Обучение детей творческому рассказыванию
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Бортновская Светлана Николаевна

Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены определенные образы или действия.Только примерно с 6-го года жизни воображение дошкольника постепенно приобретает все более активный и созидательный характер,  превращаясь из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, в творческое. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_detey_rasskazyvaniyu_po_kartine.docx48.95 КБ

Предварительный просмотр:

В

Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены определенные образы или действия.

Основная функция воображения — преобразование полученного опыта вследствие различных комбинаций пережитых впечатлений. Однако, по мнению Л.С.Выготского, обладая от природы богатым и свободным воображением, ребенок младше 5 лет не способен оперировать им конструктивно; только примерно с 6-го года жизни воображение дошкольника постепенно приобретает все более активный и созидательный характер, « превращаясь из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, в творческое».

Существенно, что такая трансформация определяется не только возрастом ребенка. Известные ученые Л.С.Выготский. С.Л.Рубинштейн, К.Н.Корнилов, А.В.Запорожец рассматривают воображение как психический процесс, имеющий в дошкольном возрасте наибольшую пластичность и легко поддающийся педагогическому воздействию, и отмечают важность планомерной, последовательной работы по переводу хаотично возникающих воображаемых образов в «зримую» для ребенка «новую продукцию».

При развитии у детей творческого воображения важно, чтобы оно не превращалось в пустое фантазирование, которое в психологии оценивается как отрицательное качество (Ф.А.Сохин), поэтому, придумывая с ребенком истории, у него при необходимости следует спрашивать: «Могло ли такое произойти в жизни?».

Если малыш, нагромождая фантазии одна на другую, теряет сюжетную нить, полезно тактично остановить его, а затем предложить свои варианты развития событий на выбор. Подобным образом на этапе планирования рассказа у ребенка формируют критическое мышление.

Помимо создания замысла, рассказывание по воображению предполагает установление логической последовательности задуманных событий и явлений, их запоминание, а затем воспроизведение; отбор необходимых языковых средств; связное, полное, выразительное изложение рассказа и пр.

Таким образом, психологическая и речевая деятельность, включающая переработку и комбинирование детских представлений, создание на их основе новых образов, структурирование замысла, а также точное, последовательное, грамотное его оречевление, представляют для детей немалые трудности. Некоторые авторы (О.С.Ушакова, М.М.Алексеева и др.) считают подобную деятельность детей сравнимой по сложности с литературным творчеством взрослых. Возможность составлять полноценные творческие рассказы возникает у ребенка только б старшем дошкольном возрасте (Ф.А.Сохин, А.М.Леушина и др.). В этот период запас знаний и сведений об окружающей действительности, могущий стать содержанием словесного творчества дошкольника, существенно возрастает. Фонетическая и грамматическая стороны языка и речи оказываются, в основном, сформированными Помимо речевой готовности к словесному творчеству, в возрасте 5—6 лет у дошкольника формируются определенные психологические предпосылки: возрастают активность, интеллектуальность и внутренняя опосредованность внимания (по Р.С.Немову); произвольность и образность памяти; логика и понятийность мышления; управляемость воображения и др. Перечисленные психические процессы не только служат базой для порождения полноценного творческого рассказа, но и в ходе его составления сами заметно творческого воображения. Благодаря воображению, человек планирует свою деятельность, творит, познает необъятный окружающий мир.

Во-первых, дети любят рассматривать такие картины; с одной картиной (если ее сюжет близок и понятен детям) педагог может работать несколько занятий. Картина, воздействуя на эмоции детей, вызывает у них мотивацию к занятиям, интерес, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых (Е.И.Тихеева, О.С.Ушакова, Е.А.Флерина, А.А.Люблинская). Во-вторых, сюжетная картина обеспечивает наглядную опору, являющуюся основной для активного, продолжительного диалога взрослого и ребенка, что позволяет стимулировать различные аспекты речевой и мыслительной деятельности ребенка (Л.А.Пеньевская, В.И.Радина, М.М.Конина).

Сюжетная картина служит прекрасным средством для развития воображения. К.Д.Ушинский писал «Дайте ребенку картину и он заговорит». Почему же именно сюжетная картина наибольшим образом способствует развитию творческого воображения?

В-третьих, рассматривая сюжетную картину, ребенок 5—6 лет легко составляет исходный рассказ. А затем, по заданию взрослого, пользуясь той же картиной, дошкольник может произвести некоторые трансформации сюжета в своем воображении (мысленно заменить, добавить или убрать определенный объект на картине) и составить новый рассказ, подобный исходному. Выполнить это задание с наглядной опорой ребенку гораздо легче, чем придумывать историю целиком.

Изменения в сюжете рассматриваемой картины, сделанные подобным образом, способны не только усилить детский интерес, но и создать основу для творческого рассказывания. Картина в данном случае служит наглядной базой для возникновения у ребенка нового замысла.

Следует отметить, что далеко не каждая картина способна вызвать у ребенка стойкий интерес и может служить материалом для общения со взрослым.

Современного дошкольника уже трудно заинтересовать картинами со стандартным сюжетом, на которых, к примеру, дети катаются на лыжах или собирают грибы. Сегодняшние дети привыкли к сильным впечатлениям от красочных игрушек, ярких, динамичных мультфильмов и т. п. Стало бесспорным мнение Ф.А.Сохина, считавшего, что словесное творчество лучше всего проявляется под влиянием или в процессе эмоционального всплеска.

Учитывая изложенное, для картин, должны быть избраны такие сюжеты, которые вызывали бы у детей яркую эмоциональную реакцию; побуждали к размышлению; стимулировали воображение; способствовали заинтересованному общению ребенка и взрослого; отражали интересное событие или конфликтную ситуацию.

На большинстве картин, которые нами используются в работе, дети могут наблюдать противоречие, конфликт. А из психологии известно, что разрешение противоречий, а так-же поиск путей к их разрешению — самый надежный стимул творческого мышления.

Побуждая ребенка разрешить конфликт, педагог не должен раскрывать истину перед ребенком, ему следует терпеливо учить ее отыскиванию. Если ребенок не дает готового ответа или его ответ неверный, необходимо указать на неразрешенное или вновь возникшее противоречие.

Так как умению составлять творческий рассказ по картине детей учатся в старшей и подготовительной группах, в среднем дошкольном возрасте идет подготовительная работа: расширение, обогащение словаря детей совершенствование грамматического строя речи работа над звукопроизношением развитие связной речи.

Дети 5-го года жизни учатся составлять рассказы-описания об игрушках, натуральных объектах (овощах, фруктах, листьях и пр.) Ребенок учится воспроизводить рассказ, составленный по демонстрируемому действию, по следам продемонстрированного действия. В среднем дошкольном возрасте детей лишь подводят к описанию картин. На картинах для детей 5-го года немного персонажей и мало окружающих предметов. Педагог должен помочь детям в более трудном деле - понять мотивы действий персонажей, их настроение, взаимоотношения. Воспитатель в 1 части занятия организует совместные действия - начинает описание одного объекта, а ребенок заканчивает его 2-3-мя предложениями. Такие разрозненные высказывания об отдельных частях картины педагог в итоге объединяет в один рассказ и, требуя от детей его повторения (при более высоком уровне развития детей - ребенок может и повторить рассказ своими словами).

Старший дошкольный возраст

Использование сюжетных картин в качестве наглядной опоры предполагает работу по 10 видам творческого рассказывания (перечислены в порядке возрастания сложности):

1. Составление рассказа с добавлением последующих событий.

2. Составление рассказа с заменой объекта.

3. Составление рассказа с заменой действующего лица.

4. Составление рассказа с добавлением предшествующих событий.

5. Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.

6. Составление рассказа с добавлением объекта.

7. Составление рассказа с добавлением действующего лица.

8. Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.

9. Составление рассказа с изменением результата действия.

10. Составление рассказа со сменой времени действия.

Умение составлять такие рассказы самостоятельно, соблюдая при этом все необходимые нормы (грамотность, структуру, целостность и пр.) есть, по определению А.М.Леушиной, «высшее достижение речевого развития дошкольника». При составлении рассказа речь ребенка должна быть содержательной, развернутой, логичной, последовательной, связной, грамотной, лексически точной, фонетически четкой. Работа по обучению каждому виду творческого рассказывания по сюжетной картине состоит из 6 этапов.

I. Анализ содержания картины

Во время ответов на вопросы взрослый следит за четкостью, аргументированностью, полным и грамотным построением ребенком всех предложений.

При необходимости взрослый исправляет неточности высказываний ребенка, выражая свое несогласие с ним как вариант ответа.

Начальный этап работы по картине включает в себя установление:

  • места действия;
  • времени действия, свойств объектов и предметов целей действия каждого персонажа причинно-следственных связей между объектами и явлениями и пр.

II. Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания

Большое значение для воспитания навыков творческого рассказывания имеет подготовка психологической базы, а именно развитие:

  • интереса;
  • внимания;
  • памяти;
  • инициативности;
  • воображения;
  • мышления и др.

Активизировать названные процессы можно с помощью вопросов и заданий, причем, помимо их содержания, важна форма, то, как они предлагаются.

Известно, что во время индивидуальных занятий ребенок, целиком ориентированный на взрослого, невольно копирует его психологический настрой. Поэтому педагогу или родителю, особенно на данном этапе работы, желательно самому проявить активность, собранность и заинтересованность.

III. Составление исходного рассказа по картине

Цель данного этапа - на доступном материале выработать, закрепить либо улучшить у ребенка навык составления связного рассказа, чтобы затем перенести этот навык на творческий рассказ.

Благодаря наличию наглядной опоры в виде сюжетной картины, ребенку намного проще составить исходный рассказ, чем творческий.

Перед составлением рассказа взрослый объясняет ребенку, что будет записывать каждое правильно составленное им предложение. Получившуюся историю можно будет прочитать родственникам, друзьям и знакомым.

В случаях, когда ребенок совсем не может составить рассказ, педагог составляет его самостоятельно. После прослушивания рассказа ребенок воспроизводит его целиком.

IV. Планирование творческого рассказа

От успеха работы на данном этапе зависит достижение главной цели по воспитанию навыков творческого рассказывания. Эта работа заключается:

  • в трансформации сюжета в соответствии с видом творческого рассказывания;
  • обсуждении замысла, выборе зачина, кульминации, развязки (начала, середины, конца истории), составлении «предикативной цепочки» (перечень глаголов, соответствующих последовательно разворачиваемым действиям и называемых ребенком с целью составления программы, плана развернутого высказывания);
  • построении плана изложения (можно в графическом варианте);
  • установлении объекта для прямой речи;
  • придумывании заголовка к рассказу.

При планировании рассказа взрослый вначале объясняет ребенку задачу изменения сюжета картины (она может заключаться в добавлении последующих событий, замене объекта, изменении времени действия и пр.). В каждом конкретном случае цель трансформации сюжета соответствует виду творческого рассказывания, указанному в верхней части таблицы к картине. При уточнении замысла ребенок пользуется вначале внутренней речью. Она, в отличие от внешней, характеризуется отрывочностью, фрагментарностью, сокращенностью. Причем в первую очередь во внутренних высказываниях сокращаются подлежащие и остаются сказуемые (предикаты). Осознание и последовательное называние всех действий в предполагаемом рассказе (т. е. составление «предикативной цепочки») активизирует и направляет мысль ребенка и, в конечном итоге, облегчает составление им творческого рассказа.

Полезно, если до составления творческого рассказа ребенок придумает для него свое название, чтобы в ходе рассказывания соотносить содержание с заглавием.

Если планируемый рассказ оказывается слишком объемным для запоминания, можно предложить ребенку составить его графический план (изобразить с помощью рисунков - символов основные этапы повествования).

V. Составление творческого рассказа с учетом всех необходимых языковых средств

Качество речи при составлении творческого рассказа определяется наличием:

  • точных слов;
  • образных сравнений, грамотных, четких предложений;
  • связей предложений и частей рассказа;
  • выразительности;
  • интонирования;
  • акцентирования наиболее значимых слов;
  • плавности речи;
  • фонетической четкости каждой фразы.

Мы предлагаем педагогу записывать рассказ ребенка, чтобы затем обсудить и оценить его. При записи рассказа взрослый не должен подменять речь ребенка своими словами. Вначале следует исправить ошибки ребенка, устранить неточности высказываний, добиться правильного построения фраз и только затем записывать их.

Прежде всего следует уточнить слова, с которых ребенок начнет рассказ (Однажды... Как-то раз... В один летний день и пр.).

Затем необходимо обсудить финальные слова, в которых отразятся мораль либо основной смысл высказывания.

Следует помнить высказывание Ф.А.Сохи на: «Связность речи-это связность мыслей!».

В случаях когда ребенок совсем не может составить творческий рассказ, взрослый зачитывает ему образец. После прослушивания рассказа ребенок воспроизводит его самостоятельно.

В образцах рассказов могут быть даны предложения с причастными и деепричастными оборотами.

Ребенку, для которого такие фразы сложны, не обязательно воспроизводить их дословно. Но для детей с высоким уровнем речевого развития важно, чтобы пересказ образца, как любое занятие, поднимал планку развития, позволял совершенствовать имеющиеся навыки.

VII. Анализ и оценка творческого рассказа

Рассказ анализируется и оценивается взрослым в соответствии с требованиями, указанными в предыдущих пяти этапах.

Для ребенка очень важны такт, корректность, доброжелательность оценки взрослого. По этой причине оценки «плохо», «не очень хорошо» и т. п. заменены в таблицах к картинам более мягкими. Но мягкость оценок не исключает разумной требовательности взрослого. Она мобилизует ребенка, заставляет его активно перестраиваться, стимулирует поиск наилучших замыслов и речевых средств.

В тех случаях когда взрослый избегает проявлений несогласия с ребенком и одобряет любые его высказывания, речевое и умственное развитие малыша блокируется.

Однако нежелательна и другая крайность: излишняя критичность, особенно при оценке замысла ребенка. Взрослому не следует сразу же отвергать образы, придуманные ребенком, говоря, к примеру: «Раки в грязных реках не водятся!» или «Птица не может схватить клювом яйцо!». В таких случаях появляется опасность сковать творчество, фантазию ребенка большим количеством запретов.

Исправлять малыша следует только при нелепом, пустом фантазировании (бык залез на дерево и зачирикал, коза взяла микрофон и запела песню и пр.).

Ошибочные слова в высказывании ребенка взрослому не следует повторять или обсуждать. Их необходимо заменить правильными в собственной речи, а затем предложить ребенку повторить измененную фразу целиком.

Приложение:

Образцы творческих рассказов, составленных с использованием сюжетных картин

Творческий рассказ по картине «Две клумбы» (с добавлением последующих событий).

ЛУЧШАЯ КЛУМБА

Маша и Оля были подругами. Они ходили в одну группу детского сада, часто гуляли и играли вместе. Как-то весной Машины родители собрались на дачу и пригласили с собой. В поездку взрослые взяли цветочную рассаду, чтобы сделать клумбы около дачного домика.

Приехав на участок, Машенька сразу побежала в сад. Она прихватила с собой лейку, лопатку и стала высаживать на маленькую клумбу рассаду цветов.

Маша аккуратно выкапывала и заливала водой ямку, а потом осторожно, бережно опускала в нее рассаду. Дело двигалось медленно...

Кд,        смотрела-смотрела на труды подружки и вдруг куда-то исчезла. Через некоторое время она появилась около клумбы с букетом ярких искусственных роз. С силой вонзая крепкие ножки цветов в землю, сказала Маше: «Вот теперь красота, так красота! У меня-то лучше получается!»

Машенька ничего не ответила и продолжала сажать рассаду. Когда обе клумбы были готовы, небо вдруг потемнело. Засверкала молния, загремел гром. Началась первая весенняя гроза. Это был не просто дождь, а настоящий ливень!

После дождя подружки вышли в сад. Они увидели странную картину. С большинства цветов сошла краска. Мятые, блеклые, некрасивые, они валялись на земле. А умытые дождем Машины цветы расправили лепестки и стали еще прекраснее. Теперь понятно стало, чья клумба лучше!

Творческий рассказ по картине «Настольный теннис» (с добавлением последующих событий)

ЧУЖОЕ ЯЙЦО

Летним утром двое детей, Саша и Даша, взяли ракетки, маленький шарик и вышли на лужайку перед дачей, чтобы поиграть в настольный теннис. На траве, под развесистой березой, стоял зеленый стол. Низкая сетка разделяла его пополам.

Встав напротив друг друга, Даша и Саша начали игру. Их ракетки с силой ударяли по шарику, и он то падал на стол, то высоко подскакивал. то перелетал через сетку.

На скачущий шарик смотрели не только дети. Рыжий кот Кузя забрался на забор. Две большие птицы опустились на березу. Птицы сели рядом со своим гнездом и охраняли кладку яиц, удивительно похожих на теннисные шарики.

Вдруг одна птица сорвалась с ветки, подлетела к столу и клювом схватила белый шарик. В то же мгновение с забора на птицу прыгнул кот. От удара шарик выпал из птичьего клюва, ударился о стол и высоко подпрыгнул. Не успел шарик опуститься на стол, как его подхватила вторая птица и поднялась с ним на дерево.

Птица уже собиралась опустить свою добычу в гнездо, но, видимо, что-то почувствовала. Тряхнув головой, она отбросила «чужое яйцо» подальше от гнезда.

Саша и Даша не могли продолжать прерванную игру. Схватившись за животы, они громко смеялись.

Творческий рассказ по картине «Пугающая еда» (с заменой объекта).

ОПАСНАЯ ЕДА

Вася со своими родителями постоянно жил в деревне. У них было большое хозяйство: коровы. Зык, свинья, куры. Двор охранял пес Лохмач.

Как-то летним утром Вася вышел во двор. В руках он держал большущий бутерброд с колбасой. Лохмач тут же подбежал к Васе, завилял хвостом и стал скулить, выпрашивая у хозяина кусочек колбасы. Куры мирно клевали травкv. Свинья Зинка, прикрыв свои маленькие глазки, лежала на боку около сарая. В сарае стоял бык Буян. За что так назвали быка, Вася не знал. Бык не только не буянил, а всегда вел себя тихо и спокойно. Целыми днями бык что-то жевал.

Стоя посреди двора, Вася начал дрессировать Лохмача. Мальчик показывал собаке свой бутерброд и отдавал разные команды: «Лежать! Стоять! Дай лапу!» Бедный пес никак не мог понять, что ему нужно делать.

Вдруг двери сарая распахнулись. Из дверей медленно вышел здоровенный бык. У него был грозный вид. Буян нагнул голову выставил рога и пошел на Васю. Вася испугался, уронил бутерброд и стремглав бросился в дом.

Когда Вася подбежал к окну, то увидел Лохмача, с аппетитом жевавшего колбасу. Рядом стояли бык Буян, свинья Зинка и неодобрительно смотрели на собак.

Творческий рассказ по картине «Киносъемка» (с заменой объекта).

«КРАСОЧНОЕ» КАТАНИЕ

Как-то летом Сережа и его младшая сестра Наташа собрались в парк. Сергей взял с собой скейтборд, а сестре дал кинокамеру и торжественно сказал: «Будешь моим оператором! Смотри, не урони!».

Как только дети вошли в парк и впереди показалась асфальтовая дорожка, удобная для катания, Сергей скомандовал Наташе: «Сядь спиной к солнцу. Так лучше получится! Снимай!».

Не успев оглядеться, мальчик вскочил на доску и помчался вперед. Сереже очень хотелось, чтобы на пленке было видно все: его уверенные движения, новый скейтборд, а главное, его счастливое, улыбающееся лицо.

Сережа описывал круги, делал змейку, даже поднял в сторону одну ногу. При этом мальчик все время поворачивался к камере. Он был так увлечен съемкой, что не увидел стоящего впереди рабочего, который сосредоточенно красил парковую скамейку. Рядом с рабочим находилось ведерко с краской...

О том. что случилось дальше, нетрудно догадаться. Сергей налетел на ведро с краской, опрокинул его, затем ударился о скамейку, подпрыгнул и полетел в кусты шиповника.

Когда мальчик, весь в краске и царапинах, встал с земли, то увидел, что сестра добросовестно снимает на кинокамеру его «красочное» катание.

Творческий рассказ по картине «Признание» (с заменой действующего лица).

МАЛЕНЬКИЙ ПРОКАЗНИК

В одной семье было трое детей. Старшая дочь Надя оканчивала школу. Средний сын Виктор учился в третьем классе. А маленькая Аленка. ей было всего 5 лет, ходила в детский сад. Витя и Аленка часто играли вместе. Иногда эти игры заканчивались ссорой или слезами.

Как-то раз Надя сидела в своей комнате и читала. Вдруг слышит: за стенкой шум, крик, возня. Надежда сразу поняла, что брат с сестрой опять что-то натворили.

С грозным видом Надежда вошла в комнату и увидела испуганную Аленку. Перед ней на полу лежали разорванные мамины бусы.

Причем Надя успела заметить, что под кроватью явно кто-то шевелится!

Надежда сердитым голосом спросила сестру: «Ну, отвечай! Кто бусы порвал?» Аленка ничего не сказала, только посмотрела в сторону кровати.

Сестра догадалась, кто там прячется, и скомандовала: «А ну, герой, выходи! Как вещи брать без спроса, ты смелый, а как за свои поступки отвечать, так трус!».

- Он не трус! — ответила Алена, — он просто маленький!

- Маленький? — удивилась Надя.

Тут под кроватью раздалось мяуканье, а затем к девочкам вылез серый пушистый котенок. Вот кто, оказывается, порвал мамины бусы!

Творческий рассказ по картине «Магнитофонная запись» (с заменой действующего лица

ФАБРИКА ЗВЕЗД

Володя был мечтательным мальчиком, не похожим на своих ровесников. Он много читал, любил серьезную музыку, сочинял стихи. Было у Володи еще одно увлечение: он собирал голоса птиц. Как-то летним утром Владимир взял магнитофон и отправился в рощу, чтобы записать пение соловья. Володя знал, что соловьи— пугливые птицы. Поставив магнитофон на землю, мальчик спрятался за кустом.

Ждать пришлось недолго. Скоро на березу сел маленький серый соловей и начал свою волшебную песню.

К сожалению, песня длилась недолго. Почему-то соловей замолк и на смену соловьиным трелям раздалось: «Ку-ку! Ку-ку!».

Володя выглянул из своего укрытия и увидел. что на березе нет соловья. На его месте сидит здоровенная кукушка и упрямо выводит свою громкую, простую, всем понятную песню.

Творческий рассказ по картине «Катание с горки» (с добавлением предшествующих событий).

ВОТ ТАК ДРУГ!

Как-то зимой в одном дворе ребята построили снежную горку. Вместе с мальчишками трудились девочки. Одна из них, Марина, училась во втором классе.

На одной парте с Мариной сидел Славик. Их квартиры тоже были рядом, и мальчик часто заходил к Марине в гости. Бывало, что он списывал у Марины уроки, иногда ел творожники, которые пекла ее бабушка. Вместе дети играли в компьютерные игры и смотрели мультфильмы. Уходя. Славик каждый раз приговаривал: «Мы же с тобой друзья!».

Однажды Марина возвращалась из школы и обнаружила, что ключи от квартиры потеряны. Чуть не плача, девочка вышла во двор. Славик катался с горки и не сразу заметил Марину.

Увидев девочку, Славик подошел к ней. В руке он держал новую ледянку, но подхватил Маринин рюкзачок и весело крикнул: «Пошли на горку, покатаемся!».

Марина обрадовалась (вот что значит настоящий друг!) и вприпрыжку побежала следом за Славой.

На горке Славик спрятал свою ледянку за спину, бросил на лед Маринин рюкзачок и, показывая на него рукой, сказал: «Ну, садись! Я поеду следом!».

Марина сначала опустила голову, а потом подняла ее вверх. Девочка хотела, чтобы слезы закатились обратно, но они упрямо текли по щекам.

Творческий рассказ по картине «Неудачная поездка» (с добавлением предшествующих и последующих событий).

ЗАПРЕЩЕННАЯ ПОЕЗДКА

Как-то летом Ирочка ехала по улице на своем новом блестящем велосипеде. Мама запретила Ире кататься там, где ездят машины, но девочке очень хотелось показать всем скоростной велосипед, новую майку и красивую прическу.

Пристроившись за стареньким «Москвичом », Ирочка пыталась ехать как можно ближе к тротуару. На светофоре зажегся зеленый свет, и девочка нажимала на педали изо всех сил.

Вдруг машина, ехавшая впереди, резко затормозила. Ирочкин велосипеде: силой! врезался в ее багажник. От мощного удара Ира упала на асфальт. Сверху на нее обратился неуправляемый велосипед.

Все случилось так быстро, что Ирочка не сразу поняла, что к чему. Оказывается, на дорогу выбежала чья-то собака (собаки ведь не разбираются в сигналах светофора!).

Лежа на асфальте. Ира боялась пошевелиться. Ее левая рука, придавленная велосипедом, сильно болела. Вдруг рядом раздался скрип тормозов, из подъехавшей машины вышел незнакомец. Он нагнулся над Ирой, помог ей подняться и предложил довезти до дома.

Ира знала, что не только садиться в чужую машину, но и разговаривать с незнакомыми людьми на улице нельзя. Она сплела, потирала раненую руку и плакала.

Тут Ирочка вспомнила про мобильный телефон. Быстро набрав номер отца, она сообщила ему о случившемся. Как только Ира услышала папин голос, она сразу же успокоилась.

Папа действительно примчался на своих «Жигулях» удивительно быстро. Рядом с ним в машине сидела мама. Она подбежала к дочке, обхватила руками ее голову и заплакала. Сквозь слезы мама все время повторяла: «Девочка моя, почему ты меня не послушалась?»

Творческий рассказ по картине «Прятки» (с добавлением предшествующих и последующих событий).

НЕЧЕСТНАЯ ИГРА

Летом Надина семья купила квартиру в новом высотном доме. Двор перед домом был большим, зеленым, ухоженным. Вдоль дорожек возвышались густые ели, росли пышные кусты, стояли аккуратно подкрашенные скамейки.

Надюша познакомилась с одним мальчиком из своего подъезда, и дети сразу же обменялись номерами мобильных телефонов.

Как-то раз, выйдя во двор, Надя увидела на скамейке нового знакомого и подошла к нему. Мальчик, которого звали Вадим, предложил поиграть в прятки. Он вызвал по телефону еще двух мальчишек, и игра началась.

Водящей в игре выбрали Надю. Она не спорила, послушно закрыла глаза и стала считать до пятидесяти. Мальчишки разбежались по двору. Им было где спрятаться!

Закончив счет, Надя открыла глаза и, не спеша, пошла по дорожке к детской площадке. Вдруг раздался звонок ее мобильного телефона. Это был Вадим. «...Надя! Я скажу тебе, где они спрятались! Посмотри...» — начал разговор Вадим, но закончить его не успел.

«Я не хочу так играть!» — резко ответила Надя и выключила телефон. Левочка продолжила поиски мальчишек.

В это время вдалеке раздался еще один звонок. Вадим, сидя за кустом, по телефону услышал голос приятеля: «Ты что, самый умный? Так нечестно играть!».

Скоро все мальчишки, кроме Вадима, вышли из своих укрытий и обступили Надю. Вместе дети смеялись; перебивая друг друга, обсуждали игру. У куста, низко опустив голову, стоял Вадим.

Творческий рассказ по картине «Приключение на реке» (с добавлением объекта).

СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ

Ясным летним днем Дима и Ириша решили покататься на лодке. Лодка принадлежала их соседу, Сергею Петровичу. У него дети взяли весла и пошли к реке. Дима и Ира вставили весла в уключины*, сели в лодку и, оттолкнувшись от берега, поплыли.

Скоро Ириша заметила заросли белых лилий. Девочка попросила Диму подплыть поближе к цветам. Срывая необыкновенные цветы, Ира складывала их в букет и вдруг почувствовала, что ее ноги стали мокрыми. Ира посмотрела на дно лодки и закричала: «Ой, тонем!».

Дно лодки было слегка покрыто водой, но вода все прибывала. «Да, до берега мы не дотянем!» — с грустью сказал Дима. Пра испугалась еще больше. Она совсем не умела плавать!

Нагнув голову пониже, Ирочка попыталась найти течь. Вдруг под Диминой лавкой она заметила странный предмет. «Что это?» — спросила девочка, указывая на большой круг. «Ура!» — закричал Дима, — Мы спасены! Это же спасательный круг!»

Вдвоем дети вытянули спасательный круг из-под лавки, бросили его в воду, а сами прыгнули следом. Через некоторое время уставшие, мокрые, Ира и Дима вылезли на берег. Стоя на траве, они продолжали крепко держаться за спасательный круг!

Творческий рассказ по картине «Живой уголок»  добавлением действующего лица).

ЧУТЬ ЖИВОЙ УГОЛОК

У Киры в квартире жили котя Филя, попу: гай Тоша и золотая рыбка Лолита. Кира любила своих питомцев и ухаживала за ними каждый день. Приходя из школы, девочка первым делом выпускала из клетки Тошу. Радостный попугай с шумом летал по комнате, садился на шторы, спинки стульев, на люстру... С высоты попугай часто наблюдал за Филей и Лолитой.

Как-то раз Кира, сидя на кухне, разговаривала по телефону. Оставшийся без присмотра кот прыгнул на тумбочку, туда, где стоял аквариум. Он поднялся на задние лапы, а передней лапой пытался достать золотую рыбку.

Уключина — металлическая петля, в которую вставляется весло.

Бедная Лолита тревожно заметалась по аквариуму. Попугай Тоша, как коршун, слетел с люстры и начал кружить над котом. Тут Филя подцепил-таки рыбку, и она, сделав переворот в воздухе, шлепнулась на пол. Попугай налетел на Филю и своими когтями вцепился в кошачью спину. Кот развернулся, зашипел и ударил попугая лапой. Хорошо, что в эту минуту в комнату вошла Кира. Она в ужасе вскрикнула. Перепуганный кот выскочил из комнаты.

Кира подхватила с пола несчастную рыбку и вернула ее в аквариум. Потом девочка взяла на руки взъерошенного попугая, погладила его сказала: «Ах ты наш спасатель! Как хорошо, что я тебя не заперла!».

Творческий рассказ по картине «Справедливое возмущение» (с добавлением объекта и действующего лица).

ПЛАЧУЩИЕ ПРИВИДЕНИЯ

Два брата близнеца, Илюша и Кирюша, были так похожи, что их путала даже родная бабушка. Братья часто озорничали и слушались только папу.

Как-то раз Илюша и Кирюша играли в большой комнате, а бабушка на кухне пекла блины. Вдруг за стеной послышался грохот, а потом громкое мяуканье.

Когда встревоженная бабушка вошла в комнату, то сначала не поняла, кто находится перед нею. По комнате медленно двигались две белые фигуры, похожие на привидения. На их белой одежде темнели только рот и глаз. Фигуры перемещались, издавая странные звуки: не то вой, не то плач. Черный кот Кузя с расширенными от страха глазами, не шевелясь, сидел на шкафу.

Но бабушка пугаться не собиралась! Под белыми одеяниями она заметила знакомые тапки и грозно воскликнула: «Опять простыню испортили! Все отцу расскажу!».

Привидения тут же скинули белые покрывала и в два голоса заревели: «Мы больше не будем! Только папе не говори!».

Творческий рассказ по картине «На рыбалке» (с изменением результата действия).

ЗАПОЗДАЛЫЙ СНИМОК

Каждое лето друзья Денис и Максимка отдыхали за городом. Их дачи стояли рядом, обе недалеко от реки. Мальчики вместе гоняли на велосипедах, гуляли по лесу с собакой Диной, а иногда отправлялись на рыбалку. Друзья садились у реки, закидывали в воду удочки, а затем с напряженным вниманием следили за поплавками.

Чаще всего на крючок попадались маленькие рыбки-уклейки. Но один раз Максим еле удержал в руках свою удочку. Мальчик поймал большущую щуку. Вдвоем друзья с трудом вытащили ее из воды и сразу же решили сфотографировать добычу. Денис побежал домой за фотоаппаратом. Стоя в воде, Максим рассматривал огромную рыбину. Вдруг щука в руках мальчика дернулась, ударила хвостом и упала в воду...

Когда через несколько минут Денис вернулся к реке с фотоаппаратом, щуки он не увидел. На берегу сидел мокрый и грустный Максимка и отжимал края рубашки. Денис присел, поднес фотоаппарат к глазам и нажал кнопку.

Творческий рассказ по картине «Вот так палка» (с изменением результата действия).

ПАЛКА-КОПАЛКА

Антоша и его собака Лана часто гуляли в городском парке. Там на огромной травяной лужайке, окруженной высокими деревьями, Антон дрессировал свою любимицу.

Вначале мальчик учил собаку приносить знакомый мячик. Но потом в ход пошли палки, ветки, даже игрушки. Лана быстро отыскивала брошенный предмет и добросовестно приносила его хозяину.

Как-то Антон с Ланой играли на краю лужайки. Рядом с ними гуляла женщина с малышом. Маленький мальчик только учился ходить. Смешно переступая с ноги на ногу, он вперевалку шагал к собаке.

В это время Антон бросил Лане палку. Палка улетела далеко за деревья. Послушная собака скрылась из вида и долго не возвращалась. Антон уже начал волноваться. Вдруг малыш споткнулся, упал на траву и горько заплакал. Мама взяла сына на руки, стала его успокаивать, но ничего не помогало. Малыш плакал все громче.

Наконец Лана подбежала к Антоше и положила к его ногам ... детскую лопатку. Малыш посмотрел на лопатку и перестал плакать.

Творческий рассказ по картине «Рисунок с натуры» (с изменением времени действия).

ЗИМНИЙ ПЕЙЗАЖ

Однажды, в начале зимы, Наташа взяла свой мольберт, кисти, краски и отправилась за город, на природу. Наташе очень хотелось нарисовать красивый зимний пейзаж. Вот и знакомая поляна! Рядом дорога, вокруг поле, вдалеке лес...

Девочка внимательно огляделась и расстроилась. Около дороги валялся мусор, снег был грязным и тусклым, а лес голым и мрачным.

Немного подумав, маленькая художница решила слегка приукрасить пейзаж. Она установила свой мольберт недалеко от дороги и взялась за кисть.

Совсем скоро на картине Наташи вместо голых деревьев появились зеленые пушистые ели. Снег на поляне стал чистым, сверкающим. С него исчезли и грязь, и банки, и бутылки. В центре поляны, как по взмаху волшебной палочки, выросла тонкая рябина. Вся она была увешана красными ягодами. На ветках деревьев сидели не серые, невзрачные воробьи, а красногрудые снегири!

Посмотрела Наталья на картину и с гордостью сказала: «Вот что значит настоящий художник!».

Творческий рассказ по картине «Прогулка на лыжах» (с изменением времени действия).

СЕРДИТЫЙ СТОРОЖ

Как-то летом, в выходной день, Ванюша с родителями отправился за город. Их старенькая машина остановилась в красивом месте у реки.

За рекой виднелось поле, а на нем стройными рядами вытянулись клубничные грядки. «Вот здорово! Клубнички поедим!» — потирая руки, воскликнул Ваня. Но мама тут же возразила сыну: «Не вздумай! Поле охраняется! Позору не оберешься!».

После обеда родители уснули, а Ваня, не послушав маму, прихватил с собой корзинку и отправился к реке. Речная вода оказалась чистой, но ужасно холодной. Видимо, из-за быстрого течения она не успевала согреваться. Ванюшка, широко расставив руки, осторожно ступал по каменистому дну.

Берег был совсем близко. Еще несколько шагов и вот она — любимая ягода, такая ароматная, сладкая, вкусная!

Но вдруг Ванину ногу пронзила боль. Мальчик, забыв об осторожности, закричал на всю округу: «Мама-а-а-а!».

Не только мама, но и папа тут же примчались на Ванин крик. Мама в испуге схватилась за голову. А папа поднял Ванюшу на руки, и все увидели, что к его - ноге прицепился большущий зеленый рак. Отцепив рака, папа сказал сыну: «Видишь, какой на этом поле сердитый сторож?», и засмеялся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению детей творческому рассказыванию на тему: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей»

Конспект занятия по обучению детей творческому рассказыванию на тему: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей» в старшей группе. Формирует умение детей составлять небольшие рассказы творческого характе...

Из опыта работы: «Обучение детей творческому рассказыванию».

Здесь представлен материал из моего опыта работы....

Конспект ООД с элементами ТРИЗ-технологии по обучению детей творческому рассказыванию в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Хочу быть сказочником!» (Сам.обр)

Занятие направлено на обучение детей с ОНР творческому высказыванию с опорой на предметы, поставленные вопросы и прослушивание музыкального произведения; обучение пересказыванию рассказа в стихотворно...

«Рекомендации родителям по обучению детей творческому рассказыванию по картине и сериям картинок».

Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены оп...

Методика проведения занятий по обучению детей творческому рассказыванию.

Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного, творчества и роли педагога в этом процессе.В формиров...

Обучение детей творческому рассказыванию. Досуг "Сказка - складка, послушать сладко".

Сочинение  сказок старшими дошкльниками с опорой на схемы и мнемотаблицы....

Формирование связной речи через обучение детей творческому рассказыванию

Обобщение педагогического опыта работы.Развитие связной речи детей через обучение творческому рассказыванию            Основные задачи по р...