Развитие интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

     Актуальной проблемой современного общества является ухудшение соматического и психического здоровья детей. Одним из основных направлений моей работы является применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающем процессе: выполнение артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики, кинезиологических упражнений, различных видов массажа, дыхательных, глазодвигательных движений и т.д. "Гимнастику для ума" (кинезиологические упражнения) очень любят выполнять наши ребятишки, начиная со старшей группы. В режимные моменты дня работы детского сада были введены пальчиковые игротренинги, кинезиологическая гимнастика, самомассажи рук, плантарный массаж и пр.  И результат не заставил себя ждать - включались компенсаторные возможности организма ребенка, и дети эффективнее справлялись с собственными проблемами, возникшими в период обучения. Коррекционно-развивающая  работа, основанная на двигательных методах,выполнялась систематически и с многократным повторением специальных упражнений (часть из которых приводится ниже).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_kineziologiii.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:


РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ МЕТОДАМИ КИНЕЗИОЛОГИИ


          Цели: развивать артикуляционную моторику речевого аппарата детей с использованием элементов биоэнергопластики; синхронизировать межполушарное взаимодействие  работы полушарий головного мозга, развивать их специализацию (способности, память, внимание, речь, восприятие, мышление); развивать зрительный и пространственный гнозис.

                                                     Ход занятия:

1. Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики (сочетание движений языка с движением рук):

«Лопатка». Широкий расслабленный язык лежит спокойно на нижней губе (под счет логопеда от 1 до 10).

«Часики». Рот открыт. Повороты языка вправо-влево к наружным углам губ медленно (под счет 6-8 раз, задерживая в каждом положении язык около 3 сек.) Присоединяем однонаправленные движения указательного пальца (язык и палец двигается одновременно в одну сторону; усложненный вариант: язык двигается вправо, палец – влево).

«Качели». Рот широко открыт. Узкий язык поднимаем к верхним зубам (удерживаем около 3 сек.), опускаем за нижние зубы (удерживаем около 3 сек.) Упражнение выполняем под счет 6-8 раз с присоединением движений указательного пальца (как в предыдущем упражнении).

«Почистим зубки». Рот открыт, нижняя челюсть и губы (в улыбке) неподвижны. Делать движения языком по внутренней стороне верхних зубов в медленном темпе, затем аналогичное движение выполнять по внутренней поверхности нижних зубов. Можно вместе с пальчиком.

«Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу (движение языка спереди - назад) и убрать язык в глубь рта. При этом рот не закрывать. Повторить 8-10 раз. Вместе с рукой движение выполняется в медленном темпе (ладонь руки держать в виде «ковшика»).

«Заборчик». Зубы сомкнуть вместе, губы растянуть в улыбку. Язык лежит на дне рта (ладонью руки показываем положение языка). Дует ветерок на «заборчик»: с-с-с-с…….

«Парус». Широкий язык поднять вверх к твердому небу (ладонь руки тоже поднимается вверх – парус). Дуем на парус: ш-ш-ш-ш……

«Заборчик – парус». Смена положения языка и длительное протяжное произнесение звуков С и Ш (со сменой положения языка и меняется положение ладони: вниз – вверх).

«Лошадка цокает копытцами». Щелкать языком во рту, с силой присасывая его к твердому небу в разном темпе: от медленного до быстрого. Сочетать цоканье языком с ударами кулачков по коленкам с соблюдением темпа щелканья.

«Лошадка фыркает». Губы крепко сжать и сильно на них подуть: Т-п-р-ру – приехали!

          2. Игры с мячом. Глазодвигательная гимнастика.

           - Что у меня в руках? (мяч).

- Куда я положила мяч? (на стул, за стул, под стул).

- Загляните к себе под стул и возьмите мячи. Откуда вы достали мячи? (из-под стула).

- А сейчас сделаем стоя зарядку для глаз (дети выполняют движения соответственно тексту).

Мячик выше поднимите

И на мячик посмотрите.

Теперь руки опустили,

Отдохнули: три – четыре.

Снова мячик поднимите

И на мячик посмотрите.

Мы за мячиком следим:

Влево – вправо поглядим.

Наши глазки не устали

И по кругу побежали.

Глазки с мячиком играют,

Глазки мячик догоняют.

Мячик к носу поднесите

И на мячик посмотрите.

Близко к носу поднесем,

Дальше руки отведем.

Глазки занимаются,

Здоровья набираются.

3. Кинезиологические упражнения (реципрокные движения: правая рука выполняет одно движение, левая – другое).

«Молоток и полочка»: Молоток стучал, стучал,

                                        Гвозди в доску загонял.

                                        Колотил он с толком,

                                        Получилась полка.

Во время чтения стихотворения (на каждую строчку) дети меняют положение рук.

Правая рука – «молоток»: ладонь повернуть к себе, пальцы крепко сжать в кулак; предплечье опустить вниз перпендикулярно полу.

Левая рука – «полочка»: руку согнуть в локте и поднять на уровне груди, предплечье  параллельно полу.

 На каждую строчку смена положений рук.

«Веселые обезьянки». Детям предлагают левой рукой взяться за кончик носа. А правой рукой – за левое ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот». Выполнить 4 – 6 раз.

             4. Когнитивное упражнение.

«Колпак мой треугольный» (старинная игра).

Дети становятся в круг. Дети хором произносят: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Затем фраза повторяется еще раз, но дети по инструкции логопеда слово «колпак» заменяют жестом (смыкают руки над головой, имитируя колпак). Затем фраза повторяется еще раз, но при этом на жесты заменяются два слова «колпак» (руки над головой) и «мой» (показать рукой на себя). При повторении фразы в третий раз заменяются жестом три слова: «колпак», «мой» и «треугольный» (изобразить треугольник руками).

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей: «Развитие интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии»

Кинезиология  - наука о развитии головного мозга через движение. Развивая   мелкую  моторику мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов (память, внимание, мышле...

Презентация "Развитие интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии А.Л.Сиротюк"

Данная презентация представляет собой отчет о проделанной работе по инновационной деятельности по теме: "Развитие интеллекта старших  дошкольников  методами  кинезиологии А.Л.Сиротюк"...

Кинезеологические упражнения в развитии интеллекта старших дошкольников

Актуальность темы выполненной работы обусловлена важнейшими функциями, которые выполняет кинезеология, как наука о развитии головного мозга через движения....

Использование кинезиологических упражнений, как средство развития интеллекта старших дошкольников.

В статье рассказывается о технике рисования двумя руками одновременно, что позволяет оптимизировать деятельность мозга....

Развитие интеллекта старших дошкольников средствами занимательного материала

В статье предложены варианты развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста, рекомендована литература для занятий дома и в детском саду....

Развитие музыкальных способностей дошкольников методами кинезиологии и валеологии.

Наиболее часто встречающаяся проблема в музыкально-педагогической практике это отсутствие координации между слухоми голосом, глазом и рукой у детей. Поиск оптимального решения развития музыкальности и...