследить за мухой.

- Снимите очки, держите головку за щечки, чтобы она никуда не двигалась, двигаться будут только глазки. Куда летит муха? (наверх, вниз, налево, направо – проговариваем направление движения вместе с детьми, дети самостоятельно отвечают на вопрос «Куда летит муха?»)

- Муха летела-летела, и куда села? (детям: на голову, на спинку, на животик, на ручку – дети отвечают, куда села муха)

- Муха поиграла, покружилась да улетела!

Дети аккуратно снимают очки и следят за зрительным стимулом, называя направление движения объекта вместе с педагогом. Затем следят и называют местоположение, куда садится муха.

4) «Кто где спрятался?»

Учить ориентироваться в микропространстве;  развивать и активизировать речь, в том числе за счет обогащения словаря детей за счёт использования пространственной терминологии (сверху/снизу/справа/ слева над/под/за)выполнять действия согласно инструкции педагога

- Ребята, а у нас еще есть интересная игра. Поиграем вместе с Марусей?

- Эта игра называется «Секретики». Перед вами много разных кружочков, за ними спрятались разные домашние животные и птицы. Мы будем с вами кружочки убирать и смотреть, кто же спрятался в окошке. Но кружочки будет открыть все по очереди, только те, которые я буду называть. Договорились?

-  Посмотрите, кто спрятался за красным окошком? Кто спрятался над козой? Кто спрятался рядом с коровой? Кто спрятался за желтым кружочком? Кто спрятался между собакой и коровой? Кто спрятался слева от свиньи? Кто спрятался под лошдью? Кто рядом с собакой? Кто спрятался сверху от кошки?

- Умнички, всех животных нашли и назвали!

 Дети последовательно по инструкции педагога открывают разноцветные кружочки и называют животного, которое там спряталось и имитируют звук, который оно издает.

5) Упражнение «Моталочка»

  Развитие координации движений рук

- Ребята, а вы знаете, с чем еще любят играть кошки?

- Кошечки конечно же очень любят играть с клубочками! Вот Маруся играла и все клубочки размотала. Поможем ей смотать клубочки? Тогда вставайте на кружочки (зрительные ориентиры).

- Держите палочку двумя руками. Где клубочек? Надо нам ниточку намотать на палочку. Где теперь клубочек?

Дети отвечают на вопрос педагога, предлагают варианты ответа

Выполняют упражнение: наматывают нитку на палочки, тем самым поднимая клубочек. Дети вместе с педагогом проговаривают, что клубочек был внизу, а ребята поднимают его вверх.

6) «Помоги животным добраться до своего любимого лакомства»

Развивать зрительно-моторную координацию: проведение прямых линий; обогащать представления о жизни домашних животных; развивать речь.

- Маруся предлагает вам провести наших друзей по дорожке и узнать, что же они любят есть больше всего.

- Возьмите фломастер правильно. Будем проводить прямые линии по дорожке от животного к его любимому лакомству.

- Что любит жевать корова? Что любит грызть собака? проведем по дорожке кошку. Чем любит полакомиться кошка? Что любит жевать коза?

- У вас очень здорово получилось! Все животные добрались до своего лакомства.

Дети проверяют правильно ли они держат карандаш, проводят каждого животного по дорожке и отвечают на вопросы, что любят больше всего животные:

-корова любит жевать травку;

-собака любит грызть косточку;

-кошка любить полакомиться рыбкой;

-коза любит жевать капусту.

Заключительная часть

Рефлексия

Развитие умений вспоминать, выявлять и осознавать основные компоненты деятельности

- Ребятки, какие вы молодцы, Марусе очень понравилось с вами играть. А вам понравилось? Что понравилось больше всего?

- Пора нам прощаться с Марусей, до новых встреч!

Дети делятся с педагогом тем, что им понравилось больше всего и прощаются с кошкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ "Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения (младший дошкольный возраст)"

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ "Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения (младший дошкольный возраст)"В возрасте 3—4 лет ребенка с патологией зрения надо продолжать учить различать пра...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Развитие речи слабовидящих детей осуществляется во всех видах детской деятельности  и является необходимой частью коррекционно – воспитательной работы детского сада для детей с нарушением з...

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста...

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию социально-бытовой ориентировки для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию социально-бытовой ориентировки для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста...

Перспективное планирование коррекционных занятий по ориентировке в пространстве для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

Перспективное планирование коррекционных занятий по ориентировке в пространстве для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста...

Ориентировка в пространстве у детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста

Информация будет полезна для родителей, у которых есть дети с нарушением зрения....

Технологическая карта коррекционного занятия для детей с нарушением интеллекта

В данном материале представлена технологическая карта занятия для детей с нарушением интеллекта. Педагог использует дидактические игры и пособия авторского исполнения....