Консультация для учителей-логопедов дошкольных учреждений на тему «Использование метода пиктограмм в работе с детьми, имеющими тяжёлые речевые нарушения»
материал по логопедии (старшая группа) по теме

Силина Алёна Александровна

Данная работа представляет интерес для воспитателей, учителей-логопедов, родителей. Работа посвещена методу пиктограмм,и его использованию в работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для учителей-логопедов дошкольных учреждений на тему

 «Использование метода пиктограмм в работе с детьми, имеющими тяжёлые речевые нарушения»

       Дети, страдающие речевым недоразвитием, имеют ограниченные возможности формирования навыков общения и взаимодействия с социальным окружением. Устная речь, играющая главную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка и являющаяся основой социального взаимодействия, в большинстве случаев недоступна таким детям. Поэтому необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая поможет облегчить общение, улучшить всестороннее развитие ребенка, а также активизировать его участие в педагогическом процессе и тем самым будет способствовать интеграции  детей с тяжёлыми речевыми нарушениями в широкий социум.

        Эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность ребенка в общении, является метод пиктограмм. Пиктограммами называются символические изображения, заменяющие слова.

         В своей логопедической  работе с дошкольниками, имеющими тяжёлые речевые нарушения я широко использую пиктограммы. (См. приложение)

         Пиктограммы являются средством общения. Использование метода пиктограмм  позволяет педагогу сохранить у ребёнка имеющего тяжёлое речевое нарушение мотивацию и желание общаться.

         Пиктограммы – это средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций: символизации, формирование элементарных представлений и понятий.

 Психологические исследования показали, что использование пиктограмм способствуют развитию слуховой  памяти, делают процесс  заучивания стихотворения более осмысленным и интересным.

Работу с пиктограммой строю по следующему алгоритму.

  1.  Выразительно читаем стихотворение.
  2. Объясняем непонятные слова.
  3.  Выделяем в каждой строке главное ключевое слово.
  4. Представляем его в виде символа или рисунка.
  5. Читаем стихотворение еще раз, уже используя пиктограмму.
  6. Дети рассказывают стихотворение  с помощью пиктограммы.

Лучшим вариантом можно считать, когда дети сами рисуют или выкладывают опорные картинки.

            Данный вид работы я широко использую при автоматизации звуков.

 Дети  с  удовольствием  рассказывают  стихи  по  своим  нарисованным картинкам. Этот  вид  работ  можно  проводить  и  воспитателям в вечерние коррекционные  часы,  и  может  быть рекомендован  родителям  для  игр с детьми дома.

Литература

1.Баряева  Л. Б. Я говорю. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – СПб.,2007.

2.КорвяковаН. Ф. Применение пиктограмм в работе с детьми с особыми потребностями // Проблемы патологии развития и распада речевой функции. – СПб., 1999.

3.Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.,2001.

4.Развитие  опосредованной памяти  при     заучивании стихов   с помощью зрительных опор / М.Н. Бакаева// Логопед. -  2011. - № 7. – 120с. 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий в работе с детьми, имеющими психо-речевые нарушения в развитии.

Компьютерные программы являются педагогическими инструментами, помогающими: выявлять «пробелы» и реальные проблемы в развитии ребенка, обнаруживать дисбаланс в развитии и обучении; трансформирова...

Консультация для инструктора по физической культуре : "Взаимодействие учителя - логопеда и инструктора по физической культуре в системе коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"

Консультация о преемственности и взаимосвязи в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. О том, что от выбора специалистами наиболее эффективных мер коррекции речевого развития, за...

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребёнком старшей группы с тяжёлыми множественными нарушениями развития по теме: «Использование элементов сенсорной интеграции в работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями»

Целью занятия является: «Закрепление сенсорных эталонов (форма, цвет, величина) у детей с тяжёлыми множественными нарушениями». Данная цель была достигнута с помощью решения коррекционно-о...

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребёнком подготовительной группы, с тяжёлыми множественными нарушениями по теме: «Использование элементов сенсорной интеграции в работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями».

Целью занятия является: «Закрепление цвета, формы, величины, количественного счёта в пределах 10 у детей с тяжёлыми множественными нарушениями».  Данная цель была достигнута с помощью...

Консультация учителя-логопеда для музыкальных руководителей: «Что должен знать музыкальный руководитель при работе с детьми, имеющими нарушения речи»

В последние годы отмечается заметное увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. В дошкольных учреждениях для детей с речевыми нарушениями используется ряд методик, направленных на решение ко...