Непосредственная образовательная деятельность Индивидуальная работа с ребенком c общим недоразвитием речи( I -II уровень), моторная алалия
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) по теме

 

 

Тема: Развитие артикуляционной и мелкой моторики, закрепление звукоподражаний.

 

 

Цель: формировать мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности, развитие когнитивных предпосылок речевой деятельности.

 

 Задачи:

 

  • развивать подвижность органов артикуляционного аппарата (губ, языка), мимическую выразительность по подражанию за взрослым;
  • развивать моторную ловкость рук при выполнении упражнений и заданий по инструкции и показу взрослого;
  • формирование предпосылок для развития активной речи; расширение, уточнение и активизация пассивного словаря посредством использования в речи слов-действий, слов-названий;
  • развитие понимание речи взрослого (умение выполнять словесную инструкцию), понимание косвенных вопросов (покажи ..)
  • развитие просодических компонентов: силы голоса (тихо-громко) и модуляции голоса (высоко-низко)
  • формирование мыслительных операций: развитие наглядно-действенного мышления;
  • воспитание интереса к совместной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_dlya_konkursa_1.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность

Индивидуальная работа с ребенком

 

Тема: Развитие артикуляционной и мелкой моторики, закрепление звукоподражаний.

Цель: формировать мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности, развитие когнитивных предпосылок речевой деятельности.

 Задачи:

  1. развивать подвижность органов артикуляционного аппарата (губ, языка), мимическую выразительность по подражанию за взрослым;
  2. развивать моторную ловкость рук при выполнении упражнений и заданий по инструкции и показу взрослого;
  3. формирование предпосылок для развития активной речи; расширение, уточнение и активизация пассивного словаря посредством использования в речи слов-действий, слов-названий;
  4. развитие понимание речи взрослого (умение выполнять словесную инструкцию), понимание косвенных вопросов (покажи ..)
  5. развитие просодических компонентов: силы голоса (тихо-громко) и модуляции голоса (высоко-низко)
  6. формирование мыслительных операций: развитие наглядно-действенного мышления;
  7. воспитание интереса к совместной деятельности.

Оборудование:

Игрушка КУКЛА

Массажный мячик СУ-ДЖОК

Игрушки-символы:  Лягушка, слон, змейка, лошадка, цветы (2)

Картинки для звукоподражаний гласных звуков.

Картинки для стихотворения: старичок, паук, стрекоза.

Сенсорная тропинка

Предварительная работа:

Разучивание стихотворения «Семья»

Выполнение творческой работы  «Семья на ладошке»


Ход занятия:

1.Орг.момент.

Здравствуй, Соня.

2. Введение в тему. Сообщение темы.

Вызвать  положительные эмоции  и интерес к предстоящей деятельности:

Садись поудобнее…

Мотивация на предстоящую деятельность 

-Раз, два, три!

Слушай и смотри.

Три, два, раз!

Мы начнем сейчас.

- Сегодня на занятие к нам пришла кукла Маша. Она хочет с тобой поиграть. Давай ей покажем как мы умеем играть с ладошками.  

3. Основная часть занятия.

        Логопедический массаж:

Массаж рук массажным мячом.

Выдаётся массажный мяч ребенку и взрослому, выполняется комплекс  «Разминка» (по методике Крупенчук):

побудить ребенка к повтору  движений за взрослымза взрослым

Мячик сильно по сжимаю и в ладошке подержу.1,2,3.

Здравствуй мой любимый мячик, скажет утром мячу пальчик «привет-привет-привет».

Крепко мячик обнимаю, никуда не выпускаю, только брату отдает, брат у брата мяч берет.

Два козленка мяч бодали и другим козлятам дали.

По-столу круги катаю, мяч из рук не выпускаю…

Взад-вперед качу его, вправо-влево, как хочу..

Танцевать умеет танец на мяче мой каждый палец..

Мячик мой не отдыхает все по пальчикам гуляет..

Молодец,Соня! Кукле очень понравилась наша разминка.

- А сейчас, садись поудобнее я поглажу твое личико.

Массаж лица и пассивная артик.гимнастика (по методике Крупенчук,Воробьевой)

  1. нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры
  2. уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата
  3. снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата
  4. стимуляция проприоцептивных ощущений
  5. увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений
  6. активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность
  7. формирование произвольных координированных движений органов артикуляции

4. Артикуляционная гимнастика комплекс «Зоопарк» 

(по методике Кислицыной) в сочетании с вокально-голосовыми  и дыхательными упражнениями.

- Но перед тем как отправиться играть, давай потренируем язычок.

«Сказка о Весёлом Язычке»

Жил-был Язычок. Проснувшись рано утром, он широко открывал свои двери (рот ,губы) и громко зевал:

-А-А-А-А-а-а-а-а! (2-3 раза).

Затем выглядывал в окошко (язычок на губке), смотрел направо, затем налево – нет ли по близости кого-нибудь, потом вверх на солнышко и вниз на всякий случай. И только потом отправлялся гулять. Вот и сейчас, наш язычок

отправился на прогулку и встретил лягушку.

Упр. «Лягушка»

Подражаем мы лягушкам,

тянем губы прямо к ушкам.

Вокализация: И-и-и-и-и-и-и.(3-4 раза)

Понаблюдал Язычок за лягушкой и пошёл дальше. Видит, стоит огромный слон с большущим хоботом.

Упр. «Слоник»

Подражаю я слону,

Губы хоботом тяну.

Вокализация: У-у-у-у-у-у-у. (3-4 раза)

Засмотрелся язычок на слоника и не заметил, как споткнулся о какой-то длинный шланг. Оказалось, что это вовсе не шланг, а маленькие змейки.

Упр. «Змейка».

Подражаю я змее с ней я буду наравне,

Высуну язык и спрячу только так, а не иначе. (3-4 раза)

Но вот откуда не возьмись, прискакала лошадка, и так язычку захотелось прокатиться, что он тут же  сел  на лошадку и поскакал.

Упр. «Лошадка»

Язычком пощёлкай громко-

стук копыт услышишь звонкий.

Спрыгнул Язычок с лошадки и побежал дальше, бежит и видит, сидят 2 медведя: один большой, другой маленький и нюхают цветочки:

Дыхательное упр-ние:

Вдох носом выдох ртом с восклицанием (громко-тихо в соответствии с исполняемой ролью):

-Ах! – ах,

- Ох!- ох,

- Эх!- эх,

- Ух!- ух.

Загулялся язычок, как вдруг вспомнил, что пора уже идти домой. И пошёл.

На этом  наша прогулка тоже окончена.

5.  Музыкальная пауза

Метод мануального сопровождения при моторной алалии

П-1 – ручное «Сделай так!»: потереть ладошки, пальцы сжать в кулачки

П-2 – корпоральное «Сделай так!»: руки к плечам

П-3 – ассиметричные позы: одну руку поставить на плечо, другую поднять вверх

П-4 - лицевая локализация: одной рукой взяться за ухо, другой за подбородок

П-5 -  подражание ротовым действиям: показать язычок, надуть щечки, показать «Орешек»

П-6  -  подражание звукам с эмоциональной окраской с мануальным сопровождением.

ААА – «малыш плачет» + ручная поза для звука А

ООО – «зубы болят» + ручная поза для звука О

УУУ – «волк воет» + ручная поза для звука У

ИИИ – «мышка пищит»+ ручная поза для звука И

6. Имитация и звукоподражание

А теперь давай расскажем  веселое стихотворение для нашей гостьи.

Стихотворение «Веселый старичок» Д.Хармса

Жил на свете старичок

Маленького роста,

И смеялся старичок

Чрезвычайно просто:

Да-да-да

До-до-до

Де-де-де

Да Бух-бух!

Бу-бу-бу

Да би-би-би

Динь-динь-динь

Да тюх-тюх!

Раз, увидя, паука,

Страшно испугался,

Но, схватившись за бока,

Громко рассмеялся:

Хи-хи-хи

Да ха-ха-ха

Хо-хо-хо

Да га-га!

Ги-ги-ги

Да га-га-га

Го-го-го

Да буль-буль!


А увидя стрекозу,

Страшно рассердился,

Но от смеха на траву

Так и повалился:

Гы-гы-гы

Да гу-гу-гу

Го-го-го

Да бах-бах!

Ой, ребята,

Не могу!

Ой, ребята,

Ах, ах!!!

7. Обогащение словаря по теме «Семья»

Соня, я знаю, что ты с мамой выполнила интересную работу. Покажи кукле Маше. Что это? (ребенок достает ладошку с приклеенными фотографиями семьи). Твоя семья на ладошке.

Давай вспомним стихотворение «Семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик  - мамочка,

Ну, а это Я!

Вот и вся моя семья!!!

Кого не хватает на твоей ладошке? (сестренки)

Как зовут дедушку? Какой он?

Задаются вопросы по всем членам семьи.

Я вижу, что у тебя дружная семья. Это хорошо.

8. Подведение итогов занятия

 Соня,  ты сегодня молодец!!! Тебе понравилось, как мы играли? Кто к тебе пришел в гости?

Кукле понравилось как ты работала и она принесла тебе сюрприз. Поощряется работа ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения совместной непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда Ворошиловой Генриетты Владимировны с детьми среднего возраста с общим недоразвитием речи (II-III уровень речевого развития) по теме: «В гостях у яблоньки»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 68 компенсирующего вида Калининского района г. Санкт-Петербурга. Конспект проведениясовместной непосредственноо...

Рабочая программа коррекционно - развивающей для детей с общим недоразвитием речи (II, III уровень речевого развития). Второй год обучения.

Данная рабочая программа разработана на основе "Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей", авторы Т.Б Филичива, Г. В.  Чиркина, Т. В. Туманова. Москва....

Конспект занятия с ребенком с общим недоразвитием речи 1 уровень

Конспект занятия с ребенком с общим недоразвитием речи 1 уровень.Тема: Развитие активной позновательной деятельности. Интеграция образовательных областей "Речевое развитие", "Социально-...

Календарно-тематический план работы с детьми с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) 5-6, 6-7 лет

Календарно-тематическое планирование работы с детьми с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) на логопедическом пункте...

Календарно-тематическое планирование работы с детьми с общим недоразвитием речи (II уровень речевого развития)

Календарно-тематическое планирование работы с детьми с общим недоразвитием речи (II уровень речевого развития)...

Календарно-тематическое планирование работы с детьми с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) (4-5 лет)

Календарно-тематическое планирование работы с детьми с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) (4-5 лет)...