Формирование навыков словообразования у дошкольников
статья по логопедии по теме

Барковская Любовь Евгеньевна

Формирование процессов словообразования у дошкольников с использованиес произведений устного народного творчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_navykov_slovoobrazovaniya_u_doshkolnikov.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование процессов словообразования у дошкольников .

Работая в детском саду и проводя ежегодные обследования состояния речи дошкольников, мы обращаем внимание на то, что за последние годы резко возросло число детей, имеющих тяжелые речевые нарушения. Если раньше в группе детей, посещающих массовый детский сад, детей с общим недоразвитием речи насчитывалось 20-30%, то сейчас их число может доходить до 80%.

Общее недоразвитие речи представляет собой проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, т.е. словарного запаса; грамматики, т. е. изменения слов по родам, числам, образования слов при помощи приставок, суффиксов и т.д.; фонетики, т.е. произношения звуков.

Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с элементами нарушений тех или иных компонентов. В связи с этим общее недоразвитие речи подразделяют на несколько уровней, которые характеризуются следующими отклонениями речевого развития.

ОНР I уровня - активный словарь ребенка находится в зачаточном состоянии, лепетные слова замена предмета действием и наоборот. значение слов неустойчиво, отсутствует фразовая речь, не сформирована способность воспроизводить слоговую структуру слова. Грубо нарушено звукопроизношение.

ОНР II уровня – характеризуется начатками общеупотребительной речи. Дети используют в общении простые по конструкции или искаженные фразы, владеют обиходным словарным запасом. Обозначают в речи названия предметов, действий, признаков. Дети могут отвечать на вопросы, с помощью взрослого беседовать по картине, рассказать о семье.

Однако анализ  высказываний показывает, что развитие речи таких детей резко отстает от нормы. Дети пользуются только простыми предложениями, не знают и не употребляют слова, обозначающие части тела, животных, мебели и т.д. они не знают многие цвета, формы, размеры предметов. В  речи детей большое количество аграмматизмов, пропуски предлогов, нарушение согласования слов. Речь носит контекстный характер, употребляются словосочетания бытового характера, которые  ребенок часто слышит. Грубо нарушено звукопроизношение и слоговая структура слов. Не могут овладеть звуковым анализом и синтезом из-за недостаточности фонематического слуха.

ОНР III уровня – появляется фразовая речь, но с большим количеством аграмматизмов. Дети постоянно нуждаются в помощи взрослых, которые вносят в их речь соответствующие пояснения. Звуки могут произноситься правильно в изолированном виде, но в речи звучат нечетко. Проявляются ошибки при воспроизведении слоговой структуры сложных слов. Повторяя слова за взрослым правильно, в самостоятельной речи дети могут пропускать или переставлять слоги.

Активный словарь значительно беднее, чем у сверстников с нормальной речью: дети не могут назвать целый ряд предметов, хотя в пассивном словаре имеют  нужные значения. Дети часто заменяют название предмета названием его части, действие - другим, близким по смыслу словом. У детей затруднен фонематический анализ и синтез, они допускают ошибки в образовании слов и при их согласовании.  

ОНР IV уровня – недостаточно внятная, выразительная речь, нарушения конструкции предложения-пропуски или замены союзов и предлогов. Словарный запас близок к возрастной норме, однако дети допускают ошибки при употреблении существительных во множественном числе, с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Отмечаются ошибки при воспроизведении сложных слов в самостоятельной речи. Имеются  нарушения звукопроизношения.

Недоразвитие речевой функции не является изолированной и влияет на развитие всех процессов. У детей с ОНР отмечаются недостаточная устойчивость внимания, снижение памяти, особенно в плане речевого материала. Для многих детей характерно некоторое отставание в развитии мышления, двигательной сферы, а особенно мелкой моторики рук.

Поэтому коррекционное воздействие  при ОНР заключается не только в исправлении нарушений речи, но и в развитии ребенка в целом, формирование всех его функций и сторон.

В условиях нашего дошкольного учреждения нам приходиться работать с детьми, имеющими разные уровни недоразвития речи, но как правило у старших дошкольников это ОНР Ш или IV уровней.

Проводя обследования этой категории дошкольников, мы отмечаем все описанные выше трудности речевого развития, и проводим всестороннюю их коррекцию.

Основным направлением нашей работы мы сделали обучение дошкольников навыкам правильного словообразования, поскольку нами было выявлено, что даже самые простые виды образования новых слов - при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов вызывают затруднения у детей 5-6 лет.

Объект нашего исследования – дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Предметом исследования являются нарушения процессов словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Формирование процессов словообразования при нормальном ходе речевого развития.

В ходе речевого развития ребенок постепенно овладевает законами словообразования. Это происходит в основном в период от 2 до 8 лет. При этом наблюдаются определенные возрастные своеобразия. Так, например, при образовании притяжательных прилагательных ребенок сначала не учитывает чередований согласных звуков в корне слова, а стремится полностью сохранить его первоначальную основу. Отсюда и получается, что у верблюда голова «верблюдья», у медведя – «медведья». Эти случаи ошибочного словообразования можно рассматривать как «умные ошибки», поскольку в целом здесь все же соблюдаются основные закономерности языка.

Характерное для детей раннего возраста «словотворчество» при нормальном ходе речевого развития также протекает с  учетом основных закономерностей языка. Например, по аналогии со словами «водопроводчик», «электрик» ребенок образует слово «газочник». Или, видя закрытый пакет, говорит «распакетить» – по аналогии с «раскрыть».

Согласно периодизации А.Н. Гвоздева, в возрасте пяти – шести лет дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится всё меньше.

А.Н. Гвоздев отмечает: «Достигаемый к школьному возрасту уровень овладения родным языком является очень высоким. В это время ребёнок в такой мере овладевает всей сложной системой грамматики, включая самые тонкие действующие в русском языке закономерности синтаксического и морфологического порядка, а также твёрдое и безошибочное использование множества стоящих особняком единичных явлений, что усваиваемый русский язык становится для него действительно родным. И ребёнок получает в нём совершенное орудие общения и мышления».

Практической грамматикой дошкольники уже овладели, ошибки могут оставаться в употреблении форм, являющихся исключениями: несклоняемые существительные и др.

Формирование навыков словообразования у детей с нарушениями речевого развития.

Дети с отклонениями в речевом развитии с большим трудом овладевают правилами образования новых слов, что приводит к задержке пополнения словарного запаса ребенка. Самый простой вид словообразования – это образование новых слов при помощи уменьшительных суффиксов. При нормальном развитии речи он начинает усваиваться уже на втором году жизни. Однако старшие дошкольники, имеющие недоразвитие речи,  при выполнении заданий на этот простейший вид словообразования допускают такие ошибки: куклочка или кукленок, вместо куколка, грибик вместо грибок и др.

Большие затруднения испытывают дети при образовании относительных, притяжательных прилагательных : сумка из кожи – кожная, кожевая; голова лошади – лошная, лошадья или лошанная. Все ответы выходят за рамки «возрастных своеобразий»  речи.

Очень характерно для детей с задержками речевого развития и то, что при выполнении заданий они очень долго думают, перебирают разные варианты, но в большинстве случаев так и не находят правильного ответа. Это лишний раз говорит об имеющихся у этих детей трудностях в подборе нужных слов, об отсутствии в их словаре многих из них.

Этапы логопедической работы по формированию словообразования.

Первый этап – закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

Существительные

Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к- , -ик-, -чик-.

Глаголы

Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида; возвратных и невозвратных глаголов.

Прилагательные

Образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-.

Второй этап – работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

Существительные

Образование:

- уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -оньк-, -еньк-, -ышек-, -ышк-;

- существительных с суффиксом -ниц- (сахарница);

  • существительных с суффиксами -инк-, -ин- (пылинка,  

     виноградина).

Глаголы

Глаголы с приставками в-, вы-, на-.

Глаголы пространственного значения с приставкой при-.

Прилагательные

Образование:

  • притяжательных прилагательных с суффиксом -и- без  

    чередования (лисий);

  • относительных прилагательных с суффиксами -н-, -ан-, -ян-, -

     енн-;

  • качественных прилагательных с суффиксами -н-, -ив-, -чив-, -

    лив-.

Третий этап – уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

Существительные

Образование названий профессий.

Глаголы

Глаголы пространственного значения с приставками с-, у-, под-, за-, под-, пере-, до-.

Прилагательные

Образование:

- притяжательных прилагательных с суффиксом -и- с чередованием (волчий);

- относительных прилагательных с суффиксами -ан-, -ян-, -енн-;

- качественных прилагательных с суффиксами –оват-, -еньк-.

Игра «Назови ласково»

Логопед предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, её можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.

В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, шкафчик и др.).

Игра «Покажи на картинке»

Логопед предлагает детям показать на картинке, где действие уже совершено, а где оно совершается:

Мыла – вымыла,                         вешает – повесила,

Умывается – умылся,                 стирает – постирала.

Игра «Ералаш»

Используются картинки с изображением животных, разрезанные на три части. Детям раздаются части разрезанных картинок. На доску выставляется одна из частей какой-либо картинки, например изображение туловища животного. Дети находят у себя изображения других частей (головы, хвоста). Они должны правильно назвать, чья это голова, хвост или ноги: «У меня на картинке лисий хвост». Затем из частей дети составляют целое изображение животного.

Игра «Что для чего?»

Логопед предлагает детям назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло).

Затем задаёт вопросы, где хранятся эти предметы (хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице).

После названия предмета дети кладут его в ту емкость, в которой он хранится.

Далее логопед предлагает детям ещё раз прослушать эти слова и определить общую часть. При этом логопед подчёркивает голосом (интонирует) суффикс -ниц-.

Дифференциация глаголов с приставками (по картинкам).

а) в импрессивной речи.

Логопед называет слова, обозначающие действия, дети должны показать соответствующую картинку.

Входит – выходит

Подлетает – отлетает

Подходит – отходит

Влетает – вылетает

б) в экспрессивной речи.

Логопед предлагает детям назвать действия по картинкам, а затем придумать предложения с этими словами.

Развивая у детей навыки словообразования мы широко используем  в своей работе такой материал, как устное народное творчество.

Художественное устное слово играет большую роль в жизни детей. Колыбельные песни, потешки, пестушки, шуточные песни, забавные сказочки входят в жизнь ребенка, радуют, развлекают, утешают, учат его задолго до того, как он прочитает свою первую книжку. Считалки, скороговорки, игровые припевки, дразнилки – неотъемлемая часть детского быта.

Знакомство человека с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности, богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений.

Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средствами человеческого общения – речью. Овладевая речью ребенок получает ключ к познанию мира природы, вещей, человеческих отношений.  Гениальный творец языка и величайший педагог – народ  создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального  и нравственного развития. Сопровождая работу с детьми словами песенок, потешек, мы приучаем их вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл.

Язык народных произведений лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их различия. Слова, различные по смыслу, но отличающиеся друг от друга лишь одним звуком / пальчик – мальчик / то стоят совсем рядом, то рифмуются, и это подчеркивает особенности каждого из них. Своевременное развитие фонематического слуха, формирование способности улавливать тонкие звуковые различия помогают детям овладеть правильным звукопроизношением.

Большинство произведений устного народного творчества создавались в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их четкость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками народ отбирал, хранил и передавал из уст в уста эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания, дети легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаются пользоваться им в своей речи.

Работая с детьми с ОНР, мы придаем особое значение использованию малых форм фольклора, которые, несмотря на небольшой объем, несут в себе важное для детей содержание.

Произведения народного творчества  в работе с детьми, имеющими нарушения речи, следует рассматривать как равнозначное средство в ряду других средств развития речи.  В работе мы используем следующие формы устного народного творчества : загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, потешки, прибаутки.

Загадки существовали во все времена, в том или ином виде, в различных профессиях и ритуалах. Загадка являлась «тайным языком», уберегающим гот злых сил. С ее помощью испытывали мудрость находчивость человека. Загадки являлись уроками народной мудрости, представлений, позволяющими детям в развлекательной форме усвоить знания, добытые многими поколениями, учили наблюдательности.  И в настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство обучения и воспитания детей.

Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадки обогащают словарь, помогают увидеть вторичное значение слов ( например «идти» может не только человек, но и часы ). Загадки расширяют представления детей о возможностях переносного употребления слова. Под влиянием загадок у ребенка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Это совершенствует не только языковую подготовку ребенка, но и успешно развивает его мыслительные способности.

Такие произведения устного народного творчества, как потешки содержат большое количество слов, образованных различными способами словообразования. Это и существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, и названия детенышей животных, и приставочные глаголы, и различные виды прилагательных.

Шла лисичка по мосту,

Несла вязанку хворосту.

Выстроила баньку,

Искупала Саньку.

Посадила в уголок,

Дала сладкий пирожок.

Закатилось красно солнышко

За темные леса.

В лесу пташки приумолкли,

Все расселись по местам,

По ракитовым кустам.

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок.

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли съесть

Или Машеньке отнесть?

- Я и сам укушу,

Да и Машеньке снесу.

Сел на ветку снегирек,

Брызнул дождик, он промок.

Ветерок подул слегка,

Обсушил нам снегирька.

Применяя в работе потешки, мы приучаем детей вслушиваться в текст и находить слова, звучащие ласково или “грубо”, выделять названия детенышей животных, дифференцировать глаголы с разными приставками, а затем и применять их в собственной речи.

 С того время как мы стали использовать на занятиях фольклор, дети стали более раскрепощенными, они не бояться говорить, более интенсивно выполняют задания, стараются запомнить речевой материал и перенести его в общение со своими сверстниками.

                       СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. От 1 до 5 с чудесами по пути.   С-Пб 2001

  1. Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль 2002

  1. Дошкольное воспитание № 3,8,9,12/99 / Л.Стрельцова. Учите детей родному языку.

  1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодаление общего недоразвития речи у дошкольников. М.1990

  1. Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова.  Формирование лексики и  

     грамматического строя у дошкольников с общим      

     недоразвитием речи.  С-Пб. 2001

  1. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М.1987

  1. Миронова С.А. Развитие речи детей на логопедических занятиях. М.1991

  1. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. СПб.1996

  1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.2004

  1. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А.,  Чиркина Г.В. Основы  

        логопедии. М.1989


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы на тему "Формирование навыка словообразования у дошкольников с задержкой психического развития с использованием демонстрационного материала регионального содержания"

 Данный опыт работы и представленные в нем игры и упражнения могут использоваться в практической деятельности учителями-логопедами и воспитателями логопедических групп при формировании у д...

Упражнения на формирование навыков словообразования у дошкольников

Данные упражнения позволяют решить следующие задачи:1. Расширять и активизировать словарный запас. 2. Продолжать учить произносить слова сложной слоговой структуры. 3. Развивать слуховое вни...

Использование интерактивной доски в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи

  Комплекс игр адресован для логопедов и воспитателей. Предназначен для проведения работы по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей с общим недоразвитием ...

Формирование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Процесс словообразования у дошкольников с ОНР сформирован недостаточно. Применение специально разработанных методов развития словообразования у детей дает возможность углубить работу по коррекции рече...

Консультация для воспитателей Формирование навыков словообразования у дошкольников на примере родственных слов.

Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования, так как по мере развития словообразования словарь ребенка быстро обогащается за счет производных слов....

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

При формировании навыков словообразования, главная задача заключается в уточнении значения наиболее продуктивных форм словообразования, дифференциации их по значению и звуковому оформлению, проводится...


 

Комментарии

Спасибо за предоставленный материал! Использую в работе!