Развитие музыкальных способностей дошкольников методами кинезиологии и валеологии.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Нелина Александра Викторовна

Наиболее часто встречающаяся проблема в музыкально-педагогической практике это отсутствие координации между слухоми голосом, глазом и рукой у детей. Поиск оптимального решения развития музыкальности и привёл меня к методу кинезиологии.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие музыкальных способностей методами кинезиологии и валеологии

Наиболее часто встречающаяся проблема в музыкально-педагогической практике последних лет – отсутствие у детей специальных музыкальных способностей и согласованного функционирования двух систем: эмоциональной сферы и интеллектуального развития. Без этого невозможно полноценное развитие музыкальности. Разносторонне развитой, цельной можно назвать такую личность, у которой одинаково развиты эмоциональные и интеллектуальные реакции (Л.С. Выготский). Поиск наиболее оптимального решения данной проблемы, привёл нас к методу «кинезиология». «Кинезиология – наука о развитии умственных и творческих способностей через определённые двигательные упражнения. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта и творческого самовыражения». (Сиротюк Л.А.)

Цели метода кинезиологии:

  • Развитие межполушарного взаимодействия
  • Синхронизация работы полушарий
  • Развитие мелкой моторики
  • Развитие памяти, внимания, мышления.

В музыкальной практике метод кинезиологии используется, как система упражнений, сопровождаемая пением, и строится по принципам:
1. Усложнение упражнений в соответствии с возрастными возможностями детей:
- упражнения с младшими дошкольниками выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз сначала одной рукой или симметрично расположенными пальцами. Несмотря на кажущееся сходство ничего общего кинезиологические упражнения не имеют с логоритмикой, поскольку преследуют совершенно иные цели.
Например, упражнение «Семья»:
Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка, этот пальчик – папа, и т.д..
Постепенно разгибая пальцы, начиная с большого, из кулачка, ребёнок должен голосом изобразить поступенное движение мелодии вверх, что позволяет включить в работу оба полушария, заставить их взаимодействовать друг с другом. Такое упражнение развивает не только мелкую моторику рук, но и звуковысотный слух.
- упражнения, проводимые со старшими дошкольниками, усложняются, объём заданий увеличивается, наращивается темп выполнения задания, варьируется использование мелодий (постепенный переход от поступенного движения к движениям по трезвучию, скачкообразным движениям), используются одновременные разнотипные движения рук. В отличие от содружественных движений, регуляция которых происходит на уровне спинного мозга, разнотипные движения требуют более высокого уровня регуляции. За счёт этого расширяются резервные возможности функционирования головного мозга ребёнка, развивается координация движений и основные признаки музыкальности: эмоциональная отзывчивость, звуковысотный слух, музыкальное мышление.

2. Применение упражнений с целью обеспечения эмоционального комфорта детей.
Это особые группы упражнений, применимые для всех возрастных групп.
Иногда достаточно одного такого упражнения, чтобы полностью удалить напряжение, усталость, активизировать внимание, устранить излишнюю возбудимость. Такие упражнения применяются на занятиях в случае необходимости. Вообще, упражнения для снятия эмоционального напряжения можно разделить на три типа. Это:
 Дыхательные, например;
- вдохнуть левой ноздрёй, выдыхая через правую (стабилизация психики).
- выдохнуть, открыть глаза, вдохнуть, закрыть глаза. Поморгать.
- надуть левую щёку, потом правую, выпустить воздух.
Такие упражнения не только снимают эмоциональное напряжение, но и стимулируют движения диафрагмы, улучшают кровообращение, укрепляют дыхательную мускулатуру.
 Дирижирование. Этот приём снимает эмоциональное напряжение, позволяет сконцентрировать внимание детей, может применяться в любом виде детской музыкальной деятельности. 
Упражнения типа «маятник». Это разнообразные плавные движения головы и рук. Такие упражнения не только снимают мышечный зажим, но и развивают звуковысотный слух, например:
- покачаем головой, неприятности долой (движение сопровождается пением интервала в октаву, что даёт возможность взаимодействовать обоим полушариям) и т.д
.

3. Поочерёдный перенос воздействия с одного психического процесса на другой в процессе выполнения ребёнком упражнения.
Этот принцип основан на применении упражнений для развития творческого и логического мышления, оказывает влияние на развитие чувство ритма:
Кулак-ребро-ладонь, ухо-нос, лезгинка, зеркальное рисование, сопровождающиеся пением звуков октавы, либо трезвучия
 Замена слов в пении распевок разнообразными движениями (хлопками, притопами, кивками и т.д.) 
♪ Зеркальное рисование,
симметричные рисунки сопровождающиеся пением звуков октавы, либо трезвучия.
♪ Упражнения типа марионетка с пением разнообразных попевок и валеологических распевок.
Что представляет собой валеологические песенки распевки?
Это доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок (авторы М. Л. Лазарев, М. Ю. Картушина) и приятная мелодия (мажорный лад) поднимают настроение, создают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голосовой аппарат к пению. Распевки сопровождаются самомассажем биологически активных зон лица и шеи, ритмичными движениями, звучащими жестами.

Задачи: предупреждать заболевания верхних дыхательных путей, укреплять хрупкие голосовые связки детей, подготовить их к пению. Валеология - интегральная наука о сохранении здоровья и здоровом образе жизни, главная задача которой научить ребёнка формировать и беречь своё здоровье. 

Итак, подводя итог, можно отметить, что метод кинезиологии легко сочетается с такими методами, как моделирование, ручные знаки, творческие задания (ритмопластика, найди ассоциацию, игровые ситуации, музыкально-дидактические игры, импровизация, сочинение мелодий). Все эти методы объединяет то, что вершиной развития ребёнка при выполнении этих заданий является проявление его творчества. То есть, выполняя упражнение, ребёнок может предложить свой вариант мелодии или движений, способен варьировать, комбинировать, придумывать, импровизировать. Одним из условий практического применения этого метода является согласованность действий всего педагогического коллектива.

Игровой характер кинезиологических упражнений способствует обеспечению устойчивого интереса ребёнка к занятиям музыкой, возникновению таких личностных новообразований как любознательность, настойчивость в овладении техникой исполнения, инициативность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей: «Развитие интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии»

Кинезиология  - наука о развитии головного мозга через движение. Развивая   мелкую  моторику мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов (память, внимание, мышле...

Развитие интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии

Актуальной проблемой современного общества является ухудшение соматического и психического здоровья детей. Одним из основных направлений моей работы является применение здоров...

Презентация "Развитие интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии А.Л.Сиротюк"

Данная презентация представляет собой отчет о проделанной работе по инновационной деятельности по теме: "Развитие интеллекта старших  дошкольников  методами  кинезиологии А.Л.Сиротюк"...

Метод моделирования элементов музыкального языка как эффективный способ развития музыкальных способностей дошкольников

Материал даёт представление о методе моделирования музыкального языка как об эффективности способе развития музыкальных способностей....

Здоровьесберегающий проект «Использование инновационных методов и приемов в развитии музыкальных способностей дошкольников с применением здоровьесберегающих технологий»

В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий.В связи с введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов...

Музыкальные методы и приемы для развития музыкальных способностей дошкольников

Игровое творческое развитие ребёнка, его природная музыкальность и способности к творческому самовыражению, вот главная наша цель для дальнейшей самореализации его в жизни. Существуют музыкальные мето...

Статья «Методы и приемы теории решения изобретательских задач в развитии музыкальных способностей дошкольников»

Статья для музыкальных руководителей ДО, учителей музыки  "ТРИЗ в развитии музыкальных способностей дошкольников"...