Проект по сенсомоторному развитию детей младшего возраста « Умелые ручки»
проект по коррекционной педагогике (младшая группа)

Савчишкина Ольга Алексеевна

Проект по сенсомоторному развитию

детей младшего возраста « Умелые ручки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mdou_detskiy_sad_kombinirovannogo_avtosohranennyy.docx160.34 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №29 г. Елец» Липецкой области

Проект по сенсомоторному развитию

детей младшего возраста « Умелые ручки»

Автор проекта: педагог- Савчишкина Ольга Алексеевна.

Проект по сенсомоторному развитию детей младшего возраста

«Умелые ручки»

Паспорт проекта

Вид проекта: практико – ориентированный

Продолжительность проекта:  сентябрь – декабрь 2021г.

Автор проекта: Савчишкина Ольга Алексеевна

Участники проекта: дети и родители первой младшей группы

Актуальность проекта:  Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее сенситивен для совершенствования деятельности органов чувств,  накопления представлений об окружающем мире,  формирования представлений о внешних свойствах предметов: их величине, форме, цвете, положении в пространстве,  развития их восприятия, в том числе развитие  мелкой моторики рук – это важный показатель физического и нервно-психического развития детей. При выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Чем больший запас действий и проб накопит в своём опыте ребёнок, тем скорее он перейдёт к более высокому уровню мышления – наглядно-образному -  и будет оперировать уже не предметами, а их образами. Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и тонкой моторики. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. В то же время чтение стихов, в частности, потешек с их чётким ритмом помогает улучшить у маленького ребёнка координацию движений. А координируя движения мелкой моторики, ребёнок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию и ритм речи.

Успешное формирование умственных способностей ребёнка во многом определяется уровнем сформированности сенсомоторного восприятия

        Вместе с тем результаты диагностики детей раннего возраста, вновь поступивших в наше дошкольное учреждение, позволили нам сделать следующие выводы: высокий уровень сенсорного развития имеют всего -27%детей, средний - 19        %; низкий – 63%, т.е. уровень сенсорного развития детей не соответствует требованиям, отвечающим данному возрастному уровню. Для выявления осведомленности родителей в этом вопросе было проведено анкетирование, в ходе которого выяснилось, что родители недостаточно компетентны в вопросах сенсорного развития ребенка, организации игр и упражнений в условиях семьи.

Отсюда возникает необходимость разработки системы мероприятий по организации сенсорного развития детей раннего возраста.

Цель проекта: создание оптимальных условий для организации работы, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей в I младшей группе детского сада.

 Задачи проекта:

 1.Обновить в группе игровую среду для организации игр по сенсорному развитию  детей раннего возраста.

2.Изготовить пособия по сенсомоторному развитию детей младшего дошкольного возраста.

3.Информировать и активно  вовлекать, родителей к организации игр, и упражнений в семье и в детском саду.

4.Совершенствовать сенсорный и сенсомоторный опыт детей посредством дидактических игр и упражнений.

Предполагаемый результат:

1.Создать в группе игровую среду для организации игр, направленных на сенсорное развитие детей.

2.Разработать методическое сопровождение по данной теме. (Составить перспективный план по сенсорному развитию ребенка раннего возраста).

3.Родители приобретают игры, способствующие развитию сенсорных способностей.

4.Сформировать у детей устойчивый интерес к играм и игрушкам, способствующим сенсорному развитию.

Роль родителей в реализации проекта:

  • приобретение развивающих игр;
  • создание в группе «Игротеки» при помощи игр, приносимых из дома на время;
  • сбор материалов для изготовления пособий и тренажёров;
  • помощь в изготовлении пособий.

Продукт проектной деятельности:

. Дидактические пособия по сенсомоторному развитию: «Прищепки», «Мягкий конструктор», «Мозаика»,  «Поможем козлятам спрятаться от волка», « Помири ежиков», «Игры с фасолью и горохом», «Цвета. Ассоциации», «Сказочные животные», «Парочки», «Божья коровка», «В гостях у мишки».

 

Перспективный  план по сенсорному воспитанию детей первой младшей группы.

План реализации проекта

Материал используемый для реализации проекта

Дидактические пособия по сенсомоторному развитию: 

  • «Прищепки»,
  • «Мягкий конструктор»,
  • «Мозаика»,
  • «Поможем козлятам спрятаться от волка»,
  • « Помири ежиков»,
  •  «Игры с фасолью и горохом»,
  • «Цвета. Ассоциации»,
  • «Сказочные животные»,
  • «Сухой бассейн для рук»,
  • Шнуровка «Божья коровка»,
  • «В гостях у Мишки».

Проведение занятий по теме проекта:

  • «Фрукты»;
  • «Прогулка в осенний лес»;
  • «Курочка и цыплятки»;
  • «Домовенок Кузя и его друзья Колобки»;

Работа с родителями:

Анкетирование

Консультации для родителей:

  • «Карандаш - массажер» ;
  • «Сенсорное воспитание ребенка раннего возраста в семье»;
  • «Игры и игрушки в развитии предметной деятельности ребенка».

Обобщение

Открытое занятие по формированию сенсорных эталонов: «Здравствуй, красавица матрёшка!».

Презентация проекта для педагов ДОУ на пед. совете.

Проведение итогового собрания для родителей.

Фото-отчёт для родителей  «Что мы умеем».

Анализ проведенной работы показал, что систематическая  и планомерная работа  по данной проблеме, а также  использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов.

 Представленная система работы направлена не только на сенсомоторное развитие ребенка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире. На основе использования игр по сенсо-моторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.

Деятельность по данному проекту может быть продолжена на следующий год в плане усовершенствования содержания сенсомоторного уголка в группе (создание новых пособий, нового оборудования); разработать новые пособия для развития слуха, осязания, обоняния, вкуса, зрения.

Дидактическая игра « Помири ежиков»

Цель : Развитие умения группировать предметы по величине и цвету .

Материал :Изображение трех ежиков , разных по величине . Три яблока большого размера , три поменьше , три маленьких , красного , желтого и зеленого цветов . 
( вырезаны из картона)
Ход игры:
В начале игры рассказать , что семейка ежиков – папа , мама и сынок - отправились на прогулку . Вдруг увидели большое дерево – яблоню, а под ним много яблок . Стали они между собой спорить , кто какое яблоко будет есть . Предложить ребятам помирить ежиков .
А)раздать яблоки в соответствии с размером ежика 
( большое – большому , поменьше ежику - поменьше яблоко , маленькому – маленькое ) 
Б)раздать яблоки каждому ежику определенного цвета 
( большому – только красные яблоки , поменьше ежику – желтые , маленькому - зеленые).

Прищепки.

Цель: развивать мелкую моторику, воображение,  закреплять знания о цвете.

          Нравятся детям играть с бельевыми прищепками. Взрослый показывает детям прищепки и просит подать прищепку, называя цвет. Если малыш затрудняется, взрослый делает это сам. Показывает, как тремя пальчиками можно прицепить прищепку. К кружку, вырезанному из желтого картона. Обращает внимание, кружок – это солнце, а прищепки станут лучиками. Обратите внимание на то, что взрослый должен прицеплять прищепки тремя пальцами, т. к. детям важно видеть правильные движения. Многократные повторение движений разжимания и сжимания прищепок тренирует кончики пальцев рук, оказывает тонирующий массаж и давление на точки мускулатуры, отвечающие за активизацию центров головного мозга. Наблюдая, какой рукой предпочитает работать ребенок, можно определить ведущую руку. Однако желательно, чтобы он работал обеими руками.

        Протяните веревку на уровне роста детей, покажите, как можно развешать кукольное белье, платочки и ленточки. Затем прицепить все вещи прищепками и оставить для просушки

«Сухой бассейн для рук»

Представляет собой небольшую ёмкость (небольшой таз), куда насыпают горох с небольшим количеством фасоли белой и красной. Фасоль также отличается и по величине. Возле заполненной ёмкости находятся пустые майонезный ведёрки. При работе в бассейне дети могут массировать ручки, перебирая его содержимое, также в бассейне находятся игрушки – сюрпризы. Кроме того детям даются задания: отделить фасоль от гороха, найти только белую фасоль.

Мозаика.

      У детей двух с половиной лет слабо развито образное мышление, поэтому он не может использовать мозаику по ее прямому назначению – для выкладывания узоров или картинок по образцу, и, тем не менее, он может играть с мозаикой.

      Для начала детей нужно просто научить вставлять «кнопки» мозаики в дырочки: это не так-то просто для двухлетних малышей. Пусть он это делает в любом порядке, пока не надоест; это прекрасное упражнение для развития тонкой моторики.

        Следующее задание может быть сложнее: расположить элементы мозаики на одной линии или через определенный интервал между ними. Здесь требуется не только ловкость пальчиков, но и глазомер (образец задается взрослым).

"Поможем козлятам спрятаться от волка"


  Детям предлагается помочь козлятам  спрятаться от волка, который хочет их съесть. Нужно закрыть окошко с изображением козлёнка соответствующей формы и цвета. Игра направлена на закрепление геометрических форм, цветов и их оттенков.

«Подбери пёрышко»

Цель: учить детей раскладывать цветные пёрышки в определённом порядке в соответствии с образцом. Закреплять цвета: красный, зелёный, синий, жёлтый. Развивать мелкую моторику.

Материал: 2 листа с плоскостным изображением петушка. На одном листе петушок полностью раскрашен, а у петушка на втором листе оставлен незакрашенным хвост, на нём отмечены лишь контуры перьев. Набор цветных перьев, которые можно вставлять в прорези.

Воспитатель предлагает рассмотреть петушка, обращает внимание ребёнка на цветные пёрышки, спрашивает: «Какого цвета пёрышки?» Ребёнок называют. Воспитатель показывает второго петушка, обращает внимание на то, что художник забыл раскрасить петушку хвостик. Показывает разноцветные пёрышки и предлагает разложить пёрышки по цвету так, как у первого петушка. Ребёнок по образцу вставляет пёрышки в прорези.

Игры - шнуровки

Цель игры:   развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "верх", "низ", "право", "лево"; формируют навыки шнурования;   способствуют развитию речи; развивают творческие способности.

В играх с шнурованием развивается глазомер, внимание, слуховая память, тренируется усидчивость.

азработанные мною игры представляют собой деревянную доску (180 х 250 мм), обклеенную самоклеющейся бумагой ярких оттенков, сверху - аппликация (паучок, улитка, бабочка и т.д.). Основой для шнуровки служат кольца для открывания коробок из-под сока, растительного масла. В определенной последовательности кольца крепятся к доске при помощи декоративных гвоздиков-кнопок. В ушко кольца и нужно продеть шнурок. Для непослушных пальчиков это не очень простая работа!

Представленные игры делятся на два вида: простые и сложные. В простой игре шнурок нужно продевать последовательно, в каждое кольцо, а в сложной шнуровать необходимо крест-накрест (как обувь), затем завязать узелок и сделать бантик.

Чтобы детям было не скучно, одновременно с шнурованием мы заучиваем небольшие стихи, отгадываем загадки.

Игры-шнуровки могут быть использованы в работе воспитателей, педагогов-психологов, логопедов. Родители могут тоже смастерить такие шнуровки. 

игра-шнуровка игра-шнуровка игра-шнуровка игра-шнуровка игра-шнуровка игра-шнуровка

http://www.solnet.ee/

Сентябрь

Тема : «Фрукты»

Программные задачи: закрепить названия некоторых фруктов, учить выделять их характерные свойства: цвет, форму, путём зрительного и осязательного обследования; использовать в речи описательные прилагательные; учить детей находить один предмет среди других. [1., 1]

Дидактическая игра «Надень шапочку»

Дидактическая задача: учить различать и называть красный, синий, жёлтые цвета.  [4, стр. 85]

Дидактическая игра: «Весёлые фигуры»

Дидактическая задача: познакомить детей с геометрическими формами: квадрат, круг, треугольник; закрепление слов, обозначающих цвет и размер. [2, стр. 234]

Октябрь

Тема: «Прогулка в осенний лес»

Программные задачи: Обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету, развитие пространственных представлений, умение отображать в речи с помощью предлогов (на, под, за, в и др.) местонахождение вещей. Развитие общей и мелкой моторики, тактильного восприятия, воспитывать заботливое отношение к животным.  [1., 4]

Спортивное упражнение «Катание шаров к флажку»

Дидактическая задача: закрепление названия цвета на основе сравнения цвета флажка и шаров. . [3, стр. 231]

Дидактическая игра « Сверни ленту»

Дидактическая задача: развивать мелкую моторику, знакомить

 с понятием длинный – короткий.  [3, стр. 98]

Ноябрь

Тема «Курочка и цыплятки»

Программные задачи: развивать познавательную и двигательную активность, способствовать формированию положительных эмоций, доброжелательных взаимоотношений;  учить детей воспринимать небольшие по объему песенки, потешки, заклички, загадки; эмоционально откликаться на эти произведения;  продолжать учить детей двигаться соответственно тексту и музыке;  учить строить заборчик, сравнивая и группируя предметы по цвету, закреплять знания красного и зеленого цвета; закреплять представления о воде: льется, капает, плавают игрушки. . [4, стр.165]

Трудовое поручение «У нас порядок»

Дидактическая задача: закрепить знания детей о предметах обихода и их назначении; приучать класть вещи на своё место. . [3, стр. 61]

 «Прокатывание шара в воротца»

Дидактическая задача — обратить внимание на форму шара, его движение, расположение в пространстве (далеко, близко, около, рядом), учить умению сочетать зрительный контроль с движением. . [8, стр. 121]

Декабрь

«Здравствуй, красавица матрёшка!»

Программные задачи: Учить детей действовать со сборно-разборными игрушками трех размеров: большой, поменьше и маленькой; развивать моторику пальцев, глазомер; учить подбирать предметы в соотношении: большой, поменьше, маленький, находить промежуточный по величине предмет; развивать активную речь.  [1., 3]

 Дидактическая игра «Новогодние елочки»

Дидактическая задача: Обучение детей использованию мерки для определения параметров величины.  [5, стр.45]

Дидактическая игра: «Оденем матрёшек»

Дидактическая задача: закреплять умение различать и называть  основные цвета, сравнивать по величине два предмета.   [5, стр.35]

Январь

Тема: «Домовенок Кузя и его друзья Колобки»

Программные задачи: Создать условия для воспитания у детей доброжелательного отношения друг к другу и окружающим; желания оказывать помощь, попавшим в беду; способствовать формированию о добре и зле; формировать представления об основных цветах (красный, жёлтый зелёный, синий) и величинах (большой и маленький); умения доводить начатую работу до конца, стараясь сделать красиво и аккуратно; развивать зрительное внимание, мышление, память, речь, детей побуждая их к диалогу с воспитателем, персонажами и друг с другом; обучать ориентировке в пространстве; закрепить представления о некоторых частях тела.  [1., 4]

Дидактическая игра «Кто как кричит»

Дидактическая задача: развивать слуховое внимание детей, учить изменять высоту голоса; уточнять и закреплять представления о домашних животных. [7, стр. 235]

Дидактическая игра: Выкладывание мозаики «Курочка и цыплятки»

Дидактическая задача: продолжать формировать у детей представление о цвете как признаке предмета, учить использовать цвет для обозначения предмета. Упражнять в узнавании и назывании жёлтого и белого цветов, учить находить соответствующие цвета мозаики и выкладывать их по образцу.  [5,стр. 78]

Февраль

Тема: «Сказка про Солнышко и Тучку»

Программные задачи: Содействовать развитию наглядно – действенных способов познания в процессе опытной деятельности (практические действия с водой и красками); способствовать усвоению сенсорных эталонов цвета (жёлтый и синий) их различения и названия; развивать интерес и навыки речевого и деятельностного общения с педагогом; воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость. [3,стр.58]

Спортивное упражнение  «Передача мяча»

Дидактическая задача: упражнение в координации движений, согласовании их друг с другом. В этой игре дети имеют возможность не только зрительно, но и тактильно воспринять форму шара. [5, стр. 125]

 Настольная игра «Сложи картинку»

Дидактическая задача: учить находить похожие предметы, указывать на различие между ними.  [1., 1]

Март

Тема: «Сорока на порог скакала, гостей созывала...»

Программные задачи: Продолжать фиксировать внимание детей на форме предметов, учить их простейшим приемам установления тождества и различия однородных предметов, сопоставлять форму предметов с наличным образцом; учить различать и называть цвета (зеленый, желтый, синий, красный); учить различать и сравнивать предметы по величине (длинный - короткий, большой - маленький, высокий - низкий).

 [8, стр. 61]

Дидактическое упражнение «Зашнуруй башмачок»

Дидактическая задача: развивать мелкую моторику, точность движений. [1., 2]

Дидактическая игра: «Мастерим   бусы»

Дидактическая задача: развивать мелкую моторику, точность движений научить чередовать предметы форме, закрепить цвет, концентрировать внимание, умение слушать инструкцию воспитателя, действовать по образцу. [1., 4]

Апрель

Тема: «Весёлые зайчата»

Программные задачи: Продолжить формирование представлений детей об обитателе леса – зайце, его внешнем виде, среде обитания, питании, особенностях образа жизни; продолжать учить детей различать и называть основные цвета, находить предметы одинакового цвета; закрепить правильное употребление в речи детей слов: «большой – маленький», «один – много», «длинный – короткий»; активизировать речь детей, побуждая отвечать на вопросы; упражнять в скатывании пластилина между ладонями круговыми движениями, развивать мелкую моторику рук; воспитывать отзывчивость,  доброжелательность, любовь и интерес к животному миру.  [8, стр. 94]

Дидактическая игра «Найди такую игрушку, какую я попрошу»

Дидактическая задача — приучение детей находить предмет по слову педагога, запомнив поручение, уметь отвлечься от других игрушек, удержаться от желания взять их.  [7, стр. 81]

Дидактическая игра «Собери круг и квадрат»

Дидактическая задача: упражнять детей собирать целое из частей (разрезные фигуры на 2 – 3 части), закреплять умение различать геометрическую фигуру по цвету и размеру.  [6, стр.231]

Май

Тема: «Красивые бусы (гуашь)»

Программные задачи: учить рисовать округлые предметы пальцем, закреплять умение придерживать лист левой рукой, уточнять и закреплять знание цветов, названий одежды, формировать интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, воспитывать аккуратность.  [5, стр. 45]

Дидактическая игра: «Зажги фонарик!»

Дидактическая задача: упражнять детей в различении цвета предмета по названию; приучать к выполнению игрового действия в соответствии с содержанием и правилами игры.  [3, стр. 123]

Игра «Пальчиковый бассейн».

Дидактическая задача: учить искать в зерне предмет, показывать и называть его. Закреплять знание геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), развивать моторику пальцев рук, тактильное восприятие.  [7, стр. 78]

Литература:


  1. 1.http://forchel.ru/834-igra-dlya-raspechatk...ta-1-chast.html

    2.http://forchel.ru/841-igra-dlya-raspechatk...ta-chast-2.html

    3.http://forchel.ru/888-komplekt-kartochek-36-cvetov.html

    4.http://forchel.ru/1677-igra-cvetnoj-parovo...anglijskom.html

  1. Э.Г.Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию», М.: 1983 г.
  2. Е.А.Бондаренко «Развивающие игры для детей от года до трех лет», М.: ООО «Издательство ACT», 2002 г.
  3. К.Ю.Белая «Первые шаги», М.: Линка-Пресс, 2002 г.
  4. Дошкольное воспитание.
  5. З.А.Михайлова, И.Н.Чеплашкина «Математика - это интересно», «Детство-Пресс», 2002 г.
  6. И.Э.Томашпольская «Развивающие игры для детей 2-8 лет», СПб., 1996 г.
  7. Т.Н.Доронова «Радуга». М.: Просвещение, 1993 г.
  8. Е.В.Зворыгина «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста». М.: Просвещение, 1985 г.

Консультация для родителей на тему:

«Карандаш - массажер»

Даже саамы примитивный массаж – сгибание и разгибание пальцев – вдвое ускоряет процесс овладения речью годовалым малышом. Массаж пальцев ребенка традиционно использовала энтопедагогика. Яркий пример тому – сопровождающаяся движениями потешка о сороке-вороне, которая сварила детям кашку. Необычные виды массажа рук вызывают у детей особый интерес, поскольку сочетают тактильное воздействие и игру.

Одним из видов нетрадиционного массажа является массаж с помощью карандашей.

Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью шестигранных карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук, пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие малыша, способствуют овладению тонкими движениями пальцев. Детям очень нравятся массажные упражнения, которые сочетаются с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок. В зависимости от содержания упражнения, предпочтение отдается тому, или иному виду карандаша ( толстый, круглый, короткий, тяжелый, длинный, шестигранный).

Упражнение «Утюжок»

 

Тонкий карандаш положить на стол, Карандаш я покачу «прогладить» его сначала одной ладонью, Вправо – влево – как хочу потом другой, покатать карандаш по столу в разных направлениях.

 

Упражнение «Добывание огня»

Положить шестигранный карандаш на ладошку, прикрыть его другой ладонью и прокатывать между ладонями сначала медленно, потом быстрее ( от кончиков пальцев к запястьями). Попробуйте это делать с двумя карандашами сразу.

Упражнение «Пианино»

Прижимать к столу толстый круглый карандаш кончиком каждого пальца. Вариант «Дудочка» - играть на карандаше, как на дудочке, быстро перебирая пальцами, нажимая воображаемые кнопки.

Упражнение «Прятки»

Сжать короткий толстый карандаш Карандашик я сжимаю в кулачке, спрятать его. Я ладошку поменяю.

Упражнение «Волчок»

Вращать тонкий длинный карандаш По столу круги катаю указательным и большим пальцем сначала Карандаш не выпускаю. одной руки, а потом другой. Попробовать выполнить вращение большим и средним пальцами.

Упражнение «Горка»

Положить большой шестигранный карандаш на тыльную сторону кисти. Наклонить руку вниз. Скатывать карандаш с тыльной поверхности кисти руки, как с горки.

Упражнение «Подъемный кран»

Поднимать большой толстый карандаш с поверхности стола, подцепив его снизу (поочередно каждым пальцем).

Упражнение «Вертолет»

Вращать тонкий длинный карандаш Отправляется в полет между большим и указательным пальцами. Необычный вертолет Пусть он вращается по возможности быстро, как вертолет.

Упражнение «Эстафета»

Сжать толстый гладкий карандаш указательным пальцем, подержать его и передать указательному пальцу другой руки. Передавать карандаш другим пальцам, как эстафетную палочку.

Упражнение «Скольжение»

Продвигаться вверх и вниз по длине По карандашу скольжу, шестигранного карандаша, упирая острым Съехать вниз скорей спешу. концом в стол, перехватывая его пальцами другой руки.

Упражнение «Догонялочка»

Вращать большой круглый карандаш Пальчики бегут вперед. вокруг своей оси пальцами обеих рук. Пусть Ни один не отстает. пальчики бегут по карандашу, догоняют друг друга.

Упражнение «Качалочка»

Прокатывать шестигранный карандаш Карандаш не отдыхает, в межпальцевом пространстве. Между пальцами гуляет.

 

Упражнение «Ладошка»

Обрисовывать тупым концом тонкого Нарисую я ладошку, карандаша ладонь с широко раздвинутыми Отдохну потом немножко. пальцами, лежащую на столе, массируя карандашом межпальцевые зоны.

 

Консультация для родителей на тему:

«Сенсорное воспитание ребенка раннего возраста в семье»

Уважаемые родители! Для того, чтобы планомерно и систематически осуществлять сенсорное воспитание ребенка в семье, необходимо знать основные принципы построения общения с детьми.

Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всем уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребенком.

Говорите с ребенком - сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои суждения.

Задавайте ребенку как можно больше вопросов.

Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.

Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребенком. Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее общение - это всегда немного общение «навырост».

По возможности, много путешествуйте с ребенком.

Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребенка «поиграть в соседней комнате».

Ходите с ребенком в музеи.

Проводите совместные наблюдения и опыты.

Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его замыслов.

Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.

 

 

Консультация для родителей на тему:

«Игры и игрушки в развитии предметной деятельности ребенка»

 

Для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды.

Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов – дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам. Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую; различные движущиеся игрушки; игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д.; игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука; самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы. Не стоит забывать и о конструкторах, мозаиках, разнообразных изобразительных материалах ( бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т.д.)

Разумно дополнить развивающую среду следующими предметами:

 Игрушки контрастных размеров;

 Игрушки различной формы (круглые, кубические);

 Емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить-достать, насыпать-высыпать и т.д.

 Книги с большими предметными картинками;

 Качели, прыгунки, мягкие модули;

 Разрезные картинки, кубики с картинками;

 Парные картинки;

 Трехместные матрешки, пирамидки, формы-вкладыши;

 Шнуровки, застегивающиеся коврики.

 Машинки крупные и средние, куклы разной величины, мебель;

 Игрушечные животные;

Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни малыша.

Учите детей рассматривать предметы. Обхватывать их обеими руками, обводить пальцем то одной, то другой руки.

В процессе общения многократно называйте детям различные свойства предметов, с которыми они манипулируют (цвет, форму, размер, материал).

Знакомство с предметом должно осуществляться с интересом, вызывая у детей положительные эмоции.

Процесс рассматривания предметов необходимо сопровождать словом. Дети запоминают обозначения качеств предметов совместно с их восприятием.

Необходимо поощрять проявление у детей самостоятельности и стремление поделиться своими впечатлениями.

Чаще задавайте ребенку вопросы.

Обогащайте и насыщайте предметный мир ребенка, разнообразьте мир вещей, которые малыш сможет потрогать, обследовать.

Учите детей вслушиваться в различные звуки – это обогащает слуховые впечатления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по использованию ручного труда в развитии речи детей дошкольного возраста "Умелые ручки"

Развитие речи детей в процессе деятельности с различными материалами. ...

Проект по использованию ручного труда в развитии речи детей дошкольного возраста "Умелые ручки"

Развитие речи детей в процессе деятельности с различными материалами. ...

Проект по сенсомоторному развитию детей во второй группе раннего возраста «Умелые ручки»

Паспорт проектаЦель: Развитие сенсорного восприятия, общей и мелкой моторики рук. Развитие речи.Задачи:- развивать общую координацию движений;- развивать координированные...

Программа работы кружка по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста «Умелые ручки»

Программа работы кружка по развитию мелкой моторики у детей младшего  возраста «Умелые ручки»...

Проект по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Умелые ручки»

Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действ...

Проект по развитию мелкой моторики у младших дошкольников «Умелые ручки» во второй младшей группе

Данный проект будет полезен воспитателям ДОУ, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, и родителям.Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, является недос...

Проект в первой группе раннего возраста "Умелые ручки"

Проект в первой группе раннего возраста...