Коррекция недоразвития фонематического восприятия
учебно-методическое пособие по логопедии (подготовительная группа) по теме

Борисова Марина Анатольевна

Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии, было разработано пособие «Волшебная мозаика», которое в учебной и игровой форме позволяет в значительной степени компенсировать недоразвитие фонематического восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskoe_posobie_zvukovaya_mozaika.doc373 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция недоразвития фонематического восприятия.

Фонематическое восприятие – это способность к восприятию звуковой стороны речи, фонем, умение различать звуки речи и их последовательность в словах. В его основе лежит фонематический слух, позволяющий выделять и идентифицировать звуки речи по их отношению к звуковым эталонам – фонемам (А.Н. Гвоздев, Н. И. Жинкин, Н.Х. Швачкин). Для того чтобы распознать фонему, необходимо различать её отличные от других звуковые признаки. Восприятие звуков речи и их произношение  - два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса, уточняющих и дополняющих друг друга. Следовательно, коррекционное обучение должно быть направлено не только на преодоление дефектов звукопроизношения, но и на развитие фонематического слуха для создания внешней обратной связи и использования её для нормализации фонетической стороны речи.

Нарушения, связанные с недоразвитием функций фонематической системы являются наиболее распространёнными среди детей. Фонематическая система – это система фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определённой совокупностью смыслоразличительных признаков. В русском языке этими признаками являются твёрдость или мягкость, звонкость или глухость, способ образования, место образования, участие нёбной занавески. Каждая фонема отличается от всякой другой либо одним смыслоразличительным признаком, либо несколькими признаками. В связи с этим В. К. Орфинская выделила следующие функции фонематической системы:

  1. смыслоразличительная функция, т.е. соотнесение определённого сочетания фонем со смыслом;
  2. слухопроизносительная  дифференциация фонем;
  3. фонематический анализ.

В процессе формирования устной речи у детей опора на семантику, на восприятие и анализ окружающей действительности является одним из основных условий развития речевой функции. Поэтому смыслоразличительная функция у говорящих детей не нарушается. Функции же слухопроизносительной дифференциации фонем и фонематического анализа часто оказываются недоразвитыми.

При недоразвитии фонематического восприятия наблюдаются нарушения речи, которые проявляются в полиморфном нарушении звукопроизношения в виде искажения, замены звуков, в искажениях звуковой структуры слова, аграмматизмах, неточном употреблении слов, бедном словарном запасе. Недоразвитие фонематического восприятия оказывает отрицательное влияние на выполнение заданий по фонематическому анализу, в процессе которого слово не только узнаётся на основе восприятия и различения фонем, но и расчленяется на составные элементы, звуки. У детей отмечаются затруднения во всех формах фонематического анализа как при выделении звука на фоне слова, вычленении первого и последнего звуков, так и при определении последовательности их в слове, их количества и места. Если к концу дошкольного периода фонематическое недоразвитие не было скомпенсировано, то в начале обучения детей грамоте могут возникнуть серьёзные проблемы, которые в дальнейшем могут привести к проявлению определённых видов дислексии  и дисграфии. Наиболее часто у детей появляются симптомы акустической или  артикуляторно-акустической дисграфии и фонематической дислексии, которые выражаются в стойких специфических ошибках. У учащихся при прочтении или написании могут наблюдаться пропуск, перестановка, вставка букв или слогов, а также смешение фонем по акустико-артикуляционноиму сходству.

В отличие от специализированного ДОУ, задача коррекции речи на логопункте является дополнительной. Это обуславливает некоторую специфику работы. В расписании детей нет времени, специально отведённого для занятий с логопедом, поэтому приходится очень тщательно составлять расписание и  заниматься таким образом, чтобы не помешать усвоению дошкольной программы. Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии, было разработано пособие «Волшебная мозаика», которое в учебной и игровой форме позволяет в значительной степени компенсировать недоразвитие фонематического восприятия. Работа с пособием создаёт условия для ориентировочно – исследовательской деятельности детей, закрепляет запас имеющихся представлений о звукобуквенной стороне слова, развивает различные стороны психической деятельности – внимание, мышление, память, речь, формирует навык самоконтроля и самооценки.

Для занятий потребуются листы с начерченными сетками в 35(5*7) квадратов, круглые жетоны одного цвета (желтого).

Заранее отрабатываются понятия «строка», «клетка», «1,2,3,4,5 строка», «1, 2,..7 клетка» (игра «Муха»).

По инструкции логопеда дети раскладывают жетоны, начиная  с верхнего левого угла, сначала первая строка, потом вторая, затем третья и т.д. Жетон выкладывается, если в слове есть данный звук, если нет – пропускаем клетку. Постепенно получаем «фотографию» звука (слово «фотография» наиболее понятно для детей дошкольного возраста).

Лексический материал подбирается, в зависимости от задачи, решаемой на данном занятии:

  1. выделение звука на фоне слова в сильной позиции (предлагается ряд слов, содержащих и не содержащих этот звук);
  2. определение места звука в слове (выделить звук, определить, где он находится в слове: начало, середина, конец);
  3. определение порядка следования звука в слове;
  4. определение количества слогов в слове.

Также при подборе материала можно закреплять изучаемую на данном этапе лексическую тему, отрабатывать некоторые грамматические конструкции.

Пособие может быть использовано как на индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых.

Пособие  ”Волшебная мозаика” апробировано на базе логопункта ГБОУ д/с 2510 СЗАО в течение пяти лет. По итогам обследования можно сделать вывод, что у детей в результате коррекционной работы в значительной степени было скомпенсировано недоразвитие фонематического восприятия, отмечено улучшение оптико–пространственных представлений.

 

1-я  строка: июнь, август, июль;

                                                                 

2-я строка: автобус, поезд, автомобиль;

3-я строка: Антон, Андрей, Алексей;

4-я строка: артист, учитель, архитектор;

5-я строка: абрикос, лимон, апельсин;

(уточнение обобщающих понятий).

                                                                       

1-я строка: удав, аист, гамак, танк, улица;

2-я строка: автомат, туфли, антенна, паук;

                                         

3-я строка: альбом, аллея, какаду, ателье;

4-я строка: тапки, туфли, майка, кофта;

5-я строка: утка, ворона, сорока, грач;

(определяем позицию звука «У»)

1-я строка: ком, том, тон, кол;

2-я строка: куры, туры, куча, туча;

3-я строка: бок, бык, брат, бот;

4-я строка: почка, почта, марка, Марта;

5-я строка: брак, брат, бант, банк;

(проработка слов – квазиомонимов).

1-я строка: шут, суд, сок, сом;

(определяем количество слогов в словах)

2-я строка: сумка, домик, лимон, альбом;

(определяем количество слогов в словах)

3-я строка: сапоги, попугай, полено, малина;

(определяем количество слогов в словах)

4-я строка: нос, сон, шок, сок; (выделяем слово со звуком «С» в конце слова)

5-я строка: шахматы, самовар, пылесос, самокат;  (определяем позицию звука «С» в

  словах, количество звуков «С»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути коррекции недостатков фонематического восприятия

При обучении 5—6-летних детей с ОНР и подготовке их к школе выявляются несфррмированность лексико-граммати­ческих средств языка, дефекты произношения и недоразви­тие фонематического восприятия....

"ПУТИ КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ".

Игры, которые используются на занятиях по обучению гра­моте, вносят в учебную работу дополнительную мотивацию, придают однообразному тренажу радостный, эмоциональный оттенок. На каждом занятии детям п...

Актуальность проблемы развития и коррекции фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.

   Готов ли ваш малыш к школе и какие отметки он будет приносить в дневнике – во многом зависит от уровня его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, письмен...

Презентация на тему: «Коррекция нарушений фонематического восприятия у детей с ОНР»

Что такое фонематическое восприятие? «Специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова». В его основе лежит фонематический слух. Это определение охватыва...

КОРРЕКЦИЯ НЕДОСТАТКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

При обучении 5—6-летних детей с ОНР и подготовке их к школе выявляются несформированность лексико-граммати­ческих средств языка, дефекты произношения и недоразви­тие фонематического восп...

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НЕДОРАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Аннотация. Предлагаемая статья посвящена проблеме недоразвития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрены механизмы, лежащие в основе несформированности фонематическ...

Технология «Нейрогимнастика», как средство коррекции фонетико-фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста с ТНР

У детей с нарушениями речи отмечается недоразвитие процессов познавательной деятельности и незрелость эмоционально-волевой сферы. Наряду с этим наблюдаются отклонения в развитии двигате...