Технологии интегрированного обучения. Досуги.
статья (логопедия, подготовительная группа) на тему

Светлакова Татьяна Георгиевна

В последние годы разработан и включён в образовательный процесс новый вид деятельности, который позволил значительно изменить характер взаимодействия педагога с родителями детей, увеличив активные действия ребенка, практические и речевые.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_integrirovannogo_obucheniya.dosugi.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии  интегрированного обучения. Досуги.

Поиск инновационных форм образовательной деятельности в дошкольном образовании был вызван:

 -необходимостью реализации ФГТ, которые определили виды интеграции образовательных областей и планируемые результаты развития интегративных качеств старшего дошкольника;

-особенностями детей с ТНР, у которых нарушены не только все компоненты речевой системы, но и имеется своеобразие процессов памяти, внимания, мыслительной деятельности, что требует от педагогов, работающих с данной категорией детей создавать специальные условия для стимуляции социального, познавательного, речевого и двигательного развития детей на базе ДОУ. Так как в работе с детьми с ТНР целесообразно выбирать те педагогические технологии, которые могли бы:

-максимально приблизить коррекционно-образовательную деятельность к окружающей действительности;

-способствовать взаимодействию с окружением в творческих видах деятельности;

-способствовать повышению мотивации ребенка;

В последние годы разработан и включён в образовательный процесс новый вид деятельности, который позволил значительно изменить характер взаимодействия педагога с родителями детей, увеличив активные действия ребенка, практические и речевые.

За 25 лет работы я, к сожалению, заметила, что часто знания ребенка остаются разрозненными, расчлененными, неактуализированными и пришла к выводу, что в своей коррекционно-логопедической работе надо использовать  технологии интегрированного обучения  Досуг как технология интегрированного обучения отвечает и ФГТ и задачам коррекционно - логопедического обучения

Наиболее успешно интеграция образовательных областей, на наш взгляд , реализуется в виде интегрированных досугов, в которых происходит <<взаимное совмещение >> различных областей начальных знаний детей. Они планируются совместно учителем-логопедом, музыкальным руководителем и воспитателями группы согласно комплексно-тематическому принципу планирования. Проводятся они в конце изучения темы в качестве обобщения и закрепления полученных детьми знаний.

Досуг как технология интегрированного обучения:

1. Интеграция деятельности специалистов.

Такие досуги наглядно демонстрируют принцип коррекционно-логопедического обучения – преемственность учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, педагога-психолога, руководителя физического воспитания. Интеграция деятельности специалистов реализуется в совместном тематическом планировании досугов согласно комплексно-тематическому принципу планирования.

2.Интеграция образовательных областей.

Интеграция деятельности специалистов предполагает интеграцию образовательных областей, что:

-делает образовательный процесс ёмким, компактным, позволяет экономить время для    прогулок, самостоятельной, совместной деятельности детей;

-интеграция образовательных областей соответствует одному из принципов дидактики: образование должно быть небольшим по объёму, но ёмким;

-основана на полисенсорном подходе к коррекционному воздействию на ребёнка.

Главная цель интеграции областей – помочь сформировать обобщённое представление о предмете, явлении. Интегрированные тематические досуги проводятся, как правило, в конце изучения лексической темы как обобщение. Происходит закрепление ранее усвоенных знаний или актуализация ранее изученных знаний. Интеграция строится на основе одной какой-то области знаний, остальные, интегрируемые, помогают шире изучить сущность этого предмета. Интеграция в таких досугах узких специалистов: художественного руководителя, руководителя изодеятельности, физического воспитания, музыкального руководителя даёт возможность показать мир во всём его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, художественного творчества, что отвечает потребностям современной жизни.

Дает возможность сформировать в сознании ребёнка целостный взгляд на мир.

При интеграции образовательных областей происходит взаимное совмещение различных областей начальных знаний, умений и навыков ребёнка. Тот единый круг задач можно решить эффективно только благодаря интеграции областей знаний ( и формирование интегративных качеств ребёнка и коррекции речевых нарушений). В основе интеграции образовательных областей лежит принцип эмоционального восприятия, который реализуется путём включения музыки ( технологии музыкального воздействия). Это создаёт непринуждённую обстановку, помогает глубже погрузиться в атмосферу темы, расширяет кругозор.

3.Интеграция педагогических технологий.

Для умелой интеграции образовательных областей в досугах требуется профессиональная компетенция педагога. Необходимо так сочетать то разнообразие современных педагогических технологий, чтобы:

-максимально использовать многообразие видов детской деятельности:

-креативно организовать мероприятие, ставить цели в соответствие с образовательной ситуацией;

-вариативно использовать образовательный материал, позволяющий развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями ребёнка;

-уметь создавать условия для обеспечения позитивной мотивации;

-взаимодействовать с родителями;

Все области знаний реализуются только в творческом развивающем подходе и педагог должен умело интегрировать современные технологии обучения. Согласно ФГТ педагог – творец. От него во многом зависит успех реализации задач обучения. Традиционно образовательная деятельность рассматривалась как накопление знаний, а в современной жизни нужен человек, умеющий применить свои знания в реальной жизненной ситуации.

4. Интеграция видов детской деятельности в досуге позволяет провести интеграцию таких образовательных областей как <<Познание>>, что отвечает ФГТ и задачам коррекционно-логопедического обучения. Делает педагогический процесс более интересным и содержательным. Дети вовлечены в процесс, который наполнен разнообразными видами деятельности детей и родителей, плавно перетекающими одна в другую, что нравится детям, заинтересовывает их и дает возможность ежеминутно проявлять себя, активизирует Содержание видов деятельности соответствует теме досуга, все они между собой взаимосвязаны и взаимообусловлены;

Работоспособность, заинтересованность, отсутствие утомляемости на протяжении всего мероприятия поддерживались благодаря:

- использованию многообразия и смене видов деятельности;

- cозданию обстановки психологического комфорта, эмоциональной привлекательности, в чём большая роль отводится включению технологии музыкального воздействия. Она побуждает детей к пению, желанию двигаться в такт с музыкой;

- созданию обстановки партнёрских отношений детей и взрослых;

- свободному использованию атрибутики, наглядного материала;

- стимуляции ребёнка в виде сюрпризных моментов, похвал, помощи, поощрений не только словесных,

5. Интеграция способов коммуникативного общения. Общие для всех способы коммуникативного общения создают эмоционально-положительный контакт, обстановку психологического комфорта, что даёт детям возможность раскрыться в полной мере и решает задачи:

-Развития свободного общения со взрослыми и детьми;

-развитие всех компонентов устной речи детей;

-практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Таким образом, идёт эффективная коррекция речевых нарушений в обстановке максимально приближенной к естественной;

В обстановке разнообразия видов деятельности у ребёнка формируется самоконтроль и саморегуляция. Поведение ребёнка в досуге определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и ценностными представлениями о том, что такое хорошо, и что такое плохо.

6.Многоаспектный, комплексный подход к коррекции речевых нарушений предполагает тесное сотрудничество педагогов и родителей. В досугах оно проявляется наглядно, так как:

-родители не только проявляют активное участие в подготовке мероприятия( учат стихи, изготавливают атрибуты, шьют детские костюмы, маски, готовят домашние задания соответственно теме досуга, но и

- они принимают непосредственное участие в мероприятии; это развивает умение взаимодействовать, сотрудничать; главный принцип-включённость родителей в деятельность детей.

Это наблюдается в коммуникативных играх:<<Падает лист>>,<<Игра с мячом>>,хороводных играх с детьми, конкурсах, викторинах, инсценировке сказки<<Репка>> с участием родителей, исполнении частушек, игре на музыкальных инструментах, дидактической игре:<<Я - расскажу, ты -отгадай>>. Участие и помощь родителей создают уверенность у ребёнка. Эффективная коррекция речевого развития невозможна без помощи и сотрудничества родителей. Только совместными усилиями можно решать задачи индивидуального развития и оказания эффективной помощи каждому ребёнку.

Досуги как технология интегрированного обучения позволяет решить целые группы задач и, тем самым, - подготовить ребёнка к школе, сформировать такое качество личности как успешность, а также при вовлечении родителей способствовать коррекции речи в психологически комфортных условиях для ребёнка, созданы условия  для стимуляции развития ребёнка.

Досуги как технология интегрированного обучения – это средство социального, интеллектуального и творческого саморазвития всех субъектов образования – детей и воспитывающих их взрослых. Она является приоритетной, включает в себя жизнедеятельность ребёнка, его общение со взрослыми и со сверстниками, построенное на партнёрстве, благополучно сказывается на развитии личности ребёнка, его творческих способностях. Ребёнок должен быть уверен, что вместе они справятся с проблемами, что его надежды на помощь будут оправданы. Он быстрее и легче адаптируется к дальнейшему обучению в школе.

Досуг – это не стандартная форма образовательной деятельности, но это современная технология партнёрства, взаимопомощи, в основе которой лежат партнёрские отношения между детьми и воспитывающими их взрослыми. Наш опыт показал целесообразность использования этого вида образовательной деятельности на этапе обобщения знаний по лексической теме. В досуг могут быть вовлечены и руководитель физического воспитания; но он не обязательно будет на тему охраны здоровья, может быть на любую лексическую тему.

Приоритетным является использование таких технологий для реализации ФГТ, где высокая активность ребёнка, (что решает самую главную задачу обучения – формирования  познавательного интереса) партнерские взаимоотношения ребёнка и воспитывающих их взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение родителей (Интеллектуальный досуг)

Для органического вхождения ребенка в современный мир, дошкольник должен широко взаимодействовать с различными сферами культуры: физической культуры, с изобразительным искусством и музыкой, детской ли...

Консультация для родителей на тему «Пазлы и кубики – игра, обучение, досуг для всей семьи».

Пространственная ориентация и тонкая точная координация рук и пальцев поможет малышу быстро научиться писать. Если родители смогут привить интерес у своего малыша к этой замечательной игре, то впослед...

конспект логопедического досуга c родителями по обучению грамоте

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ДОСУГА С РОДИТЕЛЯМИПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ « В СТРАНЕ ЗВУКОВ И БУКВ».  ЦЕЛЬ: Обучение грамоте. Итоговое занятие....

конспект логопедического досуга c родителями по обучению грамоте

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ДОСУГА С РОДИТЕЛЯМИПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ « В СТРАНЕ ЗВУКОВ И БУКВ».  ЦЕЛЬ: Обучение грамоте. Итоговое занятие....

Обучение детей творческому рассказыванию. Досуг "Сказка - складка, послушать сладко".

Сочинение  сказок старшими дошкльниками с опорой на схемы и мнемотаблицы....