"Авторские пальчиковые игры и упражнения в коррекции фонематических компонентов речи у старших дошкольников"
материал по логопедии (подготовительная группа) по теме

 

Данный вид авторских пальчиковых игр и упражнений заинтересовывает детей, побуждает их проявлять такие качества как: самостоятельность, активность, упорство, творчество. Благодаря этим играм и упражнениям, дети быстрее овладевают процессами фонематического анализа и синтеза, сокращаются во времени автоматизация и дифференциация поставленных звуков, дети начинают читать активнее, идет подготовка руки к письму и многое другое.Авторские пальчиковые игры и упражнения интересны тем, что они очень вариативны и их можно использовать на различных  уровнях развития и коррекции фонематических процессов. Они подчинены алгоритму, поэтому доступны детям, помогают уверенно пользоваться ими и проявлять творчество в создании новых вариаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Авторские пальчиковые игры и упражнения в коррекции

фонематических компонентов речи у старших дошкольников»

Разработано учителем – логопедом  ГДОУ № 51 ВО РОНО г. Санкт – Петербурга

Галашевой Лялией Сабировной

Цели:

  1. Совершенствовать умение концентрировать и распределять свое внимание.
  2. Развитие и совершенствование координации движений мелкой моторики.
  3. Развивать умение согласовывать тонкие движения пальчиков руки с произношением звуков и слогов.
  4. Формировать у детей с ОНР  умение правильно согласовывать тонкие движения пальчиков правой и левой руки.
  5. Гармонизация работы левого и правого полушария головного мозга.
  6. Развитие у детей различных интегративных качеств (чтение и мелкая моторика, автоматизация звуков и тонкие движения пальцев, дифференциация звуков и согласование движений пальчиков обеих рук).
  7. Развитие фонематического слуха.
  8. Подготовка руки к письму.
  9. Повышение скорости и эффективности процессов автоматизации и дифференциации звуков в речи.
  10. Развитие навыков действовать по заданному  алгоритму.
  11. Формирование у детей умения проявлять самостоятельность и творчество при выполнении логопедических упражнений.

Значение тонких движений руки для развития речи.

Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура — еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев».

Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект — это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи — это два. Заряд положительных эмоций — это три. Специальные речевые центры в мозге отличают речь от других звуков, дифференцируют фонемы, стимулирует речевые органы к воспроизведению звуков, осваивают и используют законы образования слов, словосочетаний и предложений, использования грамматических форм и многое другое. Удивительная работа по освоению речи проходит в лабораториях мозга. Но мы вполне можем поспособствовать ей, развивая мелкую моторику рук. Кисти рук — представители речевых центров мозга, при повышении их умелости и ловкости напрямую активизируются речевые функции.

Если рассматривать проекцию всех частей тела в двигательной области мозга, то можно увидеть, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны.

Рука самым тесным образом связана с мозгом, причем связь эта перекрестная - правая рука связана с левым полушарием, а левая рука - с правым.

Невропатологи говорят о том, что развитие речевых зон в обоих полушариях является своего рода страховкой от потери речи в случаях травм черепа, кровоизлияний в мозг и т. д. Если у левши пострадало левое полушарие, он сохраняет речь, поскольку у него и правое полушарие имеет развитые речевые зоны; если же у него пострадало правое полушарие - выручает левое, в котором тоже имеются речевые зоны.

И. П. Павлов высказывал мысль о том, что развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых "центров" в обоих полушариях дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением.

Основой данных методических приемов является соединение движений пальчиков руки с произнесением гласных звуков в строгом алгоритме.

 Берутся гласные звуки, которые стоят после твердых согласных: это А, О, У, Ы, Э. Каждый из этих гласных звуков ассоциируется с определенным пальчиком.  Большой пальчик всегда ассоциируется со звуком «А». Указательный пальчик со звуком «О»,  средний пальчик будет всегда связан со звуком «У»,  безымянный со звуком «Ы» после твердых согласных и со звуком «И» после мягких согласных, а мизинец ассоциируется со звуком «Э».

Чтобы легче было запомнить этот важный алгоритм, детям предлагается сказка.

 «Как гласные поселились в пальчиках»

Пальчики гуляли, а навстречу идет звук «А» (напальчник) и плачет: «АААААА…» Большой пальчик спрашивает: «Почему ты плачешь?» А звук «А» отвечает: « Потому что мне негде жить и не с кем дружить».  Большой пальчик приглашает его жить к себе (на большой пальчик надевается напальчник с изображением буквы А).

Звук «О» охает, его приглашает жить к себе указательный пальчик. Звук «У» удивляется, его приглашает средний пальчик. Звук «Ы» злится, его успокаивает и приглашает безымянный пальчик. Звук «Э» грустит, его жалеет и приглашает к себе жить мизинец.  Звук «Ы» вспоминает, что звук «И» потерялся. Ищет, находит и говорит, что они вместе будут жить в безымянном пальчике, только звук «Ы» будет после твердых согласных, а звук «И» после мягких согласных. На каждый пальчик по очереди надевают соответствующий напальчник. Сказка рассказывается в импровизированном варианте, дети по желанию отвечают на вопросы и берут на себя роль гласных звуков.

Уточняется и закрепляется артикуляция гласных звуков и определенная ассоциация их с пальчиками.

Для этого используется упражнение «пианино». При выполнении упражнения «пианино» соединяем плавное пение или произношение на выдохе гласных звуков с последовательным касанием  подушечек пальчиков по опоре, имитируя игру на пианино:

 А – О – У – Ы – Э

Движения должны быть плавными, красивыми, координированными, с достаточным нажимом подушечек по опоре. Опорой для пальчиков может быть различная поверхность:  стол, бархат, мех, стеклянная или металлическая поверхность, пластилин, ипликатор Кузнецова или Ляпко, что помогает активно массировать нервные окончания подушечек пальцев. Изготовлены специальные пособия для пальчиковых упражнений «пианино». Это аппликация детских ладошек с надписями над каждым пальчиком для закрепления алгоритма положения гласных звуков.

Произносятся или поются гласные звуки, одновременно при этом пальчики выполняют последовательные движения, получается определенный комплекс движения и произношения.

 Сначала упражнение «пианино» проигрывается от большого пальчика к мизинцу, пока дети свободно не овладеют этой последовательностью звуков и движений пальцев.

Затем отрабатываются по два звука при движении двух пальчиков.

А – О (играют большой и указательные пальчики)

О – У (играют указательный и средний пальчики)

У – Ы (средний и безымянный)

Ы – Э (безымянный и мизинец)

Возможны и другие вариации:

А  - О    А – У   А – Ы   А – Э

 Это сочетание движений  большого  пальчика (звук А) с движениями других пальчиков и произношения соответствующих алгоритму звуков.

Э – Ы   Э – У  Э – О, Э – А – мизинец (звук Э) «дружит» с другими пальчиками и звуками.

Можно рассмотреть и такие варианты:

Ы – А, О – У, Э – О, О – Ы

Обратная последовательность «комплекса»

Э – Ы – У – О – А

При соединении одноименных подушечек пальцев, упражнение выполнить легче, чем на горизонтальной плоскости. Когда дети будут хорошо выполнять эти задания можно предложить выполнять их с закрытыми глазами, это многократно повышает интерес.

Для того, чтобы выработалась четкая координация движений, способность к переключению от одного движения к другому, способность безошибочно совмещать движение с произношением, необходимо многократное повторение простых сочетаний. Затем проигрываются по три звука, по четыре звука, пока не отработается четкий алгоритм выполнения комплексов.

А – О – У,  У – Ы – Э,  Э – А – О

Э – Ы – У – О,  У – А – Э – Ы и т.д.

Можно использовать различные движения и манипуляции с пальчиками, кроме упражнения « пианино». Это цепочки из одноименных пальчиков, соединение подушечек с различным нажимом, катание между подушечками бусинки, выполнение щелчков пальчиками одной руки по пальчикам другой, «кивание» пальчиками, загибание их и т. д.

Желательно использовать обе руки, развивая одновременно лево – правостороннюю ориентацию. Играем пальчиками левой руки и поем гласные коротко, а пальчиками правой руки «проигрываем» гласные, растягивая их долго. «Пальчики гуляют» - (пальчики левой и правой руки попарно «ходят» по столу). В пальчиках правой руки находятся веселые гласные, а в пальчиках левой руки грустные гласные. Пальчиками правой руки играем тихо, а пальчиками левой руки - громко. Пальчиками правой – высоко, пальчиками левой – низко, на одной руке произносим гласные вопросительно, на другой руке утвердительно. Эти упражнения можно использовать при выделении гласного на фоне других гласных.

Игры с гласными звуками.

«Покажи домик гласного» (называется любой гласный из набора «пианино», а ребенок показывает пальчик, в котором он живет).  

«Передай настроение звука» (А – грустно, Ы – весело; У – уверенно, Э – испуганно и т. д.).

«Звуки спешат к нам в гости» (произношение, пение гласных с наращиванием голоса от тихого к громкому: А – шепотом, О – тихо, У – чуть громче, Ы – громче, Э – громко)

«Любопытные гласные» (гласные в пальчиках левой руки произносятся с вопросительной интонацией, а гласные правой руки – с утвердительной).

Слогообразование.

Гласные звуки приглашают к себе согласный звук, например «К». Согласный звук может находиться после гласного – это обратные слоги.

 АК – ОК – УК – ЫК – ЭК

 Или перед гласными звуками – это прямые слоги.

 КА – КО – КУ – КЫ – КЭ

 Согласный звук может находиться и перед гласными и после гласных – это закрытые слоги.

КАК – КОК – КУК – КЫК – КЭК

Перед гласными может стоять звук «К», а после гласных любой другой согласный,

кроме звонких согласных, которые оглушаются в конце слова.

          КАН – КОН – КУН – КЫН – КЭН

Звук «К» стоит в стечении с любым другим согласным звуком.

           КХА – КХО – КХУ – КХЫ – КХЭ

Перед гласными стоит любой согласный звук, а после гласных звук, который в данный момент отрабатывается.  

           БАК – БОК – БУК – БЫК – БЭК

Для формирования анализа и синтеза, строим схему слогов из символов перед тем, как произнести их и проиграть на пальчиковом «пианино». Проигрываем на пальчиках все эти слоги по алгоритму произношения гласных звуков.

На втором этапе работы слоги можно давать в неправильной последовательности:

АК – ЭК – УК        КЫ – КУ – КО        КЭК – КАК – КУК       КУН – КОН – КАН

 КХО – КХА – КХЭ        БУК – БЭК – БАК и т.д.

 Вместо звука «К» может быть любой другой согласный звук. Используем обе руки. В левой руке могут «жить» обратные слоги, а в правой руке – прямые слоги. В левой руке – слоги с мягким согласным, а в правой – с твердым согласным.

При этом можно вводить образ буквы. Используются специальные пособия для упражнения « пианино» с буквами.

Превращение слогов в слова.

Играя пальчиками, произносим слоги и образованные от них слова.

СА – СА – СА – САД (большой палец)

СО – СО  – СО – СОК  (указательный палец)

СУ – СУ – СУ – СУП (средний палец)

СЫ – СЫ – СЫ – СЫН (безымянный палец)

СЭ – СЭ – СЭ – СЭР (мизинец)

Этот материал можно использовать и для автоматизации звуков. Использование пособий с буквами помогает одновременно обучать чтению.

Дифференциация парных звонких и глухих согласных звуков на упражнении «пианино».

На пальчиках левой руки «живет» глухой согласный звук, а на пальчиках правой руки  

живет парный звонкий согласный звук. Для проигрывания материала могут использоваться пособия с аппликациями ладошек разного цвета, где над звонкими согласными используется символ.

Левая рука:                                                 Правая рука:

1.ТО      2.ТОК   3.ТОЧ                     1. ДО          2.ДОК          3.ДОЧ

  ТУ         ТУК       ТУЧ                        ДУ             ДУК             ДУЧ

  ТЫ         ТЫК      ТЫЧ                       ДЫ             ДЫК            ДЫЧ

  ТЭ          ТЭК       ТЭЧ                       ДЭ              ДЭК             ДЭЧ

Возможно большое количество вариантов, в зависимости от особенностей детей и состояния их фонематических процессов.

Автоматизация звуков и игра с пальчиками.

Для примера возьмем звук «Л».  Играем пальчиками «пианино», каждый раз произнося автоматизируемый звук.

Л – Л – Л – Л – Л  

Произносим звук в прямых слогах:

 ЛА – ЛО – ЛУ – ЛЫ – ЛЭ

Произносим звук в обратных слогах:

АЛ – ОЛ – УЛ – ЫЛ – ЭЛ

Закрепляем произношение в закрытых слогах:

 ЛАЛ – ЛОЛ – ЛУЛ – ЛЫЛ – ЛЭЛ

Произношение этих слогов возможно в различной последовательности, необходимо следовать алгоритму закрепления гласных звуков:

ЛА – ЛЫ – ЛЭ         ЛО – ЛУ – ЛЭ          ЛЭ – ЛА – ЛЭ

На более поздних сроках автоматизации проигрываем на  «пианино» слоги с различными сочетаниями согласных в стечениях с автоматизируемым звуком. Такие сочетания подбираются индивидуально для каждого ребенка в связи с его проблемами в произношении.

Примеры таких сочетаний:

КЛА – КЛО – КЛУ – КЛЫ – КЛЭ

БЛА – БЛО – БЛУ – БЛЫ – БЛЭ

ШЛА – ШЛО – ШЛУ – ШЛЫ – ШЛЭ  

СЛАЛ – СЛОЛ – СЛУЛ – СЛЫЛ – СЛЭЛ

ЛНА – ЛНО – ЛНУ – ЛНЫ – ЛНЭ

ВЛА – ВЛО – ВЛУ – ВЛЫ – ВЛЭ

ЛАЛАЛ – ЛОЛОЛ – ЛЫЛЫЛ – ЛЭЛЭЛ

ВЛАЛ – ВЛОЛ – ВЛУЛ – ВЛЫЛ – ВЛЭЛ  

Возможны разнообразные сочетания звуков и проигрывание их « на пианино» в различном порядке, неизменным остается только алгоритм расположения гласных звуков. Дети быстро схватывают образец произношения и далее охотно самостоятельно продолжают.

Дифференциация твердого и мягкого звука.

Работают обе руки. Играя пальчиками правой руки, произносим слоги с мягкими звуками, а пальчиками левой руки произносим слоги с твердыми звуками.

 Последовательность пальчиков по алгоритму.

Левая рука:1.ЛА       2.АЛА      3.АЛАЛ           Правая рука: 1.ЛЯ     2. АЛЯ      3. АЛЯЛЬ

          ЛО          ОЛО           ОЛОЛ                                   ЛЁ         ОЛЁ             ОЛЁЛЬ

          ЛУ          УЛУ           УЛУЛ                                    ЛЮ       УЛЮ          УЛЮЛЬ

          ЛЫ         ЫЛЫ         ЫЛЫЛ                                 ЛИ         ИЛИ            ИЛИЛЬ

                   ЛЭ        ЭЛЭ          ЭЛЭЛ                                ЛЕ         ЭЛЕ             ЭЛЕЛЬ

Возможно проигрывание различных слогов для дифференциации, все зависит от индивидуального уровня речевого развития ребенка:

ЛАЛ – ЛЯЛЬ               ПЛАЛ - ПЛЯЛЬ

ЛОЛ – ЛЁЛЬ               ПЛОЛ – ПЛЁЛЬ

ЛУЛ – ЛЮЛЬ             ПЛУЛ – ПЛЮЛЬ

ЛЫЛ – ЛИЛЬ              ПЛЫЛ – ПЛИЛЬ        

ЛЭЛ – ЛЕЛЬ               ПЛЭЛ – ПЛЕЛЬ

Слоги для произношения с использованием обеих рук:

ЛАЛЬ – ЛОЛЬ – ЛУЛЬ – ЛЫЛЬ – ЛЭЛЬ

ЛЯЛ – ЛЁЛ – ЛЮЛ – ЛИЛ – ЛЕЛ

ПЛЯЛ – ПЛЁЛ – ПЛЮЛ – ПЛИЛ – ПЛЕЛ

ВЛЯЛ – ВЛЁЛ – ВЛЮЛ – ВЛИЛ  – ВЛЕЛ  

 

 Дифференциация  звуков через пальчиковые игры «пианино».

Для примера возьмем звуки «Р» и «Л». Проигрывание слогов на макетах разного цвета. Пальчики левой руки играют  слоги со звуком «Р», а пальчики правой руки играют слоги со звуком «Л».Последовательность пальчиков по алгоритму.  

Это прямые, обратные, закрытые слоги:

     РА – ЛА         АР – АЛ          РАР – ЛАЛ            РАМ – ЛАМ          МАР – МАЛ        

     РО – ЛО         ОР – ОЛ          РОР – ЛОЛ            РОМ – ЛОМ          МОР – МОЛ    

     РУ – ЛУ         УР – УЛ          РУР – ЛУЛ            РУМ – ЛУМ          МУР – МУЛ  

     РЫ – ЛЫ        ЫР – ЫЛ         РЫР – ЛЫЛ           РЫМ – ЛЫМ        МЫР – МЫЛ  

     РЭ – ЛЭ          ЭР – ЭЛ          РЭР – ЛЭЛ             РЭМ – ЛЭМ          МЭР – МЭР

Параллельно идет обучение чтению, когда используются пособия с буквами.

Задания можно разнообразить, нарушая последовательность проигрывания.

РО – ЛО   РЫ – ЛЫ      РОР  - ЛОЛ      РЭР – ЛЭЛ        МУР – МУЛ        МАР – МАЛ

Слоги без дифференциации левой и правой руки:

    ЛАР – ЛОР – ЛУР – ЛЫР – ЛЭР

    РАЛ – РОЛ – РУЛ – РЫЛ – РЭЛ

    КЛАР – КЛОР – КЛУР – КЛЫР – КЛЭР

    ВРАЛ – ВРОЛ – ВРУЛ – ВРЫЛ – ВРЭЛ  

Также можно менять последовательность произношения слогов:

КЛОР – КЛЭР          КЛУР – КЛЫР          КЛЭР – КЛУР            КЛЫР – КЛАР        

На последнем этапе работы можно брать сложные сочетания проигрывания одновременно на пальчиках обеих рук:

РАЛАР – РОЛОР – РУЛУР – РЫЛЫР – РЭЛЭР

ЛАРАЛ – ЛОРОЛ – РУЛУР – РЫЛЫР – РЭЛЭР

КЛАРАЛ – КЛОРОЛ – КЛУРУЛ – КЛЫРЫЛ – КЛЭРЭЛ

ЛАКРАЛ – ЛОКРОЛ – ЛУКРУЛ – ЛЫКРЫЛ – ЛЭКРЭЛ    

РАПЛАР – РОПЛОР – РУПЛУР – РЫПЛЫР – РЭПЛЭР      

Возможно большое количество вариантов слогов, в зависимости от состояния звукопроизношения ребенка,  других параметров характеристики его речи и особенностей  личности.

Можно также  упражняться в дифференциации любых оппозиционных звуков.    

Слоги со звуком «З» находятся в пальчиках левой руки, а слоги со звуком «Ж»

в пальчиках правой руки:

       ЗА – ЖА       ЗАС – ЖАС       ЗАЛ – ЖАЛ       ЗАЩ – ЖАЩ       ЗАР – ЖАР          

       ЗО – ЖО       ЗОС – ЖОС       ЗОЛ – ЖОЛ       ЗОЩ – ЖОЩ       ЗОР – ЖОР

       ЗУ – ЖУ       ЗУС – ЖУС       ЗУЛ – ЖУЛ       ЗУЩ – ЖУЩ       ЗУР – ЖУР

       ЗЫ – ЖИ      ЗЫС – ЖИС       ЗЫЛ – ЖИЛ      ЗЫЩ – ЖИЩ       ЗЫР – ЖИР

       ЗЭ – ЖЭ       ЗЭС – ЖЭС        ЗЭЛ – ЖЭЛ        ЗЭЩ – ЖЭЩ       ЗЭР – ЖЭР

Возможны более сложные сочетания слогов, но они проигрываются одновременно пальчиками обеих рук:

ЗАЖАС – ЗОЖОС – ЗУЖУС – ЗЫЖИС – ЗЭЖЭС

ЖАЗАЧ – ЖОЗОЧ – ЖУЗУЧ – ЖИЗЫЧ – ЖЭЗЭЧ  

В пальчиках могут жить звуки, слоги и даже слова. Превращение слогов в слова.

Играя пальчиками, произносим слоги и образованные от них слова:

СА – СА – СА – САД (большой палец)

СО – СО  – СО – СОК (указательный палец)

СУ – СУ – СУ – СУП (средний палец)

СЫ – СЫ – СЫ – СЫН (безымянный палец)

СЭ – СЭ – СЭ – СЭР (мизинец)

Этот материал  используется  для автоматизации звуков, для дифференциации слогов и слов.

 Припоминание слов на «Р» и проигрывание их на пальчиках левой руки. Припоминание слов со звуком «Л» и проигрывание их на пальчиках правой руки.  Сейчас мы с вами покажем, как там живут слова, для этого мы нажимаем пальчиком и произносим слоги и  целое слово. Последовательность пальчиков по заданному изначально алгоритму.

Левая рука:                             Правая рука:

РА – РА – РА – РАК                     ЛА – ЛА – ЛА – ЛАК

РО – РО – РО – РОГ                     ЛО – ЛО – ЛО – ЛОБ  

РУ – РУ – РУ – РУКА                  ЛУ – ЛУ – ЛУ – ЛУК

РЫ – РЫ – РЫ – РЫБА                ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – ЛЫЖИ  

РА – РА – РА – РАМА                 ЛА – ЛА – ЛА – ЛАМА    

Выделение первого и последнего гласного звука на упражнении «пианино».

  1. Дети «играют» тем пальчиком, в котором находится первый гласный звук в слове:

     облако – указательный, утка – средний и т.д.

  1. «Играют» тем пальчиком, в котором живет последний гласный звук в слове:

 кенгуру – средний, каша – большой и т.д.

Определения положения звука (в этом варианте можно брать не только гласные, но и согласные звуки) на фоне слова и показывание результата на пальчиках.

  1. Звук в начале слова – играть большим пальчиком:

      2. Звук в середине слова – играть средним пальчиком

      3. Звук в конце слова – играть мизинцем.

Выделение слогов на фоне слова и проигрывание на пальчиках.

(слог «живет» в том пальчике, в котором живет его гласный звук)

сапог, сорока, судак, сырой, сад

жаба, Жора, журавль, живот, жар

Анализ и синтез слогов на упражнениях «пианино» с различными заданиями на пальчиках левой и правой руки.

На пальчиках левой руки находятся обратные слоги, а на пальчиках правой руки – прямые слоги: АШ – ОШ – УШ – ЫШ – ЭШ               ША – ШО – ШУ – ШИ – ШЭ

Сначала проводится подготовительная работа. Выкладываются звуковые схемы на пособиях. Упражнения на начальном этапе выполняются очень медленно. Слоги проигрываются только пальчиками  левой руки, затем только пальчиками  правой руки. После этого постепенно отрабатываем игру слогов последовательно на обеих руках. Упражнения выполнять проще, когда используются пособия с написанными слогами.

Левая рука:

АША – ОШО – УШУ – ЫШИ – ЭШЭ

Правая рука:

ШАШ – ШОШ – ШУШ – ШИШ – ШЭШ

Возможно большое количество вариантов со звуками и их различными сочетаниями.

Данный вид авторских пальчиковых игр и упражнений заинтересовывает детей, побуждает их проявлять такие качества как: самостоятельность, активность, упорство, творчество. Благодаря этим играм и упражнениям, дети быстрее овладевают процессами фонематического анализа и синтеза, сокращаются во времени автоматизация и дифференциация поставленных звуков, дети начинают читать активнее, идет подготовка руки к письму и многое другое.

Авторские пальчиковые игры и упражнения интересны тем, что они очень вариативны и их можно использовать на различных  уровнях развития и коррекции фонематических процессов. Они подчинены алгоритму, поэтому доступны детям, помогают уверенно пользоваться ими и проявлять творчество в создании новых вариаций.

  Использованная литература

1.«Практикум для заикающихся»  И.А. Поварова, С – Пб, 1999 г.

2. «Тренируем пальчики – развиваем речь» О.И. Крупенчук, С – Пб, 2009 г.

3. «Логопедия;  речь – ритм – движение» И.С. Лопухина, С – Пб, 1999 г.

4. « Фонетическая ритмика» Т.М. Власова, Москва, 1997 г.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кинезиологических упражнений в коррекции психоречевого и моторного развития старших дошкольников

Рассматривается вопрос о применении кинезиологических упражнений  в коррекции психоречевого и моторного развития старших дошкольников...

Игры и игровые упражнения для развития связной диалогической речи у старших дошкольников

Выдвигая перед дошкольниками содержательные задачи, игра способствует активизации их диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры. Инсценировки, режиссерские, дидак...

Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста».

Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и гра...

«Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста» из опыта работы

игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста...

Картотека игр и упражнений для коррекции и развития коммуникативных навыков старших дошкольников

В картотеке собраны игры для развития коммуникации детей, предложенные именитыми москоскими психологами - Генадием и Еленой Кравцовыми....

Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста»

Данный материал  поможет познакомить родителей с понятием фонематический слух, с  играми и упражнениями для развития фонематического слуха, дает рекомендации об использовании речевых игр дом...


 

Комментарии

ПОЛЕВСКАЯ ЭЛЕОНОРА ЮРЬЕВНА

Очень понравился материал!!! Взяла в свою "логопедическую копилку".