Приемы работы учителя-логопеда по разрешению конфликтных ситуаций в группе компенсирующей направленности
статья по логопедии на тему

C каждым годом увеличивается количество детей, которых условно можно отнести к группе детей с ограниченными возможностями здоровья. Без участия семьи в коррекционном процессе его успешность и положительная результативность просто не возможна. Это взаимодействие в своём идеале должно быть бесконфликтным. Но так бывает, к сожалению, не всегда. Как избежать конфликтности во взаимодействии двух сторон: коррекционных служб ДОУ и родителей?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приёмы работы учителя-логопеда по разрешению конфликтных ситуаций в группе компенсирующей направленности.


К сожалению, наша современная действительность такова, что с каждым годом увеличивается количество детей, которых условно можно отнести к группе детей с ограниченными возможностями здоровья. На базе нашего детского сада функционирует группа компенсирующей направленности.

Группа функционирует с 2005 года.

Возможные конфликтные ситуации в работе группы компенсирующей направленности.

Любого ребёнка детского сада нельзя рассматривать без его родителей, которые зримо и незримо стоят за спиной каждого из них. Без участия семьи в коррекционном процессе его успешность и положительная результативность просто не возможна. Логопеду и психологу приходиться выходить на прямое и опосредованное  взаимодействие с родителями. Это взаимодействие в своём идеале должно быть бесконфликтным. Кажется, по какому поводу конфликтовать.  Не стоит объяснять, что каждый родитель любит своего ребёнка, особенно в таком нежном возрасте, как дошкольный, зачастую не замечает каких-либо отклонений от нормы, которые лежат на поверхности, а может быть не хотят, чтобы их замечали другие.

Рассмотрим такую ситуацию: в детском саду проводиться диагностическое обследование на предмет оценки состояния речи детей средних и старших групп. К этому времени ребёнок в течение трёх лет посещал одну и ту же группу, пребывал в стенах детского сада по 8-9часов в день, привык к воспитателям, влился в детский коллектив. Тем не менее среди детей выявляются нуждающиеся в исправлении речи, у одних из них речь несовершенна, но находится в возрастных нормах, у других наблюдаются глубокие нарушения. Такие дети  как раз и нуждаются в коррекционной помощи в условиях группы компенсирующей направленности. Но оказание этой  конкретной помощи может быть осуществлено только с согласия родителей /законных представителей/ ребёнка. Зачастую простое озвучивание родителю необходимости решения возникшей у ребёнка проблемы приводит к конфликту. Предвидя такую ситуацию, мы предпринимаем ряд антиконфликтных действий. В нашем учреждении проводится широкая работа по правовому просвещению родителей с опорой на нормативные правовые документы: Международные :

Всеобщая декларация прав человека;

Конвенция ООН о правах ребёнка;

Декларация прав ребёнка;

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Федеральные:

Конституция РФ;

Закон РФ от 10.06.1992 «Об образовании»;

Гражданский кодекс РФ.

Семейный кодекс

Типовое положение о ДОУ

Локальные:

Устав детского сада;

Договор ДОУ с родителями;

Цели этой работы: повышение уровня правовой культуры родителей, совместное изучение документов, повышение родительской компетенции, юридической грамотности по проблеме развития прав ребёнка.

Формы просвещения родителей самые разные: это и наглядная агитация (в родительском уголке помещаются тексты Конвенции ООН о правах ребёнка, выдержки из Семейного кодекса РФ. В каждой группе оформлены консультативные папки «Личные права ребёнка», «Ваши права», «Конвенция  ООН о правах ребёнка». В детском саду составлена библиотека для родителей,  в которой собраны нормативные акты. Во всех группах ежегодно проводятся собрания соответствующей тематики. В принципах, изложенных в Декларации, как раз и провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение,  социальную защиту, возможность получать образование, развиваться физически, умственно, получать помощь и быть защищённым от всех форм небрежного обращения. Конвенция увязывает права ребёнка с правами и обязанности родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их защиту, развитие и образование.  Тем самым мы пытаемся убедить родителей в необходимости целесообразной любви – а это любовь к ребёнку во имя его будущего: будущего обучения в школе без перегрузок, будущего бесконфликтного общения со сверстниками, будущего выбора профессии.

        Итак, у нас в вопросах предотвращения возникновения конфликтных ситуаций во взаимоотношении с родителями, законными представителями детей   с ОВЗ, нуждающихся в коррекции, сложился следующий алгоритм:

  1. Знакомство с законами о правах ребёнка.
  2. Ознакомление с уставом ДОУ
  3. Подписание договора ДОУ с родителями, что даёт нам право проводить диагностические обследования детей. По истечении диагностического обследования и составления банка данных  детей, нуждающихся в исправлении речи,  логопедом и психологом проводится групповая консультация с практикумом,  исключительно для родителей детей диагностируемых групп.
  4. Просветительская работа по популяризации логопедических знаний через собрания, консультации, публикации в периодической печати
  5. Знакомство с режимом работы группы компенсирующей направленности.

Комплекс этих мероприятий позволяет нам безболезненно получить согласие родителей на введение их детей в состав группы компенсирующее направленности. В случае отказа  родителями оформляется заявление соответствующего содержания.

С этого момента начинается наша довольно тесное взаимодействие с родителями в процессе подготовки материалов к заседанию ЦМПМПК. Тут основной принцип работы логопеда и психолога конфиденциальность, сохранение полученной информации, неразглашение данных, связанных с личной жизнью родителей и детей. Через наши руки проходят паспорта родителей, свидетельства рождения детей, документы об усыновлении и попечительстве, данные об отклонениях здоровья, выписки из истории раннего развития детей, где размещена информация о патологиях и заболеваниях родителей, информация о поведении ребёнка и родителей во время проведения заседания комиссии, а впоследствии неразглашении поставленного комиссией диагноза.

Много работы уже проделано, согласие родителей  получено, заседание комиссии пройдено, начинается непосредственный коррекционно-образовательный процесс, который осуществляется большим количеством участников медико-психолого-педагогического сопровождения ребёнка.  

Учебный год начинается с информационно-ознакомительного родительского собрания, целью которого является ознакомление с задачами работы группы в целом, со специалистами. Стараемся поближе узнать родителей, наладить непосредственный контакт, познакомить их между собой, даём почувствовать, что в детском саду всех волнуют их проблемы. В целом в процессе общения складывается достаточно цельное представление о каждой семье:

- жилищные условия семьи, возраст, образование матери и отца ребёнка;                             - супружеский опыт (первый, второй брак, развод);

- состав семьи и структура родственных связей;

 - полные семьи, многодетные, матери-одиночки.

Эти знания о семье воспитанника играют важную роль в оказании психолого-педагогической помощи соответствующей реальным потребностям семьи. Это позволяет нам во избежание конфликтов варьировать разными методами в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребёнка. Беседы с родителями каждого ребёнка проводятся индивидуально. В их ходе стремлюсь раскрыть структуру дефекта, намечаю пути наиболее быстрого его устранения. Беда многих современных родителей это слабые педагогические знания. Отстранённость, нежелание разобраться в сложном мире ребёнка. А в логопедической группе родители помимо знаний педагогических должны уметь использовать специальные знания, которые они могут применить дома при занятиях с детьми.

Логопед и воспитатели разъясняют родителям группы необходимость усиленной ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов, ибо только лишь в этом случае возможны наилучшие результаты. Родители должны осознать важность своей роли в  воспитании ребёнка. Они должны стремиться быть активными и действенными участниками коррекционного процесса. Все эти формы: коллективная, индивидуальная, наглядная – повышают уровень открытости процесса, взаимодействия с семьёй и служат хорошей, бесконфликтной основой для содружества детского сада и семьи.

Все формы работы коллективная, индивидуальная, наглядная повышают уровень открытости процесса взаимодействия с семьей и его бесконфликтности. (См. схемы №1-3)

 Есть и ещё некоторые моменты, которые тревожат нас. Педагогическая воспитательная деятельность предполагает затраты душевных сил, привязанность, радость общения как со стороны ребёнка, так и со стороны воспитателя, родителей. Сложившаяся у ребёнка проблема коррекции речи ставит незримую точку на этом общении. Ребёнок нуждается в переводе в другой коллектив с согласия родителей. Естественно, родители за советом обращаются к воспитателю и во многом от того, как поведёт себя воспитатель, как и что он скажет, посоветует, будет зависеть дальнейшая судьба ребёнка. Только осознанное отношение к проблеме ребенка со стороны воспитателя, соответствующие знания или уверенность в собственной способности помочь ребёнку, могут сыграть в этом вопросе главенствующую роль. В нашем коллективе с этой целью  проводится методическая работа среди воспитателей с целью расширения, углубления логопедических знаний через педсоветы и семинары

Группа компенсирующей направленности

Ребёнок-ребёнок

Ребёнок-воспитатель

Родители –специалисты группы

Воспитатель-логопед

Специалисты группы-пед.коллектив

Речевые

праздники, утренники

Консультации,

семинары

Выставка

пособий

Фронтальные

открытые

занятия

Родительские собрания

Библиотека игр и

упражнений

Вовлечение родителей в  образовательное пространство  группы компенсирующей направленности

(коллективные формы работы)

Записки-

рекомендации

Индивидуальные

практикумы

Анкеты

Тетрадь для

домашних заданий

Индивидуальные

 беседы

Просмотр

индивидуальных

занятий

Вовлечение родителей в  образовательное пространство  группы компенсирующей направленности

(индивидуальные формы работы)

Информационный лист

Домашнее

задание

Домашняя игротека

Папка - передвижка

Экран

звукопроизношения

Доска

объявлений

Речевой

уголок

Дневнички

Вовлечение родителей в  образовательное пространство группы компенсирующей направленности

(наглядные формы работы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя – логопеда МБДОУ д/с № 50 в средней группе компенсирующей направленности для детей с ОНР

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучителя – логопеда  в средней группе компенсирующей направленности  для детей с ОНР...

Конспект совместной образовательной деятельности учителя -логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР " В стране удивительных предметов"

Конспект совместной образовательной  деятельности учителя -логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА организации деятельности учителя-логопеда с детьми 5-6 лет, старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи III уровня) Разработана на основе адаптированной основной обра

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАорганизации деятельности учителя-логопеда с детьми 5-6 лет,старшей группы компенсирующей направленности для детейс тяжелыми нарушениями речи(общее недоразвитие речи III уровня)...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя для детей старшей группы компенсирующей направленности по теме «Осень»

Цель: Использование здоровьесберегающих технологий на занятии по закреплению знаний детей по теме «Осень» и формирование двигательных умений и навыков....

Конспект группового занятия учителя – логопеда и педагога – психолога с детьми старшей группы компенсирующей направленности на тему: «Домашние животные»

В конспекте представлены игры и упражнения  для закрепления  знаний  детей с ОНР о домашних животных и их детёнышах; совершенствования грамматического строя речи....