Консультация для воспитателей Формирование навыков словообразования у дошкольников на примере родственных слов.
консультация на тему

Хайбуллина Альфия Мирсаитовна

Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования, так как по мере развития словообразования словарь ребенка быстро обогащается за счет производных слов.

         Под словообразовательной системой понимают элементы, из которых состоят слова, значимые единицы слова (корни, приставки, суффиксы, окончания), их роль в словопроизводстве; а  так же законы  по которым одни  слова (производные) мотивируются другими (производящими).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodstvennye_slova.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования, так как по мере развития словообразования словарь ребенка быстро обогащается за счет производных слов.

         Под словообразовательной системой понимают элементы, из которых состоят слова, значимые единицы слова (корни, приставки, суффиксы, окончания), их роль в словопроизводстве; а  так же законы  по которым одни  слова (производные) мотивируются другими (производящими).

Известно, что у детей с нормальным речевым развитием, даже без специального обучения, с самого раннего возраста идёт активное усвоение способов словообразования, что подтверждается интенсивностью словотворчества. Постепенно, к концу дошкольного детства, у детей возникает критическое отношение к своей речи, речевой самоконтроль, стремление говорить правильно, “чувство языка”.

Согласно исследованиям, у дошкольников  с системным речевым  недоразвитием отмечаются выраженные, стойкие нарушения в овладении языковыми механизмами словообразования.

В развитии логического мышления и памяти ребенка в осмысливании семантических связей между словами, в обогащении активно используемой ребенком лексики, в подготовке к ощущению, а затем и осознанию состава слова огромную роль играет словообразование родственных слов.

При этом целесообразно использовать ассоциативную методику. Необходимо привлечь детей к активному участию в процессе словообразования.  У ребенка должна быть мотивация его стремления понять смысл слова: узнать, как называется заинтересовавший его предмет или новое явление. Когда у ребенка есть мотивация, он готов к тому, чтобы усвоить данное слово и затем использовать его в своей речи.

        Речевого материал для работы над родственными словами рекомендуются использовать на занятиях по определенным лексическим темам (т е представлять их детям «семьями»): Фрукты. Сад. Осень. Рыбы. Цветы.

Важно придерживаться алгоритма работы по обучению детей понятию «родственные слова». Предлагаемые задания имеют разную степень сложности, они подбираются в зависимости от уровня развития детей.

В процессе лексико-грамматических игр и упражнений с родственными словами перед детьми раскрывается богатство родного языка и его выразительных средств. Дети усваивают значительное количество новых слов, новые грамматические формы и те смысловые оттенки, которые связаны с изменением формы слов. Одновременно с этим дети учатся употреблять новые слова в своей речи, составлять с ними словосочетания и предложения.

     Эффективно используется на практике следующая последовательность ознакомления детей с родственными словами:

  • занимательные стихи, рифмованные тексты, загадки, помогающие раскрыть тему в доступной для детей форме
  • наблюдения, которые подводят детей к осознанию родственных слов в тексте
  • упражнения в определении родственных слов в тексте
  • упражнения на группировку родственных слов и самостоятельный их подбор

- упражнения, направленные на использование родственных слов детьми в собственной речи (например, составление предложений с заданными словами, пересказ текстов, составление рассказов).

Дети подводятся к пониманию того, что многие слова могут иметь «родственников». Слова – родственники не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу.

В процессе всей работы с текстами нужно стараться всемерно подчёркивать смысловое родство выделенных в них слов, чтобы ребёнок смог его почувствовать. В дальнейшем нужно брать любые родственных слов, широко используя при этом наводящие вопросы. Например: другие «близкие» ребёнку слова и упражнять его в подборе к ним

Давай мы с тобой подберём родственные слова к слову МОРОЗ.

  • Если мороз небольшой, лёгкий, как его можно назвать?.. (морозец)
  • Поздней осенью начинаются небольшие… (заморозки)
  • Что делает мороз?.. (морозит)
  • На морозе можно уши и нос… (отморозить)
  • Реки и озёра зимой… (замерзают)
  • Иногда вода в них насквозь… (промерзает)
  • Какая бывает погода во время мороза… (морозная)
  • А как в это время бывает на улице?.. (морозно)
  • Какая камера для замораживания продуктов есть в холодильнике?.. (морозильная)
  • Замороженные продукты потом… (размораживают)
  • Что очень вкусное делают из замороженных сливок?.. (мороженое)

После нескольких подобных упражнений ребёнку предлагается самостоятельно подбирать родственные слова к заданному или выбранному им самим слову. Наводящие вопросы нужно в этом случае задавать лишь после того, как он полностью закончит подбор «доступных» ему слов. Можно не сомневаться в том, что в результате таких упражнений ребёнок довольно быстро поймёт сам принцип подбора родственных слов и овладеет этим навыком на доступном его возрасту уровне.

Построенная по такому принципу строгая система заданий и упражнений позволяет добиться необходимого коррекционного эффекта при ознакомлении старших дошкольников с родственными словами. Работа над родственными словами способствует уточнению значений слов, нормированию процессов словообразования, выделению морфем в слове и соотнесению их со значением, морфологическому анализу слова. Речь ребенка становится богаче и выразительнее.

Игры и упражнение на образование родственных слов:

“Третий лишний”

беседа – беседка – соседка;

дача – удача – дачник;

космос – космонавт – косматый;

лес – лестница – лесничий;

честный – чесночный – чеснок;

левый – лев – налево;

водичка – водитель – водяной;

рисунок – рис – рисовать;

слеза – слезла – слезинка;

желток – железо – жёлтый;

циркуль – циркач – цирк.

2.”Родня ли Гусеница Гусю?”

– Вы кто такие?

– Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты кто?

– А я ваша тётка – Гусеница.

Петя написал: гусь, гусыня, гусята, гусеница.

 Алёша сказал, что гусеница – не родственное слово остальным словам.

А Петя возразил:

– Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово.

Кто же прав?  Почему?

3. “Весёлые рифмы”

Слов на свете нам не счесть,

В каждом слове корень есть.

Чтобы грамотно писать,

Надо корень выделять.

Так же как и у кустов,

Корень слова есть у слов.

Лес – лесок, лесной, лесник.

Цвет – цветной, цветок – цветник.

Будь внимательным к словам,

Отыщи в них корень сам:

Лётчик, самолёт, полёт.

Ледяной, ледовый, лед.

Ходит, выходка, ходы.

Трудовой, трудись, труды.

Белый, беленький, белить.

Водяной, вода, водить.

Лист, лиса, лисёнок.

Горный, горка, городок.

Пёс, песочный и песок.

Где слова родные,

Однокоренные?

4.”Снежная сказка”

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут снег снегурки.

           (С.Погореловский.)

Найдите в стихотворении слова-родственники.

5.”Как растут слова”

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым.

Был он только словом.

Это слово – слово-корень –

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада.

Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод.

С ним садовник идёт.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

                     (Е.Измайлов.)

6. “Чудо-деревья”

Вырастите эти  “чудо - деревья”. Назовите слова, которые у вас получились.

7. ”Загадки”

а) Ягоды, фрукты, сваренные в сахаре;

б) мастер по приготовлению пищи;

в) помощник повара;

Какая общая часть в словах  варенье, повар, поварёнок?    (-вар-)

а) Сказочное существо, которое живёт в воде;

б) работник водного транспорта;

в) люди, работающие под водой.

Какая общая часть в словах  водяной, водник, подводник?  (-вод-).

8. Кроссворд “Горка из родственных слов”

– средство для катания зимой по снегу;

– след, оставляемый лыжами;

– горка для катания на лыжах;

– человек на лыжах;

– девочка на лыжах.

Игра «Цепочка слов» или «мнемодорожка» : дети образуют родственные слова с помощью вопросов, записывают элементами мнемотехники, составляют рассказ.

Слова: снег, снежинки, снежный сугроб, снеговик, снегурочка, снежки, снегири, подснежник.

Рассказ «Зима». Зимой выпал белый пушистый снег. Лёгкие и узорные снежинки падали на землю и образовывали снежные сугробы. Дети вышли на улицу и стали лепить снеговика. Кто-то слепил красивую Снегурочку. Кто-то играл в снежки. На заснеженные деревья прилетели красногрудые снегири. Весной, когда снег растает, появятся первые цветы - подснежники.        

            Таким образом, в процессе работы по словообразованию решаются коррекционные задачи: уточнение и расширение пассивного и активного словарного запаса за счет развития практических навыков словообразования родственных слов, развиваются мыслительные способности детей, так как вырабатывается привычка задумываться над значением слова, закладывается основа для орфографически-грамотного письма.

Список литературы.

  1. Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к частям 1 и 2.– М.: «Баласс», 1999. – 144 с.
  2. Коноваленко В.В. Родственные слова. Лексико – грамматические уп-ражнения и словарь для детей 6 – 8 лет. Выпуск 1. Пособие для педагогов. – М.: Издательство ГНОМи Д, 2004. – 24 с.
  3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и граммататического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: «Союз», 2001. – 224 с.
  4. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 112 с.

МАДОУ комбинированного вида д/с «Сказка» г. Баймак

Консультация для воспитателей

Формирование навыков словообразования

у дошкольников на примере родственных слов.

                                                                 Учитель-дефектолог:

                                                              Хайбуллина А.М.

                                                                                              25.10.16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников»

Главная задача дошкольного учреждения является создание условий, которые способствуют формированию и укреплению здоровья детей. Средством реализации этой задачи является формирование культуры здоровог...

Консультация для воспитателей "Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через интеграцию современных образовательных технологий".

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном во...

Консультация для воспитателей "Формирование навыков здорового образа жизни"

Консультация для воспитателей «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников»...

Консультация для воспитателей "Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников"

Консультация для воспитателей «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников»...

Консультация для воспитателей «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников через игру»

У детей с нарушениями речи в силу объективных причин к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому коррекционная работа по перемещению вн...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Главная задача дошкольного учреждения является создание условий, которые способствуют формированию и укреплению здоровья детей. Средством реализации этой задачи является формирование культуры здоровог...