Обучение детей творческому рассказыванию. Досуг "Сказка - складка, послушать сладко".
учебно-методический материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Пахомова Елена Владимировна

 Сочинение  сказок старшими дошкльниками с опорой на схемы и мнемотаблицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_skazok.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

 «Сказка – складка, послушать сладко!»

(досуг)

Программное содержание:

  1. Продолжать учить детей сочинять творческие рассказы – сказки, опираясь на свой литературный опыт и используя схемы, мнемотаблицы.
  2. Активизировать в речи детей образные слова и выражения.
  3. Закреплять умение детей соблюдать в повествовании сказки её основные характерные особенности.
  4. Воспитывать у детей умение внимательно выслушивать сказки сверстников.

Материал: две магнитные доски, карточки-символы, модель сказки – яблоко, маркер, связка бубликов.

Ход занятия:

К гостям выходит Хозяюшка:

- Здравствуйте, гости дорогие! Давно мы вас ждем – поджидаем, посиделки не начинаем. Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?Много у нас забот, но надо же иногда  и душеньку свою повеселить, русские забавы  вспомнить, сказками потешиться, голосом похвастаться, да и ногами повыкаблучиваться, если до этого дело дойдет.

-  А вот и  помощники мои спешат, торопятся на посиделки. Гляньте-ка, ребятушки, сколько гостей к нам сегодня пожаловало слушать сказки старинные, не короткие и не длинные. Поприветствуйте их. Да проходите, усаживайтесь, не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь.

- Признаюсь, вам, ребятушки, какая незадача у меня приключилась.  Дружок мой Митрошка нес сказок целое лукошко, да на  дороге упал и все сказки растерял. Сказки лежали, лежали, да сами ко мне и прибежали. Уселись на лавку и молчат, говорить не хотят.

- Ой вы, детушки-касатушки! Сослужите-ка мне службицу, отплачу я вам за дружбицу. Надо новую сказку сочинить и гостей повеселить.

- Давайте вспомним, как это делают настоящие  сказочники?

- Перво-наперво,  надо знать, из каких частей сказка состоит. Гляньте-ка на мое волшебное яблочко, оно вам подскажет (сказка состоит из трех частей: начало, середина, конец)

- А знаете ли вы, о чем обычно говорится в начале сказки? (о ком эта сказка, где он жил, чем занимался) Может, вы и сказочные зачины помните? («Жили-были», «Давным–давно это было…», «В некотором царстве…» и т.д.)

- Самая большая часть сказки – средняя. Как вы думаете, о чем в нейпойдет речь? (о том, какие приключения произошли с главными героями сказки)

- И последняя часть – это? (концовка) О чем говорится в концовке? (о том, чем все закончилось) Какие сказочные концовки вы знаете?

- А теперь сядем рядышком на лавку, да попробуем сочинить сказку. А  помогут нам волшебные  карточки- символы. Вон их сколько много у меня. Давайте выберем главного героя. (Дети предлагают свои варианты, затем останавливаются на одном, ребенок выкладывает выбранную карточку на таблицу).

- Где  будет жить наш главный герой? Каким он будет? (Педагог обобщает высказывания детей).Какой сказочный зачин мы можем придумать или вспомнить уже знакомый?

- Кто из вас может рассказать начало сказки?(Ребёнок повторяет начало сказки).

- А вот теперь давайте вместе придумаем, что могло произойти с  нашим героем, куда он отправился, кого он мог встретить на своем пути, т.е. какие приключения с ним произошли?(Дети предлагают свои варианты, затем останавливаются на одном, ребенок выкладывает карточку).

- Засиделись мы, друзья, дальше сказку плесть нельзя.

Динамическая пауза .

Отдохнуть, мои ребятки,вам не хочется?

За березкою березка – будет рощица,

За тропинкою тропинка – вот дороженька

И по ней идут, торопятся наши ноженьки.

Ручейки бегут навстречу – будет реченька.

Перейдем ее мы в брод плечом к плечику.

За ступенькою ступенька – будет лесенка,

Слово к слову ставь складненько – будет песенка.

А колечко на колечко – будет вязочка,

Сядь со мною на крылечко – слушай сказочку.

- Как вы думаете, сможет наш герой сам справиться с трудностями на его пути или кто-то должен прийти ему на помощь?(Если сам, то  как он это сделает? Какие волшебные предметы может использовать?Если кто-то будет помогать, то как, с помощью чего – волшебные предметы,  или кого – волшебные животные, другие сказочные существа?) – работа с карточками-символами.

- Мы придумали середину нашей сказки о приключениях главного героя. Кто из вас хочет рассказать её? (Ребёнок повторяет среднюю часть сказки).

- Чем же закончится наша сказка? (Дети высказываются,  завершают таблицу). Какую сказочную концовку мы придумаем или вспомним уже знакомую?

- Кто может рассказать концовкунашей сказки? (Ребёнок повторяет конец сказки).

- Наша сказка готова, осталось придумать ее название (Обсуждение вариантов).

- Теперь можно сказку рассказывать, а делать мы это будем по очереди: один сказку начинает, другой – продолжает, третий – заканчивает. Слушайте друг друга внимательно, чтобы вовремя продолжить  сказку (Дети рассказывают сказку).

- Молодцы, ребятушки!У вас получилась замечательная, интересная, добрая сказка. А вам то самим она понравилась? Сказка – складка, послушать было сладко! Потешили вы гостей и меня выручили. Мне новая сказка, а вам бубликов связка! Спасибо!

- Вот настал момент прощанья, будет краткой моя речь:

Всем спасибо за вниманье, говорим мы: - До свиданья!

До счастливых новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению детей творческому рассказыванию на тему: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей»

Конспект занятия по обучению детей творческому рассказыванию на тему: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей» в старшей группе. Формирует умение детей составлять небольшие рассказы творческого характе...

Из опыта работы: «Обучение детей творческому рассказыванию».

Здесь представлен материал из моего опыта работы....

Конспект ООД с элементами ТРИЗ-технологии по обучению детей творческому рассказыванию в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Хочу быть сказочником!» (Сам.обр)

Занятие направлено на обучение детей с ОНР творческому высказыванию с опорой на предметы, поставленные вопросы и прослушивание музыкального произведения; обучение пересказыванию рассказа в стихотворно...

Обучение детей творческому рассказыванию

Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены оп...

«Рекомендации родителям по обучению детей творческому рассказыванию по картине и сериям картинок».

Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены оп...

Методика проведения занятий по обучению детей творческому рассказыванию.

Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного, творчества и роли педагога в этом процессе.В формиров...

Формирование связной речи через обучение детей творческому рассказыванию

Обобщение педагогического опыта работы.Развитие связной речи детей через обучение творческому рассказыванию            Основные задачи по р...