Современные педагогические технологии в образовательном процессе ДОУ
статья по логопедии по теме

Из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Солдатова А.Н. учитель-логопед МБДОУ д/сад компенсирующего вида №22  «Почемучка» г. Саяногорск

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ

(из опыта работы)

В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.  

Характерной особенностью сегодняшнего времени является стремление работать по-новому, используя новейшие технологии в обучении детей дошкольного возраста. Одной из наиболее эффек тивных в современном дошкольном образовании является технология интеграции.

В настоящее время в дошкольных учреждениях используется целый ряд отечественных про грамм и технологий нового поколения. Многие современные образовательные программы имеют ту или иную приоритетность: познавательную, эстетическую, экологическую. Нередко они акцентируют одну из линий детского развития в ущерб остальным, что, как правило, приводит к значительной пе регрузке детей. Все чаще выдвигается мысль о том, что при организации образовательного процесса в детском саду нередки случаи применения школьных уроков.

Перегружая детей подобными формами организации обучения, воспитатель ущемляет права ребёнка на игру, и это приводит к резкому снижению работоспособности детей и сказывается на со стоянии их здоровья.

Поэтому остро встает вопрос рациональной организации детей в дошкольном учреждении. Кроме того, Министерство образования Российской Федерации в инструктивно-методическом письме «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организа ционных формах обучения» рекомендует использовать технологии, не перегружающие учебный про цесс.

Интеграцию в педагогическом процессе мы рассматриваем как фактор создания эмоциональ ного благополучия ребенка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития, первых творческих проявлений. Модель интегрированного занятия позволяет нам обеспечить:

- психологический комфорт и развитие эмоционально-волевой сферы детей во время занятий;

- повысить речевую мотивацию;

- повысить скорость запоминания в результате разнообразных видов деятельности;

-  активизировать и восстанавливать высшие психические функции (мышление, память, внимание);

- повысить уровень развития мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение);

- повышать стремление расширять горизонты действительности:

а) желание понять существующие в мире связи;

б) интерес к новым источникам информации;

в) потребность убедиться в своем отношении к миру.

Мы работаем на протяжении трех лет с детьми, имеющими нарушения речи. Хорошо извест но, что у таких детей кроме задержки общего развития речи снижен тонус сенсорной и моторной сферы; нарушена мимическая, эмоциональная и голосовая функция. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что речь следует формировать не изолированно, а лишь в комплексе с общим развити ем, прежде всего, с развитием ребенка и общим развитием интеллекта.

Дети, имеющие нарушения в речи, очень быстро утомляются, труднее усваивают познаватель ный, математический материал. Используя интегрированные занятия, можно добиться более высоких результатов. Кроме того, эта новая форма работы позволяет решить на одном занятии комплекс ди дактических и методических воспитательных задач.

Конечно, интегрированное занятие требует тщательной предварительной подготовки. Педагогу необходимо продумать каждый этап занятия. Мы разработали систему познавательного разви тия старшего дошкольного возраста.

Каждое занятие состоит из 5-6 этапов, различной деятельности. Познавательный рассказ, сказ ка или игра-путешествие, музыкальное слушание или пение, аппликация или рисование, конструирование, развивающая игра, оргминутка или подвижная игра, в зависимости от тематики занятий.

Интегрированные занятие планируем постоянно. На каждом занятии используется иг ровая ситуация: полет на космическом корабле, пароходе; в гости приходят герои мультфильмов: Почемучка, Буратино, животные, или получаем посылки от инопланетян, которые детям сообщают новые знания, просят о помощи. Часто воспитатель является героем этих занятий: доброй волшебницей, Незнайкой, Карлсоном. Каждое занятие должно иметь элементы но визны, сюрприза. Используются вопросы прямые, наводящие, подсказывающие, побуждающие детей думать, сравнивать, анализировать и делать простые умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи.

Стержнем планирования интегрированных занятий являются лексические темы: «Осень», «Зимние забавы», «Солнечная семейка», «Весна - красна», «Перелетные птицы», «Животные жарких стран», «Полет в космос», «День Победы». Такая система преду сматривает обучение не только на занятиях, но и во всех режимных моментах в течение недели и по зволяет детям глубже понять смысл всех явлений и понятий, переработать и упорядочить информа цию и не приводит к перегрузке различными разрозненными сведениями и фактами, способствует формированию целостной картины мира.

Например, работая над темой «Зима», сначала изучили и установили признаки зимы. Используя игру «Кто больше», доказывали друг другу, почему в данное время зима. Вспомнили стихотворение Сурикова о зиме «Вот моя деревня...» и выяснили, что нравится зимой, а что не нравится. Прослушав мелодию песни «Зимушка зима», выбрали зимний пейзаж на выставке картин. В заключе ние дети нарисовали свои любимые зимние забавы. В процессе этого занятия дети установили причинно-следственные связи, учились читать и слушать стихотворения, сравнивать, анализировать и выражать свои чувства на бумаге с помощью красок и карандашей. Важно использовать интеграцию не только познавательного цикла, но и математического. Так, при изучении темы «Геометрические фи гуры» детям была предложена развивающая игра «Найди пару», в процессе которой дети к геометриче ским фигурам подбирали соответствующие предметы. Затем, прослушав две мелодии, «Вальс цветов» и «Щелкунчик», выбрали ту мелодию, которая поможет построить волшебный замок. В конце дети вы полнили аппликацию волшебного замка. На этом занятии основной задачей было закрепление знаний о геометрических формах. Разные виды деятельности помогли быстрее запомнить эти формы. Разно образие видов деятельности активизировали память, внимание, мышление и воображение.

Изучая тему «Домашние животные», сначала закрепили знания о животных в игре «Кто, где живет?». В беседе выяснили полезность этого животного, затем нарисовали корову по клеточкам. Со ставили описательный рассказ о корове и дорисовали пейзаж. На этом занятии не только закрепили знания о домашних животных и их полезности, но и умение считать клетки, ориентироваться на листе бумаги, анализировать и сравнивать величину частей тела. Развивается воображение, творчество; закрепляется умение составлять описательный рассказ о животном, глядя на свою работу.

Выполнение подобных заданий вызывает у детей живой интерес, способствует развитию са мостоятельности мышления, а главное - освоению способов познания. Такая последовательность на интегрированном занятии позволяет процесс обучения сделать интересным и привлекательным и ре шать задачи умственного и нравственного воспитания. Проводя интегрированное занятие, мы сочета ем в нем несколько направлений:

- накопление социального опыта и познания себя и окружающего мира (увидеть, услышать, обы грать);

- реализация этого опыта в условиях самостоятельной деятельности (сделать, создать);

- развивается наглядное образное мышление: пространственное, композиционное.

Таким образом, использование различных интегрированных занятий позволило обеспечить эффективность обучения и прогнозировать результат педагогической деятельности в образовании дошкольников с ОНР. Наши выпускники при поступлении в школу имеют высокие результаты по обучению, отлича ются любознательностью, самостоятельностью, умением общаться со взрослыми и сверстниками.

Литература:

1. Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии», М. 2006.

2. Н.Е. Щуркова «Практикум по педагогической технологии», М. 2001.

      3. Е.А. Лапп  «Современный логопедический урок», Ростов-на-Дону, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Современные педагогические технологии в образовательном процессе дошкольного образования"

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственного стандарта дошкольного образования. В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно в...

Реализация современных педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

ФГОС ДО делает основной упор на поддержку разнообразия, собственной активности и инициативы детей, ставит акцент на создании условий, благоприятствующих позитивной социализации и развитию; обеспечивае...

Повышение уровня качества образования детей дошкольного возраста с ОВЗ через использование современных педагогических технологий в образовательном процессе.

Предлагаю просмотреть выступление с приложением презентации (участие в районном смотре - конкурсе учебно-методических объединений)...

«Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ».

Обновление содержания образования требует от педагогов таких компетенций, которые помогли бы ему строить весь образовательный процесс в соответствии с требованиями . А значит, использовать в своей раб...