Логопедическая ритмика как часть коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников
учебно-методический материал по логопедии по теме

Выступление на районном методическом объединении логопедов, раскрывающее организацию и содержание работы по логоритмике

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования РБ

МКУ Управление образования

МР Дюртюлинский пайон РБ

Выступление на районном методическом объединении логопедов:

Логопедическая ритмика как часть коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников

Подготовила: учитель-логопед

Гарипова Л.Х.

Дюртюли 2013г.

Логоритмика - это комплексная методика, построенная на системе физических упражнений, в основе которой лежит связь между словом(речью), музыкой и движением.

В начале XX в. во многих странах Европы получила распространение система ритмического воспитания. Она стала известна под названием «метод ритмической гимнастики». Ее создателем был швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз (1865—1950). В 30 годах из большого раздела ритмической гимнастики и музыкально-ритмического воздействия выделилась лечебная ритмика. Лечебная ритмика применялась и в логопедических учреждениях, но не в полном объеме и в несколько специфическом виде. В системе ритмического воздействия на человека с речевой патологией ведущее место занимает слово. В связи с этим формируется особое направление — логопедическая ритмика. Первоначально логопедическая ритмика использовалась в работе только с заикающимися дошкольниками по инициативе В.А. Гиляровского и Н.А. Власовой. В 40-е годы логопедическая ритмика вошла как необходимая часть и в комплекс воздействия на больных с афазией (Ю.А. Флоренская и В.А. Гринер). В 60-е годы Г.А. Волковой разработана система логоритмического воздействия для всех форм речевой патологии, кроме нарушений письма. Таким образом, логоритмика является составным звеном лечебной ритмики и в настоящее время входит составной частью в комплекс методик по коррекции нарушений речи в детских садах, школах, медицинских учреждениях.

Объектом логопедической ритмики является структура речевого дефекта, неречевые психические функции и речевые нарушения у лиц с речевой патологией.

Предметом — многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций и система движений в сочетании с музыкой и словом.

Цель — преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

Задачи логоритмики:

-оздоровительные (укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, моторных, сенсорных функций, воспитание чувства равновесия, правильной осанки, походки, грации движений, развитие ловкости, силы, выносливости, переключаемости, координации движений);

-образовательные (формирование двигательных навыков и умений, пространственных представлений, усвоение теоретических знаний в области метроритмики, музыкальной культуры, музыкального восприятия и впечатлительности);

-воспитательные (воспитание и развитие чувства ритма, способности воспринимать музыкальную образность, воспитание положительных личностных качеств, чувства коллективизма, обучение правилам в различных видах деятельности, организаторских способностей);

-коррекционные (коррекция определенного нарушения в зависимости от возрастных и личностных особенностей, структуры речевого нарушения, характера и степени нарушений речевых и неречевых процессов, состояния двигательной системы).

Логоритмические занятия  включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста (пальчиковая гимнастика, психогимнастика, дыхательная и артикуляционная гимнастика). Известно, что у значительной части детей, страдающих общим недоразвитием речи, имеются нарушения слухового восприятия и эмоционально-волевой сферы, недоразвитие ритмического слуха. Для них характерны трудности воспроизведения ритмической структуры, в том числе, слов, стихотворных текстов. Решение этой задачи существенно облегчается за счет подключения сопровождающих ритмичных движений. Специальные упражнения, ритмические распевки, пропевание отдельных слогов и фраз благотворно влияют и на состояние речевой моторики. Поэтому занятия по логоритмике так важны для детей с ОНР. Здесь осуществляется развитие слуховых функций, оптико-пространственных представлений, праксиса, тактильного гнозиса, интеллектуальных и творческих способностей, формирование осознания собственных эмоций, развитие эмпатии, коррекция речевой функциональной системы. 

При планировании своей деятельности я опираюсь на дидактические и специфические принципы логоритмики:

Общедидактические принципы.

-принцип систематичности (материал всего курса логопедической ритмики излагается последовательно, соотносятся теоретические положения и их практическая разработанность, использую вариативность упражнений, постепенность и упражняемость);

-принцип сознательности и активности (опираюсь на сознательное и активное отношение ребенка к своей деятельности; активность детей стимулируется моей эмоциональностью, образностью музыки, различными играми или игровыми приемами и упражнениями);

-принцип наглядности (осуществляю путем показа движения, зрительной наглядности, применения образного слова, которое связано с двигательными представлениями и вызывает конкретный образ движения);

-принцип доступности и индивидуализации (учитываю возрастные особенности и возможности детей).

Специфические принципы.

-принцип развития (учитываю развитие личности ребенка с речевой патологией; самого патологического неречевого и речевого процессов; сохранных функциональных систем и тех изменений, которые наступают в организме, двигательной сфере и речи ребенка; принцип развития обусловливает одновременное осуществление в процессе двигательной деятельности умственного, нравственного, эстетического и сенсорного воспитания);

-принцип всестороннего воздействия (логоритмические средства повышают общую тренированность организма, совершенствуют нервнорефлекторные механизмы регуляции, создавая новые взаимоотношения между функциональными системами организма);

-этиопатогенетический принцип (логоритмические занятия строятся в зависимости от причины и патогенеза речевого расстройства);

-принцип учета симптоматики (определяет физические возможности людей с речевой патологией);

-принцип комплексности (предполагает связь логопедической ритмики с медико-психолого-педагогическими воздействиями и основными видами музыкальной деятельности).

Исходя из общих задач логоритмики и с учетом определенного контингента детей с речевой патологией (для меня – это дети с общим недоразвитием речи), на каждом занятии преследуется решение конкретных задач, которые различаются в зависимости от возраста детей, характера речевого нарушения, этапа коррекционного воздействия.

Первый год обучения:

  1. Формирование чувства темпа – восприятия равномерной последовательности одинаковой длительности.
  2. Развитие ощущения ритмического стиля – чувства акцента, чередующихся ударений.
  3. Формирование навыка осознанного восприятия пространства.
  4. Развитие мышечного ощущения направления движения.
  5. Формирование предпосылок исполнительской деятельности на основе элементарного подражания с постепенным отделением исполнительства от подражания.
  6. Формирование простейших элементов творчества, слитых с подражанием.
  7. Расширение пассивного словарного запаса понимания грамматических форм слов, формирование фразовой речи, развитие речевой и артикуляционной моторики, создание артикуляционной базы звуков, формирование фразовой речи.

Второй год обучения:

  1. Ориентация в ритмических структурах, соизмерение и различение звуков по их длительности.
  2. Стимуляция творческой активности.
  3. Развитие музыкально-пластических способностей.
  4. Воспитание у детей точности и выразительности исполнения.
  5. Выделение творческой функции в самостоятельный вид деятельности.
  6. Обогащение и активизация словарного запаса, обучение правильному употреблению грамматических форм слов, совершенствование речевой моторики.

Третий год обучения:

  1. Формирование музыкально-ритмических способностей, развитие музыкально-ритмического мышления.
  2. Развитие способностей пластической интерпретации музыкального произведения и овладение свободой движений.
  3. Преобразование исполнения в многоуровневый акт деятельности.
  4. Обучение творческому использованию накопленного арсенала средств взаимодействия с окружающим миром.
  5. Совершенствование навыков связной речи, правильного грамматического и звукового оформления речевых высказываний во всех ситуациях общения.

Занятия организуются фронтально, 1 раз в неделю в соответствии с перспективным планом. Продолжительность занятия зависит от возраста детей, хотя варьируется у различных авторов. В средней группе продолжительность занятия составляет 15-20 минут, в средней – 20-25 минут, в подготовительной к школе группе – 25-30 минут. На занятиях я использую индивидуальную, подгрупповую, групповые формы работы.

Структура занятия включает три части:

  1. подготовительную, вводная часть составляет 5-7 минут. Сюда входят различные виды упражнений подготавливающие организм к основной двигательной и речевой нагрузке. Это различные виды ходьбы и бега.
  2. основную, длится 15 минут. Сюда входят упражнения на развитие зрительной, двигательной, слуховой или слухоречевой памяти и внимания; музыкально-двигательные и музыкально-ритмические упражнения с предметами и без предметов; упражнения, развивающие координацию речи и движения с музыкальным сопровождением и без него; упражнения на развитие продолжительного речевого выдоха и силы звучания голоса, пение песен, распевок, подвижные игры, игры-драматизации с речевым сопровождением, музыкальные игры-драматизации. Основная часть включает как общие, так и специфические виды заданий в зависимости от речевой патологии детей. Так, для детей с общим недоразвитием речи в основной части занятия возрастает доля заданий, связанных с развитием чувства ритма, метра и темпа в сочетании с разнообразными движениями, развитиемобщих речевых навыков, фонематического восприятия, артикуляционной моторики, дикции. Значительно увеличивается число игр по расширению словарного запаса детей, уточнению значения слов, формированию обобщающих понятий, развитию грамматического строя речи, связной речи.
  3. заключительную. Отводится 5-7 минут. Сюда входят игры на развитие мимических и пантомимических движений у детей, упражнения на восстановление дыхания, релаксацию, различные виды спокойной ходьбы, подведение итогов.

В настоящее время Бабушкиной Р.Л. предложен инновационный подход к организации занятий по логоритмике. Структура моих занятий включает следующие разделы работы:

I. Организация начала занятия.

Эмоционально-волевой тренинг. Сюда включаются игры и игровые упражнения, имеющие своей целью невербальное и вербальное выражение основных эмоций (радости, печали, удивления, страха, злости, интереса, горя, спокойствия). Этюды на развитие мимики, пантомимики, вокальной мимики пополняют опыт экспрессивного реагирования. Релаксационные упражнения снимают мышечное напряжение и позволяют контролировать деструктивные эмоции и действия, овладеть навыками саморегуляции.

Параллельно развиваются коммуникативная и регулирующая функции речи.

II. Танцевально-ритмические упражнения являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей, позволяющих свободно и красиво выполнять согласованные с музыкой движения, задания и игры (в том числе, подвижные). Осознание возможностей своего тела в выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств. Способность активно переживать музыку и тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода (ритма) музыкального произведения – понятие динамическое, следовательно, развиваема при «стороннем» воздействии.

Игро-гимнастика позволяет чувствовать и развивать определенные группы мышц, регулировать мышечный тонус, а также включает необходимые игры и упражнения для развития координации, пространственной ориентировки, осознания схемы собственного тела.

Игро-ритмика – это двигательные и ритмические комплексы, выполняемые под специально подобранную музыку. Каждая танцевально-ритмическая композиция имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. В танцевальных композициях передается характеристика музыкального произведения при помощи движений рук, пластических жестов и выразительных поз. При исполнении ритмических комплексов используются звуковые жесты тела (хлопки, шлепки, щелчки пальцами, притопывания). Временная организация игр и упражнений поддерживается счетом, музыкой, стихотворными текстами. Для игрового оформления заданий часто используются погремушки, трещотки, камешки, ракушки, «радуги», кубики.

III. Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизаций. Характерным моментом в играх подобного рода является переход от общих, порой недостаточно управляемых движений, к тонким, дифференцированным движениям, что, несомненно, свидетельствует о появлении выразительности и способностей к пластической интерпретации произведений.

Игровой массаж и пальчиковая гимнастика. Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения. Раздел включает игры и игровые упражнения, выполняемые руками, а также с использованием различных предметов в образно-игровой форме.

Пальчиковая гимнастика является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью. Пальчиковые игры и упражнения стимулируют развитие артикуляционного компонента речи, развивают фантазию, превращают учебный процесс в увлекательную игру.

Дыхательно-артикуляторный тренинг. Игры и игровые упражнения этого раздела используются на каждом занятии и являются основой для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков. Дыхательно-артикуляционный тренинг проводится сначала изолированно, затем включается в ролевые ситуации. Упражнения выполняются под счет, с музыкальным сопровождением, с опорой на дирижерский жест и образец педагога.

Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития просодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной выразительности, кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания. Соединение ритмичной, выразительной речи с движением способствует конкретизации слуховых образов, формированию связной речи. Важность их использования на занятиях по логопедической ритмике объясняется тесной взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха, так как речь и музыка имеют единую интонационную природу (Б.М. Теплов, М Зееман).

IV. Музицирование - это выражение своего активного отношения к музыкальному искусству в реальном звучании.

Вокальное музицирование предполагает приведение голосового аппарата в рабочее состояние, настройку слуха и внимания, знакомство с возможностями человеческого голоса. В этот раздел вошли игры с голосовым аппаратом, звукоподражательные игры с пением, фонопедические упражнения, песенный фольклор, пение с движением и тональным аккомпанементом.

Инструментальное музицирование является основой формирования ритмических навыков игры на различных музыкальных инструментах и их заместителях. Это развивает умение использовать характерное звучание инструментов при создании музыкальных картин. В раздел включены игры с инструментами, звучащими предметами, ритмодекламации с инструментами, озвучивание текста по графическим знакам, партитуре, ритмическое и мелодическое сопровождение литературных текстов.

V. Креативный тренинг способствует развитию беглости, гибкости и оригинальности мышления, умению планировать и организовывать свою деятельность, переходу от наглядно-действенного к наглядно–образному мышлению, формированию конструктивных представлений. Опираясь на музыкальные впечатления, дети создают пластические, графические и словесные образы. В раздел вошли задания на замещение предметов, создание музыкальных-речевых сказок при помощи звучащих жестов, графических рисунков, выразительных двигательных, вокальных и инструментальных импровизаций. В ходе креативных игр на свет рождаются невероятные истории, названия невиданных стран и животных, формируются навыки конструктивного выражения эмоций, развиваются познавательная деятельность, способности к естественной коммуникации, что играет большую роль в общем психическом развитии ребенка.

VI. Подведение итогов. Организация окончания занятия.

Виды заданий:

-заключительные упражнения.

Структурные компоненты варьируются в зависимостей от целей занятия.

Все задания, которые я предлагаю детям в рамках одного занятия объединяются лексической темой, изучаемой на данной неделе.

 Задания в зависимости от возраста детей и этапа коррекционной работы усложняются и дополняются.

Часть занятия

Структурный компонент

Упражнения

Примеры игр

Вводная часть

1.Эмоционально-волевой тренинг

-упражнения, активизирующие внимание;

- этюды на развитие мимики, пантомимики;

-релаксационные упражнения.

«Мимическая зарядка»

«Здравствуй»

«Сонный поезд»

«Что звучало?»

«Будь внимательным»

2.Игро-гимнастика

-ходьба и маршировка в различных направлениях;

-упражнения, регулирующие мышечный тонус;

-ориентировка в пространстве.

«Ходьба»

«Ветер и ветерок»

«Замри»

«Змейка»

«Громко-тихо»

Основная часть

3.Дыхательно-артикуляторный тренинг

- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции

«Говорливый ручеек»

«Ветер-ветер»

«Гудок»

«Артикуляционная гимнастика»

4.Инструментальное музицирование

-упражнения в игре на музыкальных инструментах, звучащих предметах;

-ритмодекламации с инструментами;

-ритмическое и мелодическое сопровождение литературных текстов.

«Оркестр»

«Музыка на кубиках»

«Чудо-домик»

5.Вокальное музицирование

-фонопедические упражнения,

-звукоподражательные игры с пением,

-пение.

«Поющий мяч»

«Волшебный клубок»

«Птичка»

«Приветствие»

6.Игровой массаж и пальчиковая гимнастика

- игры на развитие мелкой моторики;

-массаж и самомассаж.

«Дождик»

«Черепаха»

«Зайка»

Пальчиковая гимнастика

7.Речевые игры и ролевые стихи

-упражнения на развитие просодики;

-речевые упражнения без музыкального сопровождения;

- игры для развития слухового внимания,

- игры на развитие речевого слуха,

- игры на развитие фонематического слуха,

-игры на развитие дикции и закрепления звуков,

-речевые игры на развитие лексики, грамматического строя, связной речи.

«Доскажи словечко»

«Пролетает самолет»

«Лес»

«Летел лебедь»

8.Игро-ритмика

-счетные упражнения;

-ритмические упражнения;

-упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

-упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра;

-игровая деятельность.

«Дождик»

«Олени и оленята»

«Веселый поезд»

«Быстро-медленно»

«Ходим - стоп»

«Капель»

9.Креативный тренинг

-самостоятельная музыкальная деятельность детей (музыкально-речевые сказки)

-упражнения для развития творческой инициативы (импровизации)

«Волшебный платок»

«Танец снежинок»

«Звуковые картинки»

«На лесной полянке»

Заключительная часть

10.Подведение итогов, эмоционально-волевой тренинг, дыхательно-артикуляторный тренинг.

-



ВЫВОДЫ:

Можно определить следующие особенности логопедической ритмики. Она создает:

1) благоприятные условия для тренировки процесса торможения или возбуждения у детей с ОНР, у которых нарушены равновесие деятельности нервной системы и ритм процессов центральной нервной системы;

2) благотворное влияние на дошкольников с ОНР за счет точной дозировки раздражителей: темпа, ритма, динамики музыки и слова. Музыка и словесные инструкции вызывают дифференцированные по времени, силе и форме двигательные реакции. Музыка и слово помогают или активно реализовать движение, или затормозить моторную реакцию;

3) возможность выявить индивидуальный ритм ребенка и ритм коллектива, позволяет во всем многообразии мимико-двигательных проявлений, установить соответствие ритма индивида оптимальному биологическому ритму людей его пола и возраста;

4) упорядочивание и усовершенствование протекающих двигательных, ритмических процессов;

5) возможность учитывать особенности возраста детей с точки зрения осознания упражнений, при подборе заданий.

Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

Список литературы.

  1. Волкова Г.А.

 Логоритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с.

  1. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М.

Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи/ Под ред. Г.А. Волковой. – СПб.: КАРО, 2005. – 176 с.

  1. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Инновационный подход к организации занятий по логопедической ритмике с младшими дошкольниками с ОНР. // Логопед. 2012. №6.
  2. Картушина М.Ю. 

Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

  1. Картушина М.Ю.

Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. -  М.: ТЦ СФЕРА, 2007.

  1. Новиковская О.А.

Логоритмика. Практическое пособие для педагогов и родителей. - Изд-во Корона Принт, 2005.

  1. Воронова А.Е.  

Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет (методическое пособие). -  М.: ТЦ СФЕРА, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников».

Работая с детьми с различной патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду постоянно приходится искать  вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс ...

Изоритмика в системе коррекционно-педагогической работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников

Дети с общим недоразвитием речи редко имеют уверенную координацию пальцев рук. Изоритмика – это целый комплекс игровых упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук, которые сопровождаются ...

Развитие мелкой моторики пальцев рук при коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи и предупреждению нарушений письма у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией

Упражнения по развитию кинетической основы движений рук. Упражнения по развитию динамической координации рук в процессе выполнения последовательно организованных движений.Упражнения по развитию ...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА В КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

На современном этапе развития общества пристальное внимание учёных уделяется обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, что отражается в Федеральном государственном образовательном стандарте до...

Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников.

Актуальной проблемой для педагога является поиск и использование в практике методов и приемов, наиболее полно учитывающих принципы личностно-ориентированного образования, способствующих гармоничному р...

СВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С МУЗЫКАЛЬНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В направлении развития связной речи систематическая работа над инсценировками и драматизациями, участие детей в праздниках обеспечивает комплекс психолого-педагогических условий, способствующих эмоцио...