Содействие семьи в организации развивающей среды для формирования мелкой моторики рук у детей с тяжелыми нарушениями речи
методическая разработка по логопедии по теме

Курникова Марина Борисовна

Материал о проводимой работе с семьёй в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содействие семьи в организации развивающей среды для формирования мелкой моторики рук у детей с тяжелыми нарушениями речи

Курникова М.Б.,

воспитатель МАДОУ ЦРР  - «Детский сад №8 «Лесная сказка»

г. Северодвинск Архангельской области

Истоки способностей и дарования детей –

на кончиках их пальцев.

В.А.Сухомлинский

        На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, о также отклонения в развитии движения пальцев рук, т.к. движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

        Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М.М.Кольцова, Е.И.Исенина, Л.В.Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики.

        В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с дизартрией (Л.В.Лопаатина, Н.В.Серебрякова), с заиканием (Л.И.Белякова, Н.А.Рычкова).

        Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.

        В работе с детьми нашей группы мы реализуем специальные упражнения, игры, направленные на развитие ручной умелости и совершенствование точных, сложно-координированных движений всех звеньев руки – плеча, предплечья и особенно кистей и пальцев рук.

        Целью работы является создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей к овладению письмом.

        Задачи:

  1. Способствовать развитию мелкой моторики рук: развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
  2. Совершенствовать движения рук и развитие психических процессов:

- произвольного внимания;

- логического мышления;

- зрительного и слухового восприятия;

- памяти, речи детей.

3.   Формировать и совершенствовать пространственные представления:

- ориентацию на листе;

- ориентацию в пространстве на примере собственного тела.

4.    Формировать навыки учебной деятельности:

- умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;

- контроль за собственными действиями.

        В своей работе придерживаемся следующих принципов:

* принцип комплексного подхода к организации педагогического процесса (участие воспитателя, учителя-логопеда, психолога и других специалистов ДЛОУ);

* принцип системности и последовательности;

* принцип единства диагностики и педагогического процесса (результаты обследования определяют пути работы с воспитанниками);

* принцип развития (организация педагогического воздействия осуществляется с учетом ведущей деятельности ребенка – игры)

* принцип сотрудничества воспитателя и родителя, родителя и ребенка (позиция родителя как равноправного участника педагогического процесса).

        Одним из важнейших принципов в работе по развитию мелкой моторики рук у детей с ТНР является принцип сотрудничества с семьей. Основная задача на начальном этапе - формирование у родителей мотивации к работе с детьми. После проведения диагностических заданий для определения уровня развития мелкой моторики и координации движений рук проводятся индивидуальные беседы с родителями. Цель бесед – налаживание контактов, определений уровня наблюдательности, степень понимания ребенка взрослым, сообщение о диагностических данных.

        В качестве эффективного средства знакомства родителей с особенностями мелкой моторики предлагается их участие в совместной деятельности, семинарах-практикумах, мастер-классах, где они могут познакомиться с методами и приемами работы. Разработано примерное перспективное планирование по работе с семьей.

Тема

Цель

Срок

Родительское собрание совместно с детьми «Готовимся к школе: что это значит»

Помочь родителям самостоятельно поднимать степень подготовленности ребенка к школе

Сентябрь

Памятка для родителей «Советы родителям будущих первоклассников»

Дать рекомендации по подготовке руки к письму

Октябрь

Мастер-класс для родителей «Пальчики показывают сказки»

Рассказать о том, что пальчиковые игры стимулируют речевую функцию, совершенствуют чувство ритма, учат слышать рифму, делать ударение, делить слова на слоги

Ноябрь

Письменная консультация «Некоторые приемы развития мелкой моторики, подготовки руки к письму»

Продолжать пополнять педагогические знания для подготовки к школе через использование ряда упражнения

Декабрь

Обучающий семинар-практикум с детьми «Умные пальчики»

Познакомить с пальчиковой гимнастикой, играми, правилами штриховки, с необходимыми для письма гигиеническими правилами

Январь

Консультация «Развитие мелкой моторики рук»

Пояснить, что проблемы с координацией движений, мелкой моторикой необходимо решить до поступления в школу

Февраль

Занятия для родителей «Развитие графических навыков»

Заострить внимание на необходимости развития ребенка еще до поступления в школу

Март

Брифинг с родителями на тему «Время подводить итоги»

Проанализировать динамику развития мелкой моторики у детей подготовительной группы

Апрель

Демонстрация полученных навыков и умений «Умелые ручки»

Наглядно выявить результативность работы

Май

        Постепенно из пассивных зрителей родители превращаются в активных участников обучающего процесса, помогающих своим детям овладевать основными графическими навыками.

        С помощью родителей в группе создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены и изготовлены игры и пособия для развития мелкой моторики.

        Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим. Мы постарались создать среду, окружающую детей таким образом, чтобы она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.

        Так как свою активность и стремление к самостоятельности дети успешно реализуют в игре, то в первую очередь, были созданы все условия для игровой деятельности, группа разграничена на игровые зоны. Группу посещают 15 детей, из них 13 мальчиков и 2 девочки. Для мальчиков созданы специальные сюжетно-ролевые игры, которые не только решают познавательные задачи, но и развивают ручную умелость.

«Плотницкая мастерская» - мальчики работают инструментами (пилят, забивают гвозди и т.д.).

«Автосервис» - соединяют провода, откручивают и закручивают гайки, щелкают выключателями.

        Сюжетно-ролевые игры для девочек также развивают мелкую моторику.

«Салон красоты и здоровья» - девочки делают массаж куклам, маски, прически, маникюр.

«Поликлиника» - прием узких специалистов (лор, окулист, хирург, ортопед).

«Ателье мод» - делают выкройки, примерки, подбирают нужный материал.

        В самостоятельной деятельности дети группы очень любят заниматься бисероплетением и бисерографией  (выкладывание изображения предмета бисером). С этой целью оборудовано место, где ребята могут творить чудеса с бисером в свободное время. Бисерография и бисероплетение – трудные приемы развития мелкой моторики рук, они развивают щепоть руки, качественно корригируют мышцы пальцев рук. Воспитывают усидчивость, внимание.

        Необходимый для развития мелкой моторики материал постоянно пополняется, цели и задачи его использования усложняются («Волшебные пуговицы», «Ниткопись», «Собери бусы», «Волшебный куб», «Собери цепочку», пазлы, шнуровка, крупа, штампы, плетение и многое другое). Приобретены различные трафареты, с которыми дети очень любят играть. В группе есть прописи-штриховки со специально подобранными игровыми графическими упражнениями (штриховка, обводка контуров, проведение различных линий, раскрашивание предметов). Наш опыт свидетельствует, что работы в таких тетрадях не только доставляет детям удовольствие, но и эффективно готовит руку к письму.

        Развивающую среду группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитие мелкой моторики. Популярен у детей «Театр пальчиков», «Театр рукавичек», «Театр Петрушек». Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, самостоятельно создавать сценарии. Куклы двигаются, поворачивают голову, кланяются, выразительно действуют «руками» - детскими пальчиками.

        Все игры и упражнения проводим в интересной непринужденной игровой форме при терпеливом отношении, ободрении при неудачах, поощрении за малейший успех.

        Для родителей в раздевалке оформлен уголок, где имеется информация по развитию мелкой моторики, организована фотовыставка, картотека пальчиковых игр. Важно донести до родителей необходимость их участия в организации среды и создания условия для развития мелкой моторики.

Ожидаемые результаты для детей:

- совершенствование мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации, развитие техники рисунка, овладение штриховкой);

- совершенствование крупных движений и умение владеть своим телом;

- совершенствование пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела, ориентация во времени);

- совершенствование мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;

- совершенствование навыков учебной деятельности.

        Целенаправленна, систематическая и планомерная работа оп развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с нарушениями речи во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевую деятельность, способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка, что напрямую готовит его к успешному обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) I период обучения(сентябрь, октябрь, ноябрь)...

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) на 2016 – 2017 уч. год

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) на 2016 – 2017 уч. год...

Конспект игровой коррекционно – развивающей деятельности в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Конспектигровой коррекционно – развивающей деятельностив средней группе компенсирующей направленностидля детей с тяжелыми нарушениями речи...

Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет

Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО Автор — учитель-логопед высшей квалификационной категории, отличник народного образования Н. В. Нищева...

Методические разработки по созданию развивающей предметно-пространственной среды помещения группы комбинированной направленности с пребыванием детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

В группах комбинированной направленности, где наряду с детьми с нормальным речевым развитием находятся дети с ОВЗ , а именно с общим недоразвитием речи, особое внимание отводится созданию необходимых ...

Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Образовательная среда детского сада предоставляет ребенку возможность быть субъектом любой социокультурной области человеческой деятельности (социальная и коммуникативная компетент...

Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО

laquo;Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» представляет собо...