Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха дошкольного возраста
консультация по коррекционной педагогике

Сафронова Татьяна Петровна

Основной особенностью слуха является отражение внешнего мира в форме звуковых образов. Звуки — одни из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы, звук значительно обогащает представления человека о мире. С помощью слуха можно определить место возникновения звука в окружающей среде, направление его движения, расстояние до него, определить свойства предмета по звучанию, смоделировать ситуацию на основе услышанных звуков, можно воспринимать и понимать речь, контролировать собственную речь. Слух способствует более полной предметности восприятия, его целостности, объемности и обеспечивает условия наиболее адекватного поведения в окружающем мире.

В статье раскрываются:

  • значение слуха в жизни человека,
  • типы нарушения слуха, их причины и симпомы,
  • классификация детей с нарушениями слуха,
  • использование медицинских методов для коррекции нарушенного слуха,
  • особенности речи детей с нарушениями слуха,
  • особенности психического развития детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха,
  • ранняя диагностика и коррекция развития ребенка с нарушением слуха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая характеристика детей

с нарушениями слуха  дошкольного возраста

Слух и его значение в жизни человека

Восприятия мира через различные органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание) позволяет человеку жить и ориентироваться в многообразии окружающей среды.

Основной особенностью слуха является отражение внешнего мира в форме звуковых образов. Звуки — одни из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы, звук значительно обогащает представления человека о мире. С помощью слуха можно определить место возникновения звука в окружающей среде, направление его движения, расстояние до него, определить свойства предмета по звучанию, смоделировать ситуацию на основе услышанных звуков, можно воспринимать и понимать речь, контролировать собственную речь. Слух способствует более полной предметности восприятия, его целостности, объемности и обеспечивает условия наиболее адекватного поведения в окружающем мире.

Огромна роль слуха в восприятии, понимании и воспроизведении речи. Речевое общение (коммуникация) людей практически полностью опирается на слух и является двусторонним процессом: человек должен понимать и быть понятым. В начале речевого высказывания у говорящего должна быть определенная цель (мотив), которую он формулирует и преобразует в речевые знаки, кодирует в слова и понятия, а затем произносит в виде определенных речевых сигналов, которые образуются быстро и чаще всего бессознательно, как автоматический моторный процесс. При восприятии речи человек слышит непрерывную последовательность звуков, которые распознает и осмысливает, понимает звуки речи (фонемы), слова, отношения между словами, фразы и смысл обращенной речи. Все это дает возможность слушающему в соответствии с ситуацией адекватно реагировать на высказывание собеседника.

Таким образом, слуховое восприятие способствует формированию целостной картины мира: обеспечивает условия адекватного поведения в окружающем мире; дает возможность определить наличие в пространстве звуковых источников, место возникновения звука и расстояние до него, направление перемещения звуковых объектов, изменение громкости и тембра звучания; способствует оценке и измерению характеристик, свойств предмета по его звучанию; способствует формированию пространственно-временных представлений; дает возможность воспринимать и понимать речь и контролировать собственную речь.

Нарушения слуха, причины и симптомы

Нарушение слуха — это стойкое количественное снижение слухового восприятия и/или качественные необратимые изменения слуховой системы.

На основе разных критериев выделяют следующие типы нарушений слуха:

- по механизму преобразования звуковых сигналов в слуховой системе — нарушение звукопроведения (кондуктивная тугоухость), нарушение звуковосприятия (сенсоневральная тугоухость) и смешанную тугоухость;  

- постепени выраженности слуховой недостаточности — глухоту (глухие, неслышащие) — нарушение слуха, при котором невозможно восприятие речи, и тугоухость (слабослышащие, плохослышащие) — более легкое нарушение слуха, при котором восприятие речи затруднено;

 - по локализации нарушения — периферические и лицентральные нарушения;

- в зависимости от стороны повреждения нарушения слуха — односторонние (повреждено одно ухо — левое или правое) и двусторонние (повреждены оба уха);

- в зависимости от причины расстройства слуха — наследственные (генетически обусловленные), врожденные и приобретенные; - по времени наступления нарушения слуха — рано и поздно приобретенная тугоухость/глухота;  

- по характеру протекания заболевания — острое и хроническое, стабильное и прогрессирующее. Рассмотрим подробнее некоторые из типов нарушений слуха.  

Кондуктивная тугоухость — нарушение звукопроведения, причины которого находятся в области наружного или среднего уха: травмы, серные пробки, инородные тела в слуховом проходе, анатомические дефекты (отсутствие наружного уха, аномалии слухового прохода, воспаления среднего уха (средний отит), отосклероз, аномалии развития цепи слуховых косточек, травмы барабанной перепонкии среднего уха.

При кондуктивной тугоухости звуки, шумы и речь воспринимаются приглушенно, значительно снижается расстояние восприятия. Понимание речи ограниченно, но при соответственном усилении громкости возможно. Разборчивость речи значительно снижается в области безударных слогов, окончаний слов, при этом восприятие ритмико-интонационных особенностей в основном сохраняется.

При лечении кондуктивной тугоухости проводятся медицинские мероприятия в области наружного и среднего уха (медикаментозное лечение, хирургическое вмешательство).

Сенсоневральная тугоухость — нарушение звуковосприятия, преобразования акустического (механического) раздражения в электрические импульсы, а также дальнейшей передачи и обработки этихи мпульсов. В 98 % всех случаев причина такой тугоухости лежит в области улитки («кохлеа»). В здоровом внутреннем ухе более 15 000 волосковых клеток обеспечивают трансформацию механической энергии в электрические импульсы. При тугоухости многие волосковые клетки внутреннего уха повреждены, и электрические импульсы могут трансформироваться только в местах, где сохранились здоровые волосковые клетки.

Сенсоневральная тугоухость может проявиться в любом возрасте, а причины ее достаточно разнообразны: наследственные (снижение слуха у кого-либо из близких родственников); инфекционные и вирусные заболевания матери (краснуха, грипп, герпес, токсоплазмоз, цитомегаловирус и др.) и токсикозы во время беременности; лечение матери в период беременности или ребенка раннего возраста лекарственными препаратами, негативно влияющими на слуховой нерв (стрептомицин, канамицин, гентамицинидр.); недоношенность (роды ранее 32-й нед. беременности), родовая травма; вирусные и инфекционные заболевания, перенесенные ребенком (менингит, энцефалит, скарлатина, паротит, корь, частые ОРВИ, грипп и др.); наличие у детей хронических заболеваний ушей и носоглотки; черепно-мозговые травмы ребенка; воздействие на слух ребенка чрезмерного уровня шума.

Слуховое восприятие при сенсоневральной тугоухости нарушено по нескольким показателям: звуки воспринимаются тише, разборчивость речи затруднена, особенно в шумной обстановке. Кроме этого, ограниченны частотный диапазон восприятия и временная разрешающая способность. Так, восприятие высокочастотных звуков нарушено в большей степени, чем низких, в следствие этого слуховые образы искажены и отрывочны. Тихие звуки не слышны или слышны плохо. Громкие звуки слышны достаточно отчетливо, но при нарастании громкости человек с нарушением слуха воспринимает их с той же громкостью, что и слышащий. Медицинская реабилитация при сенсоневральном нарушении слуха, как правило, включает слухопротезирование (используются слуховые аппараты) или кохлеарную имплантацию.

Смешанная тугоухость — нарушение звукопроведения (кондуктивная тугоухость) и звуковосприятия (сенсоневральная тугоухость) на одном и том же ухе одновременно. При восприятии звуков выражены особенности, характерные как для кондуктивной, так и для сенсоневральной тугоухости.

Классификация детей с нарушениями слуха

Дети с нарушениями слуха — группа, разнообразная по степени слухового нарушения и уровню речевого развития. Это обусловлено сочетанием следующих факторов:

1) степенью нарушения слуха;

2) временем возникновения слухового дефекта;

3) педагогическими условиями, в которых находился ребенок после появления слухового нарушения;

4) индивидуальными особенностям ребенка. В соответствии с этими критериями были выделены две основные группы детей с недостатками слуха: глухие и слабослышащие (Р.М. Боскис).

Слабослышащие — дети с частичным нарушением слуха, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени. Состояние слуха слабослышащих детей характеризуется большим разнообразием: от небольшого нарушения восприятия и понимания шепотной речи до резкого ограничения восприятия и понимания речи разговорной громкости. В зависимости от состояния речи выделены две категории слабослышащих детей:

- слабослышащие дети с тяжелым недоразвитием речи (отдельные слова, короткие, неправильно построенные фразы, грубые нарушения лексического, грамматического, фонетического строя речи);

- слабослышащие дети с незначительным недоразвитием речи (владеют развернутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонетическом оформлении).

Глухие — дети, нарушение слуха которых не позволяет естественно воспринимать речь и самостоятельно овладевать ею. В зависимости от состояния речи среди глухих выделены дети без речи — ранооглохшие, родившиеся с нарушенным слухом или потерявшие слух до начала речевого развития. Вторая категория — дети с речью — позднооглохшие, потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована.

В соответствии с Международной медицинской классификацией выделяются I, II, III и IV степени тугоухости и глухота (таблица 1).

I степень — ребенку доступно восприятие речи разговорной громкости на расстоянии 6 м и более, и даже шепот. Однако в шумной обстановке он испытывает серьезные затруднения при восприятии и понимании речи. Дети общаются устной речью.

II степень — ребенок воспринимает разговорную речь на расстоянии менее 6 м, некоторые дети — также шепотную до 0,5 метра. Могут испытывать затруднения при восприятии и понимании речи в тихой обстановке. Необходимо обязательное использование слуховых аппаратов на занятиях. Дети общаются устной речью, при этом она имеет специфические особенности.

III степень — дети воспринимают речь разговорной громкости не разборчиво на расстоянии менее 2 м, шепот — не слышат. Обычно понимают речь, когда видят лицо говорящего. Необходимо обязательное постоянное использование слуховых аппаратов для общения с окружающими в течение дня и на занятиях. Развитие устной речи у этих детей возможно при условии специальной систематической коррекционной работы с сурдопедагогом и логопедом.

IVстепень — у детей восприятие речи разговорной громкости не разборчиво даже у самого уха, шепот не слышат. Понимают речь при наличии слуховых аппаратов, когда видят лицо говорящего и тема общения понятна. Показано обязательное слухопротезирование или кохлеарная имплантация. Устная речь развивается только в условиях систематической коррекционно-реабилитационной работы.

Таблица 1

Слуховое восприятие при различной степени потери слуха

(в соответствии с Международной медицинской классификацией 1991 г.)

Степень

потери слуха

Средние

потери слуха

Восприятие/понимание разговорной/громкой речи

Восприятие/понимание шепотной речи

I

266 – 40дБ

6 -  3 м

2 м у уха

II

41 – 55 дБ

3 м у уха

нет у уха

III

56 – 70 дБ

громкая речь у уха

нет

IV

71 – 90 дБ

крик у уха

нет

глухота

>91 дБ

0

нет

Глухие дети реагируют на голос повышенной громкости у уха, но не различают ни слов, ни фраз. Для глухих детей постоянное использование слухового аппарата или кохлеарного импланта обязательно в течение дня. Однако даже при использовании слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов глухие дети испытывают трудности в восприятии и понимании речи окружающих. Устная речь у этих детей развивается только в результате длительной систематической коррекционной работы.

Следует понимать, что нарушение слуха — это не просто количественное снижение возможности слухового восприятия, а качественные необратимые стойкие изменения слуховой системы, влияющие на все психическое развитие ребенка. Это объясняется ролью слуха в развитии человека.

Для коррекции нарушенного слуха используются медицинские методы— слухопротезирование и кохлеарное имплантирование.

Слухопротезирование — медицинский метод электроакустической коррекции слуха, который подразумевает подбор и настройку индивидуальных слуховых аппаратов врачом-сурдологом в соответствии со степенью нарушения слуха. В большинстве случаев требуется бинауральное (на оба уха) слухопротезирование.

Кохлеарная имплантация — современный медицинский метод коррекции нарушенной слуховой функции, который подразумевает вживление электродных систем во внутреннее ухо с целью восстановления слухового ощущения путем непосредственной электрической стимуляции афферентных волокон слухового нерва (И.В. Королева, В.И. Пудов, Г.А. Таварткиладзе и др.). В последнее время практикуется бинауральная кохлеарная имплантация.

Кохлеарное имплантирование включает: отбор пациентов (определение показаний и исключение противопоказаний к проведению КИ); проведение хирургической операции; включение речевого процессора и его настройку; послеоперационную слухоречевую реабилитацию.

Слышащие люди часто считают, что индивидуальный слуховой аппарат/кохлеарный имплант — это «очки» для слуха, с ним человек сразу становится слышащим и говорящим. Но ни слуховые аппараты, ни импланты не могут одномоментно компенсировать речевые нарушения.

После слухопротезирования/кохлеарной имплантации ребенок начинает воспринимать незначимые для него наборы звуков. Для того, чтобы он начал пользоваться речью как средством общения и мышления, необходимо сформировать у него слухоречевые образы слов, соотнесенные с их значением. Именно поэтому необходимы специальные занятия с сурдопедагогом по развитию слухового восприятия и речи.

Ребенок должен пользоваться слуховыми аппаратами/кохлеарным имплантом постоянно, чтобы иметь возможность все время слышать звуки и речь. Это обязательное условие для успешного обучения и общения.

Если аппараты/импланты подобраны и настроены правильно, то их постоянное использование не вызывает у ребенка дискомфорта и ухудшения слуха.

Медицинская коррекция слуха — начало реабилитации плохослышащего ребенка, так как слышать и понимать речь — два разных процесса. После медицинской коррекции начинается длительный период формирования слуховых представлений и целенаправленное развитие речи ребенка. Слуховой аппарат/кохлеарный имплант не может компенсировать систематического недоразвития речи.

В последнее время в общеобразовательные учреждения приходят кохлеарно имплантированные дети. Это особая, достаточно разнородная группа дошкольников, уровень развития которых также во многом будет зависеть от таких основных показателей, как:

- время проведения кохлеарной имплантации;

- наличие систематических занятий с сурдопедагогом и дома с родителями.

По уровню слухового развития эти дети соответствуют I или II степени тугоухости по Международной медицинской классификации (см. таблицу 1).

Показатели уровня развития речи кохлеарно имплантированных детей и дошкольников с недоразвитием речи приведены в таблице 2.

Таблица 2

Уровни речевого развития кохлеарно имплантированных детей

и детей с нарушениями речи

Уровни речевого недоразвития кохлеарно импланированных детей (по И.В. Королевой)

Уровни речевого недоразвития детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом (по Р.Е. Левиной)

Довербальные дети – ограниченные навыки ранней коммуникации:

  • врожденно глухие;
  • потерявшие слух в возрасте до 3 лет

1-й уровень речевого недоразвития – отсутствие вербальных средств общения, мимико-жестикуляционная речь относительно сохранна. В активном словаре – небольшой запас звукоподражаний и звуковых комплексов

Дети с функциональной речью – используют устную речь для общения (отдельные слова, одно- или двусложное предложение):

  • имеющие слуховой опыт и потерявшие слух в период становления речи (1 – 1,5 года);
  • протезированные слуховыми аппаратами в раннем возрасте и эффективно занимавшиеся с сурдопедагогами

2-й уровень речевого недоразвития – фразовая речь (одно-, двухсоставлная) отличается от нормативной фразы в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь более разнообразный, однако остается ограниченным качественно и количественно.

Дети со связной речью:

  • потерявшие слух после 5-6 лет (постлингвальные);
  • с прогрессирующим снижением слууха;
  • долингвально оглохшие, рано спротезированные и попавшие в систему комплексной абилитации

3-й уровень речевого недоразвития – наличие развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития; затруднение свободного общения; проблемы лексико-грамматического и фонетического оформления речи.

Кохлеарно имплантированные дети на первом этапе реабилитации (после подключения и настройки импланта) нуждаются в систематических занятиях с сурдопедагогом. В дальнейшем возможны индивидуальные занятия с логопедом и включение такого ребенка во фронтальные занятия группы дошкольного учреждения общего типа.

Таким образом, современное широкое практическое применение достижений медицины в системе коррекционно-реабилитационных мероприятий способствует пересмотру позиций и подходов к развитию (особенно слухоречевому) детей с нарушениями слуха с точки зрения новых возможностей и перспектив.

Особенности речи дошкольников с нарушениями слуха

Развитие речи дошкольника с нарушением слуха подчиняется тем же законам, что и у слышащих: сначала формируется реакция ребенка на речь, понимание речи, затем подключается продуцирование от лепетных и простых слов с использованием естественных жестов через подражание взрослому к пониманию и произнесению фраз, развернутых предложений и монологов.

Обобщенно особенности развития речи неслышащих и плохослышащих дошкольников можно описать следующим образом:

  1. Развитие речи происходит на основе использования остаточного слуха, включения зрения, двигательных, осязательных и тактильно-вибрационных ощущений и восприятий.
  2. Формирование речи у детей с нарушениями слуха осуществляется параллельно с развитием всех психических процессов.
  3. Расстройство всех основных функций речи (коммуникативной, обобщающей, сигнификативной, контрольной, регулирующей) и составных частей языка (произносительная сторона, словарный запас, грамматический строй, связная речь).
  4. У детей затруднено запоминание, сохранение и воспроизведение речевого материала.
  5. Особенности словесной памяти находятся в прямой зависимости от замедленного темпа их речевого развития.
  6. Может отмечаться вялость мышц артикуляционного аппарата, недостаточная сформированность речевого дыхания.
  7. Речь интонационно не оформлена или оформлена не достаточно, может наблюдаться носовой оттенок.
  8. Специфической особенностью ребенка с нарушенным слухом является глухой голос.
  9. Произносительная сторона речи нарушена, отмечаются искажения, замены, пропуски звуков; слоговая структура слов нарушена.
  10. Словарный запас  ограничен, отличается диффузностью, расширенностью и неточностью значений слов.
  11. В речи наблюдается выраженный аграмматизм на уровне словообразования, словоизменения, а так же во фразе.
  12. Расстройство письменной речи, которое проявляется в форме дисграфии и дислексии.

В детский сад может быть зачислен ребенок с нарушением слуха, который находится на первых этапах речевого развития, и поэтому педагог должен выбрать способ общения  с неслышащим и плохослышащим ребенком: 

  • если дошкольник с нарушенным слухом не владеет словесной речью, взрослый сопровождает свою речь естественными жестами и мимикой, создает условия общения в ситуации, когда используемые предметы позволяют понять смысл речевого высказывания. При этом необходимо алгоритмизировать такое общение с ребенком (повторять одни и те же слова и фразы в одних и тех же ситуациях);
  • если дошкольник с трудом владеет устной речью (сам не может сформулировать высказываниеи/или имеет невнятную, неразборчивуюречь, не может воспринимать слухозрительно речь взрослого), а навыки чтения уже сформированы, то используют письменную речь (таблички/блокнот со словами, фразами, заданиями, вопросами, инструкциями). Педагог может предъявить нужную для общения фразу и попросить ребенка прочитать ее. Или ребенок находит в блокноте необходимые для взаимодействия слова и фразы  ичитает их взрослому;
  • если дошкольник слухозрительно воспринимает устную речь, все задания предъявляются устно. При этом педагог должен помнить, что непонимание отдельных слов в инструкции, непривычная формулировка вопроса вызывают серьезные затруднения у детей с нарушениями слуха и нередко приводят к ошибочным ответам.

Дети с нарушениями слуха воспринимают речь окружающих тремя способами: слухозрительно, наслух, зрительно.

Слухозрительное восприятие устной речи — основное для детей с нарушенным слухом, когда они видят лицо, губы говорящего и «слышат» его с помощью слуховых аппаратов. При проведении занятий, уроков и внеклассных мероприятий необходимо учитывать эту особенность.

Слуховое восприятие — ребенок воспринимает речь, не глядя на собеседника, доступно детям с легкой степенью снижения слуха (слабослышащие I степени). Для обученных детей со слуховыми аппаратами такое восприятие возможно, но требует от них значительных усилий, поэтому не рекомендуется для частого применения педагогом.

Зрительное (чтение с губ) — восприятие и понимание речи по артикуляции собеседника, без опоры на слух (без слуховых аппаратов, кохлеарных имплантов), сейчас практически не используется. Такое восприятие детьми речи собеседника затруднено, так как не все звуки можно «увидеть» по губам (например, звуки [м], [п], [б] для ребенка «выглядят» одинаково и различить их можно только при «подключении слуха», а звуки[к], [г], [х] совсем «не видны»).

Плохослышащие дети не всегда понимают собеседника по ряду причин. Особенности анатомического строения органов артикуляции говорящего (узкие губы, особенности прикуса и др.), маскировка губ (усы, борода, яркая помада и др.) и специфика продуцирования речи (нечеткая, быстрая речь и др.) значительно затрудняют понимание ее ребенком с нарушенным слухом. Значение имеет и место расположения говорящего по отношению к неслышащему/плохослышащему: восприятие речи собеседника, располагающегося спиной к источнику света, спиной или боком к ребенку, негативно скажется на понимании речи. Особенности «слуховых» возможностей ребенка (неисправность слухового аппарата, неполное «слышание») и участие в разговоре двух или более собеседников также являются дестабилизирующими факторами при восприятии речи. Особенности развития речи ребенка с нарушенным слухом также весьма значительно влияет на его возможности в восприятии речи.

Снижение слуха ведет к существенным отклонениям  в развитии речи. Глухие дети могут овладеть речью только в процессе специального коррекционного обучения. Слабослышащие дети могут самостоятельно, хотя бы в минимальной степени, накапливать словарный запас и овладевать грамматическим строем речи. Наилучшего результата эти дети достигают в процессе специально организованного обучения.

В произношении при нарушении функции слухового анализатора речевые движения становятся вялыми, невнятными, плохо дифференцированными. Кроме того, у глухих детей потеря слуха отрицательно влияет на двигательные ощущения не только артикуляторного, но и дыхательного аппарата. У многих детей с нарушениями слуха отмечается некоторая дискоординация движений, неуклюжесть и неловкость их походки, что, безусловно, также оказывает влияние на овладение глухими детьми устной речью. Необходимо помнить, что двигательные ощущения для глухих — средство самоконтроля, база, на которой формируется устная речь.

У детей с нарушениями слуха наблюдаются значительные, по сравнению с нормой, особенности словаря: количественная недостаточность словаря, которая выражается в меньшем объеме словарного запаса, и качественное своеобразие, представленное в не понимании, узости, неправильном употреблении значений слов.

В речи детей отмечается аграмматизм (примеры которого приведены на уровне фразы):

  • Мама услиши кто разбил,
  • Вова изсламал чашку.
  • Девочка катается а коньх (на коньках).
  • После обед смосрели кино.
  • Мальчик катается на лыжет (на лыжах).
  • Мама гади (гладит) катер (скатерть).
  • Зоса тет травут (коза ест траву).

Дети с нарушениями слуха, которые были включены в коррекционно-реабилитационную систему, достаточно рано овладевают письменной речью. Письменная речь служит серьезным вспомогательным средством для организации общения и обучения особенно глухого ребенка.

Особенности психического развития детей дошкольного возраста,

имеющих нарушения слуха

Нарушение слуха (первичный дефект) приводит к недоразвитию речи (вторичный дефект) и к замедлению или специфическому развитию других функций, связанных с пострадавшей (зрительное восприятие, мышление, внимание, память), что и тормозит психическое развитие в целом.

В специальной психологи и такой тип психического развития называется дефицитарным.

Психическое развитие детей, имеющих нарушения слуха, подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально слышащих детей (Л.С. Выготский).

Тем не менее психическое развитие ребенка с нарушенным слухом происходит в особых условиях ограничения внешних воздействий и контактов с окружающим миром. В результате этого психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными, формирующиеся межфункциональные взаимодействия изменяются. Например, для детей с нарушенным слухом образы предметов и объектов зачастую представлены в виде инертных стереотипов — вот красного цвета чайник, синего цвета — уже не чайник, другой предмет. Овладевшие в процессе обучения речью глухие дошкольники при затруднениях часто используют естественные жесты в качестве средства коммуникации.

У дошкольников с нарушениями слуха могут наблюдаться изменения в темпах психического развития по сравнению с нормально слышащими детьми: замедление психического развития через некоторое время после рождения и/или после потери слуха и ускорение в последующие периоды при адекватных условиях обучения и воспитания.

Для детей с нарушениями слуха характерно недоразвитие в функционировании одних органов чувств и относительная сохранность других. Например, сохранна кожная чувствительность, но без обучения не формируется слуховое восприятие, а зрительное — развивается в особых условиях, во многом компенсируя слух.

Наглядные формы мышления преобладают у этих детей, а письменная речь (по методике обучения такие дети начинают читать в раннем, до 3 лет, возрасте) преобладает над устной.

Таким образом, нарушение слуха приводит к особенностям развития познавательной и личностной сферы.

Особенности познавательной сферы

Зрительные ощущения и зрительное восприятие

Зрительный анализатор плохослышащего ребенка становится ведущим в познании окружающего мира и в овладении речью. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями слуха имеет ряд особенностей:

•аналитический тип восприятия: подмечают детали и тонкости объектов; рисунки содержат больше частностей и деталей;

•сложности в синтетическом восприятии: трудности в узнавании контурных, перевернутых изображений, в восприятии картин, которые выражают пространственные отношения;

•ребенок с нарушением слуха может понимать речь говорящего, опираясь на зрительное восприятие.

Особенности внимания:

•сниженный объем внимания;

•меньшая устойчивость, а, следовательно, большая утомляемость;

•низкий темп переключения: ребенку с нарушением слуха требуется определенное время для окончания одного действия и перехода к другому;

•трудности в распределении внимания: ребенок с сохранным слухом может одновременно слушать и рисовать, ребенок с нарушением слуха при этом испытывает серьезные затруднения.

Особенности памяти:

•образная память развита лучше, чем словесная (на всех этапах и в любом возрасте);

•уровень развития словесной памяти зависит от объема словарного запаса ребенка с нарушением слуха;

•ребенку требуется гораздо больше времени на запоминание материала и обязательная опора на наглядность.

Особенности мышления:

•у детей с нарушениями слуха отмечается преобладание наглядно-образного мышления над словесно-логическим;

•уровень развития словесно-логического мышления зависит от развития речип лохослышащего.

Особенности личностного развития

Особенности развития эмоциональной сферы:

•плохослышащий ребенок не всегда понимает ситуации, в которых происходит действие, и эмоциональные проявления окружающих и поэтому не может сопереживать им;

•ребенок с нарушением слуха дифференцирует полярные эмоции(плачет — смеется, злой — добрый), испытывает трудности в запоминании их названий;

•дошкольник с нарушенным слухом не может полноценно усвоить социальный опыт через речь;

•недоразвитие разных видов детской деятельности (предметной, игровой, элементарной трудовой) оказывает негативное влияние на формирование личностных качеств.

Межличностные отношения:

•для плохослышащего дошкольника взрослый — проводники переводчик в процессе взаимодействия с миром «слышащих»;

•приоритетное общение со взрослыми ограниченное — с детьми группы;

•возможно проявление агрессивного поведения, связанное с непониманием ребенка взрослыми и слышащими сверстниками;

•«неагрессивная агрессивность» — использование ребенком с нарушением слуха невербальных средств для привлечения внимания собеседника.

Ранняя диагностика и коррекция развития ребенка с нарушением слуха

В младенческом, раннем и дошкольном периоде происходит наиболее стремительное развитие человека, когда формируются его физические и психические качества, закладываются личностные особенности.

Психическое и физическое развитие ребенка младенческого и раннего возраста (от 0 до 3 лет) происходит через восприятие окружающего мира посредством зрения, слуха, обоняния, осязания. Ребенок воспринимает мир как яркую объемную картину с множеством разнообразных звуков. Звуковые раздражители имеют огромное значение для психофизического развития ребенка, как стимул к движению (чтобы увидеть, что там звучит, малыш поворачивает голову, переворачивается, в дальнейшем садится, ползет, встает, идет), к познанию  свойств предметов (постучать издающими разные звуки погремушками, бросить игрушку на пол и послушать, как она упадет), к освоению пространства (ползти на звук, доносящийся из другой комнаты), к общению с близкими людьми (услышав голос мамы, ребенок начинает активно «разговаривать», требуя ответной реакции).

При нарушении слуха картина мира становится плоской, теряется целостность и объемность, поэтому и развитие плохослышащего ребенка имеет качественные отличия уже в первые месяцы жизни. Важно понимать: чем раньше обнаружится нарушение слуха и малышу будет оказана квалифицированная медицинская (слухопротезирование или кохлеарная имплантация) и психолого-педагогическая (психологическая поддержка семьи, целенаправленные систематические занятия с сурдопедагогом и психологом) помощь, тем больше вероятность «преодолеть» особенности и «догнать» в развитии слышащих сверстников. Считается, наиболее благоприятный срок для активного начала комплексной медико-психолого-педагогической абилитации младенца до 6 месяцев.

Основная цель медико-психолого-педагогической помощи — организация комплексной диагностики, составление индивидуального образовательного маршрута ребенка специалистами разного профиля (врачами, сурдопедагогами, психологами, логопедами, социальными педагогами) и формирование коррекционно-педагогической среды в условиях семьи для стимуляции всестороннего, максимально полноценного развития ребенка и его социализации.

Система такой помощи включает несколько этапов.

Первый этап диагностический. На этом этапе велика роль врачей, которые с помощью современного медицинского оборудования устанавливают диагноз. Но достоверность полученных у детей аудиологических данных зависит от многих факторов — возраста, наличия дополнительных нарушений, в том числе психоневрологического статуса, самочувствия и поведения во время обследования. Поэтому сурдопедагог с помощью специальных методик также оценивает состояние слуховой функции ребенка и сопоставляет объективные параметры аудиологического исследования с субъективными данными педагогического тестирования с целью подтверждения нарушения слуха и/или уточнения порогов слухового восприятия.

Кроме того, на этом этапе подключается психолог для определения уровня психического развития ребенка, выявления дополнительных нарушений и/или разграничения сенсорных нарушений (слуха, зрения) от интеллектуальных.

Второй этап коррекционно-реабилитационный. Врач-сурдолог подбирает и настраивает слуховой аппарат. Подстройка, перенастройка слухового аппарата — процесс, который должен проходить в течение всего дошкольного детства и продолжаться в школе. Оценка правильности настройки слухового аппарата осуществляется сурдопедагогом. Кроме того, сурдопедагог начинает проводить целенаправленные систематические занятия с глухим или слабослышащим малышом по развитию слухового восприятия и речи. Сурдопедагог учит родителей правильному общению с плохослышащим малышом в семье, приемам и методам обучения.

В это же время психолог работает с родителями малыша, выводит их из стрессового состояния, помогает принять и полюбить такого ребенка. Психолог и педагог учат родителей наблюдать за развитием малыша и анализировать полученные результаты.

В этот период подключается и социальный педагог. Он объясняет родителям права и обязанности плохослышащих, помогает оформить инвалидность и дает рекомендации по заполнению индивидуальной реабилитационной карты малыша. Социальный педагог показывает перспективы дальнейшего обучения ребенка, возможности его социализации и адаптации в современном обществе, раскрывает роль родителей в этом сложном процессе.

Таким образом, только в активном взаимодействии семьи плохослышащего ребенка и специалистов разного профиля можно создать благоприятные условия для полноценного, приближенного к нормальному развития, обеспечить дальнейшую социализацию его в обществе слышащих людей.

Литература:

  1. Организация образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду (сборник методических рекомендаций). Департамент образования города Москвы. Московский городской психолого-педагогический университет. Институт проблем инклюзивного образования Городской ресурсный центр по развитию инклюзивного образования. Серия «Инклюзивное образование»,  Москва , 2014 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения

Разработанная в нашем дошкольном учреждении система взаимодействия психологической службы ДОУ, педагогов, специалистов и родителей позволяет проследить темп и особенности развития и коррекции всех сто...

Комплексное психолого-педагогическое обследование детей с нарушением слуха

Методики обследоввания, адресованные детям с нормой развития, не могут быть использованны при обследовании ребенка с нарушением слуха. В настоящее время одной из методик комплексного психолого-педагог...

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушением зрения в условиях инклюзивного образования.

Зрение - это самый важный сенсорный канал для получения информации об окружающем. Инклюзивное образование детей с нарушением зрения является одним из приоритетных направлений современного образования....

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника с нарушениями речи.

Сопровождение детей с нарушениями речи в дошкольном учреждении....

Обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха и тяжелыми множественными нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении

В дошкольном образовательном учреждении с функционирующими комбинированными группами для детей с ОВЗ  осуществляется формирование службы психолого-педагогического сопровождения. Задачами специали...

Статья: Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста как условие психолого-педагогической коррекции вторичного дефекта нарушения слуха

В данной статье рассматривается взаимосвязь развития функций рук и речевой функции. Мелкая моторика рук, выполнявшая все более тонкую и дифференцированную работу, увеличивала площадь стимулированных у...