Использование игровой мотивации для проведения логопедических игр у детей с ОНР старшего дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Толстунова Ольга Владиславна

Представлен материал из опыта работы "Использование игровой мотивации для проведения логопедических игр у детей с ОНР старшего дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Использование игровой мотивации для проведения логопедических игр у детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. Должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. Обучение должно стать развивающим, увлекательным, проблемно игровым, обеспечивать субъективную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.

В настоящее время существует множество методик по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного  возраста, однако их эффективность чаще всего не превышает 60-70%. Одна из причин этого явления, по мнению учёных и практиков—неспособность учителя-логопеда сформировать у детей  интерес к логопедическим занятиям и стойкую речевую мотивацию.

Как повысить интерес детей к занятиям? Этот вопрос задаёт себе каждый педагог. На данный момент недостаточно освещён вопрос о закономерностях возрастных и  индивидуальных особенностях развития мотивации детей.

 Мотивация (от лат. movere- приводить в движение, толкать)— вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, её поведения. (Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь.-М.,2005. С.88)

Для каждого занятия  нужно продумать игровую мотивацию с целью вызвать у детей интерес к занятию, создать состояние увлечённости, умственного  напряжения и направления усилия детей на осознанное освоение знаний, умений, навыков.

Анализ коррекционной педагогической литературы показывает, что в настоящее время учёные выделяют три основных подхода к формированию мотивационной основы речевой активности и действий у детей : индивидуальный, типологический, топологический.

Индивидуальный подход предполагает  опору в процессе коррекционного обучения на мотивы обучения самого ребёнка-логопата. Для этого используются следующие приёмы:

-предвосхищающая положительная оценка учителем-логопедом умений ребёнка(средствами достижения такого состояния выступают не только вербальная оценка взрослого, но и улыбка, мягкий, добрый взгляд, поглаживание по голове, прикосновение к руке ребёнка, уменьшение физической и психологической дистанции);

-разработка программы достижений ( на день, неделю, месяц), придающей коррекционному обучению осмысленность и целенаправленность ( например ,педагог может за каждый правильный ответ, за чёткость звукопроизношения в ответе или речевой игре ставить ребёнку на доске «+», а за неправильный- «-«, предупреждая, что в конце игры необходимо набрать 5 «плюсов», чтобы «заработать  медаль»);

-привлечение сверстников и родителей в целях коррекции неадекватной позиции ребёнка и нежелания действовать в ситуациях, связанных с преодолением трудностей (например, мальчика просят объяснить и показать артикуляционную позицию автоматизируемого звука девочке, которая болела и пропустила несколько занятий, и пр.)

-создание «охранительного речевого режима» для детей с логоневрозом  или испытывающих трудности в коррекционном обучении;

-привлечение в случае необходимости специалистов-медиков, психологов, дефектологов;

-смена видов детской деятельности;

-переключение на другой тип восприятия информации;

-увеличение доли двигательных пауз и физкультурных минуток в ходе коррекционной деятельности;

-сокращение времени  проведения образовательной деятельности в случае переутомления ребёнка-логопата и «мозаичное» восполнение образовавшихся пробелов в свободное время в процессе практической или игровой деятельности ребёнка и другое.

Типологический подход предполагает использование ведущих мотивов общения детей данного возрастного этапа (игровых, личностных, деловых), основными приёмами могут быть следующие:

-игровые приёмы проведения коррекционной деятельности;

-создание проблемных ситуаций;

-смена партнёров по общению;

-принятие ребёнком на себя роли «педагога», который обучает детей правильно и чётко проговаривать определённый звук, или обучает правилам новой игры и является ведущим этой игры;

Топологический подход предполагает специальное формирование мотивов совместной деятельности в процессе коррекционно-развивающей работы . Побуждение к взаимодействию появляется благодаря выработке особых видов мотивов-познавательных (потребности что-то узнать, чему-то научиться ) и личностных ( потребности в признании педагогом, сверстниками, эмоциональной поддержки, саморазвитии и самопознании)

Например дошкольникам доступны такие простые виды игровых упражнений, как разгадывание загадок, ребусов, кроссвордов. После предъявления  образцов таких игровых упражнений необходимо стимулировать дошкольников к творчеству, придумыванию своих вариантов загадок, ребусов, кроссвордов.

В рамках топологического подхода к формированию речевой, познавательной, мотивации рекомендуется сообщать детям в доступной для них форме тему и цели  образовательной деятельности, использовать в процессе объяснения речевые, специальные термины и выражения.

Названные подходы  сочетаются в ходе образовательной деятельности ( по развитию связной речи, индивидуальной деятельности по коррекции нарушений, по обучению детей грамоте)нетрадиционной формы и их организации и проведения.

Мотивация определяет «программу» игровых действий. При этом учитываем  следующие условия:

  1. Организация, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера.
  2. Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной.
  3. Следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой работы.
  4. Содержание заданий должно быть трудным, но посильным.
  5. Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребёнка, тем более он  интересен для него.
  6. Учёт индивидуальных, возрастных, медицинских, психических особенностей воспитанников.
  7. Эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию занятия, стимулировать познавательную активность детей.

В системе коррекционной работы по формированию речевой, познавательной мотивации, а также в непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи, в индивидуальной деятельности по коррекции речевых нарушений, по                  

обучению детей грамоте, целесообразно активно использовать нетрадиционные формы организации и проведения образовательной деятельности, таких как:

  1. С использованием ИКТ
  2. Проводимые по аналогии с популярными телевизионными играми.
  3. Путешествие в сказочный город
  4. Путешествие в город красивой речи
  5. Путешествие по любимым сказкам
  6. Путешествие по городу на автобусе
  7. Музыкальное путешествие «В поисках доброты»
  8. Пошли в гости к гномику
  9. К нам пришли гости
  10. Получили звуковое письмо
  11. Почтальон принёс посылку
  12. Экскурсия
  13. Конкурс
  14. Спортивные  развлечения

Особый акцент в этой деятельности сделан на игру не случайно, ведь игра—это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Педагог, ведя игру, опирается на мотивы обучения детей—даёт предвосхищающую положительную оценку действиям каждого игрока, фиксирует их достижения, привлекает интересным, доступным для детей способом коррекции речевых отклонений, привлекает дошкольников к контролю над звукопроизношением своей речи и своих сверстников, их нежелание или невозможности преодолевать трудности. Иначе говоря, обеспечиваются индивидуальный, типологический и топологический подходы к формированию мотивации детей-логопатов к коррекционной  деятельности.

  1. Игровые методы, упражнения, используемые в работе, позволяют решить сразу несколько задач:
  1. Пробудить в ребёнке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения.
  2. Расширить и обогатить диапазон игровых умений  и навыков.
  3. Повысить познавательную активность и работоспособность детей.
  4. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.
  5. Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.
  6. Увеличить объём коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами: показом, пояснениями, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развёрнутом виде.

Использование игровых приёмов с игрушками, картинками, предметами поможет эффективно провести автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях, тексте. Как сделать  коррекционную образовательную деятельность разнообразной, интересной, продуктивной?

  1. Подобрать яркие, привлекательные предметы или игрушки соответствующие названию игры.
  2. Продумать, откуда брать и на что раскладывать предметы или игрушки.
  3. Презентацию игры проводить с одним ребёнком.
  4. Наблюдать за самостоятельной работой ребёнка.
  5. Подбирать разные предметы или игрушки к одной и той же игре.
  6. Предложить ребёнку самому подобрать материал.
  7. Предложить ребёнку продемонстрировать свой вариант игры.
  8. Поощрять самостоятельность (фишками, похвалой, демонстрацией перед группой детей и взрослых).
  9. Для родителей детей с речевыми нарушениями на стенде сделать раздел «Я придумал сам»

Правила и последовательность проведения речевых игр:        

  1. Презентация игры педагогом.
  2. Совместная работа педагога с ребёнком (обучение).
  3. Самостоятельная работа ребёнка.
  4. Поиск ребёнком своего нового варианта игры.
  5. Совместная работа педагога с ребёнком (коррекция варианта игры ребёнка).
  6. Самостоятельная работа ребёнка над своим вариантом игры.
  7. Презентация ребёнком своего варианта игры.

Предлагаем вашему вниманию игровые приёмы, дидактические игры, направленные на развитие общей и мелкой моторики, на автоматизацию звука, на умение дифференцировать звуки и т. д.

…….


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование игровой мотивации для проведения логопедических игр у детей с ОНР Из опыта работы учителя-логопеда О.В. Толстуновой МАДОУ №13 г. Апшеронска

Слайд 2

От лат. movere - приводить в движение, толкать. Вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание , направленность и характер деятельности личности, её поведения . Мотивация

Слайд 3

Индивидуальный подход Для этого используются следующие приёмы : предвосхищающая положительная оценка учителем-логопедом умений ребёнка; разработка программы достижений ; привлечение сверстников и родителей в целях коррекции неадекватной позиции ребёнка и нежелания действовать в ситуациях, связанных с преодолением трудностей; создание «охранительного речевого режима»; привлечение в случае необходимости специалистов-медиков, психологов, дефектологов;

Слайд 4

смена видов детской деятельности; - переключение на другой тип восприятия информации; увеличение доли двигательных пауз и физкультурных минуток в ходе коррекционной деятельности; сокращение времени проведения образовательной деятельности в случае переутомления ребёнка-логопата и «мозаичное» восполнение образовавшихся пробелов в свободное время в процессе практической или игровой деятельности ребёнка .

Слайд 5

Типологический подход игровые приёмы проведения коррекционной деятельности ; создание проблемных ситуаций ; смена партнёров по общению ; принятие ребёнком на себя роли «педагога ».

Слайд 6

Топологический подход Побуждение к взаимодействию появляется благодаря выработке особых видов мотивов-познавательных и личностных . Рекомендуется сообщать детям в доступной для них форме тему и цели образовательной деятельности, использовать в процессе объяснения речевые, специальные термины и выражения.

Слайд 7

Условия проведения игровых действий 1. .Организация, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера. 2. Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной. 3. Следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой работы. 4 .Содержание заданий должно быть трудным, но посильным. 5. Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребёнка, тем он интересен для него. 6.Учёт индивидуальных, возрастных, медицинских, психических особенностей воспитанников. 7.Эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию занятия, стимулировать познавательную активность детей.

Слайд 8

Формы организации и проведения непосредственно образовательной деятельности

Слайд 9

Путешествие в сказочный город

Слайд 10

Музыкальное путешествие

Слайд 11

Путешествие по городу красивой речи

Слайд 12

Путешествие по любимым сказкам

Слайд 13

Экскурсия по городу на автобусе

Слайд 14

Разговор по телефону

Слайд 15

Получили звуковое письмо

Слайд 16

К нам пришли гости

Слайд 17

Драматизация сказки

Слайд 18

Исследовательская деятельность

Слайд 19

Соревнования

Слайд 20

Игры с участием родителей

Слайд 21

Игровые методы позволяют решить сразу несколько задач: Пробудить в ребёнке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения. Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков. Повысить познавательную активность и работоспособность детей. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления. Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры. Увеличить объём коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

Слайд 22

Как сделать коррекционную образовательную деятельность разнообразной, интересной, продуктивной? Подобрать яркие, привлекательные предметы или игрушки соответствующие названию игры. Продумать, откуда брать и на что раскладывать предметы или игрушки. Презентацию игры проводить с одним ребёнком. Наблюдать за самостоятельной работой ребёнка. Подбирать разные предметы или игрушки к одной и той же игре. Предложить ребёнку самому подобрать материал. Предложить ребёнку продемонстрировать свой вариант игры. Поощрять самостоятельность (фишками, похвалой, демонстрацией перед группой детей и взрослых). Для родителей детей с речевыми нарушениями на стенде сделать раздел «Я придумал сам»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по логопедической ритмике для детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по логоритмике ставит целью развитие, совершенствование движения детей и речи. Вместе с этим осуществляется работа по нравтсвенно-патриотическому воспитанию....

Конспект занятия по логопедической ритмике для детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Конспект логоритмического занятия на лексической теме "ЗИМА" позволит формировать у детей старшего дошкольного возраста умений сочетать под музыку движение и речь....

Использование игрового набора "Дары Фребеля" в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.

С целью ознакомления педагогов со способами использования игрового набора "Дары Фребеля" и создания условий индивидуализации образовательного процесса представляем опыт работы с дошкольникам...

Консультация для воспитателей «Использование игровых приемов при проведении оздоровительных мероприятий с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей«Использование игровых приемов при проведении оздоровительных мероприятий с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей «Использование игровых приемов при проведении оздоровительных мероприятий с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей«Использование игровых приемов при проведении оздоровительных мероприятий с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»...

Из опыта работы на тему: "Использование игрового стретчинга как здоровье-сберегающей технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Проблема здоровья дошкольников – одна из важнейших в жизни современного общества. В соответствии с ФГОС ДО физическое развитие должно быть направлено на приобретение опыта двигательной деятельно...