ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН КАК СРЕДСТВО ИНТЕГРАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Тихоновцева Оксана Геннадьевна

В данной статье демонстрируется особенность в применении технологии "Дидактический синквейн" с целью речевого развития и экологического воспитания у дошкольников с ОНР. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН КАК СРЕДСТВО ИНТЕГРАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Тихоновцева О.Г.

МАДОУ №322 «Морозко», ул.Гусарова, 31.

Современный мир за последние несколько лет диктует серьезные изменения в образовательной системе. На сегодняшний день в дошкольном образовании реализуются особенности образовательной деятельности разных видов культурных практик и способов развития личности ребенка.

          Чем лучше созданы условия для решения поставленных  задач в детском саду, тем качественнее будет предоставлена образовательная услуга в рамках дошкольного образования.  На данный момент современные реалии таковы, что в условиях глобальных преобразований образовательного процесса, перед педагогическими кадрами встает необходимость внедрения активных методов обучения, разработка и освоение инновационных технологий. Введение этих новшеств неизбежно обеспечит успешность в развитии личности ребенка, его когнитивных процессов, общего речевого развития, эмоционально-волевой сферы [1].

Для повышения эффективности коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи предлагается множество методик и известных приемов коррекционно-образовательной деятельности. В условиях дошкольного образовательного пространства нельзя не оценить весомую роль проектной деятельности как средства общеречевого и личностного развития дошкольников, предоставление расширенных возможностей для их реализации. Именно в таком направлении работы предлагаем реализацию проекта с использованием технологии «дидактический синквейн» в рамках коррекции и развития речи и экологического воспитания дошкольников с ТНР.  

           Технология «синквейн» с интересом применяется в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Поступенчатая работа дает возможность детям сначала научиться подбору слов-предметов, затем слов-признаков предметов и слов-действий. Потом дети учатся работать с предложением, обобщать, выстраивать ассоциации заданной темы [2,3].

           Дидактический синквейн способствует быстро, легко, с интересом в игровой обстановке развивать и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи, связную речь, осуществлять автоматизацию звукопроизношения. А также синквейн способствует развитию высших психических функций, творческих способностей детей. Чем богаче и правильнее речь, тем легче высказывать свои мысли, общаться со сверстниками, а значит адаптироваться в социуме [2].

В своей проектной деятельности мы представляем возможность показать особенности использования синквейна с применением продуктивных видов деятельности с уклоном на экологическое воспитание детей с ТНР.

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

В. А. Сухомлинский [4].

           Именно в дошкольном возрасте дети получают опыт экологической культуры, те эмоциональные впечатления, базовые знания об окружающей их среде, формируются первоосновы экологического мышления и сознания.

           Главной отличительной чертой данного вида коррекционно-образовательной деятельности является изготовление конечного продукта руками самих детей. Это будет не просто нарисованный рисунок, а поделка, игрушка или пособие для игры из предметов, бросового, природного материала, т.е. вторичное применение использованных предметов быта и природоведческого материала. Для нас важнейшей целью является не только коррекция речевого развития, но и формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде – учить любви и бережному отношению к природе. И вместе с тем добиваться достижения эффективного формирования художественно-творческих компетенций у детей с ТНР.

Залогом успешного экологического воспитания является наличие предметно-развивающей поликультурной среды. Очень важно обеспечить доступность и разнообразие различного природоведческого материала, атрибутов труда природного уголка в дошкольном учреждении и необходимого оснащения для осуществления продуктивных видов деятельности (клей, пластилин, картон, карандаши, цветная бумага, ножницы и т.д.). В литературном уголке важно наличие разнообразного наглядно-демонстративного познавательного материала о природе (эллюстрации, книги, серии сюжетных картин, фотоэллюстраций, энциклопедии о природе).

               Использование такого приема как беседы, рассказы, рассматривания и наблюдения помогут ребенку познать удивительный мир животных и растений. Просмотр фильмов, диафильмов, видеопрезентаций, прослушивание аудиорассказов знаменитых авторов о природе В. Бианки, Л. Толстого, Б. Заходера, Н. Сладкова, М. Пришвина, К. Ушинского  побудит к развитию и воспитанию доброты, сочувствия, взаимопомощи, отзывчивости к проблемам героев.                                                          

           Так, например, в преддверие составления синквейна в рамках лексической темы «Зимующие птицы», мы можем предложить наблюдение в природе за особенностями жизни птиц в зимнее время. В групповой форме работы вниманию детей интересно представить литературные произведения (чтение рассказов, заучивание добрых стихотворений о птицах, отгадывание загадок).

«Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку? Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц». Э.Н. Голованова.

Рассматривание сюжетных картин, беседы и рассуждения о тяжбах жизни птиц в холодную зиму, просмотр фильмов о нравственных поступках людей по отношению к птицам активизирует в сознании детей правильное отношение к жизни пернатых. В рамках коррекционно-образовательной деятельности проводятся речевые игры: «Скажи ласково», «Один – много», «Посчитай», «Чей хвост», «Угадай по описанию», «Сравни и найди отличие», «Где прятался воробей» [5]. И как финальный этап - изготовление из подручных материалов кормушек для птиц и составление синквейна. Это могут быть коробки, пластиковые бутылочки, различного вида упаковка. При этом ребенку предлагается свободный доступ, выбор материала, предметы оформления декора конечного продукта деятельности.

           В итоге работы детям предлагается придумать интересный рассказ о своей кормушке, опираясь на правила составления синквейна. Рассмотрим возможный вариант составления синквейна на тему «Моя необычная кормушка».

1.Кормушка.

2.Картонная, красочная.

3.Висит, стоит, качается.

4.Картонная кормушка качается на ветке.

5.Птичья радость.

           Так как дети многие не умеют писать, педагог фиксирует рассуждения ребенка на листе бумаги. В дальнейшем интересным может быть выставка кормушек для птиц с представленными рассказами о них. Для закрепления данной темы можно предложить изготовить необычные кормушки совместно с родителями в рамках круглого стола, практикума-семинара в детском саду или в домашней обстановке, предварительно познакомив родителей воспитанников с правилами составления синквейна.

           Во время реализации такого проекта учитель-логопед знакомит и расширяет кругозор своих воспитанников об окружающей природе, развивает и воспитывает высокочеловеческие качества личности каждого, формирует все стороны речевого развития. Ценность внедрения такого образовательно-развивающего проекта – это интеграция теоретических и практических  знаний, которые между собой взаимосвязаны и дополняют друг друга. Это комплексное решение коррекционно-образовательных и воспитательных задач: развитие у детей мотивации к речевой активности, коммуникативных навыков, овладение грамотной и богатой речью, формирование высоконравственных качеств личности, любознательности, творческих способностей, познавательной активности.

            Новизна данного вида коррекционно-образовательного проекта – это интеграция применения инновационных технологий и воспитания экологической кульуры у детей с целью формирования компетентности в области познавательной деятельности, речевой грамотности, развития высконравственной целостной гармоничной личности.

Библиографический список:

1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие
Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 105 с.: ил. — (Сердце отдаю детям).

2. Букаева Т.И. Дидактический синквейн в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР: журнал// Интерактивная наука. – 2016. - №9.

3. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. /Н.Д.Душка. Журнал «Логопед» № 5 (2005).

4. Сухомлинский В.А. о воспитании. М., Политиздат, 1973.

5. Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников» Игры, упражнения, конспекты занятий. ФГОС ДО.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН КАК СРЕДСТВО ИНТЕГРАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Тихоновцева О.Г.

МАДОУ №322 «Морозко», ул.Гусарова, 31.

Современный мир за последние несколько лет диктует серьезные изменения в образовательной системе. На сегодняшний день в дошкольном образовании реализуются особенности образовательной деятельности разных видов культурных практик и способов развития личности ребенка.

          Чем лучше созданы условия для решения поставленных  задач в детском саду, тем качественнее будет предоставлена образовательная услуга в рамках дошкольного образования.  На данный момент современные реалии таковы, что в условиях глобальных преобразований образовательного процесса, перед педагогическими кадрами встает необходимость внедрения активных методов обучения, разработка и освоение инновационных технологий. Введение этих новшеств неизбежно обеспечит успешность в развитии личности ребенка, его когнитивных процессов, общего речевого развития, эмоционально-волевой сферы [1].

В условиях дошкольного образовательного пространства нельзя не оценить весомую роль проектной деятельности как средства общеречевого и личностного развития дошкольников, предоставление расширенных возможностей для их реализации. Именно в таком направлении работы предлагаем реализацию проекта с использованием технологии «дидактический синквейн» в рамках коррекции и развития речи и экологического воспитания дошкольников с ТНР.  

           Поступенчатая работа дает возможность детям сначала научиться подбору слов-предметов, затем слов-признаков предметов и слов-действий. Потом дети учатся работать с предложением, обобщать, выстраивать ассоциации заданной темы [2,3].

           Дидактический синквейн способствует быстро и легко, в игровой обстановке развивать все стороны речи. А также синквейн способствует развитию высших психических функций, творческих способностей детей. Чем богаче и правильнее речь, тем легче высказывать свои мысли, общаться со сверстниками, а значит адаптироваться в социуме [2].

В своей проектной деятельности мы представляем возможность показать особенности использования синквейна с применением продуктивных видов деятельности с уклоном на экологическое воспитание детей с ТНР.

          Именно в дошкольном возрасте дети получают опыт экологической культуры, те эмоциональные впечатления, базовые знания об окружающей их среде, формируются первоосновы экологического мышления и сознания.

           Главной отличительной чертой данного вида коррекционно-образовательной деятельности является изготовление конечного продукта руками самих детей. Это будет не просто нарисованный рисунок, а поделка, игрушка или пособие для игры из предметов, бросового, природного материала, т.е. вторичное применение использованных предметов быта и природоведческого материала. Для нас важнейшей целью является не только коррекция речевого развития, но и формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде – учить любви и бережному отношению к природе. И вместе с тем добиваться достижения эффективного формирования художественно-творческих компетенций у детей с ТНР.

Залогом успешного экологического воспитания является наличие предметно-развивающей поликультурной среды. Очень важно обеспечить доступность и разнообразие различного природоведческого материала, атрибутов труда природного уголка в дошкольном учреждении и необходимого оснащения для осуществления продуктивных видов деятельности (клей, пластилин, картон, карандаши, цветная бумага, ножницы и т.д.). В литературном уголке важно наличие разнообразного наглядно-демонстративного познавательного материала о природе (эллюстрации, книги, серии сюжетных картин, фотоэллюстраций, энциклопедии о природе).

               Использование такого приема как беседы, рассказы, рассматривания и наблюдения помогут ребенку познать удивительный мир животных и растений. Просмотр фильмов, диафильмов, видеопрезентаций, прослушивание аудиорассказов знаменитых авторов о природе В. Бианки, Л. Толстого, Б. Заходера, Н. Сладкова, М. Пришвина, К. Ушинского  побудит к развитию и воспитанию доброты, сочувствия, взаимопомощи, отзывчивости к проблемам героев.                                                          

           Так, например, в преддверие составления синквейна в рамках лексической темы «Зимующие птицы», мы можем предложить наблюдение в природе за особенностями жизни птиц в зимнее время. В групповой форме работы вниманию детей интересно представить литературные произведения (чтение рассказов, заучивание добрых стихотворений о птицах, отгадывание загадок).

«Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку? Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц». Э.Н. Голованова.

Рассматривание сюжетных картин, беседы и рассуждения о тяжбах жизни птиц в холодную зиму, просмотр фильмов о нравственных поступках людей по отношению к птицам активизирует в сознании детей правильное отношение к жизни пернатых. В рамках коррекционно-образовательной деятельности проводятся речевые игры: «Скажи ласково», «Один – много», «Посчитай», «Чей хвост», «Угадай по описанию», «Сравни и найди отличие», «Где прятался воробей» [5]. И как финальный этап - изготовление из подручных материалов кормушек для птиц и составление синквейна. Это могут быть коробки, пластиковые бутылочки, различного вида упаковка. При этом ребенку предлагается свободный доступ, выбор материала, предметы оформления декора конечного продукта деятельности.

           В итоге работы детям предлагается придумать интересный рассказ о своей кормушке, опираясь на правила составления синквейна. Рассмотрим возможный вариант составления синквейна на тему «Моя необычная кормушка».

1.Кормушка.

2.Картонная, красочная.

3.Висит, стоит, качается.

4.Картонная кормушка качается на ветке.

5.Птичья радость.

           Так как дети многие не умеют писать, педагог фиксирует рассуждения ребенка на листе бумаги. В дальнейшем интересным может быть выставка кормушек для птиц с представленными рассказами о них. Для закрепления данной темы можно предложить изготовить необычные кормушки совместно с родителями в рамках круглого стола, практикума-семинара в детском саду или в домашней обстановке, предварительно познакомив родителей воспитанников с правилами составления синквейна.

           Во время реализации такого проекта учитель-логопед знакомит и расширяет кругозор своих воспитанников об окружающей природе, развивает и воспитывает высокочеловеческие качества личности каждого, формирует все стороны речевого развития. Ценность внедрения такого образовательно-развивающего проекта – это интеграция теоретических и практических  знаний, которые между собой взаимосвязаны и дополняют друг друга. Это комплексное решение коррекционно-образовательных и воспитательных задач: развитие у детей мотивации к речевой активности, коммуникативных навыков, овладение грамотной и богатой речью, формирование высоконравственных качеств личности, любознательности, творческих способностей, познавательной активности.

            Новизна данного вида коррекционно-образовательного проекта – это интеграция применения инновационных технологий и воспитания экологической кульуры у детей с целью формирования компетентности в области познавательной деятельности, речевой грамотности, развития высконравственной целостной гармоничной личности.

Библиографический список:

1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие
Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 105 с.: ил. — (Сердце отдаю детям).

2. Букаева Т.И. Дидактический синквейн в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР: журнал// Интерактивная наука. – 2016. - №9.

3. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. /Н.Д.Душка. Журнал «Логопед» № 5 (2005).

4. Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников» Игры, упражнения, конспекты занятий. ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Апробация конспекта НОД. Познание и речевое развитие. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста «Прохождение экологической тропы».2016г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка-детский сад № 14 «Аленький цветочек» Истринского муниципального района с.Павловская СлободаПрограммное со...

Дидактическое пособие "Студия журналистов" как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается использование технологии интервьюирования в экологическом воспитании старших дошкольников...

Индивидуальная программа самообразования по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Программа включает в себя цели, задачи, перспективный план работы по самообразованию по данной теме....

Методическая разработка для воспитателей по изготовлению слайдов для презентации к педсовету "Социально - коммуникативное развитие через экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста".

Данная методическая разработка окажет помощь воспитателям при изготовлении слайдов к выступлению на педсовете по теме экологического воспитания детей....

Речевое развитие в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образовании.

Речевое развитие в экологическомвоспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образовании....