Главные вкладки

    Материал по логопедии (старшая группа) по теме:
    здоровьесберегающие технологии в работе логопеда

    Мельникова Елена Владимировна

    Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного и школьного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    novaya_szhataya_zip-papka.zip34.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    Нетрадиционные (здоровьесберегающие) логопедические технологии.

    Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного и школьного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма. Ведь нарушения речи могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслое-ния, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных черт харак-тера. Это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии. На се-годняшний день в арсенале учителей занятых  обучением детей логопатов имеется обширный практический матери-ал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребенку прео-долеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование выс-ших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченно-стью социальных, речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действи-тельности. Нарушения речи могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных черт характера. Это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии. На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обшир-ный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии. В специальных журналах, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми-логопатами в дополнении к академическим методам. Над этими работами трудились такие авторы как М.А.Поваляева, М.И.Чистякова, Е.А.Пожиленко, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко и другие.

    По мнению В.М.Акименко, любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии:

    - Логопедический массаж. Он бесспорно необходим ребенку с дизартрией.

    -  Массаж языка.

    - Японская методика пальцевого массажа и самомассажа.

    - Аурикулотерапия – лечебное воздействие на точки ушной раковины.

    - Су-Джок терапия обосновывается взаимовлиянием отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, ладони и стопы с телом человека). Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. Японская методика пальцевого массажа – массаж большого пальца повышает активность мозга. Если дети при речи волнуются и вертят в руках предметы, не следует их выхва-тывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение. Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систему упражнений для самомассажа. В нее вошли: растирание подушечек пальцев, массаж ладонных поверхностей камен-ными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс», массаж грецкими орехами, массаж шестигранными карандашами, массаж «четками».

     В коррекционной педагогике получили широкое распространение нетрадиционные методы коррекционного воздействия: фито, арома, хромо и др. виды терапий. Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия. К этим методам относятся:

    - Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. Особенно рекомендуется при разных формах дизартрии и неврозоподобном заикании.

    - Ароматерапия – лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений.

    - Музыкотерапия – воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.

    - Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.

    - Литотерапия - терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.

    - Имаготерапия – театрализация. Включает в себя: куклотерапию, сказкотерапию.

    - Пескотерапия (sand-play) - игра с песком как способ развития ребенка.



                             Японская методика пальцевого массажа и самомассажа


              Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-х летнего возраста, применяется методика пальцевого массажа и самомассажа.

    Массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:

    1. массаж большого пальца – повышает активность мозга
    2. массаж указательного пальца – стимулирует желудок и поджелудочную железу
    3. массаж среднего пальца – улучшает работу кишечника
    4. массаж безымянного пальца – стимулирует печень
    5. массаж мизинца – способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.

    Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом, то работа рук способствует психическому успокоению, предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи), способствует возникновению успокаивающего эффекта.

    Совет взрослым:  если дети волнуются при речевых высказываниях и вертят  в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение.

    Японский ученый ЙОСИРО  ЦУЦУМИ  разработал систему упражнений для самомассажа:

    1.   Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками.

    2.   Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс»: их нужно вертеть в руках, щелкать по ним пальцами, «стрелять», направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания.

    3.     Массаж грецкими орехами: (катать два ореха между ладонями, один орех прокатывать между пальцами, удержи-вать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук.

    4.     Массаж шестигранными карандашами: (пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживать в определенном положении в правой и левой руке).

    5.     Массаж «чётками». Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.

            

    Логопедический массаж

    Использование логопедического массажа как одного из методов коррекционно-педагогического воздей-ствия при тяжелых речевых нарушениях применяется относительно давно. Ряд авторов (Архипова Е.Ф. 1997, Правдина О.В., 1973, Семенова К.А., 1972 и др.) указывают на необходимость использования массажа в логопедической практике. Правдина О.В. в своих работах указывала на то, что методика логопедической работы при дизартрии складывается из дифференцированного массажа, логопедической гимнастики, а так-же выработки и автоматизации навыков артикуляции. (О.В. Правдина, 1973). Логопедический массаж как одна из технологий является важной составляющей в комплексной логопедической работе. Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков. Выполнение приемов логопедического массажа требует четкой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции (языка, губ, щек), но также мышц лица (скуловых, лобной) и шеи.

    Логопедический массаж по методике Е.А. Дъяковой

     Необходимость проводить более точную дифференциальную диагностику сложных сочетанных случаев дизартрии и алалии, дизартрии и дислалии и т.п. приводит к разработке новых приемов и технологии лого-педического массажа, направленного на коррекцию звукопроизносительной стороны речи, а опосредованно и формирование грамматического строя речи, и обогащение словаря.. Автором разработки системы лого-педического массажа как новой коррекционной технологии, является кандидат наук, доцент кафедры лого-педии МПГУ, старший научный сотрудник ММА им. И.М. Сеченова- Дьякова Е.А. Отличие методики про-ведения логопедического массажа, предложенного Е.А. Дьяковой, от известных ранее состоит в том, что она на основе проведенного анализа физиологических механизмов разработала и обосновала определенную последовательность проведения массажных движений и предложила ряд новых приемов. В данной методи-ке логопедического массажа используется прямое мануальное воздействие на внешнюю и внутреннюю сто-рону боковых поверхностей щек, скуловых и жевательных мышц; воздействие не только на поверхность языка, но и на скелетные его мышцы, выходящие за пределы тела языка и прикрепляющиеся к костям чере-па и шеи; учет симметричности строения мышц языка; а также учет главных и косвенных мышц в выполне-нии артикуляционных движений, что влияет на построение комплекса массажных движений при активизи-рующем и релаксационном воздействии. Особый акцент сделан на работу с лицами детского возраста, а так-же сочетание массажа с пассивной, пассивно-активной гимнастикой и релаксацией.

    Су-Джок терапия

    Одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка является Су-Джок терапия. В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су-Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.). Определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. Поскольку все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также  на каждый палец кисти и стопы, эф-фективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластич-ным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день. Очень полезен массаж кончиков пальцев и ногтевых пластин кистей и стоп. Эти участки соответ-ствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответ-ствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла.  Часто у детей с нарушениями речи наблюдается неуверенность, замкнутость, раздражительность, упрямство, повышенная эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных про-цесссов (нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения). Пальцевые упражнения помогут справиться со многими проблемами.     

                                                     Упражнение для повышения памяти 

         Складывают большой и указательный пальцы кончиками вместе, с усилием прижимают их друг к другу.То же упражнение делают также для большого и среднего, большого и безымянного пальцев, большого пальца и мизинца (для каждой руки 20 раз).

                                     

                                 Повышение внимательности

                                                                                                                                                                                                              Кончики растянутых вместе пальцев правой руки подводят к основанию мизинца левой руки с слегка сжатым кулаком. В следующий миг сжима-ют, наоборот, пальцы правой руки, растягивают пальцы левой руки и подводят кончики среднего и безымянного пальцев к основанию мизинца правой руки. Повторяют эти движения быстро и попеременно по 10 раз. Не забывайте делать выдох через рот при каждой смене рук.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты занятий в детском саду (ДОУ)

    Проект: Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда:

     «Су-джок терапия в коррекционно-развивающем  процессе старших дошкольников»....

    Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда.

     Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди дет...

    здоровьесберегающие технологии в работе логопеда

    здоровьесберегающие технологии...

    Здоровьесберегающие технологии в работе учителя- логопеда

    В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя – логопеда, также становятся персп...

    "Здоровьесберегающие технологии в работе с родителями"

                   В логопедической практике редко вст...

    Информационная карта инновационного опыта учителя-логопеда ДОУ. Напрвление : Здоровьесберегающие технологии в логопедии

    Представлена информациолнная карта инновационного опытаучителя-логопеда ДОУ по напрвлению:Здоровьесберегающие технологии...

    Информационно-коммуникативные технологии в работе логопеда с использованием программы PowerPoint на индивидуальных занятиях.

    Новизна работы с компьютером позволяет повысить интерес ребенка к занятиям с логопедом, позитивно сказывается на мотивац...

    Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

        Сохранение устойчивой тенденции увеличения в детской популяции количества детей, имеющих нарушения ре...

    ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

     Современные дошкольники испытывают значительные умственные перегрузки. Дети испытывают вредное воздействие гиподин...

    Комментарии

    Чепурко Екатерина Валериевна

    спасибо за интересный материал.