Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей с задержкой психического развития»
консультация по коррекционной педагогике

Анастасия Дмитриевна Кочубей

Как известно, успешность умственного и физического воспитания во многом зависит от сенсорного опыта детей, то есть от того, как ребенок полноценно воспринимает окружающий мир. А у детей с ЗПР сенсорное развитие имеет свои особенности и проходит неравномерно: дети испытывают трудности в исследовании предметов, выделении их свойств, в обозначении свойств словом, сенсорный опыт таких детей длительное время не обобщается и не закрепляется. Поэтому неотъемлемой частью работы учителя-дефектолога является такое направление, как сенсорная интеграция.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сенсорное развитие детей с ЗПР18.65 КБ

Предварительный просмотр:

Кочубей Анастасия Дмитриевна,

Учитель-дефектолог

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 центр развития ребёнка - детский сад № 19 г. Курганинска

муниципального образования Курганинский район

г. Курганинск

«Методические разработки для организации работы с родителями, направленные на формирование активного позитивного семейного досуга и общих занятий с ребенком, а также работу с семьей «риска» (Кафедра активного родителя)- средняя группа.

Консультация для родителей

«Сенсорное развитие детей с задержкой психического развития»

Цель: расширять знания родителей о том, как в домашних условиях осуществлять работу по сенсорному развитию детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Задачи:

- познакомить родителей с понятием «сенсорная интеграция»

- рассказать о сенсорных коробках: что это такое? Как сделать сенсорную коробку дома? Как в нее играть?

 - создание условий для укрепления детско-родительских отношений.

Деятельность учителя-дефектолога в детском саду направлена на решение задач коррекционного обучения и воспитания детей, трудности которых носят стойкий характер и требуют длительного наблюдения и специализированной помощи на различных возрастных этапах, начиная с раннего дошкольного возраста. В нашем детском саду функционирует разновозрастная группа КРО для детей с задержкой психического развития (ЗПР), её посещают дети от 3 до 8 лет.

Как известно, успешность умственного и физического воспитания во многом зависит от сенсорного опыта детей, то есть от того, как ребенок полноценно воспринимает окружающий мир. А у детей с ЗПР сенсорное развитие имеет свои особенности и проходит неравномерно: дети испытывают трудности в исследовании предметов, выделении их свойств, в обозначении свойств словом, сенсорный опыт таких детей длительное время не обобщается и не закрепляется. Поэтому неотъемлемой частью работы учителя-дефектолога является такое направление, как сенсорная интеграция.

Сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств. Она начинается очень рано, ещё в утробе матери. Взаимодействие всех органов чувств подразумевает упорядочивание ощущений и раздражителей таким образом, чтобы человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией.

Сенсорное познание мира является основой развития ребёнка. С самого рождения дети познают мир наощупь, им важно прикоснуться, потрогать, пощупать, осязать, попробовать на вкус.

Чтобы достигнуть желаемого результата в развитии особенного ребёнка необходимо сотрудничество дефектолога с родителями. Поэтому я хочу рассказать о сенсорных коробках, для чего они, из чего их можно сделать, в какие игры играть с детьми.

Игры с сенсорными коробками помогают развивать координацию движений, мелкую моторику рук, пространственное мышление, навыки классификации и сортировки предметов по одному или нескольким признакам, различать цвета, формы, свойства различных предметов, развивают игровую деятельность, воображение. Поэтому незаменимыми помощниками в коррекционной работе для родителей и специалистов являются сенсорные коробки.

Сенсорная коробка представляет собой ёмкость с разнообразным наполнением. Это может быть пластиковый контейнер, картонная коробка, миска или сундучок, которые можно наполнить любым содержимым, в зависимости от того, что есть под рукой. Это могут быть различные природные материалы (шишки, жёлуди, каштаны, веточки, камушки), грунт для аквариумов, крупы, бобовые, макаронные изделия, песок, кинетический песок, воду, вишнёвые косточки, мелкие игрушки, игрушки из киндер-сюрпризов, игрушки по различным лексическим темам, лопаточки, ложки, сита и т.д.

Игры с сенсорными коробками станут отличным времяпрепровождением с ребёнком. В зависимости от наполнения коробки вы можете снять эмоциональное напряжение, искать определённую игрушку наощупь, искать большие или маленькие предметы, геометрические фигуры, с детками постарше можно закапывать и находить буквы, цифры, сочинять сказки.

Играя с сенсорными коробками, вы можете научить ребёнка экспериментировать с различными материалами, например, сыпучими крупными и мелкими крупами (манкой, гречкой, рисом). Это позволит обучать ребенка выполнять определённые действия с предметами, например, правильно держать предмет, насыпать, высыпать, пересыпать, просеивать. При этом следует непрерывно комментировать свои действия, а также действия ребенка.

И всё-таки, чем же наполнить сенсорную коробку?

Для детей, которые всё тянут в рот, лучше подобрать крупные предметы, это могут быть клубки ниток разного размера и состава (например, шерстяные и акриловые нитки), колокольчики, массажные мячики, кубики, щётку. Самое главное, нужно подобрать предметы так, чтобы они различались по цвету, форме, и на ощупь – твёрдые, мягкие, шершавые, гладкие, холодные, тёплые.

Для развития орудийных действий хорошо подойдут сенсорные коробки с различными крупами. Можно смешивать, например, гречку с манкой и просеивать их через сито. Можно взять совочки, ложки, воронки, различные ёмкости и пересыпать крупу из одной тары в другую. Также для развития мелкой моторики рук в крупе можно прятать различные мелкие предметы и просить ребенка найти их, постепенно усложняя задания, например, не просто отыскать предметы, но и сортировать по какому-либо признаку. Обязательным условием игр с сенсорными коробками является то, что они должны проходить под чутким присмотром взрослого, чтобы ребёнок не тащил мелкие игрушки в рот или нос.

Чтобы было интереснее играть рис или макаронные изделия можно покрасить с помощью пищевых красителей или зелёнки, куркумы, свекольного или морковного сока и т.д. Благодаря этому можно создавать сенсорные коробки определённых цветов. Подобрав предметы одного цвета, мы можем закрепить с ребёнком определённый цвет, поскольку перед глазами будет только он, и в процессе игры будет часто звучать его название.

Для изучения домашних и диких животных и птиц можно собирать тематические сенсорные коробки, например, ферма или лес, зоопарк и т.д. Для совсем маленьких или неговорящих детей это отличный способ закрепить звукоподражание, а для детей постарше закреплять названия животных, их среду обитания. Животных можно кормить, чистить, укладывать спать и т.д. А также такие игры хорошо развивают воображение и сюжетно-ролевую деятельность.

Например, при изучении лексической темы «Животные жарких стран» я наполнила коробку пшеном, посадила туда небольшие игрушки животных (львы, зебры, слоники, жирафы и т.д.), пальмы, камушки, делали небольшой оазис с помощью гидрогелевых шариков. Все эти предметы на долго увлекали детей и они проще и быстрее запоминали названия животных и где они живут.

Также можно сделать сенсорные коробки по сезонам, они помогут познакомить детей с различными временами года, закрепить последовательность и признаки. В таких коробках лучше использовать больше природного материала, предварительно его обработав.

Например, для зимней коробки можно использовать рис, крахмал, пену для бритья, вату. Можно добавить животных, обитающих на северном и южном полюсах.

Как обработать природные материалы для сенсорных коробок? Я обрабатываю материалы следующим образом: для начала я тщательно промываю их под проточной водой. Затем раскладываю на противень и даю просохнуть. Затем противень ставлю в разогретую до 80 градусов духовку примерно на полтора часа, дверцу духовки немного приоткрываю, каждые пол часа перемешиваю.  

Таким образом, использование сенсорных коробок позволяет решить большое количество различных задач, помогает раскрыть индивидуальные возможности каждого ребенка, помогает интересно и с пользой провести время с ребёнком. Благодаря использованию сенсорных коробок мы помогаем ребёнку в удовлетворении потребности в осознании себя, а также окружающего предметного мира, обеспечиваем развитие моторных, речевых, коммуникативных, познавательных, сенсорных умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические средства сенсорного развития детей с задержкой психического развития.

Для того, чтобы развитие восприятия детей с задержкой психического развития шло успешно, в их обучении нужно применять специальные методики (то есть ставятся специальные цели, определяется содержание ...

Сенсорное развитие детей с задержкой психического развития

Сенсорное развитие – развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов. Например, об их величине, о цвете, форме, положении в пространстве, их запахе...

Организация работы в дошкольном образовательном учреждение по сенсорному развитию детей с задержкой психического развития

Сенсомоторное развитие детей с задержкой психического развития имеет свои особенности. Как правило, первичных нарушений на уровне органов чувств у таких детей не обнаруживается. Процесс восприятия у н...

Консультация для родителей "Игровая деятельность детей с задержкой психического развития"

Задержка психического развития – проблема комплексного характера. Однако, и задержка речевого развития – это не просто обнаружившиеся у ребенка речевые сложности. Подобная задержка оказыва...

«Сенсорное развитие детей с задержкой психического развития»

laquo;Сенсорное развитие детей с задержкой психического развития»...