Доклад для коррекционных педагогов "Организация предметно-развивающей среды для детей с ДЦП".
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Новоковская Наталия Ивановна

 

  1. Требования к играм, пособиям, игрушкам для детей с ДЦП с обоснованием;
  2. Примеры использования игр, пособий, игрушек с детьми дошкольного возраста с ДЦП для речевого развития 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

ТЕМА: Организация предметно-развивающей среды для детей с ДЦП.

Выполнила

Новоковская Наталия Ивановна

2021

Содержание

  1. Требования к играм, пособиям, игрушкам для детей с ДЦП с обоснованием 
  2. Примеры использования игр, пособий, игрушек с детьми дошкольного возраста с ДЦП для речевого развития 


  1. Требования к играм, пособиям, игрушкам для детей с ДЦП с обоснованием

К детям с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) относят очень разных детей: с аутизмом, нарушениями слуха и зрения, двигательными нарушениями, алалией, генетическими синдромами. Но какой бы ни был диагноз у ребенка, он в первую очередь остается ребенком, а значит ему нужны игрушки.

Игрушки для детей с особенностями развития не обязательно продаются в каких-то специальных магазинах. Но если к выбору игрушек для особого ребенка нужно подойти очень тщательно.

1. ИГРУШКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ БЕЗОПАСНЫМИ

Многие дети с ОВЗ берут игрушки в рот, облизывают, грызут. Поэтому важно покупать игрушки проверенных производителей, которые позаботились о том, чтобы при производстве использовались безопасные материалы и красители.

Игрушки таких брендов как Melissa and Doug и Learning Resources не самые дешевые, но зато они действительно прошли все необходимые проверки и их безопасность подтверждена международными сертификатами.

Галька в этой игре, конечно, не настоящая, она сделана из приятного наощупь прорезиненного материала, безопасного для здоровья ребенка.

2. ИГРУШКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРОЧНЫМИ

Диспраксия, неуклюжесть, моторная неловкость – особый ребенок часто роняет игрушки, наступает на них. А еще бывают дети, которые пока не научились контролировать свою импульсивность: им нравятся разрушительные игры. Хорошие игрушки должны выдерживать все. 

Конструктор Ёжик подойдет практически любому ребенку. Эти детали невозможно сломать, проглотить, засунуть в нос или в ухо. Детали легко соединяются между собой, можно сделать много интересного.

Если пока ребенку больше нравится разрушать, чем строить, можно организовать простую игру с соблюдением очередности: бросать детали конструктора в коробку. Постепенно от этой игры вы перейдете к совместному конструированию.

3. ИГРУШКИ ДОЛЖНЫ УДОВЛЕТВОРЯТЬ СЕНСОРНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА

Мозг многих детей с ОВЗ некорректно обрабатывает информацию, поступающую от органов чувств. Это приводит к нарушениям процессов сенсомоторной интеграции. Ребенок может настойчиво стремиться к получению каких-то определенных ощущений, например, ему приятно вращаться или он любит, когда его тело сдавливают, он сам любит сдавливать предметы.

Это не прихоть, а сенсорная информация, которая важна для саморегуляции. Если ребенок не получает необходимой стимуляцией, все ресурсы его мозга посвящены ее поиску, на обучение новому остается мало сил. Наблюдения родителей помогают специалистам определить, какие именно ощущения важны для ребенка. Конструктор Ёжик – источник тактильной стимуляции.

Многие развивающие игрушки могут выполнять сразу несколько функций. Например, это набор пипеток можно использовать для развития мелкой моторики и для изучения названий цветов. Но здесь ребенок получит и сенсорную стимуляцию: игра с водой, сдавливание пипеток.

4. ИГРУШКИ ДОЛЖНЫ РАЗВИВАТЬ

В понимании многих взрослых развивающая игрушка – это пирамидка или что-что, где нужно собирать целое из частей. Развивающий потенциал игрушек не ограничивается этим. Многие игрушки могут стать пособиями для занятий с особым ребенком, но важно сначала определиться, что именно вы собираетесь развивать? Крупную или мелкую моторику? Речь? Память?

Важно помнить, что знакомство особого ребенка с символами должно сопровождаться действиями с конкретными предметами. Игра «Собери мороженое» подойдет для изучения математики.

5. ИГРУШКИ ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ ИНТЕРЕСАМ РЕБЕНКА

Жизнь многих детей с особенностями в развитии строго регламентирована: логопед, дефектолог, реабилитация, лечение. Многие родители стремятся к тому, чтобы каждая игрушка для ребенка с ОВЗ была развивающим пособием.

Но ведь можно совместить интересы ребенка с целями занятий. И проще отталкиваться именно от интересов ребенка, тогда не нужно будет заставлять заниматься. Вы хотите, чтобы ребенок научился считать, а его интересуют только насекомые? Тогда нужно считать насекомых.

Детям с диагнозом ДЦП нужны особенные игрушки.

Для того чтобы точно определить, какие именно приобрести, желательно посоветоваться с вашим лечащим врачом, он наверняка подскажет что-то, подходящее именно вашему ребенку.

Сегодня существует большой выбор игрушек. Это логические игры, строительные блоки, звуковые и световые игрушки, домино, лото и т.д.. Их главным отличием от обыкновенных игрушек является размер. Выбирайте игрушки несколько больше, чтобы ребенку с нарушением функций опорно-двигательного аппарата было удобнее их держать.

Интернет-магазины — это настоящее спасение для родителей в таких случаях. Не надо оставлять ребенка, не надо ходить по сотням квадратных метров десятков магазинов. Там вы сможете достаточно быстро подобрать необходимые товары, которые вам доставят в течение нескольких дней.

Отличный вариант - всевозможные мячи. Все медики, в качестве обязательной игрушки для детей с ДЦП рекомендуют мячики. Яркие, легкие, надувные, с разноцветными картинками, разных размеров, они наверняка придутся по душе деткам с ограниченными возможностями. Более того, с ними можно придумать огромное количество игр, начиная от простого рассматривания до катания или кидания.

Кроме мячей будет отлично приобрести для ребенка пирамидки и кубики. Пирамидку можно собирать и разбирать, а если ребенок сам пока не может справиться с этим заданием, достаточно будет привлечь его в игру в качестве наблюдателя. То есть он смотрит, а вы медленно, рассказывая и показывая, собираете и разбираете пирамидку. Вообще, любую новую игрушку сначала лучше не давать ребенку, а просто показать. Рассказать, объяснить, дать ненадолго подержать или просто положить на колени. Ребенок должен к ней привыкнуть. Бывает так, что игрушка ему не понравится, это будет видно сразу. В таком случае не нужно настаивать — просто замените ее на другую.

Кубики обязательно должны быть достаточно большого размера и из мягкого материала. Отлично подойдут кубики-мякиши или кубики из флокса: они очень приятные на ощупь, что служит дополнительной стимуляцией сенсорного развития ребенка.

Вообще, нужно выбирать те игрушки, которые задействуют все органы чувств: слух, зрение, общие движения, мелкую моторику. Идеальная игрушка для ребенка с ДЦП — яркая, со звуковыми и (или) световыми эффектами, необычной, не гладкой (лучше всего пупырчатой) фактурой.

Стимуляция чувствительности кожи очень необходима детям с церебральным параличом, поэтому отдавайте предпочтение игрушкам с необычной фактурой и массажной поверхностью.

Посмотрите также подходящие Вам варианты музыкальных игрушек. Это могут быть звуковые книги и мягкие игрушки, музыкальные инструменты.

При выборе игрушек обратите внимание на рекомендуемый производителем возраст. Для своего малыша выбирайте игрушки для более младшего возраста, учитывая его индивидуальное развитие и особенности. Для деток с ДЦП до 4-5 лет рекомендуется посещать раздел для самых маленьких, где можно найти сортеры, доски Сегена, кубики, пирамидки и развивающие игрушки для малышей. А для более старшего возраста – раздел развивающих игрушек.

Часто приходится действовать методом проб и ошибок, подыскивая те фактуры, цвета и формы, которые окажутся наиболее близкими крохе. Массажист же определит, какие движения малыш сможет развивать с помощью разных игрушек, какие подвижные игры ему по силам. От захвата крупных игрушек кроха постепенно перейдет к мелким движениям, и большие игрушки сменятся миниатюрными, снабженными мелкими деталями. В итоге малыш сможет развиваться так же, как его более здоровые сверстники, только медленнее. Однако и у него обязательно будут свои маленькие победы.

  1. Примеры использования игр, пособий, игрушек с детьми дошкольного возраста с ДЦП для речевого развития

Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического; умственного, нравственного и эстетического воспитания детей с общим недоразвитием речи.

В игре осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка:

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Часто применяются театрализованные игры – разыгрывание определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.

Игра драматизация – особенный вид деятельности детей дошкольного возраста.

Драматизировать – изображать, разыгрывать в особах литературное. В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. п.Они сходны с сюжетно - ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т. д., а также имеются элементы творчества.

Воспитательное и развивающее влияние строительных игр заключено в идейном содержании, отражаемых в них явлений, в овладении детьми способами строительства, в развитие их конструктивного мышления, обогащение речи, упрощение положительных взаимоотношений.

Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т. д. Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции,развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др.

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности.

Можно выделить следующие виды дидактических игр:

игры – путешествия,

игры – поручения,

игры – предположения,

игры – загадки,

игры – беседы.

Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей.

Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения.

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

дидактическая задача;

игровая задача;

игровые действия;

правила игры;

результат (подведение итогов).

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Игровая задача определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т. д. они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Правила игры, их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение.

Игры и упражнения для развития двигательной активности и речи

Игра «Солнышко».

Дети становятся вокруг обруча, держатся за него. Упражнение выполняется под музыкальное сопровождение несколько раз. Детям необходимо поднять обруч вверх, опустить вниз под стихи, которые читает логопед.

Утром солнышко встает-

Светом озаряет.

Вечером оно заходит-

Ночка наступает.

Если дети не могут самостоятельно удерживать равновесие с помощью обруча, осуществляется педагогическое сопровождение.

Подвижная игра «Посуда»

Дети выходят на ковер. Логопед читает стихотворение и выполняет движения вместе с детьми.

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник. Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули- «носик».

Вот фарфоровые чашки,

Очень крупные бедняжки. Присели, одну руку поставили на пояс

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни- разобьются. Рисуют в воздухе круг

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке. Потянулись, сомкнули руки над головой.

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес. Легли, вытянулись.

Гимнастика лексическая тема «Одежда»

Дети выходят на ковер.

Мы с тобой пойдем по ругу,

И расскажем мы друг другу, Дети ходят по кругу

Кто такая Маша,

Маша – растеряша.

Ищет вещи Маша,

Маша – растеряша. Поворачивают туловища, руки на поясе.

Выполняют наклоны в стороны.

И на стуле нет, Ставят руки «Полочкой»

И по стулом нет, Наклон вперед, касаются пола.

На кровати нет, Руки вверх тянутся.

Под кроватью нет, Наклон, руки вперед.

И на полке нет, Руки вытягивают перед собой.

И под полкой нет, Приседают.

И на столике, Встают.

И под столиком. Снова приседают и встают.

Вот какая Маша,

Маша – растеряша. Выполняют повороты туловища.

Физкультминутка «Звук У» (аналогично проводится на звук «О»)

Дети выходят на ковер.

Дети приседают. Произносят «У» громко.

Выпрямляются. Тихо

Наклоняются вперед. Громко

Выпрямляются. Тихо.

Разводят руки в стороны. Долго.

Соединяют руки с хлопками. Коротко.

Подвижная игра «Веснянка»

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло. Идут по кругу взявшись за руки.

Побежал в саду ручей, Бегут по кругу

Прилетели сто грачей Взмахивают руками

А сугробы тают, тают. Медленно приседают

А цветочки подрастают. Тянутся вверх, поднимают руки.

Подвижная игра «Зима прошла»

Воробей с березы

На дорогу – прыг! Ритмично прыгают.

Больше нет мороза,

Чик – чирик! Хлопают руками по бокам.

Вот журчит в канавке

Быстрый ручеек, Бегут по кругу, взявшись за руки.

И не зябнут лапки –

Скок, скок, скок!

Высохнут овражки!

Прыг, прыг, прыг! Ритмично прыгают по кругу.

Вылезут букашки –

Чик – чирик! Хлопают руками по бокам.

Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребенка. Они в полном объеме развивают речь ребенка, активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи. Развивается эмоционально-волевая сфера, происходит коррекция поведения, развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, стимулируется развитие творческой активности, самостоятельности.

Дидактические игры и развивающие игрушки для детей с ДЦП

На что обратить внимание, когда Вы подбираете развивающие игрушки для детей с ДЦП? Важно, чтобы:

  • игрушки были крупными;
  • задействовали все органы чувств ребенка – были яркими, имели звуковые эффекты и негладкую фактуру или массажную поверхность;
  • стимулировали работу одновременно двумя ручками.
  1. В нейропсихологической игре "Попробуй повтори" участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение.Нейропсихологическая игра "Попробуй повтори", 75 карточек, Генезис

Воспроизведение нарисованных на карточках движений – задача нетривиальная. Трудность заключается не в том, что движения требуют особых физических способностей, а в их непривычности, непохожести на те, что люди осуществляют в быту каждый день. С первого раза некоторые движения не выполнит даже взрослый.

Пальчиковый тренажер "Топотуша страусенок", цвета МИКС, ТТ-0161

  1. Тренажер для пальчиковой гимнастики Топотуша - оригинальный способ развить моторику ребенка и порадовать его увлекательной игрой.

Топотуша имеет отверстия для двух пальцев: 2 ноги. Управляя своими пальчиками, ребенок управляет игрушечным страусенком. Страус двигается и ходит по команде малыша!

Волшебный мешочек тактильный, арт. Д-106 (возможны шероховатости на деталях)

  1. Возраст: от 3 до 5 лет.

В комплект входит: мешочек из х/б ткани с завязочками и 14 шт. неокрашенных деталей

  1. Доска Сегена (Seguin Form Board) - методика исследования уровня умственного развития детей, предложена Э. Сегеном в 1866 году.
    Материал методики включает 5 досок с врезанными в них фигурами. Испытуемому предлагается внимательно рассмотреть доску (в течение 10 с), после чего доска переворачивается, выпавшие из соответствующих гнезд фигурки или детали перемешиваются. Испытуемого просят уложить все фигуры на прежнее место. Время выполнения хронометрируется.
    Досочки Сегена, Smile Decor, арт. А007
  2. Игра "Стигисы-сказки" состоит из игрового поля, на которое при помощи микроскопических липучек прикрепляются фигурки-стигисы.
    C помощью плотных декораций из ткани и вышитых персонажей вы можете разыграть сказки, представленные в нашем сборнике, а также придумать свои. Фигурки держатся очень крепко и не падают при переворачивании игрового панно.
    Фланелеграф стигисы "Сказки", основной набор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Организация предметно-развивающей среды в ДОУ

Региональный семинар-практикум «Системно-деятельностный подход в воспитательно-образовательном процессе ДОУ в условиях внедрения ФГОС», проводимый НФ ИЭУП г. Казань в МБДОУ «ЦРР - Детский сад № 91» г....

Доклад «Актуальные проблемы создания предметно-развивающей среды в условиях ФГОС ДО».

Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: новые формы финансирования, новая система оплаты труда, новые ФГОС дошкольного образования, профессиональный стандарт пе...

Доклад на тему: «Создание предметно-развивающей среды в группе раннего возраста»

Предметная среда - это не только набор тематических зон, самое главное - это "среда обитания" малыша, в которой он находится большую часть времени....

Описание коррекционного центра предметно развивающей среды группы "Ромашка" компенсирующей направленности для детей с амблиопией и косоглазием

Чтобы лечебно-восстановительный процесс был более эффективным и результативным, в   группе оформлен мини-центр коррекции зрения, который наполнен разнообразными пособиями, тренажерами, дидак...

Доклад на тему: «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ В УСЛОВИЯХ ФГОС»

Цель каждого воспитателя: сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапо...

Доклад на тему «Роль предметно-развивающей среды в экологическом воспитании дошкольников»

Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социа...