Статья "Значение игр по развитию пространственно-временных представлений для дошкольников при подготовке детей в школу.
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Пешкова Елена Николаевна

В данной статье коротко описаны причины нарушения пространственного гнозиса и к чему эти нарушения приводят. Указаны этапы формирования пространственно-временных отношений, приведены некоторые игры и игровые упражнения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Значение игр по развитию пространственно – временных представлений для дошкольников при подготовке детей в школу».

Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребёнка, так и для его родителей. Опыт показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.

По ряду причин экологического, физиологического и социального характера, включая патологические особенности протекания беременности и раннего развития ребёнка, в первую очередь страдает раннее моторное (двигательное) развитие, формирование умения анализировать пространство и пространственно-временные отношения, а также контроль деятельности. Это приводит в младшем школьном возрасте к трудностям освоения ребёнком чтения, письма, математических операций, дизадаптации в целом.

Пространственные представления включают в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела. Они играют значительную роль во взаимодействии человека с окружающей средой и служат необходимым условием ориентировки в ней.

Представления о последовательности смены явлений и состояний материи называются временными. Здесь имеется ввиду смена времени суток, времён года, смена поколений. К концу дошкольного возраста дети должны уметь

  1. ориентироваться в схеме собственного тела: что находится над...; под...; между...; выше, чем..., ниже, чем...Называются все части тела (пальцы, ладонь, запястье, локоть, плечо и т. д.).
  2. Различают правые и левые части тела, выделяют ведущую руку (правую у правшей, левую у левшей). Ребёнок определяет пространственное расположение предметов и направление движения по отношению к самому к себе: слева, справа, левее, правее, слева от..., справа от..., слева направо, справа налево.
  3. Умеют анализировать пространственные отношения и понимать связь между определённым местоположением предмета в пространстве и речевом обозначении этого места в пространстве (верх; низ; впереди; сзади; справа; слева; выше, чем; дальше, чем; левее, чем) -дидактическое пособие «дом», «назови адрес - подъезд, этаж» и т. д.
  4. Умеют определять левую и правую стороны у человека сидящего напротив.
  5. Называют изображённые на картинке предметы и буквы, контурные изображения, недорисованные контурные изображения, перечёркнутые изображения предметов (букв) и их контуров, наложенных друг на друга. Дети соотносят геометрические фигуры с формой реальных предметов.   Используют слова - антонимы: большой - маленький, высокий - низкий, длинный - короткий, широкий - узкий, толстый -тонкий и т. п.
  6. Выполняют графические диктанты (1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 1 -вверх и т.д.).
  7. Ориентируются во времени суток, пространстве времени недели, временах года, календарях, часах.
  8. Понимают различные речевые  конструкции,  типа:  Как правильно? Домом строятся рабочие или рабочими строится дом?

Кто приехал? Петю встретил Миша.

Обычно родители не замечают задержки формирования пространственно-временных представлений, и впервые она обнаруживается лишь в процессе уже начавшегося обучения грамоте. Так, например, несформированность зрительно-пространственных представлений, не причиняющих особых «неприятностей» в дошкольном возрасте, существенно затрудняет усвоение ребёнком сходных по начертанию букв и приводит к появлению в его письме специфических ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами. Поэтому очень важно своевременно преодолеть такого рода отставание, до начала обучения в школе. Понимая важность, даже за несколько месяцев до начала учебного года, можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни.

Усвоение знаний умений и навыков произойдёт без особого нервного напряжения благодаря использованию игровых моментов. Познание через игру повышает умственную работоспособность, вызывает положительные эмоции у детей, сохраняет на длительное время живость реакции, способствует развитию детского воображения. Ребёнок с усердием постарается овладеть тем, что способствует успеху игры, незаметно для себя решая ту или иную задачу.

С целью формирования у ребёнка знаний об окружающем его пространстве можно провести игру «Путешествие по городу». Для этого потребуется набор картинок, открыток с видами нашего города.

Можно сначала рассмотреть картинки, вспомнить, где вы с ребёнком были, что находится в том или ином здании, что продаётся в продовольственном магазине, булочной и т. д., то есть уточнить назначение каждого учреждения. Далее, после «посещения» различных учреждений в своём микрорайоне, вспомните, по каким улицам вы с ребёнком шли, каким транспортом воспользовались. Нарисуйте ваш маршрут. Устройте соревнование, кто лучше объяснит дорогу до ближайшей аптеки, магазина, школы, детского сада. Расскажите ребёнку сами о каком-либо маршруте, а он должен угадать, куда вы придёте.

Ну и конечно, ваш ребёнок должен знать наиболее безопасный путь в школу, на игровую площадку, в магазин и при этом выполнять правила дорожного движения.

Для развития умения ориентироваться в пространстве по словесному описанию, можно использовать такие, например, игры:

«Найди клад».

Во время прогулки вы предлагаете ребёнку найти клад по вашим указаниям: «Пройди 10 шагов вперёд, повернись направо и пройди 5 шагов, затем 3 шага назад...» и т. д.

«Помоги маме накрыть стол».

Поставь хлебницу посередине стола.  Слева от хлебницы поставь специи (соль, перец). Под столовую тарелку поставь десертную. Пололси справа от тарелки нож, слева вилку, и т. д. Вариант, той лее игры: «Накрой стол для завтрака». Посмотри на картинку. Найди ошибки у художника.

«Расположи мебель в комнате для кукол».

Поставь кровать к стене справа от окна, стол — прямо перед окном, шкаф -у стены слева от окна, кресло — слева от двери, и т. п.

«Помести каждого зверя в свой дом».

Каждый зверь должен быть помещён в тот дом, который соответствует его величине.

Для развития зрительно-пространственного восприятия используются такие игры:

«Слова наоборот».

Детям выдаются карточки с написанными словами. Нужно написать эти слова наоборот — справа налево и прочитать их.

«Цифры наоборот».

Детям, выдаются карточки с написанными подряд цифрами: 54321 и 76835. Нужно написать эти числа наоборот - справа налево.

«Найди и обведи».

На листе вразброс написаны буквы: А, Г, Н, В, С, Л, У, К, Т, Д, Р, Ц, Щ, X, П по одной и цифры: 1, 2, 7, 5, 4, 9, в разном количестве. . Нужно обвести все буквы в кружок, а цифры — в квадрат.

«Найди ошибку».

На карточке написаны различные буквы и цифры в правильном, зеркальном и перевёрнутом отображении. Нужно зачеркнуть все буквы и цифры, написанные неправильно.

Таким образом, сформированность пространственных представлений является очень важным показателем готовности ребёнка к обучению в школе.

И пусть наши дети будут умнее, добрее и прекраснее нас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие пространственно-временных представлений у дошкольников как залог формирования грамотной связной речи и профилактика дисграфии и дислексии в школьном возрасте."

В презентации описан план развития пространственно-временных представлений с учетом их формирования в онтогенезе, широко представлены игры и задания на формирование данных представлений у детей дошкол...

проект «Развитие пространственно-временных представлений дошкольников с задержкой психического развития средствами изобразительного искусства»

Разработанный проект «Развитие пространственно-временных представлений дошкольников с задержкой психического развития средствами изобразительного искусства» сочетает в себе образовательные возмо...

Особенности взаимодействия с родителями в процессе социально-коммуникативного развития старших дошкольников и подготовки детей к школе

Особенности взаимодействия с родителями в процессе социально-коммуникативного развития старших дошкольников и подготовки детей к школе...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»

Цель: развить мелкую моторику рук у детей через специальные упражнения. Для осуществления данной цели, я определила Задачи: Улучшить трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Активизировать и об...

Консультация: Развитие пространственно-временных представлений дошкольников

Данная консультация предназначена для родителей дошкольников и их участия в развитии пространственно-временных представлений....

Программа развития пространственно-временных представлений дошкольников с ОВЗ

Цель программы: формирование пространственно- временных представлений у дошкольников с ОВЗ (ТНР- тяжелые нарушения речи, ЗПР- задержка психического развития)....