Конспект подгрупповой НОД по формированию лексико-грамматических категорий с детьми временной речевой группы на тему "Братцы-карандаши".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Давыдова Татьяна Николаевна

Конспект разработан для подгруппы детей с ОНР. Целью является совершенствование речевых умений и навыков, необходимых ребенку для структурного и смыслового оформления высказывания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc200.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 35 комбинированного вида

Колпинского района Санкт-Петербурга

Конспект подгрупповой НОД

по формированию лексико-грамматических категорий

с детьми временной речевой группы

на тему:

«Братцы  - карандаши»

учитель – логопед ГБДОУ д/с № 35

Давыдова Татьяна Николаевна

Санкт-Петербург

2012

Тема: Братцы – карандаши.

Цель: Совершенствование речевых умений и навыков, необходимых ребенку для структурного и смыслового оформления высказывания.

Задачи: 

Коррекционно-обучающие:

  1. Совершенствование навыка согласования прилагательного с существительным в роде, числе и падеже (именительный, винительный, родительный, творительный).
  2. Закрепление цветов (цвета спектра, чёрный, белый, коричневый, серый).
  3. Развитие зрительного восприятия.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развитие мелкой моторики рук (игры с мячом).
  2. Развитие дыхания.
  3. Формирование творческого воображения.
  4. Активизация знаний об окружающем мире.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитание у детей умения слушать друг друга, общаться друг с другом.

Принципы:

  1. Дифференцированный подход в работе при определении наиболее сформированных сфер речевой деятельности.
  2. Поэтапное формирование устной речи на основе постепенного усложнения синтаксического стереотипа (однословное предложение

->развернутое высказывание).

Оборудование: картинки (белая, синяя, зелёная, жёлтая и разноцветная) с изображением пейзажа, карандаши, волшебный чемоданчик, волшебная палочка, панно «Осень» и «Зима» на ковролине, тучи со снежинками на развитие дыхания, лабиринты для игры с мячиком на развитие мелкой моторики рук.

1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, сегодня, когда я пришла на работу, в моем кабинете я нашла волшебный чемоданчик и волшебную палочку. Я не знаю, что в нем. А вы хотите узнать?

Дети: Да, очень хотим.

Логопед: Тогда я предлагаю прикоснуться волшебной палочкой к волшебному чемоданчику и открыть его (выполняют действие вместе с логопедом).

Ой, а там живет сказка. Хотите ее узнать?

Дети: Да.

2. Работа по сенсорному воспитанию (закрепление цветов и ориентировка в пространстве) и формированию грамматического строя речи (согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже).

Логопед: Тогда слушайте.

Жили-были  на свете четыре братца-карандаша. Звали их так: Красный, Синий, Желтый и Зеленый (выставляются карандаши).

Любимым их занятием было рисовать.

В чемоданчике есть картинка (выставляется белая картинка с изображением пейзажа).

Вот взялся за работу Зеленый карандаш и нарисовал картину (выставляется зеленая картинка с изображением пейзажа).

А на ней зеленое дерево, зеленое солнце, зеленая трава, зеленое озеро, зеленый забор, зеленая туча, зеленый дождь, зеленые птички, зеленые облака.

- Ха-ха-ха, – засмеялся братец  Синий карандаш. – Где же ты видел зеленое озеро? Смотри, сейчас я нарисую правильную картинку (выставляется синяя картинка с изображением пейзажа).

И он нарисовал синее дерево, синее солнце, синюю траву, синее озеро, синий забор, синюю тучу, синий дождь, синих птичек, синие облака.

- Ха-ха-ха, – засмеялся братец Желтый карандаш. – Не бывает синего солнца и синих деревьев. Лучше посмотрите мою работу. – И он нарисовал еще одну картину (выставляется желтая картинка с изображением пейзажа).

- Полюбуйтесь моим желтым деревом, желтым солнцем, желтой травой, желтым озером, желтым забором, желтой тучей, желтым дождем, желтыми птичками, желтыми облаками!

- Нет, так у нас ничего не получится, – сказал старший братец Красный карандаш, – не может быть зеленого озера и зеленого солнца. Не бывает синего дерева, синего солнца и синей травы. Никто никогда не видел желтой тучи. Я думаю, нам надо всем вместе дружно взяться за работу и нарисовать новую картину.

Так они и сделали. А еще они пригласили своих друзей порисовать вместе с ними. И вот какая красивая разноцветная картина у них получилась!

Желтые листья и желтое солнце, зеленая трава, синее озеро, красный забор, серая туча и серый дождь, коричневый ствол и коричневый дом, черные птички и белые облака.

Логопед: А теперь ответьте на вопросы по сказке. Не забывайте отвечать полными ответами.

- Как звали братцев?

Дети: …Красный карандаш, Синий карандаш, Зеленый карандаш, Желтый карандаш

Логопед: Что нарисовано на картине Зеленого братца?

Дети: …зеленый дом, зеленая трава…

Логопед: Что вы видите на картине Синего братца?

Дети: …синий дом, синюю траву…

Логопед: Чем предлагал полюбоваться Желтый карандаш?

Дети: …желтым домом…

Логопед: Чего на свете не бывает?

Дети: ...зеленого озера…

Логопед: Какая картинка вам понравилась больше всего? Почему? Расскажите, что на ней нарисовано (работа с панно по временам года).

Ребята, а вам картинка братцев-карандашей ничего не напоминает?  

Дети: Напоминает нашу картину «Осень».

Логопед: Скажите, пожалуйста, а какое сейчас время года?

Дети: Зима.

Логопед: Будет ли правильным оставить нашу картину без изменений?

Дети: Нет.

Логопед: Давайте вспомним основные признаки зимы.

Дети: Стало холодно, идет снег…

Логопед: Вот и у нас идет снег (работа над дыханием с использованием снежинок).

Подуйте на снежинки так, чтобы пошел настоящий снег (дети дуют на снежинки).

3. Физкультминутка.

Рано утром на полянке

Веселятся две снежинки

Левой ножкой: топ, топ!

Правой ножкой: топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

Выполнение действий по тексту.

4. Развитие мелкой моторики рук.

Логопед: А что можно слепить, скатать из снега?

Дети: Комки, снежные шары…

Логопед: Вот и мы с вами покатаем снежные шары

(игра с мячом и лабиринтом – работа над развитием мелкой моторики рук с использованием мячей).

С холодного неба снежинки слетают,

Летят и на солнышке зимнем сверкают.

5. Закрепление изученного материала.

Логопед: А теперь изменим нашу картину так, чтобы на ней был виден наш снег (работа с панно «Зима»).

Какая стала картина?

Дети: Зимняя, снежная…

Логопед: Каким словом можно назвать зиму ласково?

Дети: Зимушка.

Логопед: Посмотрите на картину еще раз и  скажите, что здесь можно назвать зимним?

Дети: Зимнее дерево, зимнее солнце…

6. Итог.

Логопед: Чем мы сегодня занимались?

Что понравилось?

Ответы детей.

- Оценка работы каждого ребенка.

- Домашнее задание: раскрасить белую картинку с изображением пейзажа цветными карандашами так, как сделали это братцы-карандаши вместе со своими друзьями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматического строя речи (подготовительная группа) Тема «Кто где живет?»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ• Закреплять знания о диких животных, знакомить с их жилищами.• Расширять и активизировать словарный запас по темам «Дикие животные». «Зима».• Формировать практические навыки правиль...

Конспект подгрупповой НОД по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе с ОНР "Путешествие по временам года"

Представлен авторский конспект НОД учителя-логопеда  с элементами оздоровления по формированию лексико-грамматических категорий  в подготовительной группе с ОНР....

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНРдля учителей-логопедов Советского районаЛексическая тема: Тр...

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с ОНР 3 уровня «В лес с Красной Шапочкой»

Коррекционно-образовательные задачи:Развитие лексического  строя речи: обогащение и актуализация словаря детей на материале лексической темы «Ягоды»  - существительные, прилагате...

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей подготовительной группы по теме: "Квест по стране сказок".

Конпект подгруппового занятия с использованием современных обучающих технологий (Сингапурская система дошкольного образования) с детьми подготовительной группы, имеющими общее недоразвитие речи III ур...

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с ОНР III уровня «Путешествие с героями сказки «Снежная Королева»»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей, сформировать лексико-грамматические компоненты речи по данной теме.Задачи: Коррекционно-образовательные:Закрепление представлений о зиме, ее приме...