Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях с детьми - дизартриками
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Данный конспект поможет коллегам добиться желаемого результата, так как в конспекте предложено много игр и упражнений для развития лексико-грамматической стороны речи, а также обогащения словарного запаса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buratino.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

     МБДОУ "Детский сад № 16" Пермский край г. Кунгур

Тема: "Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях".

                                                                                 Разработала:

                                                                                  учитель-логопед:

                                                                                 Рудакова Елена Михайловна

                                       г. Кунгур, 2013

Цель: Автоматизация звука «Р» в  слогах и словах и  предложениях.

Мотивация: "Приглашение на кинопробу"

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1.Закрепить навык правильного произношения звука «Р» в слогах, в словах , предложениях и стихотворных текстах.

2. Развивать у детей фонематическое восприятие (определение места звука в слове)

3. Обогащать словарный запас.

4.Познакомить с профессиями, занимающихся киносъемками.

Коррекционно-развивающие:

5. Учить составлять предложения по схемам.

6.Совершенствовать грамматический строй речи

7.Обучать навыку звукового анализа слов, распространения предложений.

8.Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.

9.Координировать речь с движением.

10.Развивать диафрагмальное и речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух.

11. Продолжать развивать у детей оптико-пространственные представления

12. Развивать  внимание, мышление, мелкую моторику.

Воспитательные:

13.Создать ребенку положительный эмоциональный настрой.

14.Вызвать у ребёнка желание заниматься с логопедом.

15.Прививать любовь к родному языку.

16. Формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность.

Оборудование: приглашение, зеркало, фотоаппарат, карточки с героями и со слогами, игра  "Логопедическое лото мозаика", кадры со словами, книга- букварь с листами, костюмы сказочных персонажей ,листы с домашним заданием.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

-Ребята, что вы любите делать дома?

-А телевизор любите смотреть?

-Кто в фильмах снимается? (актёры)

-Ко мне пришло приглашение на кинопробу. А что такое кинопроба? (актёра пробуют на роль)

-По другому кинопробу называют - кастинг.

- Чтобы хорошо показать себя в кастинге, что должен уметь актер? (красиво говорить, красиво двигаться, как спортсмены, уметь выражать чувства движениями).

-Попробуем проверить себя.

II. Нормализация мышечного тонуса.

- Сейчас нам надо показать спортивную сноровку и сесть в автобус своего маршрута, иначе можно опоздать.

Раз, два, три, раз, два, три-

На остановку мы пошли (шаг марша)

Петлять тропинка начала

Среди больших сугробов

По ней шагаем без труда

Нам не страшны морозы. (Ходьба" змейкой")

Здесь мы кочки увидали

Через них мы прыгать стали (прыжки с продвижением вперед)

Руки в стороны расставим,

переходить мы мостик станем (ходьба на носках, руки в стороны)

Вот автобус увидали

И к нему мы побежали (бег по кругу).

- Если мы успели на автобус, значит мы хорошие спортсмены?

III.Нормализация мимической мускулатуры.

-Вот мы и приехали к зданию киностудии. Нас должен встретить администратор. Пока мы его ждем, нам  надо немного согреться.

Руки растираем (потереть ладони)

И разогреваем, (хлопать в ладоши)

И лицо теплом своим нежно умываем (проводят по лицу сверху вниз)

Пальчики сгребают все плохие мысли (граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам)

Ушки растираем сверху вниз мы быстро, (растирают ушные раковины по краю сверху вниз)

Их вперед сгибаем, (Сгибать ушные раковины вперед)

Тянем вниз за мочки, (оттягивать уши вниз за мочки)

А потом руками трогаем мы щечки (легко похлопывают щеки ладошками)

- От администратора мы получили  приглашение к директору, который дал нам лист, в котором указаны специалисты, готовящие актеров к пробам. И каждый специалист должен сделать свою отметку. А узнавать их будем по первым буквам.

IV . Развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания:

- Первое - это фотосессия. значит к  кому мы должны идти? (к фотографу)

- А чем занимается фотограф?

- Я показываю картинки, вы выполняете упражнение, а фотограф будет снимать. Здесь мы должны проявить артистизм и мимику. "Заборчик","Лопатка", "Иголочка","Лошадка","маляр", дыхательное упражнение "Фокус", через нос делаем спокойный вдох, задержать дыхание и продолжительно выдыхать, произнося "А-ах,""Качели",

Свои зубки покажи

На барабане постучи

А потом на балалайке,

Звонко, звонко заиграй-ка.

-Как ты думаешь, первое испытание мы успешно прошли?

V.Изолированное произнесение звука [Р].

- Теперь нам надо найти кабинет сценариста, который находится на девятом этаже. Как доберемся? (на лифте).

Поскорее в лифт зайдем

И его мы заведем

Мы поедем высоко

Это будет нелегко.

(Дети длительно произносит звук[Р]).

VI. Уточнение артикуляции автоматизируемого звука.

- Выходим из лифта к зеркалу. при произнесении звука [Р] как расположены  зубы? (сближены),

-А как губы? (приоткрыты).

- Где находится язык (вверху у альвеол и дрожит)

- Какая воздушная струя? (сильная и идет посередине языка)

VII. Автоматизация звука [Р] в слогах.

- Вот мы и в кабинете у сценариста. А чем он занимается? (пишет сценарии)

- А что такое сценарий? (это история, рассказанная в фильме).

- Сейчас мы узнаем какую историю придумал сценарист.

Выберите и прочитайте только те слоги, в которых есть звук [Р] (картинки со слогами, на обратной стороне картинки с изображениями героев сказки "Буратино":Пьеро, Арлекино, Карабас Барабас, Тортилла, папа Карло, Артемон).

- К какой сказке относятся эти картинки? (к сказке "Буратино").

Эта сказка и будет сценарием фильма.

VIII. Автоматизация звука [Р] в словах.

- Теперь мы пойдем в киномастерскую, где нас встречает мастер - оператор и вы узнаете какую роль тебе дадут.

-А чем занимается оператор? (Он снимает отдельные моменты, сцены фильма.)

-Главное здесь проявить внимание, спокойствие и собранность.

Игра "Логопедическое лото - мозаика".

- Фрагмент какого фильма здесь вы увидели? (Фрагмент  фильма "Буратино")

- Кто у нас в кадре?

IX. Физминутка.

- Следующий человек, который нам поможет - это хареограф.

- Чем он занимается? (это человек, который помогает проявлять себя в красивых движениях)

Буратино потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать.

-Основными движениями, которые нам понадобятся, мы прекрасно владеем.

X. Автоматизация звука [Р] в предложении.

-Сейчас мы у оператора. Этот человек руководит расстановкой кадра в фильме.

-Поможем правильно разложить кадры. (На полосках слова: понял, учиться, что, Буратино, нужно, или сюжетные картинки)

- Сколько серий в твоем фильме, их столько же сколько слов в твоем предложении?

- Какая первая серия? Вторая? Третья? и т.д.

XI. Развитие фонематического слуха.

- теперь нам надо идти к костюмеру.

- Чем он занимается? (подбирает костюмы для актеров).

- Буратино растерял листочки из своего букваря, поможем костюмеру собрать листки. Услышишь звук [Р] среди других звуков бери один лист и клади в книгу.

(Аналогично в слоговом ряде и словах0

-Собрали мы букварь, но теперь нужно подобрать для себя костюм. Как ты думаешь в кого мы будем наряжаться? (Дети подходят к столу, где лежат костюмы сказочных персонажей и выбирают костюм, при этом говорят словосочетания: красный колпачок, черные шорты, оранжевая рубашка и т.д.)

XII. Автоматизация звука [Р] в стихотворных текстах с одновременным показом движения:

- Вы должны красиво и выразительно  рассказать нашим гостям стихотворение, если им понравится , то они наградят вас аплодисментами, а артисты в ответ должны отблагодарить поклоном.

Буратино на машине вез огромный торт Мальвине,

Вез дорогой горной  торт с черникой черной.

Буратино рад и горд, что привез Мальвине торт.

Нынче праздник у Мальвины, у Мальвины - именины.

XIII. Итог занятия.

- Как вы думаете, кастинг мы прошли успешно?

-Что помогло нам пройти?

- С какими людьми мы встречались в киностудии? (сценарист, оператор, хореограф, костюмер, фотограф)

-Назовите одним словом? (профессии).

XIV.Домашнее задание.

- По клеточкам нарисовать золотой ключик от коморки, где лежат сокровища. Этим ключом мы на следующем занятии откроем коморку и возьмем сокровища.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука Р в слогах, слова и предложениях

Индивидуальная работа с детьми 5-7 лет по автоматизации звуков...

Автоматизация звука [р] в слогах,словах и предложениях.

Конспект занятия поможет правильно выстроить занятие....

Логопедическое занятие в подготовительной группе, 2-й год обучения. Тема "Автоматизация звука "Ш" в слогах, словах и предложениях"

Конспект мультимедийной разработки логопедического занятия в подготовительной группе с ОНР, 2-й год обучения. Тема: "Автоматизация звука "Ш" в слогах, словах и предложениях". Дети вместе с шаловливым ...

Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях с детьми - дизартриками

Данный конспект поможет коллегам добиться желаемого результата, так как в конспекте предложенв много игр и упражнений для развития речевого развития, а также обогащения словарного запаса...

автоматизация звука "Ш" в слогах, словах и предложениях.

Данное занятие проводится в игровой форме с использованием сказочных героев из знаменитого мультфильма "Маша и медведь"...

Презентация непосредственно- образовательной деятельности учителя- логопеда с детьми подготовительного возраста по автоматизации звука [ж] в слогах, словах и предложениях

Данная презентация представляет собой материал по автоматизации звука [ж] в слогах, словах и предложениях и дифференциацию звуков [ш]- [ж]...