Дидактические игры и упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Использование дидактических игр и упражнений в коррекционно развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР на этапе автоматизации и диффенеренциации, отрабатываемых логопедом звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_na_mo.docx16.85 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование дидактических игр и упражнений в коррекционно  развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР»

     Анализ работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР показывает, что наиболее эффективные результаты достигаются при проведении подготовительной работы, которая подготавливает ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.

     С этой целью подобрала материал в виде дидактических упражнений:

  1. «Прослушай и прохлопай ритмические рисунки»

- воспроизведение определённого ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку.  

2.   «Вышиваем крестиком»

       - изображение на листе бумаги большим крестиком сильный хлопок, а маленьким - слабый.

3.   «Найди схему (рисунок)»

       - узнавание ритма и соотнесение его с определённым ритмическим рисунком.

4.   «Сосчитай хлопки-подними флажки»

      -  счёт хлопков и поднимание флажка с соответствующей цифрой.

   

   Такая работа облегчает детям артикуляционные переключения и предотвращает пропуски и замены слогов.

   

   Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Особое значение на каждом уровне отводится работе анализаторов, причём не только речевого, но также слухового, зрительного и тактильного.

   Уровень гласных звуков.

Детям предлагаются следующие дидактические упражнения:

  1. «Капельки дождя»

-  произнесение гласных звуков по ритмическому рисунку.

     2.   «Определи по губам, какой гласный звук произносит обезьянка»

            - узнавание звука по беззвучной артикуляции и произнесение его голосом.

     3.   «Самый внимательный»

           - пропевание серий звуков с чёткой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты):  АУ ИА ОА  ИАУ УАУ АУИА ИУАО…

        Уровень слогов.

Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и фифференциации отрабатываемых логопедом звуков. Задания могут быть следующие:

  1. «Слепить комочек»

- составление всех возможных слогов из предложенных букв.

      2.    «Прошагай по лесенке»

             - проговаривание слогов с чёткой артикуляцией.

      3.    «Грамотей»

             - чтение цепочек слогов.

      4.    «Запомни и повтори»

             - запоминание и повторение цепочки слогов.

      5.    «Скажи наоборот»

      6.    «Кто быстрее»

              - нахождение и чтение названного логопедом слога (используя дидактическое пособие «часы»).

        Уровень слова.

Коррекционно - развивающая работа на данном уровне ведётся последовательно в соответствии с 13-ю основными классами слоговой структуры.

В процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры можно использовать следующие виды игр и упражнений:

  1. Дидактические игры (Приложение 3)

- «Прошагай слово»

- «Поднимись по лесенке»

- «Магазин»

- «Игра с мячом»

- «Почтальон»

     2. Настольно-печатные игры

          - «Считай слова»

          - «Слова и слоги»

     3. Дидактические пособия

          - «Часы»

          - «Гусеница»

          - «Пирамида»

     4. Картотеки заданий и упражнений

          - «Универсальные задания»

          - «Практические задания»

          - «Ребусы»

          - «Помоги своим друзьям»

          Уровень предложений и текста

Конкретный лексический материал логопед подбирает самостоятельно в зависимости от уровня речевого развития детей.

Детям можно предложить:

  1.  Игры (Приложение 4)

- «Сочини»

- «Закончи предложение»

- «Подбери слово»

    2.   Упражнения

           -«Шифровка» (отстучать ритмическую структуру слов в предложении)

          - «Прочитай» (чтение предложений)

          - «Составь предложение» (со словами сложной слоговой структуры по предметным и сюжетным картинкам)

          - «Измени слово» (изменение по падежам слов сложной слоговой структуры).

     

     Использование дидактических игр и упражнений на подгрупповых и индивидуальных занятиях и подключение в коррекционный процесс речевого, слухового, зрительного и тактильного анализаторов наблюдается положительная динамика развития слоговой структуры слов, что в дальнейшем поможет успешному обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова

Искажения слогового состава слова у детей дошкольного возраста с ОНР являются ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения и  отрицательно влияют на усвоение чтения ...

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (1 класс слоговой структуры)

1. Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?"2. Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ"3. Упражнение "НАЙДИ и НАЗОВИ"Цель.1. Учить произносить двухсложные слова из открытых слогов (1 ый тип слоговой структуры)2. Учить со...

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (2 класс слоговой структуры)

Логопедическая работа по коррекции слоговой структуры должна быть развивающей и включать в себя  работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическим строем речи, развитием ВП...

СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

  В книге  изложена  система специальных упражнений, направленных  на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста....

«Игры и упражнения для коррекции нарушений слоговой структуры слова»

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков и проводится в два этапа....

СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

  В книге  изложена  система специальных упражнений, направленных  на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.     Пр...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ - ЛОГОПЕДОВ. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Федорова Зоя Владимировна, учитель – логопед МДОУ «Детский сад № 41» КГО Консультация для учителей  - логопедов ДОУИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГ...