Методическая разработка для воспитателей по изготовлению слайдов для презентации к педсовету "Социально - коммуникативное развитие через экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста".
методическая разработка (старшая группа)

Данная методическая разработка окажет помощь воспитателям при изготовлении слайдов к выступлению на педсовете по теме экологического воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystupl_k_pedsov_ekologiya.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

Социально - коммуникативное развитие через экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Слайд-1 Название проекта

Слайд-2 Старший дошкольный возраст — важный и ответственный период в жизни ребёнка. Скоро в школу, в новый мир, где у него будут новые друзья, учителя, уроки и обязанности. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» призвана вооружить будущего ученика знаниями, умениями и навыками, которые облегчат ему вхождение в школьную жизнь и сделают процесс учения радостным.

Слайд-3 Экологическое воспитание в ДОУ развивается через 5 направлений:

-Познавательное развитие

-Речевое развитие

художественно-эстетическое

-социально-коммуникативное

Слайд-4 Социально-коммуникативное развитие тесно связано с экологией, так как это комплексный процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции. Культуру общества или сообщества в котором ему предстоит жить. Это развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру.

Детский сад является первым звеном непрерывного образования и воспитания ребёнка. Воспитание у ребёнка любви к природе, способности воспринимать её красоту-одна из важнейших задач детского сада.

С каждым годом экологическая ситуация в мире ухудшается и цель современных педагогов и родителей-воспитать экологически образованных людей, которые будут относиться к природе как к другу, беречь её, участвовать в природоохранительных акциях, совершенствовать свои знания и умения по её спасению.

Сегодня недостаточно того, чтобы ребенок был знаком с животным и растительным миром. Важно сформировать у подрастающего поколения новое экологическое мировоззрение. Учить детей овладевать умениями экологически целесообразно вести себя в природе, грамотно взаимодействовать с природой, бережно и экономно использовать природные ресурсы, ответственно и осознанно относиться к окружающему миру и среде.

Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных организаций в экологическом воспитании детей.

Воспитанникам полезно объяснять, в чем состоит экологическая проблема. Рассказывать о том, что часто люди необдуманно загрязняют окружающую среду. Неправильные и необдуманные действия могут нанести непоправимый вред всей планете Земля.

Слайд -5 Образовательная область социально-коммуникативное развитие как основное направление экологического воспитания включает в себя

-социализацию

- труд

 безопасность

Слайд-6 Направления работы

  1. Создание развивающей экологической среды
  2. работа с детьми
  3. Работа с родителями
  4. Экологическая культура

Слайд-7 Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду-предметно-развивающая среда. такой средой и является уголок природы 

Вся жизнь ребенка в детском саду должна быть направлена на развитие личности ребенка и его взаимодействии с другими детьми и взрослыми. Главная задача в любом виде деятельности, в том числе и воспитании эколого - осознанного человека предоставление ребёнку. условий для социального развития.

О необходимости ее организации Е.И Тихеева говорила, что «каждый детский сад должен иметь в своем распоряжении садик или хотя бы двор, чтобы можно было организовать совместно с детьми выращивание цветов и овощей». Такой развивающей средой является уголок природы. Главная особенность и преимущество уголка природы - непосредственная близость его обитателей к детям. уголок природы позволяет нам на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками.

Комнатные растения - это не учебные пособия, а живые существа, которых надо любить и о которых следует заботиться.

Значение уголка природы в ДОУ

1.Познавательное развитие

-расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.

2.Эколого – эстетическое значение

-формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение.

3. Воспитательное значение

- формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе).

4. Практическое значение

- приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность.

5. Оздоровительное значение

- растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях Слайд-8

- В старшей группе в уголок природы помещают 6-7 видов растений по 2-3 экземпляра с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся), имеющие луковицы и клубнелуковицы. Например, традесканции, плющ, амариллис и другие.

- В подготовительной группе в уголок природы размещают 6-7 видов растений, которые размножаются различными способами: луковицами, живородящие. А также цветы с разными условиями произрастания. Например, бриофиллюм, камнеломка, циперус.

.

Кроме постоянных растений в уголке природы у нас имеются и временные объекты природы, например, мини-город на окне - лук, чеснок. Слайд-9 Особенно важны лук и чеснок - витаминная добавка в питание детей. Кроме того, эти растения выделяют фитонциды и тем самым оздоравливают воздух помещения. Традиционно весной у нас реализуется педагогический проект «Зеленый мир на окне» Слайд-10, где мы с детьми выращивает цветочную рассаду для цветника.

В экологическом образовании детей немаловажную роль играют макеты Слайд-11. С помощью макета дети познают явления окружающего мира. Изготовленные макеты можно описывать. играть с ними переставляя животных, изготавливать и садить растения, менять объекты по сезонам года, вести по ним беседы, тем самым пополняя запас слов. Макеты рассматриваются детьми как игровая среда, где можно развернуть различные игровые сюжеты, содействуют развитию у детей коммуникативной инициативы, способствуют повышению любознательности и познавательного интереса.

Слайд-12 Неотъемлимой частью детей в сфере экологического воспитания являются беседы. используя демонстрационный материал мы рассматривали от чего загрязняемся воздух, вода, леса.

Слайд-13. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности - к экспериментированию. Занятии «Мусор природе не друг», «Берегите планету-другой такой нет», мы путем эксперимента рещали пути утилизации мусора, определяли можно ли мусор закапывать в землю и какой мусор разлагается. а какой нет. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. 

Выводы: Наиболее опасным для человека является стекло, особенно битое. Оно ничем не растворяется и может пролежать в земле сотни лет. Самыми вредными является пластиковые отходы. Они накапливаются очень быстро, потому что люди используют много одноразовой посуды, пластиковых бутылок, пакетов, упаковочного материала. Сжигать пластмассу не разлагается. При сжигании выделяется ядовитый газ.

Слайд-14 Сразу встает вопрос о раздельном виде мусора. для привнесения сюрпризного момента было предложено изготовить мусорницу в виде Ам-няма, который ест весь мусор. а затем мы этот мусор разделяли по пакетам.

Выводы: дети получили информацию что природу загрязнять нельзя, чтобы не наности вред природе и осознанно будут вести себя на экскурсиях и в походах.

Слайд-15 Особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают дидактические игры. Это игры носят познавательный характер. В процессе дидактических игр дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактические игры оказывают влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация,), развивают память и внимание. В дидактических играх мы часто используем натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности. Игры проводим на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время.

Игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе.

Одной из задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является трудовое воспитание дошкольника.

 

Слайд-16 Литературные произведения о природе глубоко воздействуют на чувства детей. Содержание произведений вызывает переживание детьми хода происходящих событий, мысленное действие в воображаемой ситуации. Это способствуют воспитанию этических представлений: любви и бережного отношения детей к природе. Общим требованием к методике использования литературы о природе во всех возрастных группах - сочетание чтения литературы с непосредственным наблюдением в природе.

 Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А.С. Пушкина, Ф.Тютчева, А.Фета, Н.Некрасова, К.Ушинского, Л.Толстого, М. Пришвина, В.Бианки, Н.Сладкова и другие. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: "А его кто-нибудь спасёт?", "А они не замёрзнут?", "А почему ему никто не помог?" Очень важно донести до детей смысл произведения. Благодаря этому воспитатель вызывает у детей эмоциональный отклик, чувство радости, и они с интересом передают ритмом мазков листья, снежинки, капель и т.д.. на занятиях по рисованию Чтение поэтических произведений о природе развивает эмоциональность, образность детской речи.

Художественная литература помогает взрослым знакомить дошкольников с миром природы, формировать у детей осознано правильное отношение к природе.

Слайд-17 Труд в природе, как никакой другой вид труда, сочетает в себе умственные, физические и волевые усилия. Он связан с расширением кругозора, развитием опытно-экспериментальной деятельности. Труд в природе развивает познавательную активность и наблюдательность у детей.

Основным содержанием труда в природе является уход за растениями в группе и на участке детского сада. Детей привлекают к посильной уборке участка и газонов; к озеленению клумб, работе в саду и на огороде. Педагог организует выращивание в группе рассады, цветов, зеленого лука и т.д.,

В процессе труда формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Труд - это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. В процессе труда дети осознают зависимость состояния растений от условий их произрастания, узнают о том, что изменение среды закономерно влечет за собой изменение в состоянии растений. Освоение этих связей и зависимостей оказывает влияние и на отношение к труду: он становится более осмысленным и целенаправленным. У детей формируются устойчивый интерес к труду, трудолюбие.

Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояний растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к природе, труд становится осмысленным и целенаправленным.

Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважения к людям труда.

Слайд-18 Книжка-малышка - это и развлечение, и время провождение с ребенком, а также обучение. Дети вместе с родителями рисуют, издаваемые, учат стихи о персонажах книжки, придумывать свои сказки.

Книжки - малышки пополняют мировоззрение детей, расширяют их кругозор, дают возможности к самостоятельной деятельности.

Слайд-19 Природный материал сам по себе является прекрасным наглядным средством экологического образования детей, имеющим множество форм и вариация. Более того, создавая игрушки, дети непосредственно взаимодействуют с ним, закрепляя в деятельности познания и представления о различных предметах природного происхождения, об их взаимосвязи с окружающей средой.

Увлекательность работы по созданию игрушек из природных материалов помогает развиваться вниманию детей, повышает его устойчивость, вырабатывает произвольное внимание. В такой работе всегда есть что-то новое, творческое, что может помочь достичь лучших результатов. Положительный эмоциональный настрой детей во время создания поделок, положительные эмоции от труда, радость, испытываемая от создания красивой поделки, крайне важны для общего развития.  

Слайд-20 Изготовление скворечников Почему так важно оберегать птиц, которые живут в лесах и парках? Какую роль они играют в сохранении экологического равновесия в природе? Чем питаются скворцы, дрозды и иволги, и почему зимой они улетают в южные страны? Зачем им нужны скворечники? Об этом и о многом другом дети узнают на весёлом экологическом празднике, посвящённом весеннему пробуждению природы.

Слайд-21 Безопасность - защита от опасности. Очень важно подготовить ребенка к встрече с различными сложными экологическими ситуациями, а порой и чрезвычайными, опасными для жизни. Научить быть внимательным и осторожным, сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения.

Слайд-21 Изготовление плаката Задумайтесь люди Игровая среда обогащена такими элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей. Вместе с родителями изготовили разнообразные дидактические пособия по ознакомлению детей с основами экологической безопасности: альбомы «Дети на природе», «Дети и домашние животные», «Правила поведения в лесу, на водоёмах», «Опасные насекомые», «Ядовитые растения». Для развития познавательной активности детей важно, чтобы информация заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребёнка к её поиску. С этой целью в группе отведено место, где разложены разные дидактические игры «Черный ящик», «Добрые и плохие поступки», «Азбука безопасности», «Пирамида здоровья», «Съедобно-несъедобно», «Что возьмём с собой в поход», «Четвёртый лишний».

 Давайте вместе Землю украшать,

Сажать сады, цветы сажать повсюду.

Давайте вместе Землю уважать

И относиться с нежностью, как к чуду!

Мы забываем, что она у нас одна –

Неповторимая, ранимая, живая.

Прекрасная: хоть лето, хоть зима…

Она у нас одна, одна такая!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме «Развитие познавательной активности детей, через экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Формирование у дошкольников осознанного отношения к природе, ее явлениям и объектам (питанию, росту и развитию растений, овощных и культурных растений)....

Речевое развитие в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образовании.

Речевое развитие в экологическомвоспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образовании....

Опыт работы по теме «Развитие познавательной активности детей, через экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Ляйсан» села Аитово муниципального районаБижбулякский район Республики Башкортостан    Опыт ра...

ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН КАК СРЕДСТВО ИНТЕГРАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В данной статье демонстрируется особенность в применении технологии "Дидактический синквейн" с целью речевого развития и экологического воспитания у дошкольников с ОНР....