Обучение дошкольников с ОНР творческому рассказыванию по сюжетной картине.
презентация к занятию по логопедии (подготовительная группа) по теме

Косыгина Ольга Анатольевна

В презентации предложена система  работы над связной речью детей с ОНР по картине-трансформеру (по Т.А. Ткаченко) с элементами технологии ТРИЗ. Процесс увлекательный как для педагога, так и для детей, а результат всегда положительный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposoby_i_metody_razvitiya.pptx973.25 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение дошкольников с ОНР творческому рассказыванию по картине – трансформеру с элементами ТРИЗ Презентацию подготовила Косыгина Ольга Анатольевна учитель-логопед МБДОУ д /сад № 2 г. Заполярный 2012 год

Слайд 2

Актуальность темы Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка является рассказывание по картине. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец), а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируются лишь количество предложений и их развернутость. Но главным негативом является то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией. Дети и педагоги не любят такие занятия, но научить детей составлять рассказ по картине нужно. Поэтому такой вид работы должен проводиться и давать положительные результаты. Возникшее противоречие Т.А. Сидорчук , А. Б. Кузнецова попытались решить, используя игровые методы обучения рассказыванию по картине , в том числе метод составления загадок А.А. Нестеренко, а также адаптированные методы развития воображения и элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ ).

Слайд 3

Определение состава картины Игра с подзорной трубой. Глядя через свёрнутый в виде трубы лист бумаги, дети рассматривают картину и называют все предметы, которые заметят на ней: дом, небо, скамейка, качели, песочница, земля, клумба, деревья, горка, цветы и.т.п. Игра «Часть и целое» Если дети называют предмет, то логопед уточняет, составной частью какого предмета он является. Например: окно – часть дома, ветка – часть дерева, ступеньки – часть горки, цветы-часть клумбы и т.п.

Слайд 4

Описание восприятия картины с точки зрения различных органов чувств И Здесь пахнет зеленью… Я чувствую аромат цветов Из окна вкусно пахнет пирогами Я ощущаю запахи

Слайд 5

Описание восприятия картины с точки зрения различных органов чувств Я ощущаю руками и кожей Я прикасаюсь к цветам и чувствую, какие у них тонкие и нежные лепестки. Стебельки у цветов плотные, гибкие и тоненькие . Я прикасаюсь к дереву. Ствол у него твёрдый, шершавый, толстый. Я прикасаюсь к песку. Он мелкий, сухой, рассыпчатый и тёплый.

Слайд 6

Составление образных характеристик объектов Игра «Сравни по цвету» Игра «Сравни по предметы». Логопед предлагает сравнить скамейку и качели . Дети рассказывают: « Скамейка и качели одинаковой длины, спинки у них выгнутой удобной формы. Они разноцветные, деревянные. На них можно сидеть. Но они отличаются тем, что скамейка стоит на ножках, а качели висят. На скамейке можно сидеть, а на качелях ещё и качаться». Можно сравнить куст и дерево, качели и горку. Игра «Сравни по форме» Игра «Сравни по материалу»

Слайд 7

Составление рассказов от лица разных героев Цель: учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица. . «Я новая, удобная и красивая скамейка. Стою во дворе и наблюдаю, что там происходит. На меня садятся мамы и бабушки, когда дети играют в песочнице. Ко мне приходит старый рыжий кот и греется на солнышке. Я люблю когда меня красят в разные цвета. Не люблю, когда встают ногами, ломают и режут ножом.

Слайд 8

Путешествие во времени Логопед предлагает детям придумать, пофантазировать и рассказать, что происходило во дворе дома. . Утром во двор раньше всех вышел дворник. Он подметал двор большой метлой . Потом из подъезда выходили жильцы и спешили по делам . В песочнице играли малыши. Девочки лепили куличики, а мальчики катали машинки . На скамейке сидели бабушки и наблюдали за ними На качелях качались две девочки и пели весёлые песенки . На высоком дереве сидела ворона и громко каркала. Мама мыла окно на третьем этаже Потом начался дождь и все разошлись по домам.

Слайд 9

Что произошло? «Рыжий полосатый кот грелся на скамейке и наблюдал за вороной, которая громко каркала на дереве. Вдруг он услышал тихое рычание. Это был большой пёс, который зашёл во двор. Кот стремглав спрыгнул со скамейки , перепрыгнул через песочницу, выгнул спину и грозно зашипел. Пёс завилял хвостом…» Что будет дальше?

Слайд 10

Что будет дальше? Что было? Что произошло?

Слайд 11

Творческое рассказывание по картине - трансформеру

Слайд 12

Творческое рассказывание по картине - трансформеру

Слайд 13

Творческое рассказывание по картине - трансформеру

Слайд 14

Литература: Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине Т.А. СИДОРЧУК, А.Б. КУЗНЕЦОВА Т.А. Ткаченко. Составление творческих рассказов по картине-трансформеру .

Слайд 15

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему «Обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Несмотря на постоянный интерес исследователей к изучению и развитию творческих способностей, творческое рассказывание дошкольников с общим недоразвитием речи остается малоизученным. Особую актуа...

Методика обучения дошкольников монологам – повествованиям с использованием серий сюжетных картин.

Методика обучения дошкольников монологам - повествованиям с использованием серий сюжетных картин....

Развитие навыков связной речи у старших дошкольников путем обучения рассказыванию по сюжетным картинам и картинкам.

Развитие навыков связной речи у старших дошкольников путем обучения рассказыванию по сюжетным картинам и картинкам.Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Каждый человек должен в с...

Памятка для педагогов "Творческое рассказывание по сюжетной картине"

В памятки рассмотрены виды творческого рассказывания и этапы работы....

Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе. Творческое рассказывание по сюжетной картине Л.Новоселовой «Первый снег»

Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе. Творческое рассказывание по сюжетной картине  Л.Новоселовой «Первый снег»....

Консультация для воспитателей "Развитие навыков связной речи у дошкольников разных возрастных групп путем обучения рассказыванию по сюжетной картине и картинкам"

Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методически...

Обучение старших дошкольников рассказыванию по сюжетной картине

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Обучение старших дошкольников рассказыванию по сюжетной картине"....