Логопедический досуг "В зимнем лесу"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Титова Светлана Андреевна

Логопедический досуг "В зимнем лесу" с элементами словарного игротренинга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrotrening_zima.docx40.08 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

ДЕТСКИЙ САД №6 «СОЛНЫШКО» п ВЕРБИЛКИ

Логопедический досуг с элементами словарного игротренинга

«В зимнем лесу»

2012 г.

Образовательные цели:

  1. обобщение и систематизация представлений о зиме;
  2. актуализация и активизация словаря по теме «Зима»
  3. совершенствование навыка рассматривания картины
  4. совершенствование навыка пересказа с помощью мнемотаблицы

Развивающие цели:

  1. развитие связной речи
  2. речевого слуха
  3. зрительного, слухового, тактильного восприятия
  4. творческого воображения
  5. моторики
  6. мышления

Воспитательные цели:

  1. воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине
  2. воспитание эстетического вкуса
  3. развитие эстетического восприятия, способности воспринимать и оценивать прекрасное в через музыку, живопись, поэзию
  4. самостоятельности
  5. творческого воображения

Предварительная работа: беседа о времени года зиме, о зимних месяцах; лексико-грамматические игры по теме «Зима»; заучивание стихотворений русских поэтов о зиме, пословиц о зимних месяцах, прочтение русской народной сказки «Снегурочка».

Оборудование: CD с записью вьюги и шума ветра, музыки из мультфильма «Снеговик-почтовик», Вивальди «Зима» 2 часть, CD проигрыватель, фигурки героев сказки «Какая бывает зима» (снегирь, обезьянка, пингвин, медведь) из картона, корзина, контейнер со снегом и льдом, костюм снеговика, бумажные салфетки, бумажные снежинки на карандашах, массажный мяч белого цвета, снежинки для украшения елочки, елочка, репродукция картины Васнецова «Снегурочка», мольберт, предметные картинки с изображениями деревьев.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Логопед  приглашает детей в музыкальный зал, где звучит СD с записью вьюги и шума ветра. Дети здороваются с гостями, проходят к стульчикам и садятся.

Логопед: Здравствуйте, ребята!

Скажите, какие звуки вы услышали, когда вошли в зал?

Дети. Шум ветра, вой вьюги.

Логопед. Какая вьюга?

Дети. Вьюга холодная, колючая, злая.

Логопед. Какой ветер?

Дети. Ветер зимний, студеный, злой.

Логопед. Отгадайте загадку и узнаете тему нашего занятия:

Она пришла такая снежная,

Укрыла белыми одеждами

Леса, поля, дома и улицы.

Она художница прилежная,

Развесит кружева из инея,

Такая сказочно красивая.

Дети. Это зима.

Логопед. Верно, ребята. Вы вспомните все, что знаете об этом времени года и его приметах.

Мы живем на планете Земля, в разных уголках нашей планеты зима выглядит по-разному.

Инсценирование сказки «Какая бывает зима?»

Логопед. Ребята, какая бывает зима?

Дети. Зима лютая, вьюжная, холодная, снежная и т.д.

Логопед. А вот как на этот вопрос отвечают мартышка, пингвин, птичка, медведь и мальчик.

– Спросили однажды у мартышки:

Какая бывает зима?

– А что это такое? – удивилась мартышка.

– Ребята, почему мартышка так ответила?

– Правильно, это южное животное, там, где она обитает, не бывает зимы.

– Тогда спросили у пингвина:

– Может быть, ты ответишь, какая бывает зима?

– Зима бывает очень долгая,– сказал пингвин. – Она у меня на Родине длится целый год.

– Почему же для пингвина зима длится целый год? (потому что пингвин – животное Севера)

Затем спросили у Красногрудого Снегиря:

– А по-твоему, какая бывает зима?

– Зима бывает трудная, – пропищал в ответ Снегирь.– Хорошо, если не позабудут насыпать хлебных крошек в кормушки. А, если забудут, то где их найдешь?

– Подумайте, дети, какую помощь мы можем оказать птичкам зимой?

Спросили тогда у Медведя:

– А ты что думаешь, Топтыгин? Какая бывает зима?

– А чего про нее говорить-то, – пробурчал Медведь.– Ведь зима бывает короткая – тянется всего одну ночь! Заснешь в берлоге зимой, а проснешься, уже – весна.

– Почему Медведь не замечает зиму?

– Он впадает в спячку в своей берлоге и спит всю зиму.

Еще спросили у Мальчишки:

Логопед подходит к мальчику, берет его за руку, ставит перед собой.

– Скажи ты, какая бывает зима?

– Зима бывает веселая! Зимой все катаются на санках, на коньках, лыжах! А еще играют в снежки! Вот какая бывает зима!

Логопед. Ребята, так давайте веселиться и лепить снеговика! (дети встают в круг).

  1. Физминутка «Снеговик»:

Лепим мы снеговика

Из пушистого снежка.

Вот какой он первый ком!

Вот какой большущий он.

Ком второй чуть-чуть поменьше,

Третий – это голова,

Шляпа будет из ведра,

Нос – морковка,

А глаза – два веселых огонька.

Он смеется до ушей, –

Веселит он малышей.

«Лепят» руками

Руки ладонями вверх-вниз

Руки на поясе, наклоны в стороны

Показывают руками

Держатся за голову, наклоны в стороны

«Надевают» шляпу

Приставляют кулачки к носу

Показывают пальчиками «очки», поворачиваются вокруг себя на пяточках

Показывают улыбки ротиком и руками

Приставляют раскрытые ладошки к ушкам

Звучит музыка (Снеговик-почтовик). Появляется снеговик с корзиной.  В корзине снег и лед.

Снеговик. Здравствуйте ребята, я услышал, как вы весело играете, не удержался и решил зайти к вам, у меня для вас это, ну как его…(показывает логопеду содержимое корзины).

Логопед. Подожди снеговик, ребята попробуют отгадать что это.

  1. Упражнение «Узнай узнай на ощупь». Развитие тактильных ощущений.

Логопед. Ребята, закройте глаза. Прикоснитесь ладошками и отгадайте что это?

Дети. Это снег и лед.

Логопед предлагает детям открыть глаза и ставит контейнер со льдом и  снегом на стол перед ними.

  1. Упражнение «Сравни и расскажи». Развитие связной речи, мышления, тактильных ощущений. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений с противопоставлением).

Логопед предлагает детям взять из контейнера по кусочку льда и комочку снега.

Логопед. Снег и лед – верные приметы зимы. Сравните их.

1-ый ребенок. Снег мягкий, а лед твердый.

2-ой ребенок. Снег пушистый, а лед гладкий.

3-ый ребенок. Снег белый, а лед прозрачный.

4-ый ребенок. Снег тает быстрее, а лед медленнее.

Логопед. Молодцы! Очень хорошо!

Логопед раздает детям салфетки для рук, а потом убирает контейнер и салфетки.

  1. Логопед. Снег состоит из маленьких пушистых снежинок.

Снеговик. У меня как раз есть такие.

 Логопед. Давайте поиграем с ними.

Дыхательное упражнение.

Дети и снеговик берут снежинки на карандашах и подносят к губам.

Логопед:                                      

Как подул Дед Мороз,- в воздухе морозном

Полетели, закружились ледяные звезды.

Логопед просит детей сделать несколько коротких выдохов, затем один сильный, плавный, длинный выдох.

  1. Рассказывание стихов русских поэтов о зимней природе. Развитие эмоционального мира, общих речевых навыков, памяти.

Логопед предлагает детям сесть на стульчики.

Логопед. Мы с вами выучили много стихов русских поэтов о зиме, зимней природе. Вспомните и расскажите стихотворения. Старайтесь рассказывать стихи громко, четко и выразительно.

1-ый ребенок.   Ф.Тютчев

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...

3-ий ребенок. С. Есенин

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

 На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

Николай Некрасов

СНЕЖОК

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В прозрачное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня - посмотри! -

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,

Как мел, скрипуч и сух,

И ловит кошка рыжая

Веселых белых мух.

Логопед. Ребята, вспомните и назовите зимние месяцы. Вспомните пословицы о них.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Январь – году начало, зиме – середина.

У февраля два друга — метель и вьюга.

Снеговик. Ой, ребята, а какой сейчас месяц?

Дети. Февраль.

            Снеговик. Февраль…(грустно). Значит весна не за горами. Я должен идти, у меня еще много дел, я должен успеть, до весны! До свидания, ребята!!! (уходит).

Логопед и дети прощаются со снеговиком.

  1. Подбор однородных сказуемых к слову снег. «Что делает?» 

Логопед. А сейчас, пришло время поиграть (достает из корзины массажный мяч). Снеговик принес нам снежок, но он такой холодный. Давайте произнесем самый теплый звук над нашим снежком.

Дети произносят звук Ш, логопед подносит мяч к их лицам. 

Логопед. Ты лови снежок бросай слово-действие называй! Снег: идет, кружится, летает, ложится, скрипит, вьется, тает, сверкает, искрится. Вьюга – воет, метель – кружит, метет, поземка стелется.

           Логопед. А теперь ребята, нужно произнести самый холодный звук над нашим          снежком, чтобы он не растаял. Дети произносят звук С. Дайте характеристику звуку Ш, звуку С.

           

  1. Логопед. Ребята,  давайте покажем, как мы умеем лепить снежки.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем, совсем не сладкий.

Раз – подбросим, два – поймаем,

Три – уроним, и … сломаем.

Загибают пальчики

Лепят

Показывают круг,           сжимают                 ладони вместе

Грозят пальчиком

Смотрят вверх, вниз

Роняют воображаемы снежок,

Топают ножками

  1. Логопед. Ребята, я предлагаю вам, отправится на прогулку по зимнему лесу. Прежде чем пойти, вспомним, как надо правильно дышать морозным воздухом.

Дети. Дышать нужно через нос, потому что воздух согревается и увлажняется.

Логопед. А чтобы идти по глубокому снегу было удобно – наденем лыжи.

Дети бегут в зимний лес на лыжах. Танец лыжников.

  1. Физминутка. «Лыжник»

Утром кататься на лыжах пошли.

Быстро на лыжах до леса дошли.

Едем мы быстро

По снегу чистому!

Щечки горят

Лыжи скользят!

Поднимают руки вверх

Отталкиваются двумя руками, приседают

Отталкиваются попеременно(левой-правой) рукой, приседают

  1. Образование родственных слов. «Доскажи словечко

Логопед. Зимой в лесу все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Только нашу елочку мороз забыл укутать. Я вам буду читать стихотворение, а вы добавлять слова, родственные слову снег. Каждым снежным словом мы будем укрывать елочку, чтобы она не замерзла.

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю…

С неба все скользят пушинки – серебристые…

На посёлки, на лужок все снижается - …

Вот веселье для ребят – все сильнее - …

Все бегут вперегонки, все хотят играть в …

Словно в белый пуховик нарядился - …

Рядом снежная фигурка – это девочка - …

На снегу-то, посмотри – с красной грудкой …

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил …

С каждым добавленным словом дети укрывают елочку бумажной снежинкой.

Логопед. Вот и укрыли мы елочку снегом, давайте вспомним. Какие снежные слова мы использовали.

Дети. Снег, снежинки, снежок, снежки, снеговик, снегурка, снегири.

  1. Физминутка  «Как на горке снег» (стих. И.Токмаковой)

Дети встают в круг, в середине круга «спит медведь»

Как на горке – (дети поднимают руки вверх)
Снег, снег,
И под горкой –
(опускают руки вниз)
Снег, снег,
И на елке –
(соединяют ладони над головой «домиком»)
Снег, снег,
И под елкой –
(опускают руки вниз).
Снег, снег,
А под елкой спит
(кладут под щеку ладошки и закрывают глаза)
Медведь.
Тише, тише. Не шуметь!
(идут на цыпочках по кругу)

  1. Образование притяжательных прилагательных.

Логопед. Посмотрите, что здесь на снегу? (под елочкой на «снегу» следы диких животных).

Дети подходят к елочке.

Дети. Следы.

Логопед. Чьи следы?

Дети. Лисьи, медвежьи, волчьи, заячьи.

Логопед. Правильно ребята, это следы лесных жителей. А привели они нас на лесную поляну.

Дети садятся на стульчики.

  1. Лексико-семантический тренинг «Синонимы». 

Логопед выставляет на мольберт репродукцию картины Виктора Михайловича Васнецова «Снегурочка».

Логопед. Ребята, посмотрите, перед вами картина В.М. Васнецова «Снегурочка». Я даю вам время побыть с картиной наедине. Рассмотрите ее. Звучит музыка.

Звучит музыка Вивальди «Зима» 2часть.

Логопед. На первом плане видна сама героиня. По преданию Снегурочка, родившаяся в дремучем лесу, – ребёнок Мороза и Весны. Она одета в длинное пальто белого цвета, украшенное узорами, бледные варежки и шапку. Фигура размещена не по центру картины, а несколько сбоку. Руки разведены, голова повернута немного вправо, сзади видны следы на снегу – всё это создаёт впечатление, что персонаж только что вышёл навстречу зрителю, и растерянно озирается по сторонам.

Логопед. Рассмотрите картину и подберите слова-друзья к следующим понятиям:

  1. (на дворе) стужа, мороз, холодина
  2. (земля) застлана, засыпана, укутана, устлана, накрыта (снегом)
  3. (зима) морозная, суровая, студеная, злая, лютая
  4. (Снегурочка) бродит, шагает, расхаживает, прогуливается, гуляет (по заснеженной поляне)
  5. (вокруг) безмолвие, тишь, безлюдье, глушь
  6. (вдалеке) мигают, сверкают, брезжат, просвечиваются, горят, сияют, переливаются, блестят (огоньки)
  7. (снег) блестит, сияет, серебрится, искрится
  8. (одежда на Снегурочке) праздничная, торжественная, богатая, дорогая, красивая, разукрашенная, парадная.
  1. Словообразование. Образование относительных прилагательных.

 Логопед. На картине «Снегурочка» изображен зимний лес. Давайте вспомним, как называется лес из разных пород деревьев. Дети встают в круг.

Логопед.  Достает сундучок.

Я картинку положила в разноцветный сундучок,

Ну-ка, Катя, открывай, вынь картинку, называй!

В игре образуются следующие пары словосочетаний: лес из осин, осиновый лес – осинник; лес из берез, березовая роща – березняк; лес из дубов, дубовая роща – дубрава; лес из сосен, сосновый бор – сосняк.

  1. Пересказ рассказа «Зимний лес» по Д.Зуеву с использованием мнемотаблицы.

Логопед. Ребята, давайте вспомним рассказ и зимнем лесе, а поможет вам в этом таблица. Логопед выставляет мнемотаблицу на мольберт. Двое детей по очереди пересказывают.

Зимний лес

Пробушевала метель – и лес преобразился.(1,2)  Стоит  словно витязь в хвойной кольчуге (3). Синичка сядет, а ветка не дрогнет(4).

На поляне особняком красуются крохотные елочки. Их совсем занесло. Как хороши они теперь, как пригожи! (5)

Вьюга посеребрила пышную прическу стройных сосен. Снизу – ни сучка, а на макушке – снежная шапка.(6)

 Береза распустила светлые косы заснеженных  ветвей, блестит на солнце нежно-розовой  берестой.(7)

Покрытые снежными кружевами деревья оцепенели в зимнем сне.(8) Сверкает снег, вспыхивают и гаснут искры-блестки.(9)

Хорош лес в зимнем уборе! (10)

  1. РЕЛАКСАЦИЯ

Логопед. 

Мы сегодня веселились и играли, и учились.

А сейчас уже пора, отдохнуть нам, детвора.

Дети расслабляются под звучание спокойной музыки. «Пробуждение» происходит под звучание колокольчика:

Тихо-тихо, колокольчик, позвени, позвени.

Никого, мой колокольчик, не буди, не буди.

Громко-громко, колокольчик, позвени, позвени.

Всех мальчишек и девчонок разбуди, разбуди.

Дети встали, потянулись и друг другу улыбнулись,

С Зимушкой - зимой  прощаемся, в группу отправляемся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению детей рассказыванию.«Новости зимнего леса».

Программное содержание. 1.Задачи на развитие познавательных способностей: Закрепить знания о диких животных: знать название, внешний вид, повадки, чем питаются, как спасаются от врагов Развивать ...

Конспект открытого логопедического занятия "Волшебное путешествие по зимнему лесу"

Конспект открытого логопедического занятияпо формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР III ур р. р. в подготовительной к школе группепо теме: «Волшебное пут...

"В зимнем лесу" - интегрированное физкультурно-логопедическое занятие

Логопед работает над речью логопатов не только в рамках своего занятия, но и в другие режимные моменты....

Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей логопедической группе "Животные зимнего леса"

Итоговое занятие по теме "Животные зимнего леса" в старшей логопедической группе с ФФНР. Очень динамичное, много речевых, логических игр, Использованы приемы ТРИЗ. Физминутки и пальчиковые игры по тем...

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. Тема: Приключения в зимнем лесу.

В зимнем лесу детей ждут разные приключения и встречи: С Дедом Морозом, со Снеговиками,с  Зимой, с зимующими птицами, с Лошадкой, запряженной в зимние сани. От них дети получают разнообразные зад...

Конспект логопедического занятия Прогулка по зимнему лесу

интегрированное занятие в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (моторная алалия). Систематизация знаний детей по лексическим темам: «Зима», &l...


 

Комментарии

Светлана Андреевна, у Вас очень интересный сценарий вечера досуга. Многое позаимствую для своей работы. Так держать! Надежда Николаевна.
Титова Светлана Андреевна

Уважаемая Надежда Николаевна! Большое спасибо за добрые слова и профессиональную оценку!

Очень содержательный конспект вечера досуга.
Титова Светлана Андреевна

Спасибо за отзыв Елена Николаевна.