Главные вкладки

    Методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме:
    Применение ИКТ в логопедической работе.

    В консультации рассказывается о том, как применяются информационно-компьютерные технологии логопедами МКДОУ ЦРР детский сад № 5 "Золотая рыбка" г. Пласт.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Консультация на МО по теме:

    «Применение ИКТ в логопедической работе».

    Применение компьютера в логопедической работе уже довольно широко распространено в педагогической среде. Чем же это обусловлено?  Применение специализированных компьютерных технологий в работе с детьми, страдающими нарушениями речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи. Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью, он активизирует компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. При выполнении заданий компьютерной программы происходит совместная координированная работы моторного, слухового и зрительного анализаторов.  Применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, т.к. предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.  Специализированные компьютерные средства обучения повышают мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий, повышают интерес детей к этим занятиям.  А этот интерес лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольная память и внимание, что и обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе.

    В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с детьми, страдающими нарушениями речи.  

     На вооружении у логопедов нашего детского сада на данный момент имеется несколько компьютерных логопедических программ. Некоторые из них уже используются в работе, другие пока только изучаются.

    Это

    1. Игра «Малышам о звуках».

    Разработана Областным центром диагностики и консультирования в г. Челябинск. Направлена на развитие фонематического слуха и восприятия детей, имеющих нарушения речи. Включает в себя более 20 игр и заданий  по различению гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и грухих согласных звуков, а также  заданий по проведению звуко-буквенного анализа и синтеза.

    1. Компьютерная технология «Игры для Тигры»

    Программа  построена на основе методик Ефименковой, Каше, Левиной, Лалаевой. Она  позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения. Предложены серии упражнений по 4 блокам: – звукопроизношение, просодика, фонематика, лексика. Всего более 50 упражнений. Использование в коррекционно-образовательном процессе специализированной компьютерной технологии «Игры для Тигры» способствует коррекции, формированию и развитию:

    - длительности и силы речевого выдоха,

    - громкости (интенсивности) и юмора голоса,

    - темпо-ритмической организации,

    - интонационной выразительности,

    1. четкости и разборчивости речи.
    2.  неречевого слухового гнозиса,

    - речевого слухового гнозиса,

    - звукового анализа и синтеза,

    - структуры значения слова,

    - лексических связей слов (синтагматических и парадигматических),

    - грамматического значения слова,

    - коммуникативных навыков детей.

    Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

    Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.

    1. Аудиодиск «Учимся говорить правильно».

    Включает в себя более 1000 различных чистоговорок, скороговорок и стихотворений на звуки, нарушенные в произношении у детей: свистящие, шипящие и соноры. Имеется возможность самостоятельной работы ребенка с диском: диктор произносит чистоговорку, и предлагает ребенку ее повторить — далее следует пауза, в течении которой должен говорить ребенок.

    Все эти игры и программы предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми и позволяют построить работу с учетом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.

    В процессе использования компьютерных программ в работе с детьми с нарушениями речи решается ряд задач:

     I. Ознакомительно-адаптационные задачи:

    -  ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;

    1. знакомство детей с компьютерной программой  и ее главными героями;
    2. преодоление     психологического     барьера     между     ребенком     и компьютером с помощью создания ситуации успеха;

    -  формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием   манипулятора   «мышь»   в   процессе   проведения коррекционных занятий.

    II. Коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:

    -  коррекция нарушенных функций, формирование и развитие у детей речевых  и  языковых  средств:  звукопроизношения,  просодических компонентов устной речи, фонематического слуха, фонематического восприятия, лексико-грамматических компонентов языка;

    -  формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели,   самостоятельное  решение  поставленных  задач,   достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;

    - развитие знаковой функции сознания;

    -  развитие словесно-логического мышления;

    -  развитие зрительного и слухового восприятия;

    -  развитие вербальной и зрительной памяти;

    -  развитие внимания;

    - развитие мотивационной сферы детей;

    - развитие      эмоционально-волевой      сферы      детей:      воспитание самостоятельности, сосредоточенности, усидчивости; приобщение к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству.

    Ш. Задачи по развитию  творчества детей:

    -  развитие воображения;

    1. развитие познавательной активности.

     Таким образом, целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и речевого развития у детей, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Оно достигается в результате системного и деятельностного подходов к коррекции нарушений развития, полисенсорного воздействия, интерактивной формы обучения, а также создания психолого-педагогических условий развития положительной мотивации.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты занятий в детском саду (ДОУ)

    Применение информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе

    Применение информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами позволяет оптимизировать корре...

    «Применение ИКТ в логопедической работе».

    Конспект составлен в соответствии с федеральными государственными требованиями, в нем прослеживаются партнерские отношен...

    Метод "куклотерапии" в логопедической работе с дошкольниками.

    В материале рассказывается о методе "куклотерапии" и  его влиянии на развитие речи, исправление речевых недостатков...

    использование проектов в логопедической работе в условиях логопункта

     Для чего нужны проекты в работе учителя - логопеда?• Они дают  возможность  активизировать речевую деяте...

    Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

    Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речиБлохина Н.Н., учитель-...

    Применение нетрадиционных методов народной педагогики в работе с детьми-логопатами.

    В работе с детьми-логопатами важно, чтобы коррекционное воздействие было комплексным, происходило по нескольким направле...

    ПРИМЕНЕНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОНР III УРОВНЯ

          Формирование связной речи у детей с тяжёлым нарушением речи – одна из серьёзнейших пробле...

    Опыт работы "Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе".

      В настоящее время  большое внимание стало уделяться здоровью человека, в частности детскому здоровью. Д...

    Консультация для родителей детей, посещающих логопункт ДОУ: "Партнёрство ДОУ и семьи в логопедической работе" ( Добрынина Э. Г. учитель-логопед высшей категории)

    Известно, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной рабо...

    Игры в логопедической работе с дошкольниками.

    Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органа...