Памятка для педагогов "Творческое рассказывание по сюжетной картине"
методическая разработка по логопедии на тему

Заякина Ольга Александровна

В памятки рассмотрены виды творческого рассказывания и этапы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka.docx16.93 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Черлакский детский сад № 2 комбинированного вида»

Памятка на тему:

«ТВОРЧЕСКОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ».

                                                             Выполнила: учитель-логопед

                                                                            Заякина О. А.

Черлак - 2014

ПАМЯТКА

Творческое рассказывание по сюжетной картине.

Использование сюжетных картин в качестве наглядной опоры предполагает работу по 10 видам творческого рассказывания (перечислены в порядке возрастания сложности):

  1. Составление рассказа с добавлением последующих событий.
  2. Составление рассказа с заменой объекта.
  3. Составление рассказа с заменой действующего лица.
  4. Составление рассказа с добавлением предшествующих событий.
  5. Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.
  6. Составление рассказа с добавлением объекта.
  7. Составление рассказа с добавлением действующего лица.
  8. Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.
  9. Составление рассказа с изменением результата действия.
  10. Составление рассказа со сменой времени действия.

Работа по обучению каждому виду творческого рассказывания по сюжетной картине состоит из 6 этапов:

  1. Анализ содержания картины

Начальный этап работы по картине включает в себя установление:

  • места действия;
  • времени действия;
  • свойств объектов и предметов;
  • целей действия каждого персонажа;
  • причинно-следственных связей между объектами и явлениями и пр.

  1. Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания.

Большое значение для воспитания навыков творческого рассказывания имеет подготовка психологической базы, а именно развитие:

  • интереса;
  • внимания;
  • памяти;
  • инициативности;
  • воображения;
  • мышления (в том числе критического) и др.

  1. Составление исходного рассказа по картине.

На данном этапе необходимо выработать, закрепить либо улучшить у ребенка навык составления связного рассказа, чтобы затем перенести этот навык на творческий рассказ.

  1. Планирование творческого рассказа.

Эта работа заключается:

  • в трансформации сюжета в соответствии с видом творческого рассказывания, обсуждении замысла;
  • выборе зачина, кульминации, развязки (начала, середины, конца истории);
  • составлении «предикативной цепочки» (перечень глаголов, соответствующих последовательно разворачиваемым действиям и называемых ребенком с целью составления программы, плана развернутого высказывания);
  • построении плана изложения (можно в графическом варианте);
  • установлении объекта для прямой речи;
  • придумывании заголовка к рассказу.

  1. Составление творческого рассказа с учетом всех необходимых языковых средств.

Качество речи при составлении творческого рассказа определяется наличием

  • точных слов;
  • образных сравнений;
  • грамотных, четких предложений;
  • связей предложений и частей рассказа;
  • выразительности;
  • интонирования;
  • акцентирования наиболее значимых слов;
  • плавности речи;
  • фонетической четкости каждой фразы.

  1. Анализ и оценка творческого рассказа.

Рассказ анализируется и оценивается взрослым в соответствии с требованиями, указанными в предыдущих пяти этапах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы применяемые в обучении детей с тяжёлыми нарушениями речи рассказыванию по сюжетной картине

В представленном материале можно ознакомиться с последовательностью работы по обучению детей с ТНР рассказыванию по сюжетной картине. Методы и приёмы, приведённые в данном материале помогут учителю-пе...

Опыт работы на тему «Обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Несмотря на постоянный интерес исследователей к изучению и развитию творческих способностей, творческое рассказывание дошкольников с общим недоразвитием речи остается малоизученным. Особую актуа...

Обучение дошкольников с ОНР творческому рассказыванию по сюжетной картине.

В презентации предложена система  работы над связной речью детей с ОНР по картине-трансформеру (по Т.А. Ткаченко) с элементами технологии ТРИЗ. Процесс увлекательный как для педагога, так и для д...

Конспект НОД в подготовительной группе «Рассказывание по сюжетной картине «Зимние забавы» с элементами ТРИЗ» с использованием ИКТ

Цель: Учить составлять связный рассказ по картине.Задачи: Образовательная область «Речевое развитие» - Активизировать в речи детей употребление прилагательных, глаголов.- Активизировать слов...

НОД в подготовительной группе «Рассказывание по сюжетной картине «Зимние забавы» с элементами ТРИЗ» с использованием ИКТ

Цель: Учить составлять связный рассказ по картине.Задачи:Образовательная область «Речевое развитие»- Активизировать в речи детей употребление прилагательных, глаголов.- Активизировать словарный запас ...

Развитие навыков связной речи у старших дошкольников путем обучения рассказыванию по сюжетным картинам и картинкам.

Развитие навыков связной речи у старших дошкольников путем обучения рассказыванию по сюжетным картинам и картинкам.Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Каждый человек должен в с...

Рассказывание по сюжетным картинам «Ежи»

Развитие речи в подготовительной группе....