Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности для детей с ФФНР для детей 5-6 лет
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) по теме

СМЫКОВА НИНА ВЛАДИМИРОВНА

Планирование непосредственно образовательной деятельности по всем разделам развития речи для детей старшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnoe_planirovanie2.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

«Детский сад №17 «Василёк»

_______________Попова Н.А.

Планирование

непосредственно образовательной деятельности

в компенсирующей группе для детей с ФФНР 5-6 лет

Месяцы

Недели

Формирование звуковой стороны речи

Лексические темы

Грамматический  строй речи

Развитие связной речи

Звуки

Навыки звукового анализа и синтеза

I период обучения

Сентябрь

I

Логопедическое обследование

II


III


У

Выделение начального гласного звука.

Выделение гласного звука из ряда других звуков.

Знакомство с понятием «гласный звук».

Обозначение гласных звуков фишками.

Анализ звукового ряда типа АУ, УА, АУИ.


Части  тела

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Образование Р.п. ед. и мн.числа существительных.

 Составление предложений по картинке, игра «Четвёртый лишний», «Отгадай, что это?» (часть занятия).


IV


А


Овощи

Образование уменьшительно- ласкательной формы существительных.

Практическое усвоение форм  Р.п. ед. и мн. числа существительных.

Согласование прилагательных с существительными.

Согласование притяжательных местоимений с существительными (моя капуста, мой огурец).

Составление предложений по демонстрируемому действию, сюжетной картинке с использованием конструкции:

подлежащее + сказуемое + дополнение.

Описание овоща с опорой на графическую схему

 (часть занятия).

Октябрь

I


АУ



Выделение начального гласного звука.

Выделение гласного звука из ряда других звуков.

Знакомство с понятием «гласный звук».

Обозначение гласных звуков фишками.

Анализ звукового ряда типа АУ, УА, АУИ.


Фрукты, ягоды

Практическое усвоение форм Р.п. ед. и мн. числа существительных.

Образование относительных прилагательных.

Образование уменьшительной формы существительных.

Согласование числительных с существительными.

Знакомство с родственными словами (сад-садик-садовник).


Составление предложений по образцу, с добавлением слова – признака. (Маша ест яблоко. Какое? Маша ест сочное яблоко.)

Составление описательного рассказа с опорой на план.

(часть занятия).


II


И


Осень

Образование относительных прилагательных.

Образование уменьшительной формы существительных.


Составление описательного рассказа по картинно – графическому плану (часть занятия).


III


АУИ


Лес

Образование относительных прилагательных.

Практическое употребление существительных в Р.п.

Изменение глаголов по числам и лицам..

Практическое усвоение предлогов «на», «над», «за», «под», «между», «около».

Сравнительное описание двух предметов (грибов, деревьев) по плану (часть занятия).


IV


М, М’

Знакомство с понятием согласный твердый и согласный мягкий звук.

Анализ слога типа АМ.

Составление слога из фишек.


Лес


Составление предложений с использованием предлогов. Д/и «Живая картина» (часть занятия).

Ноябрь


I


Э


Выделение звука из

начала слова.

Анализ ряда гласных.


Игрушки

Образование форм

существительных Р.п.; с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Образование относительных прилагательных, согласование их в роде и числе с существительными.


Составление описательного рассказа по картинно – графическому плану (часть занятия).

II период обучения

Ноябрь


II


П, П’

Анализ и синтез обратных слогов АП, УП, ИП.

Преобразование слогов путем изменения одного звука АП-УП-ИП.

Дифференциация звуков на слух и в произношении.


Домашние птицы

Образование множественного числа существительных.

Образование формы Р.п. мн.ч. существительных с предлогом.

Образование притяжательных прилагательных.

Согласование существительных с числительными.


Составление небольших описательных рассказов с опорой на схему и без неё.


III


Т

Выделение звука в начале и конце слова.

Анализ слогов типа АТ.


Домашние животные и их детеныши.

Образование существительных множественного числа; существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; притяжательных прилагательных; сложных прилагательных, существительных с помощью суффикса –ИЩ.

Упражняться в подборе антонимов.

Согласование числительных с существительными.

Согласование прилагательных существительными в роде, числе и падеже.


Образование сравнительной степени  прилагательных.


Пересказ литературного произведения с опорой на карточки-модели.


IV


К, К`

Анализ и синтез обратных слогов типа АК.

Выделение первого и последнего звука в словах типа ПАУК, КОТ.

Дифференциация звуков на слух и в произношении.


Дикие животные и их детеныши.


Пересказ литературного произведения (русской народной сказки) с опорой на иллюстрации.

Декабрь


I


О

Выделение звука из ряда других гласных.

Выделение гласного звука в положении после согласного.


Животные Севера

Пересказ литературного произведения  с опорой на серию сюжетных картин (рассказ Т. Ткаченко «Как Алёша хотел белку испугать»).


II


Х, Х`

Анализ и синтез слогов типа АХ, ХА.

Определение места звука в слове.


Животные жарких стран


Составление рассказа по серии сюжетных картин (рассказ «Незнайкин подарок»)



Пересказ литературного произведения (рассказ Е.Пермяк «Для чего руки нужны»).


III


Ы

Выделение звука из ряда гласных.

Выделение гласного звука в положении после согласного.

Анализ и синтез прямых слогов МЫ, ТЫ.


Профессии, инструменты.

Усвоение творительного падежа имен существительных, игра «Кем я буду»

Родительный падеж имен существительных единственного и множественного числа.


IV


С


Выделение звука из ряда согласных.

Определение места звука в слове.

Анализ и синтез слогов типа СА.


Новый год. Праздник новогодней елки.

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. (Д/и «Магазин») Практическое усвоение антонимов (Д/и «Новогодние превращения»).

Образование существительных в Р.п. мн. числа.

Согласование числительных с существительными.

Употребление сложных предлогов «из-под», «из-за».



Творческое рассказывание «Сочиняем сказку про Деда Мороза»

Январь

I

Каникулы

II


III


С, С`

Дифференцировать звуки на слух и в произношении.

Определение места звука в разных позициях.

Звуковой анализ слова СОМ, обозначение фишками.


Зима


Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами Р.п. множ.числа.

Подбирать однокоренные слова (снег, снежинка, снега, снежный, снеговик).

Образование сложных слов (снегопад).


Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картинке (образец – рассказ логопеда


IV


З, З`


Деление слов на слоги.

Анализ и синтез открытых слогов типа ЗА.


Зимующие птицы

Образование приставочных глаголов.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Согласование числительных с существительными.

 Подбор антонимов.


Составление рассказа по серии сюжетных картин (серия сюжетных картин «Кормушка») с придумыванием предшествующих событий.

Февраль


I


С-З


Дифференциация звуков на слух, выделение их в ряде других звуков, нахождение в слове.

Определение места звука в слове.




Семья


Образование притяжательных прилагательных.

Образование существительных с уменьшительными суффиксами.

Составление предложений из отдельных слов.


Составление рассказа по сюжетной картине (сюжетная картина «Семья»)

III период обучения

Февраль


II


Ц


Выделение звука из ряда согласных.

Определение места звука в слове.


Одежда

Образование относительных прилагательных.

Согласование прилагательных с существительными.

Согласование числительных с существительными.

Усвоение глаголов ОДЕВАТЬ, НАДЕВАТЬ.

Несклоняемые имена существительные.


Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины (рассказ Т. Ткаченко «Это я виноват»)


III


Б, Б`

Дифференциация звуков на слух и в произношении.

Определение места звука в слове.

Деление слов на слоги.

Звуковой анализ открытых слогов, обозначение фишками.


Обувь


Образование относительных прилагательных; глаголов с помощью приставок (развязать, привязать, завязать, перевязать).

Практическое употребление существительных в Р.п. множ.числа.


 Творческое рассказывание «Как мы на бал собирались»


IV


Д

Выделение звука из ряда других.

Определение места звука в слове.

Звуковой анализ слов ДЫМ, ДОМ.


Мебель

Образование множественного числа существительных.

Образование относительных прилагательных.

Практическое употребление предлогов (залез под шкаф, вылез из-под шкафа); существительных в косвенных падежах.


Пересказ рассказа с использованием наглядных опор (рассказ «Гроза»») с придумыванием последующих событий.                                                                                                                                                                                                                                          

Март


I


Ш

Выделение звука из ряда других.

Определение места звука в слове.

Деление слов на слоги.

Звуковой анализ открытых слогов.


Посуда

Образование существительных в Р.п. с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Образование прилагательных от существительных.

Согласование числительных с существительными.

Составление предложений с предлогами.


Составление рассказа по сюжетной картинке (сюжетная картина «Поздравляем маму»).


II


С-Ш

Дифференциация звуков в слогах и словах.

Нахождение слов с заданным звуком.

Деление слов на слоги.


Продукты

Образование относительных прилагательных.

Практическое усвоение несклоняемых существительных КОФЕ, КАКАО.

Упражняться в словообразовании, составлении предложений.


Составление рассказа о весне на основе собственных наблюдений (с использованием мнемотаблицы)


III


Ж

Выделение звука в слогах, словах. Деление слов на слоги. Знакомство со схемой слова. Анализ слов ЖУК, ЖАБА. Преобразование слов путем замены первого звука.


Весна


Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Образование существительных множественного числа.


Составление описательного рассказа по картине


IV


Ш-Ж

Дифференциация звуков на слух и в произношении.

Анализ слов типа ЖАБА, ШУБА.

Преобразование слов путем замены первого звука.


Перелетные птицы

Образование сложных прилагательных.

Образование приставочных глаголов.

Согласование числительных с существительными.

Подбор антонимов.


Составление рассказа по серии сюжетных картин (серия сюжетных картин «Скворечник»). Воспроизведение рассказа по цепочке.

Апрель


I


Л

Выделение звука в слогах, словах.

Определение места звука в слове.

Деление слов на слоги.

Преобразование слов путем замены первого звука (БАК-ЛАК).


Транспорт

Образование прилагательных от существительных.

Образование приставочных глаголов.

Практическое употребление имен существительных единственного и множественного числа в косвенных падежах.

Практическое усвоение предлогов ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.


Творческое рассказывание «Весёлые загадки».










Составление рассказа по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий (сюжетная картина «Случай на улице»)


II


Л-Л`

Дифференциация звуков на слух и в произношении.

Определение наличия данных звуков в слове.

Определение места звука.

Знакомство со схемой предложения.


Транспорт


III


Р

Выделение звука в слогах, словах.

Определение места звука в слове.

Придумывание предложений с определенным количеством слов.

Звуко-слоговой анализ слов типа РАК, РОТ, КРОТ.


Наш город


Образование Р.п. множ.числа имен существительных (один дом - много домов).

Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже (одно здание, два здания, пять зданий).

Упражнение в словообразовании с помощью суффиксов (Дом – домик, домишко, домище. Город - …).


Составление рассказа из личного опыта. «Дом, в котором я живу».


IV


Р-Р`

Дифференцировать звуки на слух и в произношении.

Деление слов на слоги. Составление предложений с определенным количеством слов.

Преобразование слов путем замены твердого звука на мягкий (РАД-РЯД).


Рыбы


Образование родственных слов.

Образование притяжательных прилагательных.

Согласование числительных с существительными.


Творческое рассказывание. «Сочиняем стихи».

Май


I


Л-Р

Дифференцировать звуки на слух и в произношении.

Определение наличия данных звуков в слове и позиции.

Совершенствование навыков аналитико-синтетической деятельности.


Цветы


Образование относительных прилагательных.

Практическое употребление существительных в ед. и мн. числе.

Согласование числительных с существительными.


 Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом)








Составление творческого рассказа по набору игрушек.


II


Ч

Выделение звука среди других звуков и слогов. Определение места звука в словах.

Преобразование слов путем замены первого звука.

Деление слов на слоги. Определение места звука в словах.


Насекомые


Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Практическое употребление существительных в косвенных падежах.

Составление предложений с предлогами ИЗ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД,  С, СО, НАД, ПОД.


III


Щ

Выделение звука среди других звуков и слогов.

Определения места звука в словах.

Совершенствование навыков аналитико-синтетической деятельности.

Упражняться в составлении схем предложений.


Лето


Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Подбор слов-действий, слов-признаков.

Согласование имен прилагательных с именами существительными.

Практическое усвоение предлогов.


Творческое рассказывание. Придумывание конца сказки, на основе начала.


IV


Ч-Щ

Дифференцировать звуки на слух и в произношении.

Закреплять навык звуко-слогового анализа слов.

Составлять схемы предложений.


Времена года

Образование притяжательных прилагательных.

Употребление существительных в Т.п. Д/и «Когда это бывает?»

Образование сравнительной степени прилагательных от наречий (утром светло, а днем еще (как?) – светлее).


Составление рассказа о лете на основе собственных рисунков и наблюдений.

Июнь

Повторение пройденного материала на индивидуально-подгрупповых занятиях, в свободном общении, в играх, развлечениях, на прогулках, праздниках.

Литература:

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с ФФН (старшая группа детского сада) М.,1993.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФН. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа) М: «Школьная Пресса», 2002.

Михайлова А.А., Боровцова Р.А. и др. Программа обучения детей пятилетнего возраста с недоразвитием фонетического строя речи. Тамбов, ИПКРО.- 1994.

Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.- СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников- М.: Школа-Пресс, 1999.

Гусарова Н.Н. Беседы по картинке: Времена года. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1998.

Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.- М.: Просвещение, 1985.

Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2004.

 Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: Владос, 1994.

 Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь: Формирование и развитие связной речи.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1998.

 Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду.- М.: Просвещение, 1993.

 Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М:, Просвещение, 1980.

 Чистякова И.А. 64 игры для формирования грамотной фразы у дошкольников. СПб.: КАРО, 2006.

 Журнал «Логопед» 2007, № 2.

 Журнал «Дошкольное воспитание» 2006,№3.

 Журнал «Ребенок в детском саду» 20004, №4; 2006, №2,3,5; 2007, №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «Познание» (математическое развитие)

Тема: «Один и много».П/С: Развивать умение выделять отдельные предметы из группы и составлять группы из отдельных предметов. Устанавливать отношения между понятиями один и много, воспитывать доб...

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями

Подробное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями....

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности для детей 4-5лет по образовательной области «Познавательное развитие» (конструирование,аппликация)

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности для детей  4-5лет по образовательной области «Познавательное развитие» (конструирование,аппликация) по примерной образовате...

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности в области познания и картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Вода».

Материал разработан для проведения  исследований свойств воды с детьми старшего дошкольного возрастах. Предложенные опыты с водой помогут детям систематизировать знания о свойствах воды.   ...

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию для детей всех возрастов

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию для детей всех возрастов...

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности №10

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности №10...