Семинар-практикум для родителей "Пальцы рук разовьются не вдруг..."
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Карманова Зинаида Михайловна

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Многие авторы отмечают взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, поэтому при наличии речевого дефекта у детей особое внимание необходимо обратить на стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ceminar-praktikum.docx22.44 КБ
Файл ceminar-praktikum.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для родителей

 «Пальцы рук разовьются не вдруг…»

Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становится ясно, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние  на развитие активной речи ребенка.

Учеными установлено также, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени развития мелкой моторики рук. Как правило, если движение пальцев рук развито в соответствии с возрастом, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Проведенные наблюдения и исследования показывают, что, если речевое общение увеличивает в 8 раз возможности развития речи, то развитие пальцев рук превышает этот показатель в сотни раз. Недаром говорят, что рука второй мозг человека.

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми 6-7 месяцев. В этот период полезно делать массаж – поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью и упражнение: брать каждый пальчик в отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его. Делать так надо 2-5 раз по 5 минут ежедневно.

С 10-месячного возраста следует давать ребенку перебирать сначала крупные предметы, затем более мелкие. Для этого можно использовать:

  1. Шарики из пластилина,
  2. Бусы,
  3. Различные пирамидки,
  4. Вкладыши.

В полуторогодовалом возрасте дают более сложные задания:

  1. Застегивание и расстегивание пуговиц,
  2. Шнуровка,
  3. Занимательные коробки, в отверстие которых проталкиваются фигуры разной формы.

Очень хорошую тренировку движений пальцев рук дают народные игры-потешки, знакомые всем: «Идет коза рогатая», «Ладушки», «Сорока-белобока».

Сорока – белобока

Кашку варила.                                               Загибают поочередно пальцы руки,

Деток кормила.                                                            начиная с большого.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Ты дрова не рубил,

Печку не топил,

Тебе ничего нет.

Детям дошкольного возраст можно предложить:

  1. Мозаику,
  2. Набор пористых губок,
  3. Цветные клубочки ниток для перематывания,
  4. Наборы пуговиц разной величины, для нанизывание на нитку, пришивания в старшем возрасте,
  5. Наборы веревочек различной толщины для завязывания или развязывания узлов,
  6. Наборы мелких игрушек, для узнавания на ощупь – игра «Чудесный мешочек,
  7. Пластмассовые и деревянные палочки, для выкладывания узоров по образцу,
  8. Дощечки с накатанным слоем пластилина, для выкладывания узоров из мелких камешков, семечек, косточек.

Остановимся подробнее на пальчиковых играх. Они не должны быть продолжительными:

5 минут в день достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка.       В начале учебного года пальчики у большинства детей непослушные ватные или слишком напряженные. поэтому работу по развитию мелкой моторики рук следует начинать с простых упражнений, типа:  «Этот пальчик – дедушка», «Здравствуй, Васька-указка», «Этот пальчик хочет спать», «Пальчик-мальчик».

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Показываем большой палец правой руки и говорим, как бы обращаясь к нему, прикасаемся кончиком большого пальца к кончикам всех остальных пальцев, начиная с указательного.

Потешка «Белка».

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке – сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке  - толстопятому

Заиньке усатому.

При помощи левой руки дети загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца. Для тренировки пальцев могут быть использованы специальные упражнения без речевого сопровождения, так называемая пальчиковая гимнастика.

  1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание (по 20 раз)

а) ладонями вверх;

б) ладонями вниз;

в) обеим руками одновременно;

г) правой и левой по очереди.

Выполняется с силой, в сжатом положении фиксируется 2-3 секунды.

  1. Вращение кистями рук (по10 раз).

а) в правую, затем в левую сторону;

б) вовнутрь (обеими кистями);

в) наружу.

Можно выполнять упражнения из положения «руки в стороны».

  1. Выгибание кистей рук (по10-15раз).

а) одновременно;

б) правой, левой п очереди.

  1. Прогибание кистей рук (по10-15раз).

 а) одновременно;

 б) правой, левой по очереди.

       5. Чередование выгибания  прогибания.

6.  Соприкосновение подушечек пальцев «Пальчики здороваются» (по10-15раз), команды «Белочек» и «Зайчиков»).

а) пальцы правой руки – с большим пальцем («капитаном») правой руки;

б) пальцы левой руки – с большим пальцем  («капитаном») левой руки;

в) то же одновременно двумя руками;

г) пальцы правой руки – с соответствующими пальцами левой.

7. «Щелчки» по 10 раз.

8. «Коготки» - сильное полусгибание и разгибание пальцев (по10-20 раз)

9. Сгибание и разгибание пальцев в кулак по очереди (по 10 раз).

а)правой руки,                                                       сначала начиная с большого,

б) левой руки;                                                         затем начиная с мизинца.

в) обеих рук одновременно.

10. «Ножницы» - разведение пальцев в стороны (по10 раз).

а) правой, затем левой рукой;

б) кистями обеих рук одновременно;

в) соединив ладони вместе.

11. Упражнение «Замок» - ладони вместе, пальцы переплетены (по10-20 раз(.

а) сдавливание ладоней с силой;

б) вращение (поворот вправо-влево);

в) наклоны вправо-влево, сгибание-разгибание в лучезапястных суставах;

г) разворачивание ладоней наружу и выворачивание в обратную сторону не расцепляя переплетенных пальцев;

д) «солнечные лучи» - руки в «замке» подняты в вверх, ладони крепко сжаты, пальцы с силой сжимаются и разжимаются вновь.

12. упражнение с сомкнутыми ладонями (по10-15 раз).

а) сомкнутые ладони перед грудью наклоняются вправо-влево, преодолевая сопротивление;

б) движение сомкнутыми ладонями перед грудью вперед-назад;

в) сомкнутые ладони вытянуты вперед – разведение кистей в стороны, не размыкая запястий;

г) сомкнутые ладони подняты вверх – разведение кистей, не размыкая запястий «Цветок».

13. «Фонарики» - вращение свободными кистями рук (по 10 раз).

14. Потряхивание расслабленными кистями:

а) руки вверх;

б) руки в стороны;

в) руки согнуты в локтях, кисти опущены вниз.

Очень любят дети игры с пальцами, слушая не большие рассказы. Сначала их рассказывает взрослый, дети копируют движения. Затем рассказывают дети.

«На дереве было гнездо с птенчиками. Птенцы были голодные, громко просили есть. Прилетела мама-птица и стала кормить птенцов. «Гнездо» преобразуется: теперь ладонь раскрыта, большой палец – это птица, остальные пальцы птенцы. Мама дала птенцам по одной гусенице (большой палец по одному разу прикасается поочерёдно к остальным четырем), по две букашки (двукратное прикосновение), и по три мошки (трехкратное прикосновение). Наелись птенцы и стали чистить клювы. Мама им помогала; большой палец с силой «чистит» верхние боковые края остальных пальцев поочередно. Тоже проделываем с другой рукой, с другим «гнездом». Потом птенцы выросли большие, осенью стали собираться в стаи, чтобы улететь на юг.

Птицы на юг улетают,                                               /Взмахи скрещенными руками./

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая,

Крыльями машет вдали.

Очень сложное упражнение для детей – это упражнение для большого пальца.

Обе руки сжаты в кулак, большие пальцы подняты вверх. Делаем круговые движения большим пальцем, крутим «скакалку» сначала в одну сторону, затем в другую. Выполняя упражнение используют стихотворение «Скакалочка» А.Барто.

Я скачу, я верчу

Новую скакалку.

Захочу – обскачу

Таню и Наталку.

              Ну-ка раз, ну-ка два

              Посреди дорожки.

              Да бегом, с ветерком,

              Да на правой ножке.

Я скачу, я верчу

Новую скакалку.

Захочу – обскачу

Таню и Наталку.

              Ну-ка раз, ну-ка два

              Учатся сестрички.

              За спиной день-деньской

             Прыгают косички!

Круговые движения большим пальцем нужно делать ритмично, с большой амплитудой в одну сторону, потом в другую.

Для развития мелкой моторики рук можно использовать игры со спичками.

                         Игра «Строители».

Задумали белочки и зайчики строить себе домики. Надо строить вот из этих бревен (15 спичек), надо бревна перенести на место, чтобы они не скользили по земле.

Выполняя условия этой игры надо переносить:

  1. Пользуясь пальцами обеих рук;
  2. Пользуясь большими пальцами обеих рук;
  3. Только двумя пальцами – большим и мизинцем;
  4. Только указательным и средним пальцами;
  5. Только средним и безымянным пальцами;
  6. Двумя пальцами обеих рук (выложить «забор» из 4-х спичек);
  7. Большим и мизинцем построить треугольник (крыши домов);
  8. Средним и мизинцем построить четырехугольник (стены);
  9. Указательным и безымянным построить колодец.

Игра: перед каждым участником положить одну за другой пять спичек. Поднять спички пальцами обеих рук, начиная с больших, не выпуская ни одной спички их рук. Поднимать последовательно.

Игры с бумагой.

«Выгладим пеленки для сестры Аленки».

Перед каждым игроком лист скомканной писчей бумаги.

  1. Нужно, пользуясь всеми пальцами обеих рук, возможно быстрее разгладить его так, чтобы он не топорщился, и ни один край не оставался загнутым;
  2. Сделать тоже самое , пользуясь одной рукой;
  3. Тоже, пользуясь двумя большими пальцами, затем указательными, затем средними пальцами обеих рук;
  4. Тоже двумя мизинцами;
  5. Разгладить кулаками обеих рук;
  6. Тоже, большим и указательным одной руки;
  7. Тоже, указательным и средним одной руки;
  8. Тоже, средним и большим одной руки;
  9. Тоже, большим и мизинцем одной руки;
  10. Повторить все эти упражнения с закрытыми глазами.

Один и тот же лист можно использовать многократно.

Прекрасным средством для развития движений пальцев обеих рук является игра «Живые тени».

Для игры нужна настольная лампа, белый лист простыня. При выполнении упражнений нужно сесть между источником света и экраном. Лампа должна быть расположена не выше рук ребенка. Руки держать ближе к экрану, тень отчетливее, а дальше от экрана тень больше. Предлагаем пошевелить пальцами, тени оживают: зайчик прижимает уши, собака разевает пасть, лебедь плывет…

Любят дети игру «Театр пальчиков» и если научить их выполнять фигуры из пальцев, изображая животных, можно показывать целые сказки, такие, как «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Девочка и лиса», Три медведя» и др.

В результате такой работы с пальцами у детей улучшается внимание и работоспособность, память, тоньше становится слух, быстрее идет становление речи.

ПОМНИТЕ: всякий двигательный тренинг развивает не пальцы, а речь.



Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для родителей

 «Пальцы рук разовьются не вдруг…»

Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становится ясно, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние  на развитие активной речи ребенка.

Учеными установлено также, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени развития мелкой моторики рук. Как правило, если движение пальцев рук развито в соответствии с возрастом, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Проведенные наблюдения и исследования показывают, что, если речевое общение увеличивает в 8 раз возможности развития речи, то развитие пальцев рук превышает этот показатель в сотни раз. Недаром говорят, что рука второй мозг человека.

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми 6-7 месяцев. В этот период полезно делать массаж – поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью и упражнение: брать каждый пальчик в отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его. Делать так надо 2-5 раз по 5 минут ежедневно.

С 10-месячного возраста следует давать ребенку перебирать сначала крупные предметы, затем более мелкие. Для этого можно использовать:

  1. Шарики из пластилина,
  2. Бусы,
  3. Различные пирамидки,
  4. Вкладыши.

В полуторогодовалом возрасте дают более сложные задания:

  1. Застегивание и расстегивание пуговиц,
  2. Шнуровка,
  3. Занимательные коробки, в отверстие которых проталкиваются фигуры разной формы.

Очень хорошую тренировку движений пальцев рук дают народные игры-потешки, знакомые всем: «Идет коза рогатая», «Ладушки», «Сорока-белобока».

Сорока – белобока

Кашку варила.                                               Загибают поочередно пальцы руки,

Деток кормила.                                                            начиная с большого.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Ты дрова не рубил,

Печку не топил,

Тебе ничего нет.

Детям дошкольного возраст можно предложить:

  1. Мозаику,
  2. Набор пористых губок,
  3. Цветные клубочки ниток для перематывания,
  4. Наборы пуговиц разной величины, для нанизывание на нитку, пришивания в старшем возрасте,
  5. Наборы веревочек различной толщины для завязывания или развязывания узлов,
  6. Наборы мелких игрушек, для узнавания на ощупь – игра «Чудесный мешочек,
  7. Пластмассовые и деревянные палочки, для выкладывания узоров по образцу,
  8. Дощечки с накатанным слоем пластилина, для выкладывания узоров из мелких камешков, семечек, косточек.

Остановимся подробнее на пальчиковых играх. Они не должны быть продолжительными:

5 минут в день достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка.       В начале учебного года пальчики у большинства детей непослушные ватные или слишком напряженные. поэтому работу по развитию мелкой моторики рук следует начинать с простых упражнений, типа:  «Этот пальчик – дедушка», «Здравствуй, Васька-указка», «Этот пальчик хочет спать», «Пальчик-мальчик».

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Показываем большой палец правой руки и говорим, как бы обращаясь к нему, прикасаемся кончиком большого пальца к кончикам всех остальных пальцев, начиная с указательного.

Потешка «Белка».

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке – сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке  - толстопятому

Заиньке усатому.

При помощи левой руки дети загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца. Для тренировки пальцев могут быть использованы специальные упражнения без речевого сопровождения, так называемая пальчиковая гимнастика.

  1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание (по 20 раз)

а) ладонями вверх;

б) ладонями вниз;

в) обеим руками одновременно;

г) правой и левой по очереди.

Выполняется с силой, в сжатом положении фиксируется 2-3 секунды.

  1. Вращение кистями рук (по10 раз).

а) в правую, затем в левую сторону;

б) вовнутрь (обеими кистями);

в) наружу.

Можно выполнять упражнения из положения «руки в стороны».

  1. Выгибание кистей рук (по10-15раз).

а) одновременно;

б) правой, левой п очереди.

  1. Прогибание кистей рук (по10-15раз).

 а) одновременно;

 б) правой, левой по очереди.

       5. Чередование выгибания  прогибания.

6.  Соприкосновение подушечек пальцев «Пальчики здороваются» (по10-15раз), команды «Белочек» и «Зайчиков»).

а) пальцы правой руки – с большим пальцем («капитаном») правой руки;

б) пальцы левой руки – с большим пальцем  («капитаном») левой руки;

в) то же одновременно двумя руками;

г) пальцы правой руки – с соответствующими пальцами левой.

7. «Щелчки» по 10 раз.

8. «Коготки» - сильное полусгибание и разгибание пальцев (по10-20 раз)

9. Сгибание и разгибание пальцев в кулак по очереди (по 10 раз).

а)правой руки,                                                       сначала начиная с большого,

б) левой руки;                                                         затем начиная с мизинца.

в) обеих рук одновременно.

10. «Ножницы» - разведение пальцев в стороны (по10 раз).

а) правой, затем левой рукой;

б) кистями обеих рук одновременно;

в) соединив ладони вместе.

11. Упражнение «Замок» - ладони вместе, пальцы переплетены (по10-20 раз(.

а) сдавливание ладоней с силой;

б) вращение (поворот вправо-влево);

в) наклоны вправо-влево, сгибание-разгибание в лучезапястных суставах;

г) разворачивание ладоней наружу и выворачивание в обратную сторону не расцепляя переплетенных пальцев;

д) «солнечные лучи» - руки в «замке» подняты в вверх, ладони крепко сжаты, пальцы с силой сжимаются и разжимаются вновь.

12. упражнение с сомкнутыми ладонями (по10-15 раз).

а) сомкнутые ладони перед грудью наклоняются вправо-влево, преодолевая сопротивление;

б) движение сомкнутыми ладонями перед грудью вперед-назад;

в) сомкнутые ладони вытянуты вперед – разведение кистей в стороны, не размыкая запястий;

г) сомкнутые ладони подняты вверх – разведение кистей, не размыкая запястий «Цветок».

13. «Фонарики» - вращение свободными кистями рук (по 10 раз).

14. Потряхивание расслабленными кистями:

а) руки вверх;

б) руки в стороны;

в) руки согнуты в локтях, кисти опущены вниз.

Очень любят дети игры с пальцами, слушая не большие рассказы. Сначала их рассказывает взрослый, дети копируют движения. Затем рассказывают дети.

«На дереве было гнездо с птенчиками. Птенцы были голодные, громко просили есть. Прилетела мама-птица и стала кормить птенцов. «Гнездо» преобразуется: теперь ладонь раскрыта, большой палец – это птица, остальные пальцы птенцы. Мама дала птенцам по одной гусенице (большой палец по одному разу прикасается поочерёдно к остальным четырем), по две букашки (двукратное прикосновение), и по три мошки (трехкратное прикосновение). Наелись птенцы и стали чистить клювы. Мама им помогала; большой палец с силой «чистит» верхние боковые края остальных пальцев поочередно. Тоже проделываем с другой рукой, с другим «гнездом». Потом птенцы выросли большие, осенью стали собираться в стаи, чтобы улететь на юг.

Птицы на юг улетают,                                               /Взмахи скрещенными руками./

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая,

Крыльями машет вдали.

Очень сложное упражнение для детей – это упражнение для большого пальца.

Обе руки сжаты в кулак, большие пальцы подняты вверх. Делаем круговые движения большим пальцем, крутим «скакалку» сначала в одну сторону, затем в другую. Выполняя упражнение используют стихотворение «Скакалочка» А.Барто.

Я скачу, я верчу

Новую скакалку.

Захочу – обскачу

Таню и Наталку.

              Ну-ка раз, ну-ка два

              Посреди дорожки.

              Да бегом, с ветерком,

              Да на правой ножке.

Я скачу, я верчу

Новую скакалку.

Захочу – обскачу

Таню и Наталку.

              Ну-ка раз, ну-ка два

              Учатся сестрички.

              За спиной день-деньской

             Прыгают косички!

Круговые движения большим пальцем нужно делать ритмично, с большой амплитудой в одну сторону, потом в другую.

Для развития мелкой моторики рук можно использовать игры со спичками.

                         Игра «Строители».

Задумали белочки и зайчики строить себе домики. Надо строить вот из этих бревен (15 спичек), надо бревна перенести на место, чтобы они не скользили по земле.

Выполняя условия этой игры надо переносить:

  1. Пользуясь пальцами обеих рук;
  2. Пользуясь большими пальцами обеих рук;
  3. Только двумя пальцами – большим и мизинцем;
  4. Только указательным и средним пальцами;
  5. Только средним и безымянным пальцами;
  6. Двумя пальцами обеих рук (выложить «забор» из 4-х спичек);
  7. Большим и мизинцем построить треугольник (крыши домов);
  8. Средним и мизинцем построить четырехугольник (стены);
  9. Указательным и безымянным построить колодец.

Игра: перед каждым участником положить одну за другой пять спичек. Поднять спички пальцами обеих рук, начиная с больших, не выпуская ни одной спички их рук. Поднимать последовательно.

Игры с бумагой.

«Выгладим пеленки для сестры Аленки».

Перед каждым игроком лист скомканной писчей бумаги.

  1. Нужно, пользуясь всеми пальцами обеих рук, возможно быстрее разгладить его так, чтобы он не топорщился, и ни один край не оставался загнутым;
  2. Сделать тоже самое , пользуясь одной рукой;
  3. Тоже, пользуясь двумя большими пальцами, затем указательными, затем средними пальцами обеих рук;
  4. Тоже двумя мизинцами;
  5. Разгладить кулаками обеих рук;
  6. Тоже, большим и указательным одной руки;
  7. Тоже, указательным и средним одной руки;
  8. Тоже, средним и большим одной руки;
  9. Тоже, большим и мизинцем одной руки;
  10. Повторить все эти упражнения с закрытыми глазами.

Один и тот же лист можно использовать многократно.

Прекрасным средством для развития движений пальцев обеих рук является игра «Живые тени».

Для игры нужна настольная лампа, белый лист простыня. При выполнении упражнений нужно сесть между источником света и экраном. Лампа должна быть расположена не выше рук ребенка. Руки держать ближе к экрану, тень отчетливее, а дальше от экрана тень больше. Предлагаем пошевелить пальцами, тени оживают: зайчик прижимает уши, собака разевает пасть, лебедь плывет…

Любят дети игру «Театр пальчиков» и если научить их выполнять фигуры из пальцев, изображая животных, можно показывать целые сказки, такие, как «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Девочка и лиса», Три медведя» и др.

В результате такой работы с пальцами у детей улучшается внимание и работоспособность, память, тоньше становится слух, быстрее идет становление речи.

ПОМНИТЕ: всякий двигательный тренинг развивает не пальцы, а речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...

Пальцы рук разовьются не вдруг!

Уважаемые родители!         Движения пальцев и кистей рук вашего ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Они способны улучшить произношение многих звуков,...

семинар-практикум Семинар-практикум для музыкальных руководителей на тему «Развитие творческой активности дошкольников на основе музыкального фольклора»

Цель семинара: обобщить знания и опыт в применении методов и приемов развития творческой активности на основе музыкального фольклора...