Конспекты занятий по пространственной ориентировке для детей с нарушением зрения в младшей группе
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (младшая группа)

Содержание требований программы по разделу

«Ориентировка в пространстве», примерное тематическое

планирование, конспекты занятий для дошкольников

первого года обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya_po_po_v_mladshey_gruppe.doc281.5 КБ

Предварительный просмотр:

2. Содержание требований программы по разделу

«Ориентировка в пространстве», примерное тематическое

планирование, конспекты занятий для дошкольников

первого года обучения

Учить детей различать и правильно называть части своего тела, части тел других детей, кукол, соотносить со своим телом.

Дать представление о пространственном расположении частей тела; голова вверху, а ноги внизу; одна рука правая, а другая левая; грудь впереди, спина сзади и т. д. Учить детей правильным приемам ходьбы, движениям рук и ног при ходьбе, подниматься и спускаться по лестнице, держаться за перила.

Ориентироваться в групповой комнате (дать представление о расположении игрушек, кукольной мебели в игровом уголке; учить находить свое место за столом), в спальне (находить свою кровать), в раздевалке (находить свой шкафчик для одежды), в туалетной комнате (находить свой шкафчик с полотенцем и туалетными принадлежностями).

Развивать способности детей различать пространственные признаки окружающих предметов с помощью зрения.

Ориентироваться в окружающем пространстве с привлечением осязания, слуха, обоняния (обращать внимание детей на окружающие звуки, запахи, изменения покрытия пола в помещениях, на разную поверхность игрушек, предметов).

Учить способам зрительно-осязательного обследования игрушек и предметов.

Различать с помощью зрения и осязания контрастные по величине предметы, обозначая их соответствующими словами (маленький, большой).

План тематических занятий по ориентировке в пространстве в младшей группе приводится в табл. 2.

Тематическое планирование занятий по ориентировке в пространстве в младшей группе

Месяц

№ занятия

Тема занятия

1

2

3

Октябрь

1

Фрукты

2

Овощи

3

Культурно-гигиенические и навыки самообслуживания

4

Ребенку о нем самом

Ноябрь

5

Осень

6

Одежда

7

Домашние животные

8

Игрушки

1

2

3

Декабрь

9

Зима

10

Дикие животные зимой

11

В гостях у сказки

12

Нарядим елочку

Январь

13

Зимние забавы и развлечения

14

Мебель

Февраль

15

Деревья зимой

16

Зимующие птицы

17

М ой папа лучше всех

18

Поговорим о книге

Март

19

М оя любимая мама

20

Посуда

21

Мои любимые глазки

22

Пришла весна

Апрель

23

Домашние птицы

24

Транспорт

25

М ой дом

Занятие 1. «Фрукты» Программное содержание.

  1. Закреплять понятия «вверху», «внизу», «много», «один».
  2. Учить детей способам зрительно-осязательного обследования предметов.
  3. Развивать внимание, память.

Словарь: осень, яблоко, груша, вверху, внизу, красный, желтый, зеленый, много, один.

Оборудование: корзина, фрукты — 3 яблока (красное, зеленое, желтое), 2 груши; плоскостное дерево — яблоня с яблоками для выкладывания на фланелеграфе, полочка, сюжетная картина «Осень в гости к нам пришла».

Предшествующая работа. Вместе с родителями рассматривали фрукты, их цвет, форму, величину, пробовати на вкус.

Ход занятия.

1.        Педагог предлагает детям посмотреть на картинку, где изображена осень.

  • Назовите все, что изображено на картине. Какое это время года?
  • Осень в гости к нам пришла и корзину принесла. Что же в корзине? Педагог показывает яблоко и читает загадку:

Круглое, румяное, я расту на ветке, Любят меня взрослые и маленькие детки.

Педагог задает вопросы:

  • Какое яблоко? (Круглое, красное, желтое, зеленое.)
  • Попробуйте, какое оно на вкус. (Сладкое, кислое, сочное.)
  • Где растут яблоки? (На яблоне.)

2.        На демонстрационном фланелеграфе размещена большая яблоня.

—        Сколько яблонь на фланелеграфе? (Одна.)

Педагог предлагает детям разместить яблоки на яблоне (каждый ребенок располагает по 2—3 яблока).

—        А сколько яблок выросло на яблоне? (Много.) Покажите яблоки, которые на яблоне
расположены высоко, низко.

3.        Педагог предлагает посмотреть, что еще принесла осень в корзине. Достает и показывает
грушу, читает о ней стихотворение:

Я грушка, яблоку подружка.

Светится на солнышке груша золотая —

Не было у нас давно такого урожая.

Рассматривают грушу по аналогии с яблоком. Педагог задает вопрос:

—        Как называется дерево, на котором растет груша? (Груша.)

Все подходят к столам, где лежат картинки с нарисованным грушевым деревом, затем самостоятельно раскладывают плоскостные фигуры груш на дерево, уточняя понятия «вверху», «внизу». Педагог поощряет детей по окончании проделанной работы.

4.        Затем педагог обращает внимание на полочку с двумя ступеньками, где лежат груши и
яблоки. Уточняет, где что лежит. (На верхней полочке лежат яблоки, а на нижней — груши.)

Дидактическая игра «Какого фрукта не стало?». Определить, какого фрукта не стало на полочке. (Красного, желтого, зеленого яблока или желтой, зеленой груши.) В конце занятия педагог читает стихотворение:

Чтоб здоровым, сильным быть, Надо с фруктами дружить Всем без исключения — В этом нет сомнения.

Предлагает детям его заучить.

5.        Подведение итогов.

Занятие 2. «Овощи» Программное содержание:

1.        Развивать способности детей различать пространственные признаки окружающих пред
метов с помощью зрения и осязания.

2.        Учить различать контрастные по величине предметы (большой, маленький).
Словарь: огород, морковь, огурец, помидор, большой, маленький, грядка, твердый, мягкий.
Оборудование: разнос с овощами, игрушка — заяц, плоскостные изображения зайцев двух

величин, по две морковки двух величин для каждого ребенка; раздаточные карточки с силуэтными изображениями овощей на каждого ребенка: справа — ряд морковок, посередине — ряд огурцов, слева — ряд помидоров, в каждом ряду по 2—3 овоща; плоскостные цветные изображения овощей к ним.

Предшествующая работа. Рассматривание игрушек животных, картинок, чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение за кошкой, собакой.

Ход занятия.

1. Педагог загадывает детям загадку:

Ой, ребята, тише, тише, Что-то странное я слышу... Гость какой-то к нам спешит И как будто бы дрожит (Заяц.).

В группу входит ребенок старшего возраста в костюме зайчика.

Здравствуйте, ребята! Так слеши./i я, так бежал, Что чуть к волку не попал. А хочу я с грядки Что-то вкусное и сладкое.

Загадывает детям загадку:

Растет краса — зеленая коса,

В земле вся рыжая сидит,

Когда жуешь ее, хрустит. (Морковка.)

Заяц в недоумении произносит следующие слова:

Но где морковка, вот секрет, Справа нет и слева нет. Кто мне может подсказать, Как морковку отыскать?

Педагог с детьми помогают зайцу отыскать морковку на подносе,

—        Давайте посмотрим, есть ли у нас здесь морковка. Где она лежит? (На подносе, справа от
помидора.).

Педагог предлагает детям рассмотреть морковку, потрогать, затем обращается к ним с вопросом:

—        Какая она по цвету, форме, величине; твердая она или мягкая?
Педагог угощает детей морковкой, спрашивает, какая она на вкус.

2.        Дидактическая игра «Угости зайцев морковкой».

На фланелеграфе два зайца — большой и маленький. Педагог задает детям вопросы:

—        Какой заяц расположен справа? (Большой.) Какой заяц расположен слева? (Маленький.)
Предлагает угостить зайцев морковками.

—        С какой стороны нужно положить большие морковки? (Справа.) С какой стороны нуж
но положить маленькие морковки? (Слева.)

Дети «угощают» большого и маленького зайчиков морковками соответствующей величины.

3.        Педагог загадывает детям загадку:

В огороде рос хрустящий Наш зеленый молодец. Этот овощ — настоящий Длинный, сочный...(Огурец.)

—        Давайте найдем огурец на разносе (он лежит слева от помидора).
Педагог предлагает рассмотреть огурец, потрогать его.

—        Какой он по цвету, форме, величине? Какой на ощупь? Твердый он или мягкий? (Зеле
ный, длинный, шершавый.) Какой он на вкус? (Сочный, хрустящий.)

Педагог предлагает детям для рассматривания помидор, сопровождая показ чтением стихотворения:

Всем известен тот сеньор, Он растет в теплице. Краснощекий помидор — Важный, круглолицый.

Дети рассматривают помидор и аналогично рассказывают о нем. (Красный, круглый, мягкий.)

4.        Дидактическая игра «Подбери правильно картинку».

—        На грядках растут помидоры, огурцы, морковь. Посадите овощи (картинки) на свою грядку.
Дети подбирают к контуру реальное изображение овощей.

—        Где находится грядка с помидорами (слева), с морковью (справа), с огурцами (посереди
не)? Как мы можем назвать огурец, помидор и морковь одним словом? (Овощи.)

Педагог читает стихотворение:

Под окошком огород — Много овощей растет: Все полезны и вкусны И с ребятами дружны!

Предлагает заучить стихотворение.

5.        Подведение итогов.

Занятие 3. «Культурно-гигиенические навыки и самообслуживание» Программное содержание:

1.        Дать представление о пространственном расположении частей тела. Учить детей ориен
тироваться в окружающем пространстве: знать расположение туалетной комнаты и раздевалки,
их назначение.

2.        Воспитывать у детей опрятность, желание следить за своим внешним видом.
Словарь: мыло душистое, полотенце пушистое, густой гребешок, расческа, умываться, при
чесываться, одеваться; левая, правая, вверху, внизу.

Оборудование: предметы гигиены — полотенце, мыло, расческа; листы бумаги с изображенными на них полотенцами — для каждого ребенка.

Предшествующая работа. Чтение сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр». Рассматривание предметов гигиены. Ежедневная работа но обучению детей умыванию, одеванию.

Ход занятия.

1.        Педагог приносит на занятие игрушку — Мойдодыра.

  • Дети, кто к нам пришел в гости? (Мойдодыр.)
  • Откуда он? (Из сказки ...)
  • Как вы думаете, зачем он к нам пришел? (Посмотреть на нас, какие мы чистые и аккуратные.)

Педагог от имени Мойдодыра загадывает детям загадки:

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (Мыло.)

Педагог предлагает детям рассмотреть мыло и ответить на вопрос, какое оно. (Круглое, душистое, белое.)

Говорит дорожка,

Два вышитых конца:

— Помойся хоть немножко,

Смой грязь с лица!

Иначе ты в полдня

Испачкаешь меня. (Полотенце.)

Дети рассматривают полотенце.

—        Какое оно? (Например, зеленое с желтыми полосками, прямоугольной формы, мягкое,
пушистое.)

2.        На столах для детей приготовлены листы бумаги, на которых нарисованы полотенца.

Педагог предлагает детям украсить полотенца цветными полосками из бумаги или фломастерами нарисовать рисунок.

По окончании работы педагог подводит детей к пониманию необходимости помыть руки.

  • Где это можно сделать? (В умывальной комнате.)
  • А что нам необходимо для мытья рук? (Вода, мыло.)

Дети открывают кран, педагог предлагает послушать, как бежит вода, затем читает стихотворение:

Водичка серебристая струится из-под крана,

И мыло здесь душистое, как дома в нашей ванной.

  • Водичка серебристая, ты как сюда попала?
  • Через луга росистые я в детский сад бежала.
  • Водичка серебристая, зачем ты к нам бежала?

—        Чтоб все вы были чистые, чтоб все у вас сверкало!

Педагог следит за правильностью вытирания детьми рук.

3.        Педагог предлагает отгадать следующую загадку:

Хожу, брожу не по лесам,

А по красивым волосам.

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей. (Расческа.)

—        Давайте возьмем расческу и причешем волосы перед зеркалом.

Педагог просит детей показать, где находится раздевалка. Каждый ребенок подходит к своему шкафчику и начинает одеваться на прогулку. Педагог- поощряет тех, кто оделся самостоятельно и быстро.

4.        Подведение итогов.

Занятие 4. «Ребенку о нем самом» Программное содержание:

  1. Дать детям представление о пространственном расположении частей тела: голова — вверху; ноги — внизу, одна рука правая, другая — левая.
  2. Учить различать с помощью зрения и осязания контрастные по величине предметы, обозначая их соответствующими словами (большой, маленький).

3.        Упражнять детей в составлении целого из частей.
Словарь: вверху, внизу, голова, руки, ноги, большая, маленькая.

Оборудование: две плоскостные куклы (большая и маленькая) с набором платьев, каждому ребенку набор «Собери куклу», плоскостные изображения больших и маленьких ягод.

Ход занятия.

Педагог сообщает детям, что сегодня в гости пришла кукла Оля. Дети здороваются с куклой и начают ее рассматривать.

  • Где находится голова у куклы? (Вверху.)
  • А где ваша голова? Потрогайте ее. Послушайте, что умеет Оля:

Оля весело бежит К лесу по дорожке, А для этого нужны Нашей Оле ... (Ножки.)

  • А где у Оли ножки? (Внизу.) А у вас где ножки? (Внизу.) Покажите их: одна — левая, другая — правая.
  • Оля прибежала на полянку и увидела красные ягодки.

Оля ягодки берет

По две, по три штучки.

А для этого нужны Нашей Оле ... (Ручки.)

—        А где ваши руки? Покажите их. Одна левая, другая правая.
Педагог предлагает детям собрать руками ягоды.

2.        Педагог продолжает занятие.

—        А вместе с Олей пришли подружки Таня и Аня. Таня — большая, Аня — маленькая.
Они попросили подобрать им платья. Подумайте, какое кому платье нужно. (Тане — большое,
Дне — маленькое.) Оля принесла вам игрушки — куколки-малышки. Но по дороге они слома
лись. Давайте их починим-полечим.

Дети собирают на фланелеграфе кукол из частей. Педагог при этом сопровождает действия словами:

  • Расположим туловище, сверху — голову, внизу — ноги, руки — по сторонам. Педагог поощряет детей:
  • Молодцы, помогли нам с Олей.

3.        В конце занятия педагог запевает песенку «Все захлопали в ладоши», а дети выполня
ют движения согласно словам.

Все захлопали в ладоши, Дружно, веселее. Застучали наши ножки Громче и быстрее. По коленочкам ударим: Тише, тише, тише... Руки, руки поднимаем: Выше, выше, выше... Завертелись наши руки, Снова опустились. Покружились, покружились И остановились.

4.        Подведение итогов.

Занятие 5. «Осень» Программное содержание:

1.        Развивать способности детей различать пространственные признаки окружающих пред-

метов с помощью зрения и называть их.

  1. Развивать воображение на основе художественного слова.
  2. Развивать зрительно-моторную координацию.

Словарь: осень, дерево, береза, ствол, ветки, листья, вверх, вниз, желтый, падает. Оборудование: фланелеграф, набор картинок для фланелеграфа (нарисованное демонстрационное дерево — береза без листьев, листья березы, тучка), толстые нитки синего цвета, карточки, карандаши, фонограмма со звуками природы.

Предшествующая работа. Наблюдение за березой на прогулках, чтение стихов про осень, наблюдение за природными явлениями: как дует ветер, идет дождь.

Ход занятия.

1. Педагог просит детей послушать песенку. Звучит куплет из русской народной песни «Во ноле береза стояла».

—        О чем эта песенка? (О березе.)

  • Где мы с вами видели березку? (На участке, в лесу.)
  • Какие части есть у березы? (Ствол, ветки, листья.)
  • Почему березка в песенке кудрявая? (Много листочков.)
  • А какие на березке листочки сейчас? (Зеленые, желтые.)
  • Когда они становятся желтыми? (Осенью.)

—        Значит, сейчас какое время года? (Осень.)

Педагог просит детей обратить внимание на фланелсчраф, па котором расположена береза.

  • Что вы видите? (Березу.)
  • Чего не хватает нашей березке? (Листочков.)
  • Давайте поможем березке надеть осенний наряд из листьев. Возьмите листочки и повесьте их на березку. Где они будут висеть? (Вверху, внизу.)
  • Сколько их на березке? (Много.)
  • Послушайте, кто-то к нам прилетел.

2.        Звучит фонограмма «Ветер».
Педагог загадывает загадки.

Я березку качну,

Я тебя подтолкну.

Налечу, засвищу,

Даже шапку утащу.

А меня не видать.

Кто я? Можешь угадать? (Ветер.)

  • Покажите, как ветер качает веточки нашей березы. Дети имитируют движения.
  • Что же ветер нам принес?

Надо мною, над тобою, Пролетел мешок с водою, Наскочил на дальний лес, Прохудился и исчез.

  • Что это? (Туча.)
  • Где она плывет? Покажите. (Вверху на небе.)
  • Что же случается, когда туча прохудится? (Идет дождик.) Звучит фонограмма «Дождь».

Поглядите, поглядите -Потянулись с неба нити! Что за тоненькая нить Землю с небом хочет сшить?

  • Что это? (Дождь.)
  • Откуда он идет? (С неба, из тучи, сверху вниз.)

Дети вместе с педагогом показывают руками движение дождя: прямые линии сверху вниз.

3.        Педагог предлагает детям выложить дождик на фланелеграфе с помощью ниток. Зак
репляет полученные знания детей.

  • Откуда пришел дождик? (Ветер принес тучи.)
  • Где тучи плывут? (Вверху, в небе.)
  • Откуда льется дождь? (Сверху вниз, из тучи.)
  • Вот какая картинка у нас получилась.

В конце занятия педагог напоминает детям о том, что листья на березке пожелтели, дождь идет.

—        Когда это бывает? (Осенью.) К нам пришла осень.

4.        Подведение итогов.

Занятие 6. «Одежда» Программное содержание:

1.        Учить различат!) и правильно называть части своего тела, части тела других детей и

куклы.

  1. Упражнять детей в последовательности одевания на прогулку.
  2. Воспитывать аккуратность во внешнем виде.

Словарь: платье, шорты, рубашка, кофта, куртка, шапка, справа, слева, вверху, внизу, одежда.

Оборудование: нарисованные куклы с одеждой, карточки с контурным изображением юбок, набор геометрических фигур для выкладывания узора; предметы одежды с недостающими деталями, детали к ним.

Ход занятия.

1.        Дети стоят в кругу. Педагог предлагает посмотреть друг на друга и рассказать, что на
ком надето. (Платье, рубашка, шорты, футболка, колготки, носки и т. д.)

—        Как все это назвать, одним словом? (Одежда.)

Педагог уточняет, что у платья есть рукава (правый и левый), воротничок, пояс; у шорт и брюк есть штанины (правая и левая) и т. д.

2.        Дети подходят к столам, где лежат карточки с нарисованными предметами одежды, но
без одной части (рукава, пояса, штанины, воротничка).

Дидактическая игра «Чего не хватает?».

Детям предлагают назвать недостающую деталь, найти ее на столе и дополнить предметы одежды.

3.        Педагог приглашает детей на выставку одежды, где представлены модели юбочек.
Дети рассматривают их и рассказывают, чем они отличаются друг от друга (на них разные
рисунки: на одних узор снизу, на других — сверху). Уточняют, из чего состоит узор на
юбочках. (Из геометрических фигур — кругов, квадратов, треугольников.)

Дидактическая игра «Украсим юбочку».

Дети выкладывают узор на юбочке из геометрических фигур: одни — сверху, другие — снизу.

4.        Педагог задает детям вопрос:

—        Прежде чем идти на прогулку, что надо сделать? (Одеться.)

Детей просят перечислить одежду, которую надевают зимой на улицу. (Колготки, штаны, кофту, шубу, шапку и т. д.) Педагог предлагает взять на прогулку кукол, но их тоже надо и деть в теплую одежду.

Дидактическая игра «Оденем кукол на прогулку».

Дети (по два человека) выполняют задание, помогая друг другу.

Педагог поощряет детей за слаженность действий и предлагает детям пойти на прогулку.

5.        Подведение итогов.

Тема 7. «Домашние животные» Программное содержание:

  1. Учить детей способам зрительно-осязательного обследования игрушек, предметов.
  2. Учить детей раскладывать предметы в группе по словесной установке педагога.
  3. Развивать слуховое восприятие.

Словарь: домашние животные, собака, кошка, корова, свинья, лошадь.

Оборудование: игрушки, кубики, предметные картинки с изображениями животных, индивидуальные фланелеграфы.

Предшествующая работа. Рассматривание игрушек животных, картинок с изображением кивотных, чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение за кошкой, собакой.

Ход занятия.

1. Педагог предлагает детям обратить внимание на игрушечный дом, построенный из биков, обнесенный забором. Рядом с домом размещены игрушки домашних животных. Затем задает детям вопрос:

—        Кто сидит возле дома? (Собака.)

Педагог предлагает рассмотреть, потрогать, погладить. Просит детей отгадать загадку:

С хозяином дружит. Дом сторожит, Живет иод крылечком, Хвост колечком. (Собака.)

Педагог обращает внимание детей на окно дома и спрашивает:

—        Кто сидит на подоконнике? (Кошка.)

Аналогично рассматривают кошку и разгадывают загадку о ней.

Мордочка усатая, Шубка полосатая, Часто умывается, С водой не знается.

Педагог обращается к детям с вопросами:

  • Кто еще находится возле дома? (Корова, лошадь, свинья, они здесь живут.)
  • Кто за ними ухаживает? (Хозяин, человек.)
  • Как мы назовем всех тех животных, что живут рядом с человеком, хозяином? (Если дети затрудняются с ответом, то называет педагог — домашние животные.)

2.        Педагог предлагает детям найти животных на картинках и рассмотреть их. Обращает
внимание детей на рога коровы и спрашивает, где они расположены? (Вверху, на голове.)
Предлагает посмотреть на пятачок свиньи и спрашивает, где он расположен. (Впереди, на
рыльце.) Педагог обращает внимание на гриву у лошадки и спрашивает, где она находится.
(Вверху на голове и шее.) Педагог предлагает послушать, как скачет лошадка, и повторить за
ней движения.

Цок, цок, цок, цок.

Я лошадка — серый бок. (Дети идут, высоко поднимая колени.)

Я копытами стучу,

Если хочешь — прокачу. (Скачут вперед, затем назад.)

3.        Педагог предлагает детям рассмотреть картину, на которой изображены коровы, вы
шедшие на лужок, чтобы поесть травку. Педагог обращается к детям с просьбой нарисовать
для коров травку, уточняет:

—        Где она растет? (Внизу, на земле).
Дети рисуют траву на листе бумаги,

4.        Дидактическая игра «Домашние животные и их детеныши».
Дети называют животных и их детенышей.

  • У мамы-кошки? (Котенок.)
  • У мамы-собаки? (Щенок.)
  • У мамы-коровы? (Теленок.)
  • У мамы-свиньи? (Поросенок.)
  • У мамы-лошади? (Жеребенок.)

Педагог просит детей правильно составить картинку: каждого детеныша разместить рядом с его мамой, сопровождая действия детей словами:

—        Котенка поставим рядом с кошкой, щенка — рядом с собакой... (И т. д.)

5.        Дидактическая игра «Узнай по звуку».

Дети узнают голоса животных по звучащей игрушке или аудиозаписи. Далее педагог рассказывает детям о том, что люди ухаживают за животными, а те в свою очередь им благодарны и помогают человеку: лошадка возит грузы, кошка ловит мышей, собака сторожит дом, корова дает молоко.

6.        Подведение итогов.

Занятие 8. «Игрушки» Программное содержание:

1. Учить детей ориентироваться в групповой комнате, уточнять представление детей о

расположении игрушек в игровом уголке. 2.Учить ориентироваться в окружающем пространстве с помощью зрения и слуха. 3.Воспитывать умение бережно относиться к игрушкам.

Словарь: игрушки, большая, маленькая, мягкая, твердая, звучащая, на, за, под, в. Оборудование: игрушки — Чебурашка, куклы, машины, мячи, кубики, звучащие игрушки; карточки с контурным изображением машины.

Предшествующая работа. Разучивание с детьми стихов об игрушках.

Ход занятия.

1.        Педагог вместе с детьми рассматривает игрушку Чебурашку и обращает внимание на
то, что у него голова с большими круглыми ушами, туловище, лапы. Задает детям вопрос:

—        Какие игрушки есть в нашей группе? (Машины, куклы, мячи, кубики...) Для чего
нужны игрушки?

Педагог предлагает детям рассказать стихи об игрушках.

Я куклу Наташу катаю в коляске, Спать уложу — и закроются глазки. Как быстро ее ветерок убаюкал! Кататься в коляске полезно для кукол.

Далее педагог загадывает загадки.

Кинешь в речку — не тонет, Бьешь о стенку — не стонет, Будешь оземь кидать — Станет кверху летать. (Мяч.)

Совсем не нужен ей водитель. Ключом ее вы заведите — Колесики начнут крутиться. Поставьте — и она помчится (Машина.)

2.        Педагог задает вопросы:

—        Какой формы колеса у машины? Какого они цвета? (Круглые, черные.) Где располо
жены колеса у всех машин? (Внизу.)

Дети раскрашивают колеса у машины на индивидуальных пособиях.

3.        Дидактическая игра «Отгадай, где игрушки?».

В игровом уголке расположены различные игрушки. Педагог подводит детей к ним и спрашивает:

  • Где стоит машина? (На полу.)
  • Где сидит зайчик? (За стулом.)
  • Где лежит мяч? (Под столом.)
  • Где лежат кубики? (В коробке.)

Педагог поощряет детей за то, что их глазки быстро нашли игрушки, и просит детей с помощью слуха определить, где находится игрушка.

4.        Педагог читает стихотворение:

Как большой, сидит Андрюшка На ковре перед крыльцом. У него в руках игрушка — Погремушка с бубенцом.

Мальчик смотрит: что за чудо? Мальчик очень удивлен, Не поймет он: «Ну откуда Раздается этот звон?»

Подвижная игра «Игра с погремушками».

Дети сидят кружком, в середине галящий. Один из детей звонит в погремушку, а галя-щий отгадывает с закрытыми глазами, кто звонил (откуда доносился звон). Педагог напоминает детям, что говорили на занятии об игрушках

—        Чтобы игрушки нас долго радовали, что надо делать? (Не бросать, не ломать, беречь,
убирать на место после игры.)

Педагог предлагает детям убрать игрушки на место. 5. Подведение итогов.

Занятие 9. «Зима» Программное содержание:

1.        Развивать способности детей ориентироваться в окружающем пространстве, используя

слуховой анализатор.

2.        Учить различать с помощью зрения и осязания контрастные по величине предметы,

обозначая их соответствующими словами (маленький, большой).

3.        Упражнять в составлении целого из частей.

Словарь: снег, холодный, узоры, большой, поменьше, маленький, снеговик, вверху, внизу, белый.

Оборудование: демонстрационный фланелеграф, фланелеграфы на каждого ребенка, игрушка — Снеговик, аппликация «Снеговик», наборы кругов трех величин для составления снеговика, чашка для снега, полотенце, музыкальная открытка.

Ход занятия.

1.        Педагог просит детей прислушаться и ответить на вопрос:

—        Что вы слышите? (Звон колокольчика.)
Дидактическая игра «Где звенит?».

Педагог в разных местах групповой комнаты звонит в колокольчик, дети с закрытыми глазами определяют, где находится педагог, открывают глаза и бегут к нему.

2.        После игры педагог обращает внимание, какие на окне узоры.

  • Кто их разрисовал? (Дед Мороз.)
  • Что еще сделал Дед Мороз? (Всю землю снегом укрыл.)
  • Отгадайте загадку: «Белое покрывало всю землю укрыло». (Снег.) Педагог вносит чашу со снегом и предлагает детям его потрогать.
  • Какой снег?
  • А что можно слепить из снега? (Снеговика.)

Педагог предлагает детям рассмотреть снеговика (игрушка, аппликация), задает вопросы:

  • Из каких деталей состоит снеговик (три шара — игрушка, три круга — аппликация).
  • Где расположен большой шар (круг)? Где маленький?
  • Давайте вместе выложим снеговиков из разных кругов.

Педагог предлагает детям нарисовать пальчиком в воздухе разные кружки.

  • Какой кружок мы разместим внизу? (Самый большой.) Нарисуйте его пальчиком в воздухе так же, как я.
  • Какой кружок разместим над большим? (Кружок поменьше.) Нарисуйте его пальчиком в воздухе так же, как я.
  • Куда разместим самый маленький кружок? (На самый верх). Нарисуйте его пальчиком в воздухе так же, как я.

3.        Дети вместе с педагогом выкладывают снеговика на демонстрационном фланелеграфе.
Затем педагог помогает детям самостоятельно выложить снеговиков на фланелеграфах.

Снеговик доволен тем, как дети занимались на занятии, и предлагает послушать музыку. Звучит музыка из «Музыкальной открытки». Педагог предлагает детям прислушаться и найти открытку в группе по звуку.

Дети вместе со снеговиком рассматривают музыкальную открытку.

4. Подведение итогов.

Занятие 10. «Дикие животные зимой» Программное содержание:

  1. Учить детей различать и правильно называть части тела диких животных.
  2. Учить располагать фигурки животных по памяти, учитывая их пространственное рас-

положение.

3.        Воспитывать доброжелательное отношение к животным.

Словарь: заяц, лиса, медведь, дикие животные, под, за, около, коричневый, серый, рыжая.

Оборудование: искусственная елка, мягкие игрушки, цветные силуэты животных, реальные изображения животных, демонстрационный фланелеграф, сюжетная картина с изображением диких животных, фланелеграфы на каждого ребенка, карточки с заданиями «Лабиринт».

Предшествующая работа. Рассматривание картинок с изображением животных, чтение стихов о животных и их детенышах. Рассматривание и чтение книг (С. А. Козлова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. Тематический словарь в картинках, серия «Домашние и дикие животные средней полосы»). Проведение игр с имитацией движений животных на музыкальных занятиях и прогулках.

Ход занятия.

1. Под елочкой сидит заяц (игрушка). Педагог просит отыскать и назвать того, кто спрятался под елкой. Педагог начинает от имени зайца читать стихотворение.

Я — заяц, расскажу, Как живется мне в лесу. К зиме, ребята, побелел, Шубку новую надел. Под кусточком присяду, Спрячусь под сосной, Не увидит, не узнает Меня зверь лесной.

Педагог предлагает детям рассмотреть зайчика.

  • Посмотрите, где у зайки ушки? (Вверху на макушке.)
  • А что еще есть у зайки? (Лапки, маленький хвостик.) Вот какой красивый зайчик. Педагог просит детей посмотреть, кто спрятался за елкой. (Лиса.) Загадывает загадку:

Я зимы не боюсь, В шубку теплую ряжусь. Хвост красивый какой — Он мне нравится самой. Хочу зайца поймать, Но мне его не догнать.

—        Какая мордочка у лисы? (Длинная, узкая, она у лисы впереди.) Какой хвост у лисич
ки? (Длинный, пушистый, он у лисы сзади.)

Педагог обращает внимание детей на сугроб около елки.

—        Вот сугроб, кто там спит? (Медведь.)

 

 Загадывает загадку:

Медведь в берлоге крепко спит,

И его нельзя будить.

Он с осени свой жир копил,

Много ел и много пил.

У него одна забота: крепко спать

И весны ждать.

  • Мишка какой? (Большой, косолапый.)
  • Как можно назвать животных, которых мы нашли возле елки? (Тифлопедагог помогает детям ответить: дикие животные.)

2.        Дидактическая игра «Кто где сидит».

Дети называют расположение животных на сюжетной картине:

  • Зайка сидит под кустом.
  • Лисичка стоит около дерева.
  • Медведь спрятался за елкой.

3.        Дидактическая игра «Разложи, как на картинке».

Дети раскладывают на индивидуальных фланелеграфах фигуры диких животных, как на сюжетной картине. Педагог задает уточняющие вопросы.

  • Куда вы посадили зайца?
  • А где стоит лисичка?

—        А где спрятался мишка?
Дидактическая игра «Лабиринт».

Па лабиринте слева расположены взрослые животные, справа — их детеныши. Зверята-дети потеряли своих мам. Педагог предлагает провести дорожку зеленым карандашом от мамы к ее детенышу. Поощряет детей:

—        Молодцы!

В конце занятия предлагает послушать музыку. Дети имитируют иод музыку разных животных.

—        Каких животных вы изображали? (Зайца, лисицу, медведя.)

4.        Подведение итогов.

Занятие И. «В гостях у сказки» Программное содержание:

  1. Учить детей способам зрительно-осязательного обследования предмета.
  2. Продолжать учить ориентироваться в групповой комнате.
  3. Упражнять в движении игрушки в заданном направлении. Словарь: книга, большая, маленькая, толстая, тонкая, круглый.

Оборудование: подбор книг русских народных сказок, настольный театр по сказке «Колобок», карандаши, бумага. Ход занятия.

1.        Педагог предлагает детям найти уголок книги в группе и сказать, где он расположен.
Все подходят к уголку книги.

—        Где расположены книги? (На полках.)

—        Давайте посмотрим, какие книги здесь есть. (Большие, маленькие, толстые и тонкие.)
Книги, которые рассказывают нам сказки, стоят на верхней полке. Найдите их. Какие сказки
вы знаете? («Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок».)

Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Колобок».

  • Кто живет в этой книжке? (Колобок, заяц, волк, медведь, лиса.)
  • А можно в группе встретить героев этой сказки? Где их можно найти? Они живут в нашем театре.

Дети находят уголок театра и говорят, рядом с чем он находится.

2.        Дети готовятся показывать сказку с помощью настольного театра.

Педагог читает текст, дети двигают фигурки героев сказки в соответствии с содержанием.

—        Какую сказку вы сейчас показали? («Колобок».)

3.        Задание. На приготовленных для детей листочках нарисована дорожка.

  • Кто катился в сказке но дорожке? (Колобок.)
  • Какой колобок? (Круглый.)

Дети рисуют колобка с помощью трафаретов и заштриховывают желтым цветом.

4.        У каждого ребенка на фланелеграфе, расположенном горизонтально на столе, находят
ся дом бабушки и дедушки и волнистая дорожка, выложенная из широкой тесьмы. Педагог
предлагает детям помочь Колобку вернуться домой к бабушке и дедушке — прокатить его по
дорожке. Во время выполнения задания педагог спрашивает каждого ребенка:

—        Куда катится колобок? (К домику.)

Заканчивая занятие, педагог обещает детям побывать в следующий раз в гостях у другой сказки.

5.        Подведение итогов.

Занятие 12. «Нарядим елочку» Программное содержание:

1.        Учить различать, называть и соотносить предметы с изображением на картинке, после-

довательно выделяя основные признаки: цвет, форму, величину.

  1. Закреплять понятия «вверху», «внизу», «много», «один».
  2. Упражнять в чередовании цвета по образцу.

Словарь: красный, желтый, синий, зеленый, вверху, внизу, много, один, большой, маленький.

Оборудование: елка объемная, плоскостные елки с набором цветных кружков большого и маленького размера, звезда, фланелеграфы — демонстрационные и раздаточные; картинки с образцами бус; цветные карандаши; фонограмма песни «Маленькой елочке холодно зимой».

Ход занятия.

1.        Звучит песня «Маленькой елочке холодно зимой». Педагог вносит объемную елочку.

— Маленькой елочке холодно зимой, Из лесу елочку взяли мы домой.

Педагог предлагает рассмотреть, потрогать елочку-красавицу.

  • Какого цвета елочка? (Зеленая.)
  • Где на елочке большие веточки? (Внизу.)
  • Где на елочке маленькие веточки? (Вверху.)

2.        Педагог вместе с детьми подходит к столам, где разложены плоскостные елки с набо
ром цветных кружков для украшения. Задает вопрос детям:

  • Чтобы наши елочки стали нарядными и красивыми, что для этого надо сделать? (Украсить, повесить игрушки.)
  • Что у нас есть для украшения елочек? (Шарики.)
  • Какие шарики по цвету, форме, величине? (Круглые, разноцветные, большие и маленькие.)

Украшая елочки, дети соотносят размер шарика с размером веточек (большие шарики вешают на большие веточки внизу, а маленькие шарики — вверху на маленькие веточки). Педагог выполняет образец украшения елочки на демонстрационном фланелеграфе, а дети — на индивидуальных.

  • Чем мы украсим верхушку елочки? (Звездой.)
  • Сколько нам потребовалось для украшения елочки звезд? А сколько шариков? (Одна, много.)

3.        Педагог предлагает посмотреть на объемную нарядную елку, которая находится в груп
пе на ковре.

Дидактическая игра «Найди шарик на елке». (Зеленый вверху, красный внизу, желтый справа и т. д.)

4.        Педагог предлагает детям выполнить движения согласно словам:

Зайка беленький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так Он ушами шевелит. Зайке холодно сидеть. Надо лапочки согреть. Вот гак, ног так Надо лапочки согреть. Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Скок, скок, скок, скок — Надо зайке поскакать. Кто-то зайку напугал, Зайка прыг — и ускакал.

  1. Педагог предлагает детям украсить елку разноцветными бусами. Для этого дает детям карточки с контурным изображением бус — кругов, расположенных в ряд. Дети закрашивают бусы по образцу, чередуя красный и зеленый цвета.
  2. Подведение итогов.

Занятие 13. «Зимние забавы» Программное содержание:

  1. Учить моделировать сюжетное изображение на флаиелеграфе с помощью взрослого.
  2. Развивать зрительное внимание.

Словарь: зима, зимние забавы, снеговик, снежки, лыжи, коньки, санки, рукавицы.

Оборудование: фланелеграф, сюжетные картинки, разнос со снегом, рукавицы; демонстрационная сюжетная картина и отдельные предметные картинки и детали для ее моделирования на флаиелеграфе.

Предшествующая работа. Игры со снегом на прогулках, катание на санках, лыжах, коньках.

Ход занятия.

1.        В группу заходит мальчик Ваня в рукавицах (подготовленный ребенок данной груп
пы). Педагог читает стихотворение:

Нынче радость детворе — Много снега на дворе. Рукавичку Ваня скинул: — Я хочу потрогать зиму!

Педагог вносит разнос со снегом.

  • Дети, хотите тоже потрогать зиму? (Да.)
  • Какая зима? (Холодная, белая, мокрая.)
  • Почему радостно детворе, когда много снега на дворе? (Можно играть со снегом.)
  • Как дети играют зимой? (Лепят снеговика, делают горку и катаются с нее, играют в снежки, катаются на лыжах, коньках.)

2.        Педагог просит детей рассмотреть свою картинку с изображением зимних забав детей.
Каждому ребенку задает вопросы по его сюжету.

—        Из чего дети слепили снеговика? (Из снега.) Сколько надо снежных шаров для снего
вика? (Три.) Где катаются на санках? (С горы.) Как едут санки? (Сверху вниз.) Где катаются
на коньках? (На катке.)

Свои ответы дети сопровождают движениями руки.

3.        Педагог предлагает детям отгадать загадки.

Меня не растили,

Из снега лепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку. (Снежная баба.)

Меня хлопали лопатой.

Меня сделали горбатой.

Меня били, колотили,

Ледяной водой облили.

И скатились все потом

С моего горба гуртом. (Ледяная горка.)

Педагог поощряет детей и просит сложить из маленьких картин одну большую. Предварительно закрепляют название сторон фланелеграфа. (середина, верхняя, нижняя, левая и правая стороны).

—        В середине нашей площадки на фланелеграфе мы построим снеговика.

Дает задание одному из детей: выбрать нужные кружки и построить снеговика в середине площадки.

  • Где мы можем построить горку? (Внизу фланелеграфа.)
  • Площадку для снежков мы расположим с правой стороны фланелеграфа. (Выкладывают детей, играющих в снежки.)
  • Где можно кататься на коньках? (На льду, на катке.)
  • Найдите на фланелеграфе (площадке) место для катания детей на коньках. (Слева.)
  • Какую дорожку надо, чтобы кататься на лыжах? (Длинную.) Где она находится? (Вверху фланелеграфа.)

Педагог просит одного из детей поставить лыжников на лыжную дорожку. При затруднении педагог предлагает детям посмотреть на демонстрационную сюжетную картину. Все вместе рассматривают площадку для игр детей. Педагог обобщает сделанное и сказанное на занятии.

Дети на площадке играют, катаются, забавляются.

Приглашает ребят на прогулку, где они организуют игры со снегом.

4. Подведение итогов.

Занятие 14. «Мебель» Программное содержание:

1.        Развивать умение зрительно соотносить плоскостное изображение с натуральным пред-

метом.

  1. Учить понимать пространственные предлоги и наречия: рядом, около, далеко, близко.
  2. Учить детей ориентировке в микропространстве. Словарь: стол, стул, диван, кровать, мебель.

Оборудование: кукольная комната, игрушечная мебель, предметные картинки с изображением мебели, фланелеграф, палочки.

Предшествующая работа. Рассматривание и называние предметов мебели в групповой комнате, дома. Чтение и рассматривание книги С. А. Козловой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной «Тематический словарь в картинках», серия «Я человек» (город, улица, дом, квартира, мебель).

Ход занятия.

1.        Педагог просит детей обратить внимание на то, что. находится в групповой комнате
(столы, стулья, шкафы).

  • Как можно назвать все это одним словом? (Мебель.)
  • Где стоят столы? (Посередине группы.)
  • Где стоят стулья? (Около столов, рядом со столами.)
  • Где находятся шкафы? (У стены.)

2.        На столах приготовлены картинки с нарисованной мебелью и игрушками. Педагог дает
детям задание:

—        Выберите только мебель и разложите ее на фланелеграфе сверху.

—        Назовите, что вы выбрали. (Стол, стул, кровать, диван, шифоньер.)

3.        Педагог показывает детям куклу Машу и предлагает послушать стихотворение.

Сегодня Машин день рожденья, Сегодня Маша ждет ребят. Готов и торт, и угощенье, Одета Маша в праздничный наряд.

  • Но Маше нужно помочь расставить мебель.
  • Какую мебель надо Маше в комнату, чтобы встретить гостей? (Стол, стулья, диван, кресла.)

—        Давайте поможем Маше расставить мебель в кукольной комнате.
Дидактическая игра «Расставим мебель в комнате».

Педагог просит расставить мебель так, как он попросит.

  • Стол поставьте в середине комнаты.
  • Стулья — около стола.
  • Диван — у стены.
  • Одно кресло — слева от дивана, другое — справа.

4.        Дидактическая игра «Что изменилось?»

Педагог переставляет предметы мебели, а дети узнают, что изменилось. В конце занятия педагог просит детей ответить на вопросы.

—        Как вы думаете, можем мы обойтись без мебели? (Нет.)

—        Для чего она нам нужна? (Чтобы людям было удобно сидеть, лежать, спать, кушать,
играть, рисовать и т. д.)

5.        Подведение итогов.

Занятие 15. «Деревья зимой» Программное содержание:

1.        Развивать способность детей различать пространственные признаки окружающих пред-

метов с помощью зрения.

2.        Развивать зрительное внимание.
Словарь: ель, береза, зима, сбросила.

Оборудование: картина «Зима», вазы с ветками ели и березы.

Предшествующая работа. Рассматривание ели и березы на прогулке. Чтение стихов о деревьях, прогулки в парк с родителями.

Ход занятия:

1, Педагог предлагает детям, рассмотреть картину, на которой изображены деревья зимой (березы и ели — большие и маленькие). Просит детей отгадать загадки.

Ее всегда в лесу найдешь, Пойдем гулять и встретим, Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем. А к нам придет под Новый год — Ребята будут рады, Станцуют дружно хоровод, Наденут ей наряды.

  • О ком это стихотворение? (О елке.)
  • Какого цвета елка? (Зеленого.)
  • Да, она зеленая, ее легко найти в зимнем лесу. Найдите и покажите все елки на картине.

Дети показывают елки, обводят их пальцем по контуру.

—        Где на картине нарисована большая елка? (Большая, елка. — внизу.)

  • Где на картине нарисована маленькая елка? (Маленькая елка — вверху.)
  • Какие еще деревья вы видите на картине? (Березы.)
  • Где они расположены на картине? (Большая береза — на картине справа, маленькая береза — на картине слева.)

2.        Педагог обращает внимание детей на вазы, в которых стоят ветки березы и ели.

  • Построгайте, какая ветка у ели? (Колючая.)
  • Чего нет на ветке березы? (Листьев.) Почему? (Осенью листья опадают, и зимой береза стоит голая.)
  • Вазы с ветками стоят справа и слева от нас. С какой стороны стоит ваза с еловыми ветками? (Справа от нас.) С березовыми ветками? (Слева.)

3.        Дидактическая игра «Обведи деревья но контуру».

Одни дети обводят елочку, другие — березку. Педагог предлагает детям фигурки диких зверей (зайца, лисы, волка, белки), просит разместить по его указанию.

  • Заяц сидит под маленькой елочкой.
  • Белка скачет на верху большой березы.
  • Лиса спряталась за большой елкой.

  • Волк стоит перед маленькой березкой. Дети выполняют задания.
  • Все звери дружно гуляют по зимнему лесу!

4.        Подведение итогов.

Занятие 16. «Зимующие птицы» Программное содержание:

1.        Учить детей различать пространственные признаки окружающих предметов с помо-

щью зрения.

2.        Развивать способность различать контрастные по величине предметы, обозначая их

соответствующими словами.

Словарь: синица, снегирь, сорока, кормушка, большая, маленькая.

Оборудование: фланелеграф, зимнее дерево, вырезанные цветные изображения птиц для фланелеграфа — снегирь, синица, сорока; плоскостные изображения сорок, расположенные по всей группе; кормушка, по две тарелочки на каждого ребенка, ягоды, семечки.

Предшествующая работа. Наблюдение за птицами на прогулке.

Ход занятия.

1. Педагог обращает внимание детей на фланелеграф, где размещено зимнее дерево (ря->ина) с разными птицами на ветках.

  • Дети, что за дерево появилось у нас? (Рябина.)
  • Кто сидит на его веточках? (Снегирь, синица, сорока.) Педагог уточняет вместе с детьми, где сидит каждая птица.

Красногрудый, чернокрылый,

Любит ягодки клевать? (На дереве сверху.)

—        А где находится эта птица?

Спинкой зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (На дереве внизу.)

—        А эта птица где находится?

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Под деревом, на снегу.)

  • Дети, какая из всех этих птиц самая большая? (Сорока.)
  • А какая синичка? (Маленькая.)
  • Дети, посмотрите вокруг и найдите всех сорок в группе. Покажите их и скажите, где они расположены. (Вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа.)

2.        Игра «Накормим птиц» — сортировка семян.

Что за стол среди рябины

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом. (Кормушка.)

—        А еще угощает ягодами и семечками. Только они перепутались, давайте выберем ягод
ки в тарелочку, расположенную справа, а семечки — в тарелочку, расположенную слева.

Педагог поощряет детей и предлагает пойти на прогулку:

—        Сейчас мы и угостим всех птиц: синичек, снегирей, сорок — ягодами и семечками.

3.        Подведение итогов.

Занятие 17. «Мой папа лучше всех» Программное содержание:

  1. Учить детей правильным приемам ходьбы, движениям рук и ног во время ходьбы.
  2. Упражнять в ориентировке в групповой комнате.
  3. Воспитывать любовь и уважение к родителям. Словарь: Родина, солдат, смелый, сильный, военная техника.

Оборудование: игрушки, изображающие военную технику, пособия для полосы препятствий, флажок, пакет со звездочками, куб, фото пап, фонограмма песни «Бравые солдаты».

Предшествующая работа. Беседа родителей с детьми о службе в армии, рассматривание домашних фотографий на военную тематику, физкультурные занятия.

Ход занятия.

1.        Педагог обращает внимание детей на ковер, где в разном порядке расположены игруш
ки, изображающие военную технику.

Дидактическая игра «Что ближе?».

  • Что из военной техники вы здесь видите? (Танк, самолет, пушка, машина, вертолет.)
  • Посмотрите и скажите, что расположено ближе к нам: до какой машины мы дойдем быстрее? (До танка.) Значит, он ближе или дальше? (Ближе.) А самолеты? (Дальше.)

Педагог предлагает детям дойти до танка, как солдаты. Дети имитируют ходьбу солдат. Подходят поочередно к каждой машине. Педагог поощряет детей:

—        Молодцы! Вы шагали, как настоящие солдаты.

2.        Все подходят к стенду с фотографиями пап. Дети по очереди находят фото своего
папы, рассказывают, где расположена фотография: вверху или внизу, справа или слева. Педа
гог задает вопросы:

  • Как зовут твоего папу? Он был солдатом? Расскажи, какой у тебя папа. (Сильный, ловкий, смелый.)
  • Чтобы стать такими сильными, папы много тренировались. И мы с вами занимаемся на физкультурных занятиях для того, чтобы быть сильными, ловкими, умелыми.

3.        Педагог предлагает детям выполнить задание «Полоса препятствий». Инструкция: надо
преодолеть все препятствия, выполнить правильно задания и найти пакет.

Задания:

а)        Подойти к синему кубу и от него солдатским шагом дойти до желтого куба.

б)        Повернуть направо и преодолеть полосу препятствий (ребристая доска, дуга для подле-
зания, ручеек для прыжков, иерелезание через куб).

в)        Бег до красного куба, где находится пакет (со звездочками).

—        Молодцы, вы справились с заданиями. Что же в пакете? (Звездочки.) Вы все заслужи
ли звездочки, потому что вы все сильные, смелые, умелые, как ваши папы, которые готовы
всегда защищать всех нас и нашу Родину.

  1. В конце занятия звучит песня «Бравые солдаты». Дети строем проходят круг почета.
  2. Подведение итогов.

Занятие 18. «Поговорим о книге» Программное содержание:

  1. Учить детей способам зрительно-осязательного обследования предметов.
  2. Упражнять в различении контрастных по величине предметов, обозначая их соответ-

ствующими словами (большой, маленький).

3.        Воспитывать интерес и бережное отношение к книге.
Словарь: книга, большая, маленькая, левая, правая стороны.
Оборудование: разные по размеру книги в книжном уголке.

Предшествующая работа. Рассматривание книг в книжном уголке, ориентировка в группе и на себе.

Ход занятия,

1.        Педагог вместе с детьми стоит в центре группы так, чтобы книжный уголок находился
справа от них. Предлагает детям поднять правую руку в сторону.

  • На какой уголок показывает правая рука? (На книжный.) Все подходят к книжному уголку. Педагог задает вопросы детям:
  • Почему он так называется? (Здесь живут книги.)
  • Вы любите рассматривать книги?

Педагог предлагает детям рассмотреть понравившуюся книгу.

  • Что изменилось в книжном уголке? (Появились новые книги.)
  • Все книги одинаковы по величине? (Нет, есть большие и маленькие.)
  • С какой стороны от нас стоит большая книга? (Справа от пас.)
  • С какой стороны от нас стоит маленькая книга? (Слева от нас.)

Дети рассматривают новые книги. Педагог уточняет, что у книги есть обложка, текст, картинки.

2.        Дидактическая игра «Угадай по картинке».

Педагог показывает детям картинку с героями сказок, а дети узнают, из какой они сказки («Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок»). Дети находят эти книги, рассказывают, где они стоят.

3.        Педагог обращает внимание детей на то, какие книги красивые, и просит детей расска
зать, как надо обращаться с ними. (Аккуратно, бережно, не рвать, не ронять.) Дети вместе с
педагогом расставляют книги в книжном уголке.

—        Какие книги на полке надо поставить дальше — большие или маленькие? (Большие.)
Почему? (Большие книги могут закрыть маленькие, и их не будет видно.)

После выполнения работы педагог с детьми отмечают, как красиво и аккуратно стало в книжном уголке. Педагог поощряет детей.

—        Для чего нужны книги? (Чтобы читать сказки, рассматривать картинки, узнавать
много нового и интересного.)

4.        Подведение итогов.

Занятие 19. «Моя любимая мама» Программное содержание:

1.        Развивать способность детей различать пространственные признаки окружающих пред-

метов с помощью зрения.

2.        Упражнять в ориентировке в окружающем пространстве с привлечением слуха, обо-

няния.

3.        Воспитывать чувство любви и уважения к маме.

Словарь: любимая, добрая, заботливая, один, много, справа, слева, на, под.

Оборудование: букет цветов, фото мам, готовые открытки с цветами разного цвета (по одной на каждого ребенка), наборы для аппликации, фонограмма песни о маме.

Предшествующая работа. Рассматривание фотографий мам, проведение разных дидактических игр.

Ход занятия.

1.        Дети сидят полукругом. Педагог предлагает им крепко закрыть глаза и понюхать воздух.
В это время вносит в группу букет душистых цветов и ставит их в игровом уголке так, чтобы их
не было видно детям.

  • Что вы чувствуете, чем пахнет? (Цветами.)
  • Как вы думаете, где находятся цветы?

Педагог выслушивает ответы детей и предлагает найти цветы по запаху.

—        Посмотрите на цветы. Где они расположены? (На столе в вазе.) Какого они Цвета?
(Называют цвет.)

2.        Педагог подает цветы ребенку, который читает стихотворение:

Встану утром рано, Поцелую маму. Подарю цветов букет, Лучше мамы друга нет!

  • Как вы думаете, почему? (Мама добрая, ласковая, заботливая.)
  • Скоро будет у мамы праздник, день 8 Марта. Хотите подарить своей маме открытку с красивым цветком?

Предлагает рассмотреть открытку с цветком.

  • Как называется этот цветок? (Ромашка.)
  • Найдите и покажите стебель, листья, цветок.

3.        Дидактическая игра «Найди и расскажи».

В группе в различных местах разложены открытки с цветами разного цвета. Педагог спрашивает детей, какого цвета цветок они хотят подарить маме. Предлагает найти в группе открытку с цветком такого цвета, рассказать, где она находится. (На столе, в шкафу, под стулом, на полке и т. д.)

4.        Педагог предлагает изготовить такую открытку маме.

—        А сейчас вы сами сделаете маме такую открытку с цветком в подарок.
Аппликация «Цветок» («Сделай такой же»).

Педагог с детьми рассматривают цветок.

  • Найдите середину цветка. Какого она цвета, формы? (Желтая, круглая.)
  • Где расположены лепестки цветка? (Вокруг серединки.) Педагог читает стихотворение о цветке:

У ромашки серединка В виде желтеньких кружков, Обрамляют сердцевинку Много белых лепестков.

  • Сколько серединок у цветка? (Одна.)
  • А сколько лепестков? (Много.)

Подходят к столам, где все подготовлено для изготовления аппликаций. Дети выполняют задание-аппликацию из готовых форм.

5.        После выполнения задания педагог предлагает детям найти фото мамы на стенде.

  • А сейчас найдите глазами фотографию своей мамы и расскажите, где она находится, чтобы мы тоже ее увидели. (Вверху, внизу, слева, справа.)
  • Расскажи, какая твоя мама.
  • Молодцы! Все нашли своих мам. У всех мамы добрые, красивые, ласковые, заботливые.

В конце занятия звучит фонограмма песни о маме. Дети исполняют песню.

6.        Подведение итогов.

Занятие 20. «Посуда» Программное содержание:

1.        Учить различать с помощью зрения контрастные по величине предметы, обозначая их

соответствующими словами (маленький, большой).

2.        Учить располагать предметы по словесной инструкции педагога.
Словарь: чашка, блюдце, тарелка, большая, маленькая, круглая, красивая.
Оборудование: игрушки — медведи, наборы чашек и блюдец, набор тарелок, посуда

чайная.

Предшествующая работа. Чтение сказки Л. Н. Толстого «Три медведя», рассматривание посуды во время сервировки стола.

Ход занятия.

Педагог предлагает рассмотреть медведей, которые пришли в гости на занятие.

  • Какие медведи? (Маленький, средний и большой.)
  • Вспомните, как называется сказка о медведях? («Три медведя».)
  • Чем мы угостим наших мишек? (Чаем.)
  • Для этого нам нужна чайная посуда.

1.        Дидактическая игра «Подбери к чашке блюдце».

—        Чашки все перепутались с блюдцами, давайте подберем по цвету к чашке блюдце.
Дети с помощью педагога проговаривают свои действия, используя пространственные

предлоги:

—        Большую чашку поставим на большое блюдце; из этой чашки будет пить Михаиле
Иванович. (И т. д.)

2.        Педагог задает вопросы:

  • Куда мы положим угощение к чаю? (В вазу.)
  • Для каждого медведя мы поставим тарелку под угощение. Какую тарелку мы дадим маленькому Мишутке? (Маленькую.) Поставим ее рядом с Мишуткой.
  • Какую тарелку мы дадим Настасье Петровне? (Побольше.) Поставим ее рядом с Настасьей Петровной.
  • Какую тарелку мы дадим большому медведю? (Большую.) Поставим ее рядом с Ми-хайло Ивановичем.

3.        Дидактическая игра «Украсим тарелочки».

—        Дети, чтобы посуда была еще красивее, давайте украсим ее цветами.

Дети используют цветы разного размера и цвета. Педагог предлагает детям выполнить движения согласно словесной инструкции.

Наш Мишутка потянулся, (Посмотреть вверх.) Раз нагнулся, два нагнулся, (Посмотреть вниз.) Лапы в стороны развел — (Посмотреть в стороны.) Видно, меда не нашел.

(Каждое движение выполняют по два раза).

4.        Дидактическая игра «Накроем стол».

Дети сервируют стол для чаепития по инструкции педагога.

—        Поставьте блюдце, на блюдце — чашку, справа — чайную ложечку, тарелку для
угощения поставьте в центре стола.

Заканчивая занятие, все вместе «пьют чай» из чайной посуды.

5.        Подведение итогов.

Занятие 21. «Мои любимые глазки» Программное содержание:

  1. Учить различать и правильно называть парные части своего тела: руки, ноги, глаза, уши.
  2. Развивать способность детей различать пространственные признаки окружающих пред-

метов с помощью зрения.

3. Воспитывать желание беречь свои глаза, ухаживать за глазами (умываться, носить очки,

лечить глаза). Словарь: глаза — левый, правый, далеко — близко, высоко — низко. Оборудование: игрушки: Незнайка, пирамидка.

Ход занятия.

1.        Педагог обращает внимание детей на куклу Незнайку и просит назвать части тела
куклы. (Голова, туловище, руки, ноги.)

  • Что расположено на голове? (Волосы, лицо уши.)
  • А на лице? (Глаза, нос, рот.)
  • Незнайка научился считать до двух. Давайте поможем ему посчитать, что у Незнайки есть по два? (Две руки — левая и правая, две ноги — левая и правая, два уха — левое и правое, два глаза — левый и правый.)

Затем дети на себе показывают правую и левую руку, ногу, правое и левое ухо, правый и левый глаз.

2.        Педагог предлагает детям закрыть глаза и послушать звуки, потрогать предметы, кото
рые находятся рядом.

  • А что вам хочется сделать, чтобы больше узнать об игрушке? (Открыть глаза.) Мы многое можем увидеть глазами.
  • Что рядом с нами, что далеко от нас? Что справа, что слева от нас? Что высоко, что низко?

Дети отвечают на вопросы.

—        Вот как много видят наши глаза! Чтобы наши глаза хорошо видели, что надо делать?
(Беречь глаза, умывать их, лечить, носить очки.)

3.        На столе стоит пирамидка. Педагог обращает внимание на Незнайку: он что-то увидел,
но не может понять, что это. Педагог просит детей помочь Незнайке и рассказать об этом
предмете.

—        Пирамидка — это игрушка, она состоит из колечек разного цвета и размера. Внизу
колечки большие, а вверху маленькие. С ней можно играть.

Педагог говорит:

—        Вот, Незнайка, сколько дети рассказали тебе о пирамидке, а помогли им в этом глаза,
которые смотрят и видят все, и руки, которые могут потрогать пирамидку и поиграть с ней.

Педагог предлагает детям игру «Кто скорее соберет пирамидку».

4.        Подведение итогов.

Занятие 22. «Пришла весна» Программное содержание:

  1. Развивать пространственную ориентировку с привлечением зрения.
  2. Учить обозначать расположение предметов соответствующими пространственными тер-

минами.

3.        Развивать наблюдательность.

Словарь: весна, солнечный зайчик, яркое, теплое, вверху — внизу.

Оборудование: планшет, набор вырезанных цветных картинок, изображающих признаки весны; рисунки для детей с изображениями весны, на которых имеется контурное изображение солнца; зонтик.

Предшествующая работа. Наблюдение на прогулках за сезонными изменениями в природе.

Ход занятия.

1. Педагог обращается к детям с вопросами:

  • Кто заглядывает к нам в окно? (Солнце.)
  • Протяните ладони к солнышку. Где оно? (Вверху.)
  • Какое оно сегодня? (Яркое, теплое.)
  • Почему? (Пришла весна.)
  • Кто радуется приходу весны, яркому, теплому солнцу? (Люди, деревья, птицы, звери.)

—        Отгадайте загадку:

Приходит с добром, Веет теплом.

Светом солнечным полна, А зовут ее ... (Весна.)

2.        Педагог предлагает детям вспомнить, что интересного видели на прогулке? (Сосульки,
лужи, ручейки.)

  • Где висят сосульки? (На крыше.)
  • Где текут ручейки? (Внизу, на дороге.)

Педагог обращает внимание детей на планшет, на котором изображены дом, деревья, ребенок в демисезонной одежде.

  • Давайте сделаем наш сюжет веселее. Что для этого нужно сделать? (Добавить картинки с изображением солнца, сосулек, ручейка.)
  • Где у нас будет солнышко? (Вверху.)
  • А где ручеек? (Внизу, на дорожке.)
  • А где мы разместим сосульки? (Под крышу дома.)

3.        Подвижная игра «Солнышко и дождик».

Дети под музыку выполняют движения согласно словам педагога. Идет теплый, весенний дождик, (Дети прячутся под зонтиком.) Выглянуло солнышко. (Дети прогуливаются по группе.)

4.        Педагог предлагает детям весенние картинки, где солнышко нарисовано в контурном
изображении, обыгрывает ситуацию: солнышко на картинках не греет и не светит. Педагог
просит детей подобрать нужный по цвету карандаш и закрасить солнышко, чтобы оно было
ярким, теплым и весенним.

—        Расскажите, где на вашем рисунке расположено солнце? (Вверху.)
Педагог поощряет детей:

—        Вот теперь на ваших рисунках наступила весна: светит солнце, тает снег, бегут ручьи,
капают сосульки с крыш.

В конце занятия педагог читает детям стихотворение о весне.

У Весны работы много, Помогают ей лучи: Дружно гонят по дорогам Говорливые ручьи.

5.        Подведение итогов.

Занятие 23. «Домашние птицы» Программное содержание:

  1. Учить способам зрительно-осязательного обследования предметов.
  2. Учить обозначать расположение предметов в ближайшем пространстве с точкой отсче-

та от себя: впереди, сзади, слева, справа.

3.        Развивать зрительное внимание.

Словарь: петух, курица, цыплята, утка, утята, гусь, гусята, большой, маленький, слева, справа, впереди, сзади, домашние птицы.

Оборудование: игрушки домашних птиц, барельефная картина с изображением цыплят, идущих в разных направлениях (направо, налево), картинки с изображением цыплят и силуэты к ним, палочки для выкладывания дорожки.

Ход занятия.

1. На ковре стоят игрушки: петух, курица, утка, гусь. Дидактическая игра «Кто где находится».

—        Дети, посмотрите, кто собрался на зеленой лужайке. Отгадайте мои загадки.

Раньше всех встает, «Кукареку!» — поет. (Петух.)

—        Где стоит петушок? (Впереди всех.)

По лужку он важно ходит, Из воды сухим выходит, Носит красные ботинки, Дарит мягкие перинки. (Гусь.)

—        Где стоит гусь? (За петухом.)

Квохчет, квохчет, детей созывает, Всех под крыло собирает. (Курица.)

  • Где наша курочка находится? (Справа от нас.)
  • А уточка? (Слева от нас.)

Дети сначала показывают местоположение птиц рукой, а затем с помощью педагога словесно обозначают их пространственное положение.

  • Где живут все эти птицы? (У хозяйки, во дворе.)
  • Как мы их всех назовем? (Домашние птицы.)
  • Дети, кого курица квохчет-созывает? (Цыплят.)
  • Курица какая? (Большая.) А цыплятки? (Маленькие.)

2.        Педагог демонстрирует барельефную картину с изображением цыплят.

—        Посмотрите, цыплята вышли погулять и пошли в разные стороны.

Педагог предлагает детям по одному подойти к картине, потрогать цыпленка, найти у него голову, клюв, показать, в каком направлении идет цыпленок, и с помощью педагога назвать направление. («Этот цыпленок идет направо, этот — налево» и т. д.)

3.        Дидактическая игра «Подбери картинку».

Детям предлагают совместить реальную картинку и силуэты цыплят, обращая внимание на пространственное положение цыплят (идут направо, налево). Педагог обращается к детям с просьбой показать, как важно ходит петушок, поворачивает голову направо-налево. Дети имитируют движение петушка, свободно ходят по группе.

4.        Дидактическая игра «Выложи дорожку».

Выкладывание из палочек прямой дорожки на полу — от цыпленка до мамы-курицы.

5.        Подведение итогов.

Занятие 24. «Транспорт» Программное содержание:

  1. Формировать понятия «далеко», «близко».
  2. Закреплять левую и правую стороны.
  3. Упражнять в свободном передвижении по групповой комнате и остановке по цветовому сигналу.

Словарь: автобус, машина грузовая, гараж.

Оборудование: игрушки — автобус, машина, грузовая и легковая машины, поезд, самолет, котенок; вырезанные цветные автомобили и автобусы для выкладывания на фланелегра-фе (по два на каждого ребенка), демонстрационный фланелеграф.

Предшествующая работа. Рассматривание иллюстраций (дорога, машины), знакомство со светофором, наблюдение за транспортом на дороге вместе с родителями.

Ход занятия.

1. Педагог обращает внимание детей на гостя, который приехал на занятие.

  • Посмотрите, кто к нам приехал! (Котенок.)
  • На чем он приехал? (На автобусе.) Далее просит отгадать загадку:

Что за чудо — синий дом, Окна светлые кругом,

Носит обувь из резины,

А питается бензином. (Автобус.)

—        Какие детали есть у автобуса? (Колеса, окна, двери, в салопе — места для пассажиров.)

2.        Педагог предлагает детям назвать транспорт, расположенный на ковре. (Грузовая и
легковая машины, поезд, самолет.)

Дидактическая игра «Далеко близко».

Педагог предлагает детям пройти до игрушек, которые расположены близко (грузовая машина, самолет), далеко (легковая машина, поезд).

  • До каких игрушек дошли быстро? Почему? (Они расположены близко.)
  • До каких игрушек шли долго? Почему? (Они расположены далеко.)
  • Как мы назовем все эти игрушки одним словом? (Транспорт.)

3.        Педагог просит детей отгадать загадку.

Был большой, многоэтажный Для машин построен дом. Ведь машинам тоже важно Не остаться под дождем. (Гараж.)

Дидактическая игра «В гараже».

На фланелеграфе размещены два гаража: справа — для автобусов, слева — для автомобилей. Детей просят правильно разместить транспорт.

4.        Дидактическая игра «Разложи по цвету».

  • Дети, кто помогает машинам правильно соблюдать Правила дорожного движения? 'Светофор.)
  • Какие цвета есть у светофора? (Красный, желтый, зеленый.)
  • Разложите цветные кружки в окошки светофора: внизу — зеленый, вверху — красный, желтый — посередине.

5.        Подвижная игра «Машины и светофор».

Ориентировка на цветовой сигнал. Надеваем на детей атрибуты машин.

Дети вертелись, дети кружились, В автомобили все превратились. Подчиняются без спора Все сигналу светофора.

Дети движутся по площадке по сигналу светофора, на красный сигнал останавливаются. Педагог поощряет детей за хорошую игру.

6.        Подведение итогов.

Занятие 25. «Мой дом» Программное содержание:

  1. Учить детей координировать движения рук и ног во время ходьбы.
  2. Упражнять в различении с помощью зрения контрастных по величине предметов,

обозначая их соответствующими словами (большой, маленький).

3.        Воспитывать любовь к своему дому, семье.

Словарь: большой, маленький, красный, синий, зеленый, желтый, треугольник, крыша, спальня, кухня, коридор, ванна, кубики.

Оборудование: напольный конструктор «Строитель», игрушки — иаяц, медведь; карточки с заданием (дома); карандаши цветные.

Предшествующая работа. Ходьба парами на занятиях, на прогулке, штриховка, экскурсия по улице, заучивание домашнего адреса с родителями.

Ход занятия.

Педагог предлагает детям поиграть в игру «Прогулка но городу». Все дети строятся парами и показывают, как надо правильно ходить. Педагог поощряет детей:

—        Посмотрите, как красиво идут в паре Дима с Машей.

Педагог напоминает детям, что нужно ходить по всей группе, не задевать мебель и другие предметы, не наталкиваться друг на друга.

2.        На стенах групповой комнаты развешены картины, фотографии известных зданий
города. Начинается экскурсия. Педагог обращает внимание на здания.

  • Посмотрите, к какому зданию мы подошли? (К цирку.)
  • Кого мы можем встретить в цирке, кто здесь живет? (Звери, клоуны.) Идут дальше.

  • А это что за дом? (Кукольный театр.) Кого мы можем встретить здесь? (Кукол. Они показывают нам сказки, они здесь живут.)
  • А где вы все живете? (В доме.)

Педагог обращает внимание на большой и маленький домики, построенные на ковре из строительного материала.

—        Посмотрите, что здесь построено? (Домики.) В них живут мишка и заяц.

Как вы думаете, в каком домике живет заяц? (В маленьком.) А медведь? (В большом.)

  • В каком доме вы живете, в маленьком или большом? (В большом.)
  • Кто знает свой домашний адрес? (Дети называют адреса.)

3.        Затем дети подходят к столам, где приготовлены рисунки с домиками. Педагог обраща
ет внимание на рисунок, где много домов (улица), но крыши не закрашены, предлагает детям
заштриховать их любым цветом, чтобы улица стала яркая, светлая и красивая. Дети выполня
ют коллективную работу «Улица». Педагог поощряет детей за хорошо выполненную работу.

  • В каждом доме размещено много квартир, где живут люди. А в каждой квартире есть комнаты. Назовите, какие комнаты есть в вашей квартире. (Спальня, зал, ванная, кухня.)
  • Вы любите свой дом?
  • Каждый человек любит свой дом, потому что живет с мамой, папой, сестренками и братишками, с бабушкой и дедушкой.

4.        Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей с нарушением зрения 2 младшей группы

знакомство детей с дикими животными, живущими в наших лесах....

Дидактическая игра как средство развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения в старшей группе.

В статье кратко раскрыта необходимость и особенности использования дидактических игр в формировании пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения , перечислен...

конспекты занятий по пространственной ориентировке для детей с нарушением зрения в средней группе

Содержание требований программы по разделу«Ориентировка в пространстве», примерное тематическоевторого года обучения...

Конспекты занятий по пространственной ориентировке для детей с нарушением зрения в старшей группе

Содержание требований программы по разделу«Ориентировка в пространстве», примерное тематическоепланирование, конспекты занятий для дошкольниковтретьего года обучения...

Конспекты занятий по пространственной ориентировке для детей с нарушением зрения в подготовительной группе

Содержание требований программы по разделу«Ориентировка в пространстве», примерное тематическоепланирование, конспекты занятий для дошкольниковчетвертого года обучения...

Конспекты по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в младшей группе

Конспекты занятий по развитию зрительного восприятия для дошкольников первого года обучения...

Конспекты занятий по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения в младшей группе

Содержание требований программы,примерное тематическое планирование,конспекты занятий для детей первого года обучения...