Конспект коррекционно-развивающего фронтального логопедического занятия по теме:"Зимующие птицы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Махмудова Гульфия Аббясовна

Обогащение словарного запаса по теме, развитие грамматического строя речи, развитие связной речи, формирование логического мышления и внимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             Муниципальное бюджетное дошкольное

                   образовательное учреждение ЦРР – детский сад №173

Конспект

коррекционно-развивающего фронтального логопедического занятия в подготовительной группе №7 по теме: «Зимующие птицы»

Подготовила и провела:

Учитель-логопед Махмудова Г.А.

Самара

2012-2013 г.

 

Конспект

коррекционно-развивающего фронтального занятия

«Зимующие птицы»

Цель:

1.        Обогатить словарный запас по теме (словарь – предметный, глагольный, признаков).

2.        Развивать грамматический строй речи.

3.        Образовать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

4.        Формировать навык составления предложений по 3-м опорным картинкам.

5.        Учить образовывать, объяснять сложные слова.

6.        Развивать навык связной речи.

7.        Формировать логическое мышление, внимание.

8.        Развивать связную речь детей.

Оборудование: предметные картинки с изображением птиц, план схема к описательному рассказу, пособие «Жизненный цикл птиц», карточки для чтения с названиями птиц.

Ход занятия:

I Оргмомент. Сядет тот, кто вспомнит и назовет диких зимующих птиц, отгадает загадку о птице, назовет птиц по слогам.

II Основная часть.

Беседа по теме:

•        Почему зимующие птицы так называются?

•        Чем они питаются?

•        Где живут?

•        В чем их польза?

•        Как люди помогают птицам в зимнее время?

Викторина «Птицы»

Детям предлагаются предметные картинки с изображением диких зимующих птиц – 6 картинок (ворона, сорока, синица, голубь, воробей, снегирь).

•        Какая эта птица?

•        Почему она так называется?

•        Назови части тела птицы?

•        Эта птица домашняя или дикая?

•        Где она живет?

•        Назови ее детенышей?

•        Какую пользу приносит эта птица?

•        Что делают люди для птиц?

•        Что насыпают птицам в кормушку?

Игра «Угадай, кто улетел?»

Перед детьми ряд предметных картинок диких зимующих птиц.

Дети закрывают глаза. Одна картинка убирается. Дети называют улетевшую птицу.

Например: не стало вороны,

                не стало воробья. И т.д.

Игра «Улетают – не улетают.»

Перед детьми на доске вывешиваются названия птиц, написанные печатными буквами (в файлах). Прочти сам или с помощью взрослого. Зачеркни названия тех птиц, которые не остаются зимовать.

СИНИЦА                ЦАПЛЯ                СОЛОВЕЙ

ВОРОНА                ГАЛКА                КЛЕСТ

СОРОКА                ЖУРАВЛЬ                ДЯТЕЛ

ГЛУХАРЬ                ТЕТЕРЕВ

Вывод:

Кого не стало из птиц зимой в лесу?

Дети называют птиц во множительном числе, родительном падеже.

Например: зимой нет журавлей, цапель и т.д.

Узнай птичку.

Детям предлагается картинка с изображением воробья, разрезанная на 4 части, а также 2 головы других птиц.

Найди недостающую часть тела птицы.

Что это за птица?

Назови части тела этой птицы.

Для чего воробью клюв, крылья, лапки, ноготки, глазки, носик, шейка.

Составь из частей птицу.

Детям предлагаются конверты, в которых находится картинка с изображением птицы, разрезанная на 6 частей.

Опиши птицу, чтобы картинка стала яркой.

Подобрать больше слов-признаков, описывающих птицу. (Игра с мячом).

Например:

Снегирь – «маленький, шустрый, яркий, красивый, быстрый, смелый, голодный»

Ворон – «черный, крупный, старый»

Сорока – «белогрудая, шустрая, болтливая»

«Назови одним словом»

Чья голова? (Чьи перья?)

воробьиная                совиная

голубиная                        синичья и т.д.

воронья

сорочья

«Скажи одним словом»

Закончи предложения

У сороки белые бока, поэтому ее называют     (белобокая).

У сороки длинный хвост,                                    (длиннохвостая).

У синицы грудка желтая,                                     (желтогрудая).

У вороны черные крылья,                                    (чернокрылая).

У дятла длинный клюв, поэтому его                   (длинноклювый).

«Назови ласково»

Черное перо-черненькое перышко.

Серая спина-серенькая спинка.

Пестрые крылья-пестренькие крылышки.

Белая шея- беленькая шейка.

Милые глаза-                 .                        Острые ногти-               .

Длинный хвост-            .                        Белый пух-                    .

Круглая голова-            .                        Мягкие перья-               .

        Рассмотреть пособие «Жизненный цикл птиц». Что делают птицы?

Назови слова-действия.

Прилетают        поют        вьют гнезда        откладывают яйца        высиживают их        растят        кормят птенцов        учат их летать.

        Какую пользу приносят птицы?

Они уничтожают вредных насекомых, питаясь ими.

        Чем питаются птицы? – жуками, пауками, мошками, рябиной, хлебными крошками, салом, семечками.

        Составь предложение по 3-м картинкам

•        Птица-гнездо-кормушка. (Птица вылетела из гнезда, подлетела к кормушке и стала клевать корм.)

•        Птичка-бабочка-птенцы. (Птичка поймала бабочку и принесла своим птенцам.)

•        Птенчик-мальчик-гнездо. (Птенчик упал на землю, а мальчик поднял его и положил в гнездо.)

Составь рассказ-описание «Воробей» по плану-схеме

(вместе, а затем ребенок самостоятельно)

•        Кто это?

•        Назови части тела?

•        Домашняя или дикая (если дикая, то зимующая или перелетная).

•        Как называется ее дом?

•        Чем питается?

•        Как называют детенышей?

•        Как подает голос? Что делает7

•        Какую пользу приносит?

Например: Воробей-это дикая зимующая птица. У него есть голова, клюв, туловище, крылья, хвостик, лапки, ноготки. Тело птички покрыто перьями серого цвета. Воробей может лететь, прыгать, клевать, чирикать, сидеть.

Воробей питается насекомыми, крошками, зернами, семенами.

Воробей – друг человека, потому что уничтожает вредных насекомых.

III Обобщение занятия.

Учитель-логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, о ком говорили, что было особенно интересно.

IV подведение итогов занятия.

Учитель-логопед положительно оценивает работу детей, отмечает, что именно получилось особенно хорошо у них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей логопедической группы. Тема: «Зимующие птицы»

-конспект лексико-грамматического занятия для старшей группы -лексическая тема: "Зимующие птицы"-образовательные области: коммуникация, социализация, познание, художественное творчество, мир музы...

Конспект ООД в старшей логопедической группе "Поможем зимующим птицам"

Тема: «Поможем зимующим птицам»Интеграция областей: познавательная деятельность, речевая, социально-коммуникативная, физическая.Цель занятия:Обобщение знаний детей о зимующих птицах, развитие лексико-...

Конспект фронтального логопедического занятия. Тема: «Перелетные птицы» «Путешествие маленьких орнитологов»

Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы.Лексическая тема: «Перелетные птицы»Тема НОД: «Путешествие маленьких орнитологов»Подготовила:Учитель-ло...

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе Тема: «Путешествие в волшебный лес»

Цель: Коррекция коммуникативных навыков у дошкольников; Задачи:Развить навыки взаимодействия детей друг с другом;Развить навыки произвольности поведения;Развить когнитивную сферу психики: в...

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе Тема: Волшебная страна

Тема: Волшебная странаЦели: закрепление знаний детей об основных эмоциях человека (ра­дость, страх, интерес, удивление, гнев, спокойствие); развитие эмоциональной составляющей личности: творческих...

Конспект коррекционно - развивающего занятия с детьми на тему: «Правила поведения в нашем детском саду» ( для детей младшего дошкольного возраста)

Подробный конспект готового занятия для  работы с детьми младших групп детского сада. Особенно актуален в работе с детьми, вновь пришедшими в сад, и не посещающими ранее какие- либо дошкольные уч...

Конспект коррекционно- развивающего занятия с детьми на тему: «Научим щенка Буля быть добрым»

Подробный конспект коррекционно- развивающего занятия для работы с детьми младшего дошкольного возраста, направленный на снижение уровня общей и ситуативной агрессивности детей, формирование у детей м...