Обучение творческому рассказыванию детей с ОНР III уровня
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Система работы, перспективное планирование по обучению детей творческому рассказыванию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение творческому рассказыванию старших дошкольников с ОНР III уровня.

    К творческому рассказыванию относят придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания, логически построенным сюжетом и соответствующим языковым оформлением. Творческое рассказывание занимает особое место  в формировании связной речи детей дошкольного возраста, играет важнейшую роль в развитии словесно-логического мышления, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем.

Обучение данному виду рассказывания приобретает особое значение как в плане речевого и познавательного развития детей с общим недоразвитием речи, так и развития их творческих возможностей с учетом задач полноценной подготовки к обучению в школе. Овладение навыками творческого рассказывания знаменует собой переход на качественно новый уровень речемыслительной деятельности, максимально способствует приближению ребенка к тому уровню связной речи, который требуется ему для перехода к учебной деятельности.

    Формирование навыков творческого рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи  III уровня представляет значительные сложности.

Старшие дошкольники с  ОНР III уровня испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательного развития выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания (составление небольшого рассказа на заданную тему) подменяется пересказом знакомого детям текста.

Это определяет необходимость проведения систематической работы со старшими дошкольниками с ОНР III уровня,  направленной на формирование у них навыков рассказывания с элементами творчества.

Руководствуясь желанием глубже изучить проблему формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня на занятиях по обучению творческому рассказыванию и пути ее решения, я определила основные направления  работы.

Тема: «Обучение творческому рассказыванию детей с ОНР III уровня»

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Изучение литературы

Результат

Сентябрь

Развитие общего внимания и понимания речи. Составление предложений из 3 слов. Понятие «слово» и «предложение».

Родительское собрание «Особенности речевого развития детей с ОНР и ФФН. Задачи первого периода обучения»

Совместное планирование работы, составление сетки занятий на новый учебный год.

ГлуховВ.П.

Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР»

Дети умеют составлять трехсловные предложения.

У них сформированы понятия «слово» и «предложение»

Октябрь

Пересказ текста, составленного по демонстрируемому действию.

Индивидуальные консультации «Работа по заданию логопеда в домашних условиях». Посещение инд. занятий.

Характеристика детей после обследования логопеда: диагноз, здоровье, индивидуальные особенности ребёнка.

Направление индивидуальной работы с детьми

Изучение опыта работы воспитателей по данной теме

(методический каб.)

Дети умеют пересказывать простой текст, сост. по демонстрацион. действию

Ноябрь

Пересказ короткого рассказа с использованием опорных картинок на магнитной доске

Консультации «Роль игровых упражнений в развитии связной монологической речи детей»

Развитие творческих способностей на музыкальных занятиях.

Изучение периодической литературы

Дети пересказывают рассказ с опорой на картинки

Декабрь

Составление рассказов по серии сюжетных картинок.

Родительское собрание «Итоги первого периода и задачи второго периода обучения детей»

Работа над развитием связной речи на занятиях по ИЗО деятельности»

Глухов В.П. «Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР»

Дети умеют определять последовательность сюжетных картинок и составлять по ним рассказ.

Январь

Составление рассказа по аналогии

Посещение инд. логопедических занятий по (желанию или приглашению логопеда) Рекомендации «Как научить ребёнка пересказывать текст»

Консультации «Система подготовительных упражнений, направленная на формирование навыков рассказывания с элементами творчества»

Изучение опыта работы логопедов по данной теме.

Дети умеют составлять рассказ по аналогии

Февраль

Придумывание продолжения и завершения рассказа.

Консультация «Некоторые вопросы организации обучения ребёнка рассказыванию с элементами творчества в семье»

Консультация «Проведение различных видов творческих занятий во 2 половине дня»

Селиверстов В.И.

Гриншпун Б.М.

«Развитие коммуникатив- ных умений и навыков  у дошкольников в процессе лог.работы над связной речью»

Дети умеют составлять продолжение и завершение рассказа.

Март

Составление творческого рассказа по опорным словам на предложенную тему.

Родительское собрание «Задачи III периода обучения детей с ОНР и ФФН. Итоги II полугодия.

Подготовка и драматизация сказки к празднику 8 марта.

Изучение периодической литературы по теме.

Дети умеют составлять рассказ по опорным словам  на предложенную тему

Апрель

Составление рассказа по картине с проблемным сюжетом.

«День открытых дверей»- посещение родителями фронтальных логопедических занятий.

Совместная подготовка и проведение «Дня открытых дверей»

Анализ изученной литературы

Дети умеют составлять рассказ по картине с проблемным сюжетом.

Май

Творческое рассказывание на заданную тему.

Диагностика.

Индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностики.

Анализ диагностики, подведение итогов работы, выводы.

Анализ изученной литературы, выводы и рекомендации.

Дети владеют навыками творческого рассказывания на заданную тему

На различных этапах работы использовались следующие виды творческих заданий.

Схема 1

Рассказывание по картинкам

Придумывание названия к картине (серии картин)

Игры –упражнения на воспроизведение элементов содержания картины

Упражнения на составление предложений по данному слову с учетом содержания картины

Разыгрывание действий персонажей картины

Составление завязки

к

изображенному действию

Составление рассказа

по серии

картин

Схема 2

Описание предметов

Игра – упражнение «Узнай, что это?»

Описание предмета по собственному рисунку

Описательные рассказы (используя игровые ситуации)

Схема 3

Пересказ

Игры- инсценировки

(на сюжет пересказа)

Упражнения на моделирование сюжета пересказа

Рисование на тему пересказа с последующим составлением рассказа

Восстановление «деформированного» текста с последующим составлением пересказа

Составление творческих пересказов (замена действующих лиц, места действия, изменение времени действия)

        Коррекционное обучение предполагает тесную взаимосвязь в работе всех педагогов. В работу включаются следующие подготовительные упражнения, проводимые логопедом совместно с воспитателем.

  1. Лексические упражнения:
  1. Подбор определений, эпитетов, сравнений для словесной характеристики предметов;
  2. Подбор к слову, обозначающему предмет, соответствующих ему наименований действия и наоборот;
  3. Подбор синонимов и антонимов к словам, обозначающим предметы и их свойства, различные действия;
  4. Подбор родственных слов, вариативных по значению.

  1. Лексико-грамматические  упражнения:
  1.  Дополнение предложений нужным по смыслу словом;
  2. Составление предложений по данным словам.

  1. Упражнения для развития «поэтического слуха», например, подбор рифмующихся слов к незаконченной стихотворной фразе.

  1. Игры-упражнения:
  1.  На узнавание предмета по его описанию (на основе сопоставления и анализа перечисленных признаков);
  2. На отгадывание загадок об игрушках, различных предметах, животных и др. коллективное придумывание загадок по аналогии.

       Во второй половине дня воспитателем используются по рекомендации логопеда следующие виды работ:

  1. Игры-драматизации на сюжет пересказываемого произведения;
  2. Упражнения в моделировании пересказываемого сюжета (с помощью картинного панно, наглядной схемы);
  3. Рисование на тему пересказываемого произведения с последующим составлением рассказов по выполненным рисункам;
  4. Игра-упражнение «Узнай, что это?» (узнавание предмета по указанным его деталям, отдельным составным элементам);
  5. Составление описания предмета по собственному рисунку;
  6. Использование игровых ситуаций при составлении описательных рассказов.

     В занятия по обучению рассказыванию по картинкам включаются следующие виды творческих заданий:

  1. Придумывание названий к картинке или серии картин, а также к каждому фрагменту-эпизоду;
  2. Игры-упражнения на воспроизведение элементов наглядного содержания картины («Кто самый внимательный?», «Кто лучше запомнил?» и др.);
  3. Упражнение в составлении предложений по данному слову с опорой на картинку;
  4. Разыгрывание действий персонажей картины (игра-драматизация с использованием пантомимы и др.);
  5. Придумывание продолжения к действию, изображенному на картинке (серии картин);
  6. Восстановление пропущенного звена при составлении рассказа по серии картин;
  7. Игра-упражнение «Угадай-ка!»: дети восстанавливают содержание изображенного фрагмента картинки, закрытого экраном.

В структуру занятий по обучению составления рассказа на заданную тему рекомендуется включать:

  1. Беседу-обсуждение предложенной темы (активизация и уточнение имеющихся у детей представлений, связанных с темой рассказа);
  2. Коллективное составление плана будущего рассказа;
  3. «направляющие» указания к составлению рассказов (дети должны определить место, время действия, основных персонажей; дается установка, как можно начать рассказ и т.д.);
  4. Обсуждение и анализ детских рассказов (по аудиозаписи или видеофильму) ;
  5. «домашние задания»: пересказать родителям составленный на занятии рассказ, придумать другие рассказы на эту же тему.

      Родителям необходимо объяснить значимость данной работы, предложить задания и упражнения, в процессе которых одновременно совершенствуются навыки ведения диалога и реализуются элементы собственного творчества детей в рассказывании:

  1.  «Кто что делает?», «Кому что нужно?» (применительно к лексическим темам, которые изучались в группе).
  2.  «Подбери родное слово» (о родственных словах и антонимах)
  3. «Расскажи о предмете» (составление словесной характеристики предметов).
  4. «Вставь пропущенное слово» (по тексту).
  5. «Узнай, что это?» (узнавание предмета по указанным его деталям.)
  6.  «Кто лучше запомнил?»

Можно предложить и следующие задания:

  1. отгадывание загадок об игрушках, различных предметах, животных и др.;
  2. выполнение рисунка к предметам и явлениям (совместно с родителями);
  3. выполнение рисунка на тему пересказываемого произведения;
  4. придумывание названия к картинке или серии картинок;
  5. придумывание рассказа на заданную тему (с опорой на образец начала рассказа, вспомогательные вопросы).

       Родителям, работая с детьми, над заданиями  необходимо следить за своей речью и речью детей.

        На всех этапах обучения обращается внимание на такой вид работы, как анализ и обсуждение детских высказываний. При этом отмечаются следующие качества рассказов: полнота и последовательность передачи содержания, смысловое соответствие, удачное использование средств образной выразительности, проявление элементов фантазии. В ходе коллективного обсуждения дети (по замечаниям педагога) вносят дополнения, указывают на допущенные ошибки – в оформлении отдельных высказываний, употреблении слов и словообразований. В результате создаются дополнительные возможности для упражнений на подбор лексем, правильное употребление словоформ и построение предложений.

        В процессе обучения связной речи уделяется внимание использованию просодических средств оформления высказываний (интонационное выделение фраз, слов, несущих основную смысловую нагрузку; смысловые паузы и т.д.). Это способствует эмоциональной передаче детьми текста рассказа, применению средств образной выразительности – эпитетов, сравнений, уменьшительно-ласкательных названий предметов и др. Поощряется использование в речевых высказываниях средств экспрессивно-оценочного характера.

      В ходе целенаправленного и систематичного обучения у детей формируются представления об основных принципах построения связного сообщения: адекватности содержания, последовательности изложения, отражении причинно-следственной взаимосвязи событий. Дети осваивают языковые средства  и речевые навыки, на основе которых возможно построение развернутых высказываний, максимально приближаются к тому уровню монологической связной речи, который необходим для овладения знаниями в период начального обучения в школе.

     

Рекомендации родителям в обучении детей, имеющих речевую патологию, творческому рассказыванию.

Большая  предварительная работа проводимая по различным направлениям совместно с воспитателем, предшествует началу занятий  по обучению составления рассказов с элементами творчества.

Данная работа является сложной и одновременно нужной, для развития связной речи детей.  После того, как логопедом неоднократно проведены логопедические занятия по обучению творческого рассказывания детей и он убедился, что все дети усвоили эту тему, понимают задания предлагаемые педагогом, необходимо, чтобы родители закрепили дома с детьми все изученное (конечно же, постепенно, «от простого к сложному» давая им знания).

Родителям необходимо объяснить значимость данной работы, предложить задания и упражнения, способствующие закреплению изученного, с разъяснением правил и требований  игры: 

- «Кто что делает?», «Кому что нужно?» (применительно к лексическим темам, которые изучались в группе).

- «Скажи другому», «Подбери родное слово» (о родственных словах и антонимах)

- «Расскажи о предмете» (составление словесной характеристики предметов).

- «Подставь пропущенное слово» (по тексту).

- «Узнай, что это?» (узнавание предмета по указанным его деталям.)

- «Кто лучше запомнил?»

В процессе игры одновременно совершенствуются навыки ведения диалога и реализуются элементы собственного творчества детей в рассказывании.

Можно выполнить родителям с детьми и следующие задания:

- отгадывание загадок об игрушках, различных предметах, животных и др.;

- выполнить рисунки к предметам и явлениям (совместно с родителями);

- выполнение рисунка на тему пересказываемого произведения;

- придумать название к картинке или к серии картинок;

- придумать рассказ на заданную тему (с опорой на образец начала рассказа, вспомогательные вопросы).

Родителям, работая с детьми, над заданиями  необходимо следить за своей речью и речью детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием игровой методики Н. А. Козыревой «Теремок сказок»

Актуальность проблемы исследования определяется уникальными возможностями старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако, для форм...

Учебно-тематический план по обучению творческому рассказыванию детей 5-7 лет

Занятия с детьми 5-7 лет по обучению творческому рассказыванию...

Опыт работы на тему: «Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок»

Опыт работы на тему:«Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок»...

Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста как важнейшее средство коммуникации

Ни для кого не секрет, что речь является важной составляющей и одновременно показателем общего развития каждого ребенка. И основы этого развития закладываются именно в дошкольном детстве.Учить ребенка...

«ОБУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ». (сообщение на педсовете)

laquo;Благодаря восприятию в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе»...

Сообщение на семинаре для воспитателей из опыта работы на тему: "Обучение творческому рассказыванию детей в подготовительной группе"

В сообщении представлены различные варианты творческого рассказывания и поэтапная работа с детьми по обучению творческому рассказыванию....