Статья «Методы и приемы теории решения изобретательских задач в развитии музыкальных способностей дошкольников»
статья (подготовительная группа)
Статья для музыкальных руководителей ДО, учителей музыки "ТРИЗ в развитии музыкальных способностей дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_muz_ruk_uchit_muzyki_triz_v_muz_vospit.docx | 27.45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методы и приемы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в развитии музыкальных способностей дошкольников
Наше время-это время больших перемен. Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации. Важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной творческой активностью.
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ и РТВ (Теория решения изобретательских задач и развитие творческого воображения). Она возникла в нашей стране в конце 40-х годов. В 1987 г. методика ТРИЗ пришла в детские сады.
При использовании элементов ТРИЗ заметно активизировалась творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить системно, с пониманием происходящих процессов и находить свое решение. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.
Все программы музыкального обучения и развития включают в себя развитие музыкально-творческих способностей детей, но не дают методов и приемов. Поскольку технология ТРИЗ – это система методов и приемов, то она максимально увеличивает эффективность любой программы.
Методы и приемы ТРИЗ технологии можно использовать во всех разделах музыкального воспитания ребенка. Дидактические и наглядные пособия, развивающая среда выступают основой реализации технологии ТРИЗ.
Методы и приемы ТРИЗ и РТВ:
1.Метод морфологического анализа.
Восприятие музыки -ведущий вид музыкальной деятельности. В основе его лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Этот метод служит решению сразу нескольких задач: Систематизация большого количества объектов, в данном случае - музыкальных произведений, композиторов, жанров, инструментов по нескольким параметрам. Например, прослушав с детьми каждую из частей «Времён года» П.И. Чайковского, предлагаем детям определить темп, характер, изобразить с помощью движений эту музыку.. Так, любимая песенка «Во саду ли, в огороде» при исполнении её на фортепиано, металлофоне, в аккомпанементе одних и тех же ударных и шумовых инструментов будет звучать совершенно по-разному, что позволяет детям научиться различать тембр, характерные особенности звучания каждого из основных инструментов. Изучая характер звучания различных инструментов, можно использовать
2.Метод символической звуковой аналогии для поиска сходства со звучанием живых и неживых объектов.
Например: звук валторны напоминает трубный рёв оленя или быка. Такие упражнения расширяют круг ассоциативных связей, доступных ребёнку, развивают слуховую память, творческое воображение. Прослушав произведение во время музыкального занятия с дошкольниками, предлагаем игру «Внимательный слушатель», в ходе которой побеждает тот, кто сможет узнать звучание как можно большего количества инструментов. В разделе «Пение» очень удачно на занятиях проходят приемы разучивания и исполнения песен по схемам по методу.
3.Символическая аналогия.
Дети сами придумывают ассоциации к тем или иным словам песни и легко запоминают их.
Интересно на занятиях проходит игра « Хорошо – плохо». Мы рассуждаем с детьми, например, осень – это хорошо или плохо. Плохо – почему? Хорошо – почему? Или самодельный музыкальный инструмент это хорошо? А плохо – почему? (нет нот, может легко сломаться и т. п.)
4.Синтетика. Эмпатия.
Возможности метода – незнакомое сделать знакомым, а привычное – чуждым. В основе такой работы лежит прием эмпатии – личностного уподобления, способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту.
Пример использования данного приема в музыкальной деятельности заключается в следующем: дети в движениях перевоплощаются в героев одноименных музыкальных произведений, например: в клоунов грустных и веселых под музыку Д. Кабалевского «Клоуны»; в смелого, преодолевшего все преграды наездника в пьесе «Смелый наездник» Шумана или в прекрасного Лебедя в одноименном произведении Сен-Санса. Ребенок показывает несложные движения и говорит, что он чувствует. Музыка при этом действует на весь организм, а он в свою очередь на действие музыки. Ведь восприятие и понимание музыкальных произведений заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием.
Возможна и словесная эмпатия, когда ситуация, музыка, композитор или музыкальный инструмент воспринимаются с другой точки зрения.
Даётся задание перевоплотиться: а)придумать рассказ от лица … (называется как одушевленный, так и неодушевленный объект) например, заболевшей куклы (П. И. Чайковский «Болезнь куклы») ;
б) Описать словами, что думает она, (заболела, или обрадовалась, или торопится, или ему-ей одиноко…почему, как вы думаете)
5. Метод фокальных объектов - выбирается предмет, который мы хотим усовершенствовать или придать другие обычные и необычные свойства. Например, «Музыка». Предлагаю детям придумать несколько слов, объектов. Например, «фея», «шар», «костер». Эти предметы характеризуются, а затем сформулированные свойства переносятся на выбранный нами фокальный объект. Этот метод очень эффективно используется в разделе «Слушание музыки», когда дети с трудом подбирают слова для характеристики музыкальных произведений. А с этим методом активизируется словарный запас, дети начинают размышлять, рассуждать о характере и содержании музыкального произведения.
6.Метод Мозгового Штурма - используется на музыкальном занятии, для активизации мыслительных операций, развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций. Например, нужно придумать и сочинить необычную музыку, а музыкальных инструментов нет. Как быть? Что же делать? То есть ставится некая задача, решение которой дети предлагают сами. Главное в том, чтобы ребенок сам мог выдвигать разные, даже самые невероятные и нереалистические идеи и решения.
7. Метод обучения составлению рассказа об объекте по алгоритму-этот метод очень эффективно используется в разделе «Слушание музыки», когда дети с трудом подбирают слова для характеристики музыкальных произведений, а с этим методом активизируется словарный запас, дети начинают размышлять, рассуждая о характере и содержании музыкального произведения, о выразительных средствах с небольшой образной подсказкой.
8.Метод проб и ошибок- наш врожденный метод мышления. Поняв задачу, мы поочередно выдвигаем идеи, оцениваем их, и если они нам не нравятся, отбрасываем и выдвигаем новые. В музыкальной практике с детьми подбираем звучание музыкального инструмента к какому-нибудь предмету или явлению (шуршание листьев, тиканье часов, музыка дождя, звон капели).
9.Метод типового фантазирования -развивать образное мышление детей при помощи игры «Волшебников». В основе лежат мыслительные операции представления объектов посредством игнорирования фундаментальных законов природы. Основным механизмом ТПФ является доведение до крайней степени проявление какого – либо признака или его полное уничтожение. Дробления-Объединения, Времени, Увеличения- Уменьшения, Наоборот, Оживления-Окаменения. Игра приветствие « Поздороваться как мышка или как медведь», игра Великаны и Гномы, игра « Звездочёты и роботы», исполнение детьми свободных танцев плясок на утренниках
10. Метод решения проблемы -формировать умение выслушивать других при групповом обсуждении, например, П.И. Чайковский «Болезнь куклы». Что надо сделать, чтобы девочка не грустила?
Занятие с применением элементов ТРИЗ является эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников и оказывает значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом.
Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребенка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширения кругозора и словарного запаса Всё это представляет дошкольникам возможность успешной самореализации не только в музыке, но и в других видах деятельности.
Литература.
1. Альтшуллер Г.С. «Найти идею: введение в теорию решения изобретательских задач». Новосибирск: Наука, 1986.
2. Ардяцева Н.И., Сидорчук Т.А. «Садко» Научно-методический центр развивающего образования (сборник материалов).
3. Боровик Т. «Осенняя гамма». Учебно-методическое пособие.
4. Боровик Т. «Звуки, ритмы и слова». Учебно-методическое пособие.
5. Деменьтьева Т.В., Шарова Н.М. «Методика музыкального развития дошкольников». Ульяновск, 2003.
6. Деменьтьева Т.В., Шарова Н.М. Статья «Музыкальное развитие дошкольников средствами ОТСМ – ТРИЗ – РТВ».
7. Тютюнникова Т.Э. Программа «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение». Москва, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Теория решения изобретательских задач или развитие творческого воображения"
научить детей системно мыслить, направлять мыслительные действия дошкольников на поиск новых, не шаблонных решений....
Родительское собрание: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством теории решения изобретательских задач"
Родительское собрание в подготовительной группе на тему:«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством теории решения изобретательских задач»Тема: &laqu...
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе № 4 с использованием ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)- РТВ (Развитие творческого воображения) технологии. «Принцесса Капелька».
Формирование у детей представлений о природном объекте - воде, о значении воды в природе через исследование свойств воды и установлении причинно-следственных связей; формирование экологической к...
Противоречия как метод развития творческого мышления в Теории решения изобретательских задач (ТРИЗе).
С понятия «противоречия» начиналась диалектика. Это слово придумал греческий философ Сократ. Так он назвал искусство вести беседу, спор, направленный на выявление исти...
Противоречия как метод развития творческого мышления в Теории решения изобретательских задач (ТРИЗе).
Ознакомление детей с одним из методов ТРИЗа - методом противоречия....
ПАМЯТКА-ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ (ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ) В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
ПАМЯТКА-ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ (ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ) В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР...
ПАМЯТКА- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ (ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ) В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ(ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ)В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ...