Конспекты занятий по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения в младшей группе
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (младшая группа)

Содержание требований программы,

примерное тематическое планирование,

конспекты занятий для детей первого года обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya_po_sbo_v_mladshey_gruppe.doc207.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание требований программы,

примерное тематическое планирование,

конспекты занятий для детей первого года обучения

Перспективный план

Разделы программы

Количество занятий в год

Примерная тематика занятий

Предметные

9

1. «Посадил дед репку» (Овощи)

представления

2.        «Волшебный мешочек» (Фрукты)

3.        «Поможем Маше-растеряше» (Одежда)

4.        «В гостях у трех медведей» (Мебель)

5.        «Уж не буду, уж не буду я посуду обижать»

6.        «Чудо-дерево» (Обувь)

7.        «Мы едем, едем, едем...» (Транспорт)

8.        «В гости к нам пришли игрушки»

9.        «Разные дома»

Приобщение ребенка к

2

1. «Мы лечим наших кукол»

труду взрослых

2. «В поварята я пойду — пусть меня научат»

Наблюдения на улице

2

1.        Экскурсия осенью «Вокруг садика пойдем, все увидим,
все найдем»

2.        Экскурсия к пешеходному переходу

Ребенку о нем самом

9

1.        «Дружат в нашей группе девочки и мальчики»

2.        «Водичка, водичка умой мое личико»

3.        «Помогите, ушки, мне...»

4.        «Что могут наши глазки»

5.        «Вот какие наши зубки»

6.        «Доброе утро, расческа!»

7.        «Наши пальчики играют»

8.        «Топ, топ, топает малыш»

9. «Я самый красивый»

Перспективный план

        __        Количество                

Разделы программы                Примерная тематика занятий

Предметные        9        1. «Посадил дед репку*-(Овощи)

представления        2. «Волшебный мешочек» (Фрукты)

  1. «Поможем Маше-растеряше» (Одежда)
  2. «В гостях у трех медведей» (Мебель)
  3. «Уж не буду, уж не буду я посуду обижать»
  4. «Чудо-дерево» (Обувь)
  5. «Мы едем, едем, едем...» (Транспорт)
  6. «В гости к нам пришли игрушки»

9.        «Разные дома»

Приобщение ребенка к        2        1. «Мы лечим наших кукол»

труду взрослых        2. «В поварята я пойду - пусть меня научат»

Наблюдения на улице        2        1. Экскурсия осенью «Вокруг садика пойдем, все увидим,

все найдем» 2. Экскурсия к пешеходному переходу

Ребенку о нем самом        9        1. «Дружат в нашей группе девочки и мальчики»

  1. «Водичка, водичка умой мое личико»
  2. «Помогите, ушки, мне...»
  3. «Что могут наши глазки»
  4. «Вот какие наши зубки»
  5. «Доброе утро, расческа!»
  6. «Наши пальчики играют»
  7. «Топ, топ, топает малыш»
  8. «Я самый красивый»

Предметные представления

Упражнять детей в выделении признаков и свойств предметов (формы, цвета, величины и пространственного положения).

Подбирать и группировать предметы по этим признакам, а также по их назначению. Устанавливать различия предметов по величине, структуре материала (большой— маленький, твердый —мягкий), различия между частью и целым (матрешка, разрезные картинки); называть действия с предметами и материалами, различать и называть противоположные действия (одеться — раздеться, стоять — сидеть, расстегнуть — застегнуть).

Учить различать, называть качества, свойства предметов и материалов, воспринимаемых осязанием (гладкий, шершавый, мягкий, теплый), на вкус (сладкий, кислый), на слух (шуршит, стучит, хрустит, звенит).

Развивать полисенсорное, бисенсорное восприятие предметов (включение одного, двух или нескольких анализаторов в процесс познания признаков предметов). Знакомить детей с помещениями  детского сада, их назначением, ориентировкой и поведением в них в соответствии с назначением. Лети должны знать, где что можно делать, чем заниматься, где хранятся предметы быта, игрушки, одежда, обувь и т. д.

Учить пользоваться предметами быта в групповой комнате, знакомить с правилами хранения игрушек, книг, посуды, одежды, обуви.

Учить пониманию слов посуда, одежда, книги, мебель и др.

Примерные конспекты коррекционных занятий Занятие № 1 «Посадил дед репку» Программное содержание:

  1. Учить детей пониманию слова «овощи».
  2. Упражнять детей в выделение признаков овощей (форма, цвет, величина).
  3. Развивать полисенсорное восприятие предметов (включение нескольких анализаторов в процессе познания).
  4. Развивать память, мыслительную деятельность.
  5. Расширять и активизировать запас слов детей.

Оборудование: натуральные овощи: репка, помидор, огурец, лук, морковь (возможна замена на другие овощи); куклы, изображающие героев сказки «Репка»: дед, бабушка, девочка, собака, кошка, мышка; предметные картинки с изображением овощей.

Ход занятия

Организационный момент. Педагог обращает внимание детей на стол, где сидит кукла — бибабо «Д е д у ш к а», здоровается с ним и спрашивает, отчего у него плохое настроение?

1.        Дедушка жалуется на то, что вырос урожай на грядке, вот репка уродилась большая-
пребольшая. А вытащить он её не может. Что же сделать?

Педагог просит ребят помочь дедушке и вспомнить, кто был его помощником в сказке «Репка»?

2.        Дети вспоминают и называют героев сказки, а педагог задает вопрос: «Кто же первым
придет на помощь?» (Бабка)

Все вместе зовут бабку.

Бабка идет со словами: «Иду, иду — подарок несу. Вот какой помидор вырос у меня на грядке», — показывает детям и проговаривает, — круглый, красный, большой». Просит ребят взять в руки помидор, посмотреть, потрогать, погладить, рассказать о нем.

3.        Тянут дед и бабка репку — вытянуть не могут. Дети предлагают позвать внучку.
Внучка идет со словами: «Иду, иду — подарок несу». Просит разгадать загадку:

На грядке — длинный и зеленый,

А в банке — очень он соленый. (Огурец)

Дети обследуют огурец и называют его признаки (цвет, форма, величина).

4.        Герои тянут репку, вытянуть не могут.
Дети приглашают Жучку.

Жучка приносит фотографию овоща. Да вот беда: фотография разрезана, а все части перепутаны.

Педагог успокаивает Жучку и обещает, что дети соберут фотографию из частей.

Дидактическая игра «Собери картинку» (из двух частей)

Для детей, испытывающих трудности при выполнении задания, педагог предлагает образец.

После того, как дети закончили работу, педагог интересуется, что же за овощ получился у ребят? (Морковь)

Жучка хвалит ребят за правильный ответ и показывает настоящую морковь. Дети рассматривают её, трогают руками, называют какого она цвета и на какую фигуру похожа? (Детям предлагают несколько эталонов цвета, формы).

5.        Герои тянут репку, вытянуть не могут.
Дети зовут кошку.

Кошка обещает помочь, если дети справятся с её заданием. Дидактическая игра «Четвертый лишний»

На столе разместили овощи — помидор, огурец, морковку и вместе с ними фрукт — яблоко. Просят детей посмотреть внимательно, подумать и ответить, что здесь лишнее. (Если дети не справляются с заданием, педагог помогает им).

6. Герои вытянуть репку не могут. Кошка зовет мышку.

Мышка сообщает детям, что любит играть в прятки. Просит детей закрыть глазки, а сама прячется и просит искать её около овоща, про который говорят:

«Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает —

Тот слезы проливает». (Лук)

Дети ходят по группе — ищут мышь. Находят её около лука. Мышка помогает вытянуть репку.

Педагог предлагает детям вспомнить, какие подарки принесли герои?

Ребята с удовольствием вспоминают и называют все овощи: помидор, репку, огурец, морковь, лук и просит назвать их одним словом. (Овощи)

Педагог благодарит ребят, за то, что они помогли пригласить героев сказки, которые вытянули из земли репку и предлагает попробовать свежие, вкусные овощи, предварительно разрезав их и посмотрев, какие они внутри.

Итог. Педагог хвалит детей за правильные ответы и хорошую работу на занятии.

Занятие № 2 «Волшебный мешочек» Программное содержание:

1. Учить детей различать и называть фрукты. Определять их цвет, форму, вкусовые

качества; формировать обобщающее понятие — фрукты. 2.Учить детей обводить предметы по контуру.

  1. Учить соотносить форму фруктов с геометрическими телами.
  2. Учить детей понимать обобщающее понятие фрукты.

Оборудование: игрушка заяц, «волшебный» мешочек, натуральные объекты — яблоко, лимон, банан (возможны другие фрукты); тарелки разной геометрической формы — круглые, овальные.

Ход занятия

Организационный момент. Педагог показывает детям необычный мешок и спрашивает, чей он, при этом обращает внимание на рисунок, который сделан на мешке. Дети узнают зайца.

1.        Может, это мешок Зайца? Педагог приглашает детей заглянуть в мешок и обо всем
догадаться. В мешке находят письмо, разворачивают его и читают:

«Кто мешок мой найдет — Угощайся народ. Сначала фрукт мой назови, Да о нем ты расскажи. Заяц».

Педагог предлагает детям выполнить задание зайца, и потом угоститься фруктами. Раскрывает мешок. Достает яблоко, просит детей понюхать, потрогать и сказать, что это за фрукт? Это яблоко, Какое оно?

2.        Педагог обобщает ответы детей: яблоко гладкое, круглое, красное, ароматное. Предла
гает выбрать для яблока тарелочку.

Обращает внимание на. то, что тарелки, расставленные на столе, разной формы. На какие геометрические фигуры они похожи? (На круг и овал). Нам нужно яблоку подобрать свою тарелочку. (Кладут яблоко на круглую тарелку).

3.        Педагог просит детей закрыть глаза и потрогать руками то, что она достала из мешка
(банан). Кто расскажет про банан? Вспомните, какой он на вкус? Какого цвета? При
ятный ли у него запах?

Педагог дополняет ответы детей, говорит, что банан гладкий, длинный, его можно положить на овальную тарелку.

4.        Педагог сообщает детям, если они хотят узнать, какой фрукт остался лежать в мешке,
нужно обвести рисунок по точкам.

Дидактическая игра «Обведи по точкам». Педагог помогает детям распознать рисунок (Это лимон).

Далее просит рассказать о лимоне. (Дети рассказывают). Для лимона какая тарелка нужна? (Овальная). Педагог хвалит детей и предлагает отдохнуть.

  1. Физкультурная пауза. Педагог берет мяч, дети встают в круг. «Кто мяч поймает — фрукт называет».
  2. В группу входит зайчик (ребенок подготовительной группы или взрослый):

—        Здравствуйте, ребята. Вы нашли мой мешок? (Да). Задания все выполнили? (Да).
Пора фруктами угоститься. Вы глаза закройте, а я вас угощу. (Заяц угощает детей фруктами,
выясняя, какой у них вкус и что это за фрукт).

Итог. Педагог хвалит детей за правильные ответы и хорошую работу на занятии.

Занятие № 3 «Поможем Маше-растеряше» Программное содержание:

1. Уточнить детей понимать обобщающие понятие «одежда».

2.Учить детей быть внимательными, замечать, во что одеты сверстники

  1. Упражнять в различении и назывании противоположных действий (одеваться — раздеваться).
  1. Упражнять в назывании предметов одежды и ее части.

Оборудование: кукла, набор одежды для кукол, карточки с изображением разноцветных платьев разной величины, фланелеграф, силуэты платьев

Ход занятия

Организационный момент. Педагог обращает внимание детей на куклу, которая сидит на кровати.

1.        — Что случилось, Маша, почему ты плачешь?

Кукла сообщает, что всю одежду растеряла, ничего найти не может, не в чем пойти гулять.

Педагог успокаивает куклу: не расстраивайся, Маша, мы с детьми тебе поможем, найдем одежду. Обращается к детям с просьбой походить по группе, поискать одежду для Маши. (Дети проходят по игровому уголку — находят разную одежду).

Педагог благодарит ребят и предлагает рассмотреть то, что они нашли.

2.        Рассматривание платья.

  • Назовите, что это?
  • Найдите на платье рукава, пуговицы, воротник, пояс.
  • Где находится воротник?

  • Для чего нужны пуговицы (их застёгивают, когда одеваются и расстёгивают, когда раздеваются)
  • Есть ли карманы? Покажите их.
  • Где они расположены? ( На нижней части платья)
  • Зачем нужны карманы?

(Дети рассматривают платье, отвечают на вопросы).

3.        Дидактическая игра «Разложи платья» (перед детьми лежат карточки с изображением
разноцветных платьев разной величины.)

На большом фланелеграфе — изображение двух девочек разного роста, с бантиками, соответствующими цвету платья

Задание — наряди девочек в платья такого же цвета, какого у них банты.

—        Почему одной девочке мы подобрали платье большее по величине, а для другой —
Kibiiiee.

Педагог помогает детям, поощряет их. Для этих девочек вы подобрали одежду. А в игро-

•: уголке сидят куклы, у них нет еще новых платьев. Предлагаю вам сшить для них наряды.

4. Дидактическая игра «Сошьем куклам илатья», (На столах подготовлены фланелегра-

фы с силуэтами платьев без деталей.) Задание: Подбери к каждому платью детали (рукава, воротник, карман и т. д.), подходящие по цвету.

5 Дидактическая игра: «Кто как одет».

Педагог обращает внимание детей, во что они одеты.

  • Посмотрите, друг на друга. Одинаково ли вы одеты?
  • Какую одежду носят мальчики? (Брюки, шорты, рубашку, футболку и т. д.)
  • Какую одежду носят девочки? (Платье, юбку, кофту, сарафан.)
  • Расскажите, кто во что одет. (Дети рассказывают, во что они одеты.)

Педагог хвалит ребят. Вы были очень внимательными. Сегодня мы помогли Маше найти еиежду. Напоминает кукле, что одеясду убирают на место. Затем педагог приглашает детей

те с Машей пройти к шкафчикам, посмотреть, как сложены вещи и научить Машу обращаться с одеждой аккуратно.

Итог. Педагог хвалит детей за правильные ответы и хорошую работу на занятии.

Занятие № 4 «В гостях у трех медведей» Программное содержание:

  1. Учить пониманию слова «мебель».
  2. Уточнять знания детей о частях мебели и её назначении. 3.Упражнять в узнавании и назывании величины

Оборудование: игрушка медвежонок, макет дома с мебелью трех размеров: стол, стулья, кровать; детали конструктора «Собери мебель»; карточки для игры «Подбери по величине», стульчики (плоскостное изображение) трех размеров.

Ход занятия

Организационный момент. Педагог приглашает детей отправиться в гости, а к кому они узнают из загадки:

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна —

Просыпается от сна»

— Догадайтесь, кто это? (Медведь).

Из-за ширмы появляется игрушка — медвежонок.

1.        Педагог здоровается с медвежонком, и сообщает детям, что он из сказки и зовут его
Мишутка. Живет в лесу с мамой и папой. Маму-медведицу зовут Настасья Петров
на, папу-медведя — Михаил Иванович. Просит вспомнить название сказки («Три
медведя»).

—        Хотите попасть в гости к медведям? (Педагог подводит детей к макету домика медве
дей).

2.        Мишутка радостно сообщает, что это их дом, где есть две комнаты: одна — столовая,
в ней стоит большой стол. На нем — посуда.

Педагог обращается к детям с вопросом, для чего нужен стол медведям? (За столом сидят). Мишутка рассказывает, что вокруг стола стоят стулья — папы, мамы и его, Ми-шуткин.

—        Чей стул самый большой?

  • Кто сидит на стуле поменьше?
  • Для кого маленький стульчик?

Педагог предлагает рассмотреть стулья. Задает детям вопросы.

—        Знаете ли вы, какие части есть у стула? (Сиденье, спинка и ножки).

Педагог рассказывает детям о том, что столы, стулья, шкаф, кровати сделаны из дерева — они деревянные.

3.        Дидактическая игра «Подбери мебель по величине».

У каждого ребенка карточка с изображением трех медведей, разных по величине. На подносе — карточки с изображением стульев, кроватей. Нужно подобрать каждому медведю стул по величине, затем объяснить свой выбор.

Мишутка хвалит детей и приглашает пройти в следующую комнату.

—        Это спальня. Здесь стоят кровати и шкафы. Для чего нужны кровати?
По просьбе педагога дети подбирают каждому медведю кровать.

  • Помните, что случилось в сказке, когда девочка Машенька качалась на стульчике? (Он сломался).
  • А вы хотите починить стульчик для Мишутки? (Да).

4.        Дидактическая игра «Собери мебель».

Детям раздают отдельные детали — части стула, который они должны собрать. Затем по аналогии дети собирают стол, кровать.

Мишутка благодарит детей за отремонтированную мебель.

Завершая занятие педагог спрашивает детей, как можно назвать одним словом стол, стул и кровать? (Мебель).

  • В нашей группе есть мебель? (Да).
  • Найдите разные предметы мебели и назовите их Мишутке.

Дети и Мишутка ходят по группе, и дети называют медвежонку предметы мебели. Итог: Педагог хвалит детей за правильные ответы и хорошую работу на занятии.

Занятие № 5 «Уж не буду, уж не буду я посуду обижать» Программное содержание:

  1. Закреплять умение понимать слово «посуда».
  2. Учить выделять части в рассматриваемом объекте.
  3. Учить соотносить предметы посуды по цвету.
  4. Расширять и обогащать словарь детей по теме «Посуда».

Оборудование: предметы посуды: чашка, кастрюля, чайник; карточки с изображением посуды к игре «Дорисуй деталь»; перфорированное пособие «Подбери по цвету»; чайный сервиз.

Ход занятия

Организационный момент. В группу входит педагог, переодетый в Федору из сказки К. И. Чуковского. Здоровается с ребятами, рассказывает кто она и откуда, а затем приглашает всех к себе в гости.

1.        Дети и Федора проходят к столу, на котором стоит разная посуда. Бабушка спрашива
ет детей, что расставлено на столе? (Посуда)

  • Покажите чашку, блюдце, чайник, кастрюлю.
  • Найдите у чашки ручку, у чайника носик, у кастрюли — крышку.
  • Для чего нужна посуда?

2.        Дидактическая игра «Чего не стало»

Дети называют предметы посуды, которые расположены на столе.

Затем Федора просит закрыть глаза, а сама накрывает один из предметов салфеткой. Дети отгадывают, что спрятала Федора.

Гостья Федора довольна детьми, благодарит за то, что они были очень внимательны.

3.        Дидактическая игра: «Дорисуй детали»

Дети рассматривают картинки и называют недостающие детали, а затем их дорисовывают. Федора поощряет детей и просит помочь ей собрать чайный сервиз. (Для каждой чайной пары подобрать по цвету чайник).

4.        Дидактическая игра «Подбери по цвету»

Перед детьми перфорированное пособие с изображением с одной стороны разноцветных чашек, с другой — таких же по цвету чайников. Задание: соединить линиями одинаковые по цвету чашки и чайники.

После игры Федора желает угостить ребят чаем, но для этого им необходимо ответить на несколько вопросов.

  • Из чего я буду чай наливать?
  • Во что наливают чай?
  • Посмотрите и скажите, на чем стоят чашки?
  • Из чего накладывают сахар? - Чем накладывают сахар?

5. Дидактическая игра «Накроем стол для чаепития»

Педагог предлагает детям напоить кукол чаем.

Итог. Педагог хвалит детей за правильные ответы и хорошую работу на занятии.

Занятие № 6 «Чудо-дерево» Программное содержание:

  1. Расширять и углублять знание детей об обуви.
  2. Учить детей подбирать и группировать предметы по основным признакам (цвет, величина).
  3. Закреплять с детьми название обуви, её частей (каблук, шнурок и т. д.), знания правил хранения обуви.

Оборудование: фланелеграф с силуэтом дерева; разная обувь (сапоги, ботинки, сандалии, тапки, валенки и т. д.) или предметные картинки с изображением обуви; силуэтное изображение обуви; цветные силуэты ботинок 3-х размеров; перфокарты: «Подбери шнурок»

Ход занятия

Организационный момент. Педагог спрашивает детей, хотят ли они попасть в сказку? (Да)

Заранее подготовленный ребенок читает отрывок из стихотворения К.И. Чуковского «Чудо-дерево»

1.        Педагог открывает фланелеграф, на котором — силуэтное изображение дерева.
Говорит детям о том, что дерево это необычное!

—        Хотите узнать, что растет на нашем дереве? (Подводит детей к полке с расставленной
обувью).

2.        Дидактическая игра «Узнай, назови»

Дети рассматривают картинки с изображением обуви, называют её. Педагог хвалит детей: «Вы молодцы, всю обувь верно назвали». Предлагает детям отыскать силуэт каждого предмета обуви.

—        Кто из вас правильно обувь подберёт и назовет, тот прикрепит картинку к нашему
чудо-дереву.

Дети по очереди с помощью педагога находят силуэты валенок, сапог, туфель, тапочек, рассказывают об обуви.

  • Это валенки, их носят зимой, чтобы не было холодно.
  • Это тапочки, их носят дома.
  • Сапоги надевают в дождливую и холодную погоду.

—        Туфли носят в теплое время года, используют как вторую обувь.
Затем располагают картинки на дереве.

3.        Дидактическая игра «Подбери ботинок»

Педагог приглашает детей стать сказочными сапожниками: «Вокруг себя обернитесь, в сапожника превратитесь». Педагог и дети рассматривают ботинки.

—        Это ботинок. У него есть подошва и каблучок. (Показ педагога, затем — детей.)

—        У вас на сандаликах есть подошва — покажите, а где каблучок? (Дети показывают
каблучок и подошву.)

Педагог сообщает детям, что в нашей обувной мастерской перепутались все ботинки.

—        Подберите обувь по размеру — парами.

4.        Вот незадача: пока ботинки мы подбирали, цветные шнурки потерялись, и ботинки не
зашнурованные остались.

Дидактическая игра «Подбери шнурки по цвету»

Педагог предлагает детям силуэты ботинок разного цвета с двумя-четырьмя отверстиями и шнурки к ним.

5. Педагог благодарит детей, за помощь и задает вопросы:

  • Скажите, обувь растет на дереве? (Нет)
  • Может она хранится на дереве? (Нет)
  • Скажите, где должна храниться обувь? (На полке, в шкафу)
  • Покажите, где хранится ваша обувь?

Дети и педагог проходят в раздевалку и смотрят, как стоят туфли (или другая обувь) в шкафчиках. Можно провести конкурс «У кого в шкафу порядок».

Итог. Педагог хвалит детей за правильные ответы и хорошую работу на занятии.

Занятие № 7 «Мы едем, едем, едем...» Программное содержание:

  1. Расширять и уточнять знания детей о транспорте.
  2. Дать представление о строении грузовой машины (кабина, кузов, колеса).
  3. Развивать восприятие предметов на полисенсорной основе.
  4. Расширять и обогащать словарь детей.

Оборудование: фланелеграф; набор деталей грузовика для составления аппликации (кабина, кузов, колеса); карточки для игры «Дорисуй детали; круги — красный, желтый, зеленый; атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Автобус».

Ход занятия

Организационный момент. Педагог ввозит в группу грузовую машину, на которой сидит Незнайка с большим конвертом.

Дети здороваются с Незнайкой, и рассказывают, на чем он приехал.

1.        Дети рассматривают грузовик, находят кузов, кабину, колеса, рассказывают их место
расположение и назначение.

Незнайка говорит о том, что получил письмо, а что в нем — не может разобрать, просит ему помочь.

2.        Педагог с ребятами соглашаются помочь Незнайке. Достают из конверта детали грузо
вика и лишние (крыша дома, ножка от стула), раскладывают их на фланелеграфе.

Педагог предлагает выбрать детали для грузовика и назвать их (кабина, кузов, колеса)

—        А если соединить все эти детали, что же может получиться? (Машина)
Педагог предлагает проверить и обращается к Незнайке с просьбой собрать машину.
Незнайка перепутал детали, собрал машину неверно. Педагог просит ребят исправить

ошибку Незнайки.

—        Вы знаете части машины и для чего они нужны. Вы — настоящие водители.

3.        Подвижная игра «Мы — водители»

Дети изображают водителей, сидящих за рулем автомобиля. Педагог — светофор, у которого меняются сигналы. Водители на красный свет стоят на месте, на желтый — готовятся к движению и едут на зеленый свет.

Незнайка хвалит детей за то, что они аккуратно вели свои машины, и ни разу не столкнулись между собой.

4.        Дидактическая игра «Дорисуй деталь»

На столах у детей картинки с изображением разных видов транспорта с недорисованными деталями (самолет без крыла, автомобиль без колеса или кабины, автобус без колеса и т. д.), которые дети должны назвать и дорисовать.

Педагог вместе с Незнайкой рассматривают работы детей, отмечают самых внимательных.

Итог. Педагог хвалит детей за правильные ответы и хорошую работу на занятии.

Занятие № 8 « В гости к нам пришли игрушки» Программное содержание:

'.. Закреплять знания детьми правил пользования и хранения игрушек.

2.        Упражнять в выделении пространственного положения предметов, словесно обозна
чать их.

3.        Учить детей устанавливать различия между частью и целым.

Оборудование: игрушка медвежонок; картинки к игре «Дорисуй веревочку грузовику»; ■луэт зайца, комплект ушей разной формы на каждого ребенка; игрушки.

Ход занятия

Организационный момент. Педагог приносит в группу коробку со знакомыми детям иг-

ками (детям видны только части игрушек). 1. Дидактическая игра «Узнай игрушку по части» Дети узнают игрушку по части, называют её (грузовик, заяц, медведь, кукла и др.). Педагог достает по очереди игрушки из коробки и предлагает поиграть. 2. Дидактическая игра «Дорисуй веревочку грузовику» К цветному изображению машины нужно дорисовать фломастером веревочку. 3. Педагог поощряет детей, называет их добрыми помощниками. Выражает уверенность в гоч. что дети знакомы с правилами обращения с игрушками. Дети рассказывают о том, что:

-        игрушки нужно беречь. Их ломать нельзя.

—        Когда игрушкой поиграешь, их нужно убрать на место.

Мишка доволен детьми, потому что они знают правила и всегда их выполняют. А вот |ети, у которых он раньше был, этих правил не знают, и поэтому портят игрушки. Вот и у :ца оторвали ушки.

4.        Дидактическая игра «Подберем ушки для зайца»

Педагог успокаивает медвежонка: не волнуйся, мы подберем твоему другу уши. Педагог вместе с ребятами вспоминают, какой формы уши у зайца? (Овальной). Найдите уши для ~ зайчика (на фланелеграфах — силуэт зайца без ушей: на подносах — уши разной формы и величины — треугольные, круглые, овальные, короткие и длинные).

5.        Дидактическая игра «Собери картинку»

Каждому ребенку предлагают разрезную картинку, состоящую из двух —четырех частей. Если ребенок испытывает затруднения, ему предлагают образец. По окончанию работы мишка благодарит детей.

Дети уносят игрушки со стола педагога и размещают их по своим местам, затем называют их месторасположения.

Итог. Педагог хвалит детей за правильные ответы и хорошую работу на занятии.

Занятие № 9 «Разные дома» Программное содержание:

1.        Дать детям понятие «одноэтажный», «двухэтажный» дома, закрепить название частей
дома, их месторасположение.

2.        Уточнить соотносить форму частей дома с эталоном формы.

  1. Учить использовать сенсорные эталоны при определении формы предметов.
  2. Закрепить в памяти последовательность строительства домов.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись; фланелеграфы по количеству детей; наборы деталей к игре «Выложи теремок», макет «Одноэтажный дом», атрибуты к игре-драматизации «Теремок».

Ход занятия

Организационный момент. Педагог обращает внимание детей на макет одноэтажного дома, предлагает рассмотреть.

1. Просит найти и показать вначале окна, затем дверь, крышу и определить их форму (с опорой на эталон).

— Для чего нужна крыша, где она расположена?

Аналогично рассматривают все остальные детали. —        Как вы думаете, кто может жить в этом доме? (Люди.)

2.        Дидактическая игра «Строим теремок»

Педагог предлагает построить теремки из геометрических фигур (на фланелеграфах для игрушечных зверьков). Теремок будет двухэтажный, с крышей, окнами и дверью.

Из геометрических фигур дети выкладывают скачала 1-й этаж, затем 2-й этаж, крышу, окна, двери (с уточнением названия детали и проговаривают, на какие геометрические фигуры похожи эти части дома).

3.        Этюд «Строим дом»

Дети и педагог изображают действиями, как они «собирают» дом из бревен, переносят их, складывают друг на друга.

Педагог радуется вместе с детьми, говорит, какие все дружные — построили большой, просторный дом, похожий на теремок. И приглашает детей отправиться в сказку «Теремок». Дети надевают атрибуты с изображением героев из сказки, начинается игра.

4.        Игра-драматизация «Теремок»

В конце игры дети и педагог под веселую музыку пляшут, потому что их теремок не сломал медведь — всем места хватило.

Итог. Педагог хвалит детей за правильные ответы и хорошую работу на занятии.

Приобщение ребенка к труду взрослых

Воспитывать интерес к труду взрослых, привлекая их внимание к работе помощника воспитателя, повара, шофера, папы, мамы, детей старшего возраста. Воспитывать желание помогать им.

В наблюдениях выделять основные трудовые процессы и их порядок выполнения (няня моет посуду, пол, окна, меняет полотенца; повар варит суп, жарит картофель, котлеты, печет пирожки). Видеть качество труда взрослых (моют чисто, делают старательно, красиво). Уметь благодарить взрослых за заботу о детях. Упражнять детей в посильной помощи взрослым: принести, подать, подержать, убрать на место. Создавать условия для посильного участия детей в труде взрослых.

Учить пониманию значения труда взрослых в детском саду и воспитывать бережное отношение к результатам труда взрослых.

Примерные конспекты коррекционных занятий

Занятие № 1 «Мы лечим наших кукол» Программное содержание:

  1. Воспитывать интерес детей к работе врача детского сада.
  2. Учить выделять основные трудовые процессы во время наблюдения.
  3. Упражнять детей в оказании посильной помощи взрослым.

Оборудование: ножницы, бинты, йод, термометр, зеленка, витамины, чемоданчик для медицинских инструментов, куклы с перевязанными руками и ногами.

Ход занятия

Организационный момент. Специально созданная игровая ситуация: сидят на стульчиках игрушки с перевязанными ручками и ножками.

Педагог задает детям вопрос, что случилось с нашими игрушками? Как можно им помочь? Выслушивает ответы детей и делает вывод, что нужно полечить кукол.

—        Кто же нам поможет? (Дети рассказывают о том, что в детском саду их лечит врач,
медицинская сестра выполняет его назначения).

  1. Все направляются в медицинский кабинет, обращаются с просьбой о помощи к врачу и медицинской сестре.
  2. Дидактическая игра «Соберем медицинские инструменты»

В специальный чемоданчик дети укладывает необходимые инструменты и витамины, медицинская, сестра объясняет, для чего они нужны. Градусник нужен для измерения температуры. Шпатель нужен для осмотра горла. Трубочка (фонендоскоп) для прослушивания.

3.        Дети возвращаются в группу. Врач и медицинская сестра подходят к больным куклам.
Во время наблюдения за деятельностью врача и медицинской сестры дети выделяют и называ
ют основные трудовые процессы: врач осматривает больных, назначает лечение; медицинская
сестра угощает детей витаминами, готовит отвары из трав, взвешивает детей и измеряет их
рост и т. д. (После осмотра врач и медицинская сестра предлагают помочь им в лечении
надевают на одного из детей белый халат, медицинский колпак, предлагают вымыть руки,
уточняя для чего это нужно делать).

Дидактическая игра «Лечим кукол»

Медицинская сестра предлагает ребенку подать ей разные инструменты и витамины, правильно называя их. Затем каждый ребенок будет помогать медицинской сестре.

Педагог объясняет, чтобы не болеть, нужно принимать витамины. Просит помочь ей разложить «витамины» в коробочки по цвету.

4.        Дидактическая игра «Разложи витамины»

На столе лежат коробочки 4-х основных цветов. На подносе у ребенка — разноцветные шарики. Задача — разложить по цвету «витамины» — шарики.

В конце занятия врач и медицинская сестра угощают детей витаминами.

В конце занятия можно проводить врача и медицинскую сестру в кабинет.

Педагог обращает внимание детей на запахи медицинского кабинета. Медицинская сестра знакомит детей с оборудованием и содержанием кабинета. Дети соотносят запахи с предметами, медикаментами, травами.

Итог. Педагог хвалит детей за правильные ответы и хорошую работу на занятии.

Занятие № 2 «В поварята я пойду — пусть меня научат» Программное содержание:

  1. Продолжать знакомить детей с трудом повара детского сада.
  2. Учить выделить основные трудовые процессы и порядок их выполнения поваром.
  3. Учить понимать значение труда повара в детском саду.
  4. Учить использовать сохранные анализаторы при ознакомлении с объектами. Оборудование: кухонный инвентарь, кухонная посуда, тесто, формочки, магнитофон,

аудиокассета (либо видеомагнитофон, видеокассета с записью мультфильма «Кем быть»).

Ход занятия

Организационный момент: прослушивание отрывка стихотворения В. Маяковского «Кем быть» (аудиозапись) или просмотр мультфильма «Кем быть?» (отрывок) в видеозаписи.

1.        После просмотра всех ребят приглашают на кухню детского сада.

Педагог предлагает детям по запаху определить, что готовится на кухне. Дети угадывают, а повар показывает готовый продукт и предлагает детям попробовать (запеканка, омлет, каша).

2.        Повар приглашает гостей пройти к столу, чтобы показать, из чего будет сварен суп.
(Вниманию детей предлагают овощи, а ребенок должен их назвать).

Повар уточняет, что прежде чем положить овощи в кастрюлю, их нужно обязательно помыть, почистить, нарезать на доске (показ поваром обработки овощей). Когда овощи готовы к варке, их складывают в кастрюлю и варят суп.

Педагог комментирует действия повара: Овощи режут на деревянной доске. Посмотрите, как красиво и быстро работает повар.

3.        После наблюдения педагог и дети возвращаются в группу. Педагог предлагает детям
вспомнить все действия повара и поиграть в
дидактическую игру «Что сначала, что
потом».

Дети с помощью картинок составляют алгоритм действий повара при приготовлении супа.

  1. Педагог напоминает детям, что повар готовит для всех детей детского сада (варит суп и кашу, тушит овощи, жарит котлеты), работает быстро, старательно, чтобы дети в детском саду были сыты. Предлагает детям испечь для повара вкусное печенье из теста — разной формы и величины, с помощью формочек, уточняя форму и величину печенья.
  2. Дети выкладывают печенье на противень. Педагог относит печенье на кухню детского сада. Испечённым печеньем угощают детей и сотрудников.

Итог. Педагог хвалит детей за правильные ответы и хорошую работу на занятии.

Наблюдения на улице

Организовать небольшие экскурсии вокруг детского сада, в ближайший парк, лес, по

улицам города (поселка).

Наблюдения за людьми, их поведением на улице.

Наблюдение за движением машин.

Наблюдение на остановке за автобусом, троллейбусом.

Обучение детей ходьбе по тротуару парами.

Наблюдение за движением людей на переходе.

Дать детям понятие о том, что, когда едут машины, люди стоят и ждут.

Наблюдение за огнями светофоров, научить называть их: красный, желтый, зеленый.

Выделять звуки на улице, ориентироваться на них, учить детей подражать этим звукам в

процессе непосредственного наблюдения, восприятия и в играх.

Примерные конспекты коррекционных занятий

Занятие № 1 Экскурсия «Вокруг садика пойдем, все увидим, все найдем» Программное содержание:

  1. Организовать экскурсию вокруг детского сада, обратить внимание на то, как красива природа осенью.
  2. Развивать зрительные функции (цветовосприятие)  — закрепить посредством игры желтый, красный, зеленый цвета.
  3. Развивать слуховое внимание.

Ход экскурсии

1.        Перед прогулкой педагог читает стихотворение М. Авдеевой «Разноцветный парк» и
приглашает детей полюбоваться осенней природой.

Придя на место экскурсии (участок детского сада, парк детского сада) педагог обращает внимание детей на красоту разноцветной листвы, отмечает яркость ее расцветки и разнообразие красок.

Приглашает детей походить по листве, которая лежит на земле, чтобы услышать шуршание сухих листьев.

Дети вместе с педагогом вспоминают, что летом листья у всех деревьев были зелеными, уточняет, бывают ли осенью зеленые листья.

2.        Дидактическая игра «Найди по цвету листья».

Педагог предлагает детям найти сначала зеленые листья, уточняя название деревьев и кустарников — у яблони и сирени осенью зеленые листья, у березы и клена — желтые листья, красные листья — у осины и рябины.

3.        Педагог предлагает детям походить по дорожке из гравия, асфальту, по листьям Во
время ходьбы проговорить и сравнить свои ощущения. (Когда идешь по гравию слышно как
камешки трутся друг о друга, когда идешь по асфальту нога не проваливается, слышен стук
каблучков, когда идешь по листьям, слышно их шуршание.

3. Подвижная игра «Солнышко и дождик».

Вместе с детьми вспоминаем, что осенью бывает разная погода: и солнечная, и дождливая. Педагог уточняет у детей, как можно спастись от дождя (под зонтом), предлагает детям спрятаться под зонтиком. Засияло солнышко — дети гуляют по участку, собирают опавшие листья, при сигнале «дождик» дети прячутся под зонтиком педагога.

Итог. В конце прогулки педагог предлагает побегать по опавшим листьям, послушать, как они шуршат под ногами, собрать красивые осенние букеты для украшения группы.

Занятие № 2. Экскурсия к пешеходному переходу (лучше проводить экскурсию, когда все дорожные обозначения обновлены) Программное содержание:

  1. Наблюдать за движением людей на переходе — дать детям понятие о том, что когда едут машины, люди стоят и ждут.
  1. Познакомить детей с дорожным знаком «Пешеходный переход».

3. Развивать зрительное и слуховое внимание.

Ход экскурсии

Перед прогулкой педагог приглашает детей отправиться в необычное путешествие — к пешеходному переходу, уточняет знание детей о переходе, о его назначении.

На улице педагог объясняет детям, что существует специальная дорожка для пешеходов, она называется тротуар. По тротуару ходят взрослые и дети, их называют пешеходами — они ходят пешком. Педагог уточняет, где ездят машины. Около пешеходного перехода всегда стоит знак. Он показывает водителю, что следует остановиться и пропустить пешеходов. Этот знак квадратный, синего цвета, на нем нарисован человечек. На проезжей части дороги нарисованы белые полоски. Это и есть пешеходный переход.

Педагог предлагает постоять и понаблюдать за поведением людей на переходе, они спокойно переходят улицу на зеленый сигнал светофора, не бегут, не толкают друг друга. А водители автомобилей пропускают пешеходов, остановившись перед переходом.

Исходя из условий, возможна экскурсия к светофору или к подземному переходу, который находится около детского сада.

Итог. В конце экскурсии педагог уточняет знания детей о пешеходах, о переходе. В группе с помощью детей оборудуют уголок по правилам дорожного движения.

Ребенку о нем самом

Упражнять детей в назывании своего имени, фамилии. Называть и показывать слева и справа части своего тела (руки, ноги, уши, глаза). Упражнять детей в игре с зеркалом (наблюдать за собой, видеть и называть цвет глаз, волос, детали прически: бантик, косичка).

Учить детей красиво улыбаться, говорить ласковые слова, следить за своим отображением в зеркале и понимать мимику.

Учить детей красивым манерам общения с окружающими, вызывать детей на сопереживание и сочувствие к окружающим людям, животным и растениям. Упражнять детей в дидактических играх по познанию свойств своего тела: «Посмотрим глазками и увидим здесь игрушки: красные, зеленые; веселые лица в зеркале, найдем тех, кто грустит, и развеселим», «Поиграем с пальчиками: куда спрятались пальчики, позовем куклу пальчиками, пошлем кукле воздушный поцелуй, пальчики у нас веселые (танец пальчиков) и др.». Игра с ножками: «Ножки топают (бегут, прыгают, лежат и т. д.)».

Учить детей безопасному движению в пространстве с опорой на зрение и сохранные анализаторы. Игры: «Наши ушки слышат, где играет музыка, там мы будем петь, и танцевать», «Мы слышим запах еды, там кухня» и т. д. Развивать сенсорные способности детей в процессе различения признаков и свойств предметов, воспринимаемых зрением, слухом, обонянием, осязанием и др.

Примерные конспекты коррекционных занятий

Занятие № 1 «Дружат в нашей группе девочки и мальчики» Программное содержание:

  1. Закреплять знания детей о внешних особенностях девочек и мальчиков, учить сравнивать и делать простейшие выводы.
  2. Упражнять в назывании своего имени и фамилии.

3.        Учить красивым манерам в общении друг с другом и с окружающими.
Оборудование: два больших листа ватмана, фломастеры, куколки «мальчик», «девочка»

и детали для выкладывания кукол, магнитофон, аудиозапись веселой музыки.

Ход занятия

Организационный момент. Педагог сообщает детям, что в детский сад пришла посылка. Знакомит детей с её содержанием. В посылке два больших листа бумаги, фломастеры, две куклы (мальчик и девочка), детали для выкладывания кукол.

1. Педагог предлагает детям на своих листочках выложить из деталей куклу-девочку Вику, а сама рисует на большом листе, проговаривая названия частей куклы.

  • Я рисую, а вы выкладываете головку, волосы (дети выбирают из трех предложенных причесок одну для девочки)
  • Выкладываем кукле шею, затем туловище (напоминает детям, что туловище овальной формы)
  • Посмотрите, у Вики есть руки, а у вас есть руки? У руки есть ладошка, на ней 5 пальчиков (выкладывают руки в верхней части туловища).
  • Еще у Вики есть две ноги. Посмотрите на свои ноги (выкладывают ноги у куклы).
  • Покажите, какие у вас веселые ручки, как они хлопают, а ножки умеют весело топать. ( Дети хлопают и топают в такт музыки).

2.        Педагог обращается к детям с вопросом, какую одежду носят девочки? (Платье, сара
фан, юбочку, кофту)

Дети одевают (накладывают) кукле платье.

—        Какое красивое у Вики платье — красное с ягодками. (Педагог рисует и проговаривает
совместно с детьми).

—        Какие красивые носочки у куклы на ногах. Посмотрите на туфельки, какого они
цвета?

- Вот какую красивую куклу по имени Вика я нарисовала, а вы выложили у себя на листочках. Какая замечательная девочка получилась.

  1. Педагог говорит детям, что Вика — девочка, у неё красное платье и красивый бант. У нас есть еще девочки в группе? Выходите, назовите себя. (Я — девочка Маша, моя фамилия Иванова и т. д.)
  2. По аналогии рисуют и выкладывают куклу-мальчика Диму.

—        Мы нарисовали и выложили двух кукол. Какая из них мальчик, а какая — девочка?
Как вы догадались? (Дети называют, а педагог помогает и напоминает о признаках отличия.)

Педагог собирает детей вокруг себя, просит взяться за руки, улыбнуться друг другу. Мы все дружные, веселые ребята. (Все мальчики и девочки весело поют и пляшут под веселую музыку).

Итог. Педагог хвалит детей за правильные ответы и хорошую работу на занятии.

Занятие № 2 «Водичка, водичка, умой мое личико...» Программное содержание:

  1. Учить детей правильно мыть руки и лицо.
  2. Учить соблюдать последовательность действий в процессе умывания.
  3. Приучать умываться аккуратно, не замачивая рукава одежды. В туалетной комнате соблюдать порядок.
  4. Развивать зрительно-поисковую деятельность.

Оборудование: посылка с мылом и полотенцем, письмо Мойдодыра, тазик с водой, кукла, схема-алгоритм «Последовательность умывания», магнитофон, аудиокассета с записью разговора двух кукол.

Организационный момент. Педагог предлагает детям послушать отрывок из стихотворе-ния А. Барто «Девочка чумазая». После прочтения педагог выясняет, можно ли про детей в группе сказать, что они «чумазые».

1.        Педагог рассказывает детям о том, что когда утром она вошла в группу, то услышала
интересный разговор. Хотите его послушать (включает магнитофон). Звучит диалог двух ку
кол, - одна из которых рассказывает, что она не любит умываться, что у нее грязное лицо,
руки, шея. Педагог предлагает детям найти неумытую куклу и научить ее умываться.

2.        Дети ходят по группе, внимательно ищут неумытую куклу, приносят ее педагогу.
Рассматривают куклу, рассказывают, что у неё грязные руки, шея, лицо.

Педагог обращается к детям с вопросом: что же мы будем делать с этой замарашкой? Выслушивает ответы детей, уточняя можно ли отмыть грязь только водой? (Предлагает куклу умыть только водой, вся грязь не смывается. Дети и педагог говорят о необходимости использования мыла для умывания.)

3.        Стук в дверь. Почтальон принес посылку. Педагог вместе с ребятами открывает ее, сверху
лежит письмо от Мойдодыра: «Здравствуйте, детишки! Вчера я проходил мимо детского
сада и увидел в окне неумытую куклу. Она всем игрушкам говорила, что не любит умы
ваться. Я вас очень прошу — научите, пожалуйста, ее быть аккуратной. Посылаю вам в
подарок «полотенце пушистое» да «мыло душистое». Ваш друг Мойдодыр».

Дети рассматривают предметы из посылки, уточняя их назначение.

  1. Педагог выставляет на мольберт схему-алгоритм как правильно нужно умываться, и все вместе устанавливают последовательность умывания
  2. Одному из детей педагог предлагает умыть куклу, ребенок моет ей сначала руки, затем лицо и шею. Возможные комментарии педагога: Сначала сделаем из пены «белые перчатки», затем смоем пену водой, вот руки стали чистыми. Теперь умоем лицо водой, чтобы было чистое. Обязательно помоем шею. Кукла была не умытой, а теперь она чистая и красивая.
  3. Педагог приглашает детей вместе с куклой пройти в умывальную комнату и вымыть руки. Дети вспоминают последовательность действий с помощью схемы-алгоритма.

Кукла благодарит детей за то, что научили ее умываться.

Итог. Педагог хвалит детей за правильные ответы и хорошую работу на занятии.

Занятие № 3 «Помогите, ушки, мне...» Программное содержание:

  1. Уточнить знания детей об основной функции ушей — слышать звуки.
  2. Развивать способности в различении на слух звучания разных предметов.
  3. Формировать интерес к разнообразию звуков.
  4. Закреплять знание основной гаммы цветов (красный, желтый, зеленый, синий).

Оборудование: карточки с изображением предметов (барабан, бубен, птица, погремушка, колокольчик), игрушки (слон, собака, кошка), два домика, цветная дорожка из картона разных цветов.

Ход занятия

Организационный момент. Дети и педагог заходят в группу, педагог обращает внимание на разноцветную дорожку.

1.        Стук в дверь. Входит слоненок: «Меня зовут Фантик. А вас как зовут?» — Дети по
очереди называют свои имена. — «Я услышал, что вы разговаривали о цветной дорожке. Это
дорожка не простая, а волшебная, звуковая. Если встать на цветную клавишу, можно услы
шать какой-нибудь звук. Хотите, я погуляю на этой дорожке?»

2.        Педагог предлагает встать Фантику, на красную клавишу.
Слоненок не знает где она.

Педагог предлагает детям найти нужную клавишу (ребенок и слоненок встают на красную клавишу). Раздается звук барабана.

—        Что вы услышали? (Звук барабана). Педагог подает картинку с изображением барабана
ответившему ребенку. (Аналогично — с остальными клавишами — желтой, зеленой, синей —
звучат звуки колокольчика, погремушки, птицы).

3.        Слоник благодарит детей за помощь, спрашивает их, с помощью чего они услышали
звуки? Дети говорят, что им помогали ушки. Слонёнок приглашает пойти в гости к своим
друзьям. (Дети, педагог и слоненок подходят к домикам).

Педагог интересуется, кто здесь живет? Как можно узнать? (Нужно постучать в дверь). Из домика раздается: «Гав-гав!»

  • Кто это? (Собака).
  • Как вы догадались? (Услышали, как лает).

Собака выходит из своего домика и здоровается с детьми.

—        Давайте познакомимся. Меня зовут Тобик. Давайте будем дружить.

Затем педагог приглашает детей подойти к следующему домику. (По аналогии — знакомство с кошкой Муркой).

4.        Дидактические игры «Кто позвал», «Где звучит», «Громко — тихо»

Педагог выясняет у детей, с помощью чего можно услышать много различных звуков.

  1. — А чтобы ушки хорошо слышали. За ними надо ухаживать. — Педагог показывает и объясняет, как нужно чистить уши (ватным тампоном чтобы не поранить их).
  2. Педагог и дети прислушиваются к звукам и слышат, что слоник плачет, потому что устал. Педагог выясняет, как можно успокоить слоника.

Дети говорят ему красивые, ласковые слова. Фантик успокаивается и прощается с детьми.

Итог. Педагог хвалит детей за правильные ответы и хорошую работу на занятии.

Занятие № 4 «Что могут наши глазки?» Программное содержание:

  1. Формировать у детей навыки ухода за глазами, и очками.
  2. Учить детей замечать, определять и называть цвет глаз.
  1. Развивать зрительное внимание; зрительно поисковую деятельность, знакомить с возможностями зрения.

Оборудование: кукла в очках, предметные картинки с изображением пирамидки, матрешки, машины, кубика, мячика.

Ход занятия

Организационный момент. Стук в дверь. Педагог вносит в группу куклу Знайку в очках.

1.        Знайка здоровается с детьми, сообщает, как его зовут и предлагает отгадать загадку:

Оля смотрит на кота, На картинки-сказки, А для этого нужны Нашей Оле... (глазки).

2.        Педагог предлагает детям посмотреть друг другу в глаза и определить цвет глаз, их
количество, расположение.

  • Для чего нужны глаза?
  • Что могут видеть ваши глазки?

Детям предлагают игровые упражнения: «Далеко — близко», «Высоко — низко», «Узнай цвет, форму, величину»

Педагог обобщает ответы — глаза нужны, чтобы смотреть, видеть, замечать цвет предметов, их величину, форму; узнать далеко находится предмет или близко и т. д.

3.        Знайка предлагает проверить, зоркие ли глаза у детей. Просит найти игрушку, нарисо
ванную на картинке. Дети с картинками перемещаются по групповой комнате, находят игруш
ки и приносят на стол.

Дидактическая игра «Что изменилось»

Знайка выясняет у детей, знают ли они, как правильно ухаживать за глазками Выслушивает ответы, обобщает их и рассказывает о том, как нужно правильно умываться, как мыть глазки, чтобы они лучше видели. (Нужно тщательно промывать внутренние уголки глаз, напомнить детям о правилах ухода за очками.)

4.        Педагог предлагает поиграть в игру «Кто как умывается» (по показу педагога этюд-
пантомима «Умываются котята, и щенята, и ребята»).

Педагог спрашивает у Знайки, как глазки отдыхают. Знайка рассказывает, как полезен сон, свет для глаз, как можно дать отдых глазам — сесть с закрытыми глазами и спокойно посидеть, можно поморгать, как бабочка крыльями легко машет.

Педагог предлагает детям и Знайке сделать упражнение для глаз, чтобы они отдохнули .

Итог. Педагог хвалит детей за правильные ответы и хорошую работу на занятии.

Занятие № 5 «Вот какие наши зубки» Программное содержание:

1. Дать детям знания о необходимости ухода за зубами.

  1. Учить детей самостоятельно чистить зубы полоскать рот после еды. При появлении зубной боли обращаться к взрослому за помощью.
  1. Развивать у детей память, внимание.

Оборудование: кукла Доктор Пилюлькин, чемоданчик, зубная щетка, зубная паста, ста-вчики по количеству детей, карточки с изображение полезных и вредных для зубов продукте, раздаточные карточки с изображением тех же продуктов.

Ход занятия:

Организационный момент. Стук в дверь. Педагог вносит куклу Доктора Пилюлькина.

1.        Кукла здоровается с ребятами.

- Я пришел поговорить с вами о зубах. Знаете, для чего людям нужны зубы? (Ответы ►тен). Доктор Пилюлькин обобщает ответы.

2.        Пилюлькин рассказывает детям: «Зубки наши молодцы, они много трудятся, когда вы
тшаете. А что вы любите кушать?» — Педагог стимулирует ответы детей, помогает им.

Пилюлькин рассказывает, что есть пища полезная для зубов и неполезная. Полезны мо-

очные продукты -   кефир, творог, молоко, сметана, сыр, и, наоборот, неполезные — сладо-

ян и мучное: конфеты, пряники, печенье, торты и т. д. (выставляет картинки с изображени-

ми продуктов на мольберт, вверху — полезные, внизу неполезные). Уточняет с помощью

тей. где находятся полезные продукты, а где неполезные. Пилюлькин предлагает детям

вйти на карточках продукты, приносящие пользу зубам, и обвести их фломастерами.

Дидактическая игра «Найди полезные продукты»

Пилюлькин хвалит детей за то, что они знают, какие продукты нужны зубам.

3.        Доктор предлагает рассказать о том, как еще можно и нужно ухаживать за зубами,
бобщает ответы детей и предлагает заглянуть в его чемоданчик, где лежат зубная паста и

»у6ная щетка. Пилюлькин показывает последовательность чистки зубов, уточняя направления

к

оижения (можно использовать схему-алгоритм). (Предоставить возможность детям почистить зубы с опорой на алгоритм.)

Доктор Пилюлькин предлагает детям чистить зубы после каждого приема пищи, тогда ж-жду зубами не будут скапливаться остатки пищи и зубы будут здоровы. Если нет зубной щетки и зубной пасты, можно прополоскать рот теплой водой.

Пилюлькин приглашает детей пройти в умывальную комнату и учит правильно полоскать ■бы. Дети под руководством педагога полощут зубы.

4.        Пилюлькин рассказывает ребятам, что иногда зубы начинают болеть. Объясняет, что в
том случае нужно сообщить взрослым (воспитателям или родителям), которые вместе с ма
лышом обратятся в больницу к доктору, и он обязательно вылечит зубки, которые заболели.

Педагог и дети благодарят Доктора Пилюлькина и улыбаются ему, показывая свои красивые зубки.

Итог. Педагог хвалит детей за правильные ответы и хорошую работу на занятии.

Занятие № 6 «Доброе утро, расческа!» Программное содержание:

1.        Воспитывать у детей навыки пользования расческой и ухода за ней.

2.        Учить выполнять действия по алгоритму (чистить щеткой расческу и промывать её).

Оборудование: кукла с длинными волосами, расческа для куклы, расчески по количеству детей, щетки, мыло, тазики с водой, картинки с изображением мыла, щетки, машин--:;•.. кубики и т. д., раздаточные карточки к игре «Подбери расческу», алгоритм ухода за расческой).

Ход занятия

Организационный момент. Дети садятся на стульчики, поставленные вокруг стола, на котором сидит кукла Таня.

1. Педагог обращает внимание детей на внешний вид куклы, выясняет, почему она непричесанная. Таня объясняет, что у нее испачкалась расческа. Педагог просит детей помочь Тане.

Дети подсказывают, что расческу надо мыть.

2.        Дидактическая игра «Подбери предметы»

Педагог предлагает выбрать предметы, необходимые для ухода за расческой, объясняя их назначение, а затем картинки, соответственно предметам.

3.        Педагог показывает и рассказывает детям и кукле, как правильно ухаживают за рас
ческой. Затем показывает письмо от Мойдодыра с картинками для алгоритма по уходу за
расческой.

Дети раскладывают картинки, соблюдая последовательность в алгоритме.

4.        Педагог рассказывает детям о правилах гигиены. Он объясняет, что у каждого челове
ка должна быть личная расческа, храниться она должна в определенном месте, пользоваться
чужой расческой не рекомендуется.

Педагог с помощью детей причесывает куклу, одновременно рассказывая, как это надо делать. Обращает внимание детей на опрятность Тани.

Дети со своими расческами подходят к зеркалу и начинают причёсываться

5.        Дидактическая игра «Подбери расчески куклам по цвету» (Для куклы в красном
платье — красную расческу и т. д.).

Итог. Педагог хвалит детей за правильные ответы и хорошую работу на занятии.

Занятие № 7 «Наши пальчики играют» Программное содержание:

  1. Дать детям знания о том, что каждая часть тела выполняет определенные функции (пальцы держат, прижимают, рисуют и т. д.).
  2. Познакомить с названиями пальцев.

3.        Развивать мелкую моторику, внимание.
Оборудование: бумага, набор «Гуашь» для каждого ребенка.

Ход занятия

Организационный момент. Педагог начинает занятие с загадки:

Твои помощники — взгляни — Десять дружных братцев, Как славно жить, когда они Работы не боятся. И, как хороший мальчик, Послушен каждый... (пальчик).

  1. Педагог говорит с детьми о том, какую роль в нашей жизни играют руки. Объясняет, что по мере того, как человек растет, меняется размер и форма его рук, ладоней.
  2. Дидактическая игра «Давай померяемся»

Педагог предлагает померить и сравнить руку взрослого и ребенка.

Педагог и дети рассматривают пальчики, пересчитывают их, на каждой руке по пять пальцев, вспоминают и называют каждый пальчик (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец).

3.        Дидактическая игра «Собери колечки».

Во время игры большой палец соединяется с указательным, средним и мизинцем (по очереди левая и правая рука, потом две руки одновременно).

Педагог предлагает выполнить детям различные движения пальчиками:

•• сжать пальцы в кулачок;

■• разжать пальцы;

■• постучать кончиками пальцев по столу;

•• «поиграть на пианино».

4.        Игровые упражнения: «Обведи пальчиком по контуру», «Узнай на ощупь»
Педагог обобщает и уточняет, что могут делать пальчики.

В рисовании пальчики главные помощники (держат карандаши, кисточки). А еще пальчики могут рисовать самостоятельно. Педагог предлагает детям обмакнуть пальчики в любую краску и нарисовать:

  • горох,
  • дождь, бусы,
  • пушистый снег.

В конце занятия педагог и дети рассматривают работы и устраивают выставку. Педагог подводит детей к выводу, что пальцы - главные помощники людей. Итог. Педагог хвалит детей за правильные ответы и хорошую работу на занятии.

Занятие № 8 «Тон, топ, топает малыш» Программное содержание:

  1. Закреплять знания детей о частях тела человека.
  2. Дать знания детям о том, какие функции выполняют ноги человека.
  3. Учить следить за чистотой ног.

Оборудование: картинка с изображением бегущей девочки — демонстрационная, раздаточные карточки с изображением мальчика, девочки, птички, лягушки, кошки, лошади, разрезанные на две части по горизонтали — на каждого ребенка.

Ход занятия

Организационный момент. Педагог показывает картинку, на которой изображена бегущая девочка. Вместе с детьми рассматривает ее. Предлагает послушать про девочку стихотворение:

Оля весело бежит К речке по дорожке, А для этого нужны Нашей Оле ... (ножки).

1.        Педагог просит ребят посмотреть на свои ножки.

  • Сколько их у вас?
  • Правильно, у вас по две ножки. Одна — правая, а другая — левая. Поднимите, пожалуйста, правую ножку. Опустите, а теперь левую.
  • На ногах есть пальцы, найдите их, покажите, походите на пальчиках.
  • На ногах есть пятки, найдите их. Покажите, походите на пяточках.

2.        — Хотите узнать, что умеют наши ножки? Наши ножки умеют скакать и прыгать.
Этюд
«Мы поскачем на лошадке»

«Приготовились, ребятки, мы поскачем на лошадке» (дети скачут по кругу, имитируя движения лошади).

Наши ножки не только прыгают и скачут, но и весело шагают (согласно тексту, длина шагов увеличивается, уменьшается): «Большие ноги идут по дороге, маленькие ножки идут по дорожке».

Игровые упражнения: «Измерь ногами расстояние», «На чем стоишь» (песок, гравий, трава)

3.        Дидактическая игра «Соедини картинки правильно

Необходимо к верхней части картинки подобрать соответствующую нижнюю.

4.        Наши ноги трудятся — ходят, бегают, прыгают. Они очень устают. Хотите научиться
ухаживать за ногами?

Обязательно вечером, перед сном, надо мыть ноги с мылом, ополаскивать теплой водой и вытирать полотенцем, а потом ложиться спать. Ведь наши ножки отдыхают, когда мы отдыхаем.

Педагог предлагает детям снять обувь и полежать на ковре, послушать спокойную музыку, пусть ножки отдохнут, а вы им помогите — сделайте массаж. Звучит спокойная музыка, дети снимают обувь и, закрыв глаза, лежат на ковре.

Итог. Педагог хвалит детей за правильные ответы и хорошую работу на занятии.

Занятие № 9 «Я самый красивый» (игры с зеркалом) Программное содержание:

  1. Упражнять детей в игре с зеркалом (наблюдать за собой, видеть и называть цвет глаз, волос, детали прически и т. д.).
  1. Учить детей красиво улыбаться, говорить ласковые слова.

3.        Учить детей следить за своим отображением в зеркале и понимать мимику и жесты.
Оборудование: кукла, зеркало для куклы; зеркала по количеству детей, картинки с изоб
ражением различного настроения (улыбка, смех, сердитый, плачущий).

Ход занятия

Организационный момент. Педагог обращает внимание детей на куклу и уточняет, что у куклы в руках. (Зеркало)

Выясняет у детей, что можно увидеть в зеркале, если в него заглянуть. Приглашает послушать, о чем говорит кукла, смотрясь в зеркало.

1.        Кукла смотрится в зеркало и описывает свой внешний вид.   ■
Педагог от лица куклы рассказывает, одновременно показывая на кукле:

  • У меня красивые, длинные волосы, коричневого цвета (гладит куклу по волосам).
  • Мои глаза большие, выразительные, голубого цвета. (Педагог показывает детям, как кукла закрывает и открывает глаза.)
  • На мне одето красное платье в белый горошек с пышной юбкой. (Педагог демонстрирует платье куклы.)

2.        Кукла приглашает детей подойти к своим зеркалам, стоящим на столиках, и посмот
реться в них.

Дети рассматривают себя в зеркале и рассказывают о себе (с помощью педагога).

  1. Кукла хвалит детей за их рассказы и наблюдательность и предлагает поиграть в игру «Угадай настроение» — рассмотреть карточку, назвать настроение и с помощью зеркала изобразить данное настроение на лице (или игры «настроение», «цвет»). Дети должны обозначить карточки с изображенными эмоциями по цвету, например, к положительным эмоциям - красный кружок, к отрицательным — зеленый.
  2. Кукла приглашает детей найти самое большое зеркало и посмотреться в него. Она выясняет настроение детей и предлагает улыбнуться друг другу.

Итог. Педагог хвалит детей за правильные ответы и хорошую работу на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия по формированию сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения в младшей группе «Путешествие по страничкам волшебной книги»

В гости к детям приходит Мишка (игрушка) из мультфильма «Маша и медведь» и приглашает их в гости в сказочный лес. Попадая в лес, детям предлагается попутешествовать по страничкам «во...

Конспекты занятий по пространственной ориентировке для детей с нарушением зрения в младшей группе

Содержание требований программы по разделу«Ориентировка в пространстве», примерное тематическоепланирование, конспекты занятий для дошкольниковпервого года обучения...

конспекты занятий по пространственной ориентировке для детей с нарушением зрения в средней группе

Содержание требований программы по разделу«Ориентировка в пространстве», примерное тематическоевторого года обучения...

Конспекты занятий по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в подготовительной группе

Конспекты занятий по развитию зрительного восприятия для дошкольников четвертого года обучения...

Конспекты занятий по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения в средней группе

Содержание требований программы,примерное тематическое планирование,конспекты занятий для детей второго года обучения...

Конспекты занятий по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения в старшей группе

Содержание требований программы,примерное тематическое планирование,конспекты занятий для детей третьего года обучения...

Коспекты занятий по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения в подготовительной группе

Содержание требований программы,примерное тематическое планирование,конспекты занятий для детей четвертого года обучения...