Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушением зрения в условиях инклюзивного образования.
статья по коррекционной педагогике на тему

Гурьянова Ирина Анатольевна

Зрение - это самый важный сенсорный канал для получения информации об окружающем. Инклюзивное образование детей с нарушением зрения является одним из приоритетных направлений современного образования.  Для этого в образовательных учреждениях создаются необходимые условия с целью правильно организовать работу с детьми  с нарушением зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушением зрения в условиях инклюзивного образования.

Зрение - это самый важный сенсорный канал для получения информации об окружающем. При неправильном функционировании зрения или его отсутствии ребенок знакомится с миром и получает информацию, опираясь на  слух, осязание, движения, обоняние и вкус. Такая информация не формируют целостного образа. Возникают сложности в установлении контактов даже с близкими людьми. Дети с нарушением зрения особенно осторожны в новых ситуациях. Дети, привыкая к незнакомым людям, вынуждены тщательно прислушиваться к голосам. Развитие ребенка с нарушением зрения отличается от развития других детей, что позволяет говорить о том, что такой ребенок нуждается в повышенном внимании со стороны близких и специалистов. Данным вопросом занимались такие специалисты, как Савина Е.А., Плаксина Л.И., Максименко О.В., Ремезова Л.А., Курицина О.В., Семаго М.М., Семаго Н.Я и др. Многолетний опыт работы с такими детьми позволяет говорить  том, что чем раньше ребенок будет получать специализированную помощь, тем более благополучно будет протекать его психологическое развитие, благодаря уникальным компенсаторным возможностям, заложенным в каждом ребенке. Говоря о развитии детей с нарушением зрения, важно отметить, что для них характерно нарушение дифференциации и воспроизведения эмоциональных состояний.  У таких детей отмечаются двигательные и речевые стереотипии, дети тревожны, быстро утомляются. Им очень сложно идти на контакт. Важно помнить, что чем младше ребенок, тем более неадекватные реакции он может демонстрировать в незнакомой для него обстановке и с незнакомыми ему людьми. Говоря о познавательном развитии детей с нарушением зрения, следует отметить низкий уровень психической активности, что сказывается на уровне познавательных интересов. Восприятие  у таких детей характеризуется замедленностью, малым разнообразием образов, отсутствием цельности. У таких детей отмечаются трудности формирования образного мышления. Особенности отмечаются и в развитии речи детей с нарушением зрения. Не имея возможности целостно воспринимать объект и его отдельные свойства, дети зачастую неправильно используют слова. Наблюдается многоречивость фрагментарность, непоследовательность, трудности выделения главного, проблемы с логической связью. Говоря об особенностях эмоционально-личностного развития дошкольников  с нарушением зрения, следует отметить наличие аутоподобных черт. Степень нарушения зрительного восприятия и время начала коррекционно-развивающей работы во многом определяет благоприятность прогноза развития и адаптации этой категории детей.

Развитие интегрированных форм воспитания и обучения, инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — требования современного мира. Все дети с ОВЗ должны получать образование в любом типе образовательного учреждения и обеспечиваться при этом необходимой ему специализированной помощью. Инклюзивное образование предполагает, что ребенок с ОВЗ овладевает знаниями в рамках общеобразовательного стандарта в те же сроки, что и нормально развивающиеся дети. Организация интегрированного образования, инклюзии наиболее перспективна в период дошкольного детства. На сегодняшний день принимаются эффективные меры по введению инклюзивного обучения, которое сможет обеспечить детям с особенностями в развитии возможность получения образования в условиях общеобразовательных (массовых) учреждений.

Инклюзивное образование детей с нарушением зрения является одним из приоритетных направлений современного образования.  Для этого в образовательных учреждениях создаются необходимые условия. Специально оборудуются кабинеты врача-офтальмолога, психолога, тифлопедагога, учителя-логопеда, оснащенные  материалами для проведения коррекционной работы,  освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы дошкольного общего образования. Профессиональная подготовка педагогов в области коррекционной педагогики и специальной психологии способствует успешной интеграции детей с ОВЗ.

Организация работы с детьми  с нарушением зрения, интегрированными в общеобразовательные группы осуществляется,  учитывая степень нарушения зрительного восприятия и времени возникновения этих нарушений. Учитываются особые образовательные потребности детей. По результатам психолого-педагогической диагностики для  детей разрабатываются индивидуальные коррекционно-развивающие программы сопровождения.

Работа по комплексному психолого-педагогическому сопровождению начинается с первых дней пребывания ребенка с нарушением зрения в ДОУ. Успешность работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, зависит от обеспечения комплексной диагностики, лечения, профилактической и коррекционно-педагогической помощи. Чем раньше начинается работа по сопровождению, тем она эффективнее. При обучении детей с нарушением зрения необходимо использовать специальные методики и приемы обучения, технические средства и средства наглядности. Большое внимание уделяется определению и разработке содержания программы коррекционной работы. Разрабатывается система комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения в условиях образовательного процесса, направленная на создание условий для успешного обучения и развития каждого ребенка. Определяются виды и формы работ, при которых достигается положительная динамика развития ребенка и реализация его потенциальных возможностей. В этом одновременно участвуют специалисты разных профилей: учитель-дефектолог, учитель-тифлопедагог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель, руководитель физвоспитания, музыкальный руководитель, медицинский работник и др. Результатом сотрудничества является разработанная комплексная адаптированная программа, соответствующая возможностям ребенка. Качественно разработанная индивидуальная программа развития ребенка поможет педагогу максимально эффективно реализовать программное содержание, поможет обеспечить успешную социализацию детей с нарушением зрения. На протяжении всего периода обучения в образовательном учреждении детям с нарушением зрения необходимо увеличивать время для выполнения заданий. При размещении детей за столами в группе необходимо учитывать особенности развития и степень нарушения зрительного восприятия. Очень важно при работе с наглядностью разрешить ребенку самостоятельно подбирать позу, удобную для максимального использования зрения в работе. Вся эта работа проводится  с соблюдением рекомендаций врача-офтальмолога и тифлопедагога. Большое внимание уделяется особому дозированному режиму зрительных нагрузок и специальному режиму освещения, что является необходимым условием работы с детьми данной группы. Педагог, работающий с детьми с нарушением зрительного восприятия, обучает их специальным упражнениям, направленным на снятие зрительного напряжения. При работе важно следить за осанкой ребенка.

Очень важной задачей, стоящей перед специалистами, является научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, так, чтобы ребенок с нарушением зрения не считал себя лишним, а стал полноценным членом детского коллектива.  Очень важно правильно организовывать совместную игру детей. Необходимо учить детей относиться к ребенку с нарушениями зрения как равному, только нуждающемуся в помощи. Большая роль в организации обучения детей с нарушением зрения отводится музыкальному работнику. Разнообразный мир звуков помогает знакомить детей с окружающим миром. На занятиях дети знакомятся с музыкальными инструментами, овладевают возможностями собственного голоса.  При работе с детьми с ОВЗ необходимо уделить особое внимание разнообразной предметной среде в группе. Ребенку необходимо предоставить возможность исследовать и взаимодействовать с различными материалами с целью получения разнообразных сенсорных ощущений и выработки представлений об окружающем мире. Необходимо обеспечить ребенку безопасное пространство, чтобы он мог научиться передвигаться самостоятельно. Игрушки, созданные из разнообразных материалов, музыкальные игрушки, сенсорный уголок, аудиокниги и многое другое является неотъемлемой частью организации образовательного процесса для детей с нарушением зрения. Особое значение для успешного инклюзивного обучения детей с нарушением зрения имеет взаимодействие с семьей ребенка. Сопровождение семьи, имеющей ребенка с нарушением зрения, становится одним из важнейших направлений комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи. В рамках сопровождения организуются индивидуальные консультации для родителей по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития, а также совместные детско-родительские занятия, мастер-классы, способствующие освоению родителями методов и приемов воспитания. Опыт работы показывает, что специально организованные занятия для детей с проблемами в развитии и их родителей дают хорошие результаты, способствуют гармоничному развитию воспитанников и положительно влияют на сопровождение детей с нарушением зрения в условиях инклюзивного образования.

Литература

1.  Лебединский В. В., Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. — М., 1990.

2.  Савина Е. А., Максименко О. В. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития. - В.: ВЛАДОС, 2008.

3.  Малофеев Н. Н. Образование как институт социализации лиц с ОВЗ в современном обществе. — М.

4.   Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. — М., 1998.
5. Ремезова Л.А., Курицина О.В. Инклюзивное дошкольное образование детей с нарушением зрения // Инклюзивное образование: методология, практика,технологии.
6. Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования /Под общ.ред. М,М, Семаго, Н.Я. Семаго. – М.: АРКТИ, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в условиях специального и иклюзивного образования. Тематические индивидуальные занятия и игры

В методическом пособии представлены тематические занятия по развитию у детей с нарушением зрения зрительного, слухового, тактильного восприятия, восприятия запахов и вкуса. Занятия рассчитаны на детей...

Обучение грамоте детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушения зрения) в рамках инклюзивного образования

В статье описан опыт работы по обучению грамоте детей с нарушениями зрения (амблиопия и косоглазие). Скоординированная работа педагога по развивающему обучению, тифлопедагога и воспитателей даёт полож...

Тезисы к работе. Логопедическое сопровождение детей с нарушением зрения в условиях коррекционного ДОУ.

На всём протяжении работы с детьми с деффектами зрение особое внимание логопед уделяет здоровьесберегающим технологиям,цель которых - обеспечить детям с ОВЗ возможность сохранения здоровья во вре...

Модель логопедического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования

Презентация «Модель логопедического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования» подготовлена для проведения родительского собрания (консультаций) в начале у...

«Тропинки к проЗрению» (особенности организации психолого-педагогического взаимодействия с детьми, имеющими нарушения зрения)

В данном материале представлен опыт взаимодействия педагога-психолога с детьми с нарушениями зрения....

Коррекционные работы с детьми ЗПР дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования

В статье рассмотрены нарушения речевой коммуникации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования. В условиях инклюзивного образования изложены напра...